Сельское строительство
Участники республиканского совещания, состоявшегося в Минстройархитектуры РБ 25 марта, были единодушны по поводу того, что село по-прежнему будет являться традиционной житницей лишь при условии осуществления оперативной его застройки высококачественным жильем. Выступление вице-премьера РБ Г. В. Новицкого было дополнено рядом других.
Вопрос качества сегодня, подчеркнул министр архитектуры и строительства РБ В. Н. Ветров, есть вопрос престижа не только каждой строительной организации, но и государства, вопрос имиджа интегрированного в рыночные условия стройкомплекса.
Следует надеяться, что Комитет по надзору за ведением работ в строительстве будет последователен в своих действиях, которые состояли бы не в фиксации нарушений, а в их упреждении, причем упреждении ежедневном, а не по истечении какого-то периода времени.
Следует также немедленно возобновить деятельность учебных курсовых комбинатов повышения квалификации рабочих и инженерно-технических кадров, добавил Виктор Николаевич. Необходимо вернуться к аттестации линейных работников со сдачей экзаменов на знание и технических условий, и самого состава проекта, принятых в проекте технических решений. Незнание либо непонимание этих вещей во многих случаях и порождает тот брак, с которым приходится сталкиваться. Вся стройотрасль РБ должна немедленно возродить связь со строительными ПТУ, утерянную большинством ее подразделений. Не готовится смена, вообще велики кадровые потери, особенно среди квалифицированных строительных рабочих. В конечном счете за повышение квалификации сегодня должны быть введены дополнительные стимулы при оплате труда.
Помимо качества, есть еще один аспект - ценообразование. Нельзя допустить, чтобы жилье на селе было дорогим. Чтобы за счет строительства жилья на селе поправляли свое финансовое положение подрядные строительные организации РБ. Во многих случаях завышение цен связано с организационными издержками. Сегодня по республике наблюдается двойная, а то и тройная разбежка в ценах на одни и те же материалы, изделия и конструкции. Осуществляя сельское строительство, мы будем неукоснительно придерживаться фиксированных цен.
Хотелось бы обратить внимание на такие элементы ценообразования, как переоценка основных фондов и амортизация. Отражение переоценки в балансе можно будет осуществлять лишь с разрешения Минстройархитектуры РБ. Все остальные случаи будут квалифицироваться как неисполнительность. Санкции - вплоть до расторжения контрактов и обязывания возмещения нанесенного ущерба.
Вся обсуждаемая программа жилищного строительства на селе должна быть завершена до октября. В соответствии с сельским укладом жизни после этого срока переселять людей чрезвычайно сложно - начинается цикл заготовки и обустройства, предшествующий зимовке.
В соответствии с Указом № 427, являющимся логическим продолжением Указа № 346, открыты 2 кредитные линии. Одна - сбербанковская в сумме 500 млрд рублей, вторая - по финансированию колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий в сумме 2 трлн рублей. Определено, что кредиты по второй линии будут выделяться в объеме 75% от стоимости усадьбы. В этой связи и проектировщики, и подрядчики, и заказчики (конкретные колхозы и совхозы) должны на стадии заключения договоров определить, какие объемы должны быть выполнены в пределах этих 75%, а какие - впоследствии самим хозяином. Но в любом случае должна быть конструктивно предусмотрена возможность расширения дома. Квартира не может быть брошена недостроенной - у новосела должна быть возможность в нее вселиться. Если не выполнены работы по планировке и благоустройству, то и сам дом смотреться не будет. Возможно не выполнить интерьерные работы в мансарде либо не в полном объеме, а лишь в контурах выполнить хозпостройки. Кредитуется строительство усадьбы в размере 30 м 2 на члена семьи. Строительство усадебной постройки кредитуется дополнительно в размере 20% от стоимости дома.
Министр призвал городские стройтресты, объединения, ДСК, которые сегодня не имеют загрузки и заданий по строительству на селе, самим предложить свои услуги, чтобы ни одна строительная организация РБ не оказалась сегодня в стороне от этого процесса.
Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РБ Ю. Д. Мороз был краток:
- Сегодня дальнейшее развитие сельхозпроизводства без осуществления жилищного строительства на селе практически невозможно. Ежегодная убыль сельского населения составляет 10%. Теоретически через 50 лет белорусское село может стать совершенно безлюдным. Сегодня только 18% сельских квартир имеют центральное отопление, 22% - водопровод, 18% - канализацию. Газом сельское население обеспечено на 8%.
Основная тяжесть выполнения поставленной задачи ляжет, безусловно, на районы. Важно, чтобы все недостроенное кредитовалось наравне с новостройками как таковыми. Наша задача будет заключаться в мобилизации всех возможных местных людских и материальных ресурсов для своевременного завершения этих 4 домов в каждом хозяйстве.
Стопроцентно освоенная территория - это безупречно функционирующие коммуникации, поэтому слово было предоставлено и министру связи РБ В. И. Гончаренко, и председателю комитета по автодорогам Минтранса РБ А.В. Минину.
В 1977 г. на развитие средств связи в сельской местности Минсвязи РБ было направлено 220 млрд рублей. Было дополнительно телефонизировано 117 населенных пунктов. В 1998 г. мы планируем направить на село около 380 млрд рублей, сообщил главный связист республики.
В домах, о строительстве которых идет речь, будут проживать специалисты, которые нужны для села, для развития сельского хозяйства, и телефон будет необходим каждому из них. Требуемая номерная емкость будет найдена следующим образом- с учетом того, что сегодня АПК должен Минсвязи РБ 40 млрд рублей, будут частично отключаться неплательщики. За счет этого будут подключаться специалисты-новоселы.
В проекты обсуждаемых домов следует сразу закладывать и радиофикацию их наравне с телефонизацией, проводное вещание. Тогда на руках у связистов будет проектно-сметная документация в полном объеме, и параллельно со строителями они будут строить сети, чтобы запитать эти жилые дома.
Председатель комитета по автодорогам Минтранса РБ А. В. Минин в последнее время не часто выходит к трибуне конференц-зала Минстройархитектуры РБ, вопросы же строительства и эксплуатации дорог всегда были достаточно животрепещущи, поэтому Александру Васильевичу было о чем поведать аудитории:
- Сегодня в РБ 13 000 населенных пунктов, в которых проживает полмиллиона человек, не имеют дорог с твердым покрытием и подъездами.
В основном в РБ к населенным пунктам, которые не имеют подъездов, ведут 30 000 км внутрихозяйственных дорог, которые находятся на балансах колхозов и совхозов. Из них 24000 вообще не имеют подъездов с твердыми покрытиями. В прошлом году правительством РБ была принята государственная программа "Дороги Беларуси", которая определила порядок включения внутрихозяйственных дорог в состав дорог общего пользования. Все дороги, которые соединяют населенные пункты с дорогами общего пользования, попали в зону обслуживания госпредприятий дорожного хозяйства.
В 1998 г. за счет местных дорожных фондов предполагается освоить на ремонте, строительстве и содержании дорог около 6 трлн рублей. Часть этих средств должна быть направлена на строительство внутрихозяйственных дорог. Учитывая постановление Совмина РБ от 23 марта, часть средств мы должны направить на строительство и благоустройство дорог в районах жилищной застройки. Сумма, о которой сегодня идет речь, - это 750 млрд рублей по местным дорожным фондам. Кроме того, планируется построить 630 км внутрихозяйственных дорог.
Уже в текущем году на балансы дорожных предприятий принято 5700 км дорог. Завершается работа в Минской и Могилевской областях.
