Материалы и технологии для устройства разметки дорог в США


Традиционными материалами, которые использовались для разметки проезжей части улиц, и дорог и бордюров, были краска и стеклянные шарики. В настоящее время в США появились новые, более эффективные и долговечные материалы. Хотя их первоначальная стоимость сейчас еще выше стоимости традиционных материалов, меньшие затраты на содержание, сокращение времени на их нанесение, лучшая видимость и читаемость в условиях зимней эксплуатации оправдывают их использование.

Краски, применяемые для разметки дорог

Постоянно осуществляется улучшение технологии изготовления красок и стеклянных шариков, методов их применения. Продолжаются научно-исследовательские работы, направленные на получение рефлектирующей линии, которая наносится с минимальными затратами и служит шесть или более месяцев на дорогах с интенсивным движением транспорта.

Одним из крупнейших усовершенствований красящих материалов в США была разработка быстровысыхающих связующих элементов, которые могут применяться с использованием стандартного оборудования, обеспечивающего небольшой подогрев, или специально сконструированного оборудования, работающего при высоких температурах.

Существует несколько способов для выбора красок или связующих материалов. Окончательный выбор обычно основывается на факторе стоимости. Краткое резюме по существующим спецификациям представляется в следующем виде.

1. Для того чтобы оценить качество представленных образцов, необходимо провести лабораторные и эксплуатационные испытания. Критериями оценки краски могут служить ее внешний вид в дневное время, цвет, состояние слоя, прочность удерживания шариков в слое краски и светоотражающая способность.

2. О свойствах краски свидетельствует ее химический состав, который обычно является предметом лабораторных, иногда и эксплуатационных испытаний.

Способы ухода и содержания, а также график обслуживания разметки зависят от характера дороги, интенсивности движения на ней и ширины полос для движения. Большинство магистральных дорог требуют окраски весной и осенью или даже чаще, если позволяет погода. При перекрашивании новая разметка накладывается на прежнюю.

Разметка проезжих частей улиц и магистралей термопластиком

Такая разметка наносится на проезжую часть дорог распылением, выдавливанием материала или прикатывается холодным способом.

Прикатываемые или приклеиваемые пластиковые полосы используются в основном для разметки пешеходных переходов и стоп-линии на дорогах с битумным покрытием в городах. Другим видом применения пластиковых полос является нанесение линий, разделяющих полосы движения, и осевых линий на новые битумные покрытия на завершающей стадии обработки верхнего слоя, когда пластиковые полосы втапливаются в него с помощью катков.

Проведенные в США исследования дают возможность сопоставить характеристики разметки, сделанной из термопластика, и нанесенной обыкновенными красками, а именно: разметка термопластиком имеет больший срок службы на битумных покрытиях дорог, чем на цементобетонном дорожном покрытии; сцепление термопластика с новым бетонным покрытием хуже, чем со старым; разметка из термопластика может повреждаться при снегоочистительных работах; термопластик может давать большую экономию, чем обыкновенная краска, только на дорогах с интенсивным движением транспортных средств.

При использовании распыляемого или подаваемого под давлением термопластика со стеклянными шариками требуется специальное оборудование.

Готовая ленточная разметка

Стандартная готовая лента с клеящейся обратной стороной получила широкое применение при временной разметке направлений движения транспортных средств в период дорожно-строительных работ, а также для временного нанесения символов на проезжую часть, обозначения стояночных мест. В последние годы в США появились маркировочные материалы, обладающие светоотражательной способностью в мокрую погоду и в ночное время. В том случае, когда требуется более длительный срок службы такой разметки, на поверхность проезжей части дороги наносят грунтовый слой, на который наклеивают готовую ленту.

Выпуклые приподнятые над проезжей частью улицы световозвращающие элементы используются в качестве временной разметки в районах, где не ведется снегоочистительных работ или они ведутся в очень небольшом объеме, а также отсутствует движение транспортных средств с ошипованными шинами. Такие элементы обеспечивают улучшение видимости дороги в ночное время, а также в условиях ее увлажнения.

Считается, что в бесснежных районах США выпуклая разметка превосходит стандартную разметку, нанесенную краской, в отношении долговечности и прочности. Такая разметка пользуется вниманием водителей, обеспечивает хорошую видимость ночью при мокрой погоде, а ее стоимость за десятилетнюю эксплуатацию оказалась сходной со стоимостью стандартной разметки, нанесенной краской.

Рефлектирующий порошок

В результате технических разработок в США создан порошок, с помощью которого можно наносить полосы и зоны на проезжей части улиц, обладающие хорошей отражательной способностью. Материал состоит из стеклянных шариков, перемешанных с порошком-основой, и наносится на дорожное покрытие при помощи специального оборудования с пропановой горелкой. Распыляемый порошок расплавляется вблизи от дорожного покрытия и сразу же скрепляется с ним. Преимущество такого материала состоит в том, что при его нанесении остановка дорожного движения сводится к минимуму.

Стеклянные шарики используются в смеси с различными вяжущими материалами для обеспечения видимости в ночное время там, где постоянное освещение дороги отсутствует. Шарики могут заранее перемешиваться с краской, термопластиком, порошком или наноситься на слой вяжущего материала под действием собственного веса. Либо используется комбинированный метод предварительного заполнения вяжущего и последующего напыления дополнительной порции сухих шариков.