В целях повышения эффективности вложения средств и удешевления строительства дорог в сельской местности в соответствии с поручением Совмина РБ Комитетом по автодорогам разработаны и согласованы с МВД РБ и Минстройархитектуры РБ рекомендации по экспериментальному проектированию подъездных дорог к малым населенным пунктам и другим объектам сельскохозяйственного назначения. Это - так называемые дороги VI, VII и VIII категорий, которые должны каким-то образом разрешить обсуждаемую проблему эффективности вложения средств. Экспериментальное строительство дорог низкой категории осуществлено в Пуховичском районе Минской области общей протяженностью 8,5 км. Также осуществлено строительство 2 подъездов к малым населенным пунктам в Витебской области и 1 - в Брестской. На стадии строительства - 1 дорога в Гродненской области; на стадии проектирования - ряд объектов в Гомельской, Могилевской и Гродненской областях. Это выполняется с целью получения и накопления в различных регионах республики объективных и всесторонних результатов эксплуатации дорог низкой категории, чтобы со временем выйти на нормативный документ постоянного действия, будут ли то СНБ либо дополнение к СНиП. Сегодня силами проектного института "Белгипродор" осуществляется наблюдение за движением на этих дорогах и их эксплуатационным состоянием.
Еще один вопрос, который хотелось бы затронуть, - эффективность вложения средств в дорогу. Как выглядит наше экспериментальное строительство? Километр построенной дороги стоит сегодня 450 млн рублей. С учетом затрат на возмещение освоения земель и возмещение убытков землепользования - 850 млн рублей. То есть 50% общей стоимости составляет стоимость земель. Комитетом по автодорогам подготовлены предложения по освобождению предприятий, осуществляющих ремонт и строительство дорог, от возмещения затрат, однако этот вопрос пока не получил разрешения, потому что мы натолкнулись на сопротивление Минсельхозпрода РБ и Госкомзема РБ.
Следует отметить, что сегодня в сельскохозяйственных предприятиях и организациях РБ в качестве внутрихозяйственных дорог числятся полосы земли 6-8 м шириной. Во время непогоды и распутицы ширина полосы с учетом многочисленных объездов достигает 50 м. Соответствующие площади так и так выходят из севооборота. Думаю, что экономический механизм, который мы предложили привести в действие, к 2005 г. позволит построить в республике 800 км автодорог.
Во исполнение поручений Национальной комиссии по развитию населенных пунктов РБ нами отработаны ряд мер и комплекс действий, которые направлены на реализацию программы повышения технического уровня и состояния участков дорог, проходящих по населенным пунктам. И сегодня областные проектные ремонтно-строительные объединения (облдорстрои) обеспечивают реализацию этих программ. Это также позволит выйти на определенный уровень развития дорог в сельской местности.
В порядке контроля мы ввели, начиная с I квартала, отчетность, в которой будет раздел "Благоустройство населенных пунктов".
Об опыте внедрения немецкой модели индивидуального жилищного строительства "Сделай сам" рассказал заместитель генерального директора АО "Забудова" И. И. Некрасов:
- С вводом в действие ДСК в поселке Чисть открылись широкие возможности строительства энергосберегающих коттеджей - домов нового поколения. Мы имеем возможность возводить 1000 коттеджей в год с использованием своих конструкций.
Остановлюсь на варианте возведения "Сделай сам". Каковы его особенности? В 1997 г. немецкая компания "Hebel Haus" из 1000 комплектов коттеджей 700 продала именно по этой схеме. Взяв на вооружение тактику немецких коллег, мы создали в АО "Забудова" отдел заказов. Клиентам предлагаются различные варианты усадеб: с подвалом и без подвала, только коробка, то же с крышей и так далее. Была определена стоимость 1 м 2 каждого варианта в условных единицах. Анализ показывает, что эта стоимость для домика среднего масштаба при сооружении его "под ключ" составляет 300 у. е. Вариант "Сделай сам" обеспечивает двойную (150 у.е.) дешевизну. За счет чего? Естественно, мы идем на снижение на 15% стоимости наших материалов и на 8% - строительных услуг. Срабатывает и продуманная схема транспортных перевозок. Сегодня практически в каждом областном центре мы имеем свои представительства, где в наличии имеется наш материал. Это позволяет сократить плечо доставки во всех областях РБ. В ближайшее время будут открываться представительства в городах районного подчинения.
Заказчик выбирает из 50 проектов, разработанных нашим проектно-конструкторским отделом совместно со специалистами ряда проектных институтов РБ, нужные ему варианты. В соответствии с заключенным договором мы обязаны поставить ему комплект домов по его требованию и предоставить инструктора, который выведет его на 1-й ряд, обеспечит необходимое обучение хозяев, членов их семей либо еще каких-то помощников и будет осуществлять контроль в процессе строительства. Все это входит в стоимость договорных услуг.