Средства для маркировки объектов и делинеаторы

Средства для маркировки препятствий или объектов представляют собой рефлекторы размером 7,5 см, установленные на щитках желтого или черного цвета, или же плоские черные щитки с желтыми или белыми рефлектирующими полосами. Эти желтые рефлекторы должны быть идентичны желтым и белым делинеаторам (указателям на сигнальных столбиках), которые способны четко отражать свет при нормальных погодных условиях с расстояния 305 м при освещении их автомобильными фарами. Порядок и график ухода за этими устройствами почти такие же, как и за дорожными знаками. Любые устройства, находящиеся в зоне, подверженной загрязнению, такой как разделительная полоса или край проезжей части, подлежат мойке согласно графику два или более раз в году. Они должны быть под постоянным контролем из-за возможного повреждения автомобилями и подлежат замене, как только будет обнаружено их повреждение.

Машины и оборудование для нанесения дорожной разметки. Разметка краской проезжих частей улиц и дорог

В США отделы организации дорожного движения используют различные виды оборудования для нанесения линий разметки с помощью краски, начиная от небольших ручных устройств с подачей краски самотеком до крупных и сложных высокопроизводительных машин. Широко применяются машины, приводимые в действие вручную, самоходные. Большой объем работ при нанесении надписей, стоп-линий, других видов поперечной разметки выполняется при помощи ручных мини-машин. Крупные самоходные машины обычно имеют дополнительное оборудование, которое используется для составления и распределения световозвращающих смесей и сухих шариков, для автоматического нанесения прерывистых линий, а также насосное оборудование для заправки баков краской. Некоторые машины снабжены всем указанным оборудованием, а также прицепными и навесными устройствами для нанесения продольной разметки в различных вариантах. Эти машины могут наносить краской несколько линий одновременно и различной конфигурации со скоростью 16-24 км/ч как на межтуштатных многополосных скоростных автомагистралях, так и на второстепенных сельских дорогах шириной 5 м. Специальное оснащение такой маркировочной машины может состоять из двух баков для краски, пяти пистолетов-распылителей краски и разбрасывателя шариков, краскоподогревателя, насосов для подачи краски, двойного управления технологическим процессом маркировки, двух отдельно управляемых тележек для покраски (встроенная и прицепная), отсека для хранения ограждений для вновь нанесенных и не высохших еще линий, а также системы внутренней связи. Эксплуатационная скорость маркировщика может существенно меняться в зависимости от марки машины и вида работы. При идеальных условиях за восьмичасовой рабочий день машина способна проложить от 32 до 48 км разметочной линии. На участках, где отсутствует прежняя разметочная полоса, для направления движения машины могут быть использованы строительный шов или ручная трассировка путем нанесения отдельных точек краской или путем натяжения троса между контрольными точками, а вдоль этого троса наносится краской прерывистая или сплошная линия. На прямолинейных участках дороги расстояние между контрольными точками не должно превышать 183 м. На участках вертикальных или горизонтальных кривых контрольные точки размещаются на таких интервалах, которые обеспечивают точное нанесение линии. На многополосных дорогах, где многие линии параллельны, боковые приспособления на многих машинах позволяют размечать все параллельные линии только по одной протрассированной контрольной линии.

Эксплуатационными организациями, а также поставщиками краски и машинного оборудования для разметки проводятся эксперименты по улучшению рабочих характеристик и долговечности разметочных материалов. Наиболее частые причины, вызывающие преждевременный износ краски, следующие: недостаточная очистка проезжей части дороги; чрезмерно тонкий слой наносимой краски; мокрая или влажная проезжая часть; нанесение краски при ветреной погоде или тогда, когда температура воздуха ниже 40° по Фаренгейту; присутствие извести или других щелочных материалов, которые способствуют разрушению краски и вызывают ее вымывание.

Стеклянные шарики могут быть отдельно нанесены на краску с помощью специального распылительного устройства. Когда шарики перед нанесением перемешиваются с краской, эту смесь можно распылить при помощи обычного оборудования.

Линии дорожной разметки из термопластика

Небольшие участки, такие как переходы для пешеходов или стоп-линии, могут размечаться термопластиком с помощью машин, управляемых вручную. Существуют и большие самоходные машины, снабженные большими баками для подогрева термопластиковых светоотражающих материалов. В любом случае машина, которая должна разогревать материал до температуры приблизительно 400° по Фаренгейту, требует дополнительного оборудования: емкостей для шариков и раздаточного устройства для их напыления на разогретую маркировочную линию.

Выпуклая дорожная разметка

Почти все оборудование, применяемое для нанесения выпуклой разметки в США, является сравнительно несложным. Отдельные элементы разметки (кнопки) приклеиваются к покрытию эпоксидной смолой после трассирования линии. Кнопки в стальной оболочке с двумя выступами внизу были установлены в порядке эксперимента на участках, где проводится расчистка снега с помощью снегоочистительных машин.

Выступы были устроены с помощью эпоксидной смолы в шероховатых канавках в дорожном покрытии. Разработан образец машины, которая очищает дорожное покрытие, укладывает эпоксидную смолу и наносит на нее стеклянные шарики размером 0,62 см. Сформировав таким образом на месте один элемент выпуклой разметки, машина передвигается к намеченному месту расположения следующего элемента.

Другие элементы дорожной разметки

Объекты и препятствия для движения транспорта, находящиеся в пределах дороги или около нее, могут быть выкрашены диагональными полосами в том случае, если возникает необходимость привлечь к ним особое внимание водителей.

Когда применяются для обозначения таких препятствий знаки или описанные выше устройства, они могут располагаться на самих препятствиях и в случае необходимости на стойках, расположенных на некотором расстоянии перед препятствием.

Наиболее удобным и эффективным оборудованием для забивки стоек является пневматический копер. Существуют различные модели копров - от маломощных до высокопроизводительных установок для размещения в зоне дороги столбов больших размеров. Для приведения в действие копров необходим размещаемый на грузовике компрессор. Также необходима установка для извлечения поврежденных стоек.

Евгений МАРГАЙЛИК, инженер и патентовед ВОИР


Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 1998 год в рубрике дороги

©1995-2024 Строительство и недвижимость