В прениях по обсуждаемой теме не затерялась реплика директора Бобруйского завода КПД М. М. Винокуровой: очень часто, когда предъявляешь к оплате построенное жилье с параметрами высокого потребительского качества, представители соответствующего банка почему-то полагают, что ты должен был использовать столярку образца 50-х годов...
Сергей ЗОЛОТОВ
Вопрос качества сегодня, подчеркнул министр архитектуры и строительства РБ В. Н. Ветров, есть вопрос престижа не только каждой строительной организации, но и государства, вопрос имиджа интегрированного в рыночные условия стройкомплекса.
Следует надеяться, что Комитет по надзору за ведением работ в строительстве будет последователен в своих действиях, которые состояли бы не в фиксации нарушений, а в их упреждении, причем упреждении ежедневном, а не по истечении какого-то периода времени.
Следует также немедленно возобновить деятельность учебных курсовых комбинатов повышения квалификации рабочих и инженерно-технических кадров, добавил Виктор Николаевич. Необходимо вернуться к аттестации линейных работников со сдачей экзаменов на знание и технических условий, и самого состава проекта, принятых в проекте технических решений. Незнание либо непонимание этих вещей во многих случаях и порождает тот брак, с которым приходится сталкиваться. Вся стройотрасль РБ должна немедленно возродить связь со строительными ПТУ, утерянную большинством ее подразделений. Не готовится смена, вообще велики кадровые потери, особенно среди квалифицированных строительных рабочих. В конечном счете за повышение квалификации сегодня должны быть введены дополнительные стимулы при оплате труда.
Помимо качества, есть еще один аспект - ценообразование. Нельзя допустить, чтобы жилье на селе было дорогим. Чтобы за счет строительства жилья на селе поправляли свое финансовое положение подрядные строительные организации РБ. Во многих случаях завышение цен связано с организационными издержками. Сегодня по республике наблюдается двойная, а то и тройная разбежка в ценах на одни и те же материалы, изделия и конструкции. Осуществляя сельское строительство, мы будем неукоснительно придерживаться фиксированных цен.
Хотелось бы обратить внимание на такие элементы ценообразования, как переоценка основных фондов и амортизация. Отражение переоценки в балансе можно будет осуществлять лишь с разрешения Минстройархитектуры РБ. Все остальные случаи будут квалифицироваться как неисполнительность. Санкции - вплоть до расторжения контрактов и обязывания возмещения нанесенного ущерба.
Вся обсуждаемая программа жилищного строительства на селе должна быть завершена до октября. В соответствии с сельским укладом жизни после этого срока переселять людей чрезвычайно сложно - начинается цикл заготовки и обустройства, предшествующий зимовке.
В соответствии с Указом № 427, являющимся логическим продолжением Указа № 346, открыты 2 кредитные линии. Одна - сбербанковская в сумме 500 млрд рублей, вторая - по финансированию колхозов, совхозов и других сельхозпредприятий в сумме 2 трлн рублей. Определено, что кредиты по второй линии будут выделяться в объеме 75% от стоимости усадьбы. В этой связи и проектировщики, и подрядчики, и заказчики (конкретные колхозы и совхозы) должны на стадии заключения договоров определить, какие объемы должны быть выполнены в пределах этих 75%, а какие - впоследствии самим хозяином. Но в любом случае должна быть конструктивно предусмотрена возможность расширения дома. Квартира не может быть брошена недостроенной - у новосела должна быть возможность в нее вселиться. Если не выполнены работы по планировке и благоустройству, то и сам дом смотреться не будет. Возможно не выполнить интерьерные работы в мансарде либо не в полном объеме, а лишь в контурах выполнить хозпостройки. Кредитуется строительство усадьбы в размере 30 м 2 на члена семьи. Строительство усадебной постройки кредитуется дополнительно в размере 20% от стоимости дома.
Министр призвал городские стройтресты, объединения, ДСК, которые сегодня не имеют загрузки и заданий по строительству на селе, самим предложить свои услуги, чтобы ни одна строительная организация РБ не оказалась сегодня в стороне от этого процесса.
Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РБ Ю. Д. Мороз был краток:
- Сегодня дальнейшее развитие сельхозпроизводства без осуществления жилищного строительства на селе практически невозможно. Ежегодная убыль сельского населения составляет 10%. Теоретически через 50 лет белорусское село может стать совершенно безлюдным. Сегодня только 18% сельских квартир имеют центральное отопление, 22% - водопровод, 18% - канализацию. Газом сельское население обеспечено на 8%.
Основная тяжесть выполнения поставленной задачи ляжет, безусловно, на районы. Важно, чтобы все недостроенное кредитовалось наравне с новостройками как таковыми. Наша задача будет заключаться в мобилизации всех возможных местных людских и материальных ресурсов для своевременного завершения этих 4 домов в каждом хозяйстве.
Стопроцентно освоенная территория - это безупречно функционирующие коммуникации, поэтому слово было предоставлено и министру связи РБ В. И. Гончаренко, и председателю комитета по автодорогам Минтранса РБ А.В. Минину.
В 1977 г. на развитие средств связи в сельской местности Минсвязи РБ было направлено 220 млрд рублей. Было дополнительно телефонизировано 117 населенных пунктов. В 1998 г. мы планируем направить на село около 380 млрд рублей, сообщил главный связист республики.
В домах, о строительстве которых идет речь, будут проживать специалисты, которые нужны для села, для развития сельского хозяйства, и телефон будет необходим каждому из них. Требуемая номерная емкость будет найдена следующим образом- с учетом того, что сегодня АПК должен Минсвязи РБ 40 млрд рублей, будут частично отключаться неплательщики. За счет этого будут подключаться специалисты-новоселы.
В проекты обсуждаемых домов следует сразу закладывать и радиофикацию их наравне с телефонизацией, проводное вещание. Тогда на руках у связистов будет проектно-сметная документация в полном объеме, и параллельно со строителями они будут строить сети, чтобы запитать эти жилые дома.
Председатель комитета по автодорогам Минтранса РБ А. В. Минин в последнее время не часто выходит к трибуне конференц-зала Минстройархитектуры РБ, вопросы же строительства и эксплуатации дорог всегда были достаточно животрепещущи, поэтому Александру Васильевичу было о чем поведать аудитории:
- Сегодня в РБ 13 000 населенных пунктов, в которых проживает полмиллиона человек, не имеют дорог с твердым покрытием и подъездами.
В основном в РБ к населенным пунктам, которые не имеют подъездов, ведут 30 000 км внутрихозяйственных дорог, которые находятся на балансах колхозов и совхозов. Из них 24000 вообще не имеют подъездов с твердыми покрытиями. В прошлом году правительством РБ была принята государственная программа "Дороги Беларуси", которая определила порядок включения внутрихозяйственных дорог в состав дорог общего пользования. Все дороги, которые соединяют населенные пункты с дорогами общего пользования, попали в зону обслуживания госпредприятий дорожного хозяйства.
В 1998 г. за счет местных дорожных фондов предполагается освоить на ремонте, строительстве и содержании дорог около 6 трлн рублей. Часть этих средств должна быть направлена на строительство внутрихозяйственных дорог. Учитывая постановление Совмина РБ от 23 марта, часть средств мы должны направить на строительство и благоустройство дорог в районах жилищной застройки. Сумма, о которой сегодня идет речь, - это 750 млрд рублей по местным дорожным фондам. Кроме того, планируется построить 630 км внутрихозяйственных дорог.
Уже в текущем году на балансы дорожных предприятий принято 5700 км дорог. Завершается работа в Минской и Могилевской областях.
В целях повышения эффективности вложения средств и удешевления строительства дорог в сельской местности в соответствии с поручением Совмина РБ Комитетом по автодорогам разработаны и согласованы с МВД РБ и Минстройархитектуры РБ рекомендации по экспериментальному проектированию подъездных дорог к малым населенным пунктам и другим объектам сельскохозяйственного назначения. Это - так называемые дороги VI, VII и VIII категорий, которые должны каким-то образом разрешить обсуждаемую проблему эффективности вложения средств. Экспериментальное строительство дорог низкой категории осуществлено в Пуховичском районе Минской области общей протяженностью 8,5 км. Также осуществлено строительство 2 подъездов к малым населенным пунктам в Витебской области и 1 - в Брестской. На стадии строительства - 1 дорога в Гродненской области; на стадии проектирования - ряд объектов в Гомельской, Могилевской и Гродненской областях. Это выполняется с целью получения и накопления в различных регионах республики объективных и всесторонних результатов эксплуатации дорог низкой категории, чтобы со временем выйти на нормативный документ постоянного действия, будут ли то СНБ либо дополнение к СНиП. Сегодня силами проектного института "Белгипродор" осуществляется наблюдение за движением на этих дорогах и их эксплуатационным состоянием.
Еще один вопрос, который хотелось бы затронуть, - эффективность вложения средств в дорогу. Как выглядит наше экспериментальное строительство? Километр построенной дороги стоит сегодня 450 млн рублей. С учетом затрат на возмещение освоения земель и возмещение убытков землепользования - 850 млн рублей. То есть 50% общей стоимости составляет стоимость земель. Комитетом по автодорогам подготовлены предложения по освобождению предприятий, осуществляющих ремонт и строительство дорог, от возмещения затрат, однако этот вопрос пока не получил разрешения, потому что мы натолкнулись на сопротивление Минсельхозпрода РБ и Госкомзема РБ.
Следует отметить, что сегодня в сельскохозяйственных предприятиях и организациях РБ в качестве внутрихозяйственных дорог числятся полосы земли 6-8 м шириной. Во время непогоды и распутицы ширина полосы с учетом многочисленных объездов достигает 50 м. Соответствующие площади так и так выходят из севооборота. Думаю, что экономический механизм, который мы предложили привести в действие, к 2005 г. позволит построить в республике 800 км автодорог.
Во исполнение поручений Национальной комиссии по развитию населенных пунктов РБ нами отработаны ряд мер и комплекс действий, которые направлены на реализацию программы повышения технического уровня и состояния участков дорог, проходящих по населенным пунктам. И сегодня областные проектные ремонтно-строительные объединения (облдорстрои) обеспечивают реализацию этих программ. Это также позволит выйти на определенный уровень развития дорог в сельской местности.
В порядке контроля мы ввели, начиная с I квартала, отчетность, в которой будет раздел "Благоустройство населенных пунктов".
Об опыте внедрения немецкой модели индивидуального жилищного строительства "Сделай сам" рассказал заместитель генерального директора АО "Забудова" И. И. Некрасов:
- С вводом в действие ДСК в поселке Чисть открылись широкие возможности строительства энергосберегающих коттеджей - домов нового поколения. Мы имеем возможность возводить 1000 коттеджей в год с использованием своих конструкций.
Остановлюсь на варианте возведения "Сделай сам". Каковы его особенности? В 1997 г. немецкая компания "Hebel Haus" из 1000 комплектов коттеджей 700 продала именно по этой схеме. Взяв на вооружение тактику немецких коллег, мы создали в АО "Забудова" отдел заказов. Клиентам предлагаются различные варианты усадеб: с подвалом и без подвала, только коробка, то же с крышей и так далее. Была определена стоимость 1 м 2 каждого варианта в условных единицах. Анализ показывает, что эта стоимость для домика среднего масштаба при сооружении его "под ключ" составляет 300 у. е. Вариант "Сделай сам" обеспечивает двойную (150 у.е.) дешевизну. За счет чего? Естественно, мы идем на снижение на 15% стоимости наших материалов и на 8% - строительных услуг. Срабатывает и продуманная схема транспортных перевозок. Сегодня практически в каждом областном центре мы имеем свои представительства, где в наличии имеется наш материал. Это позволяет сократить плечо доставки во всех областях РБ. В ближайшее время будут открываться представительства в городах районного подчинения.
Заказчик выбирает из 50 проектов, разработанных нашим проектно-конструкторским отделом совместно со специалистами ряда проектных институтов РБ, нужные ему варианты. В соответствии с заключенным договором мы обязаны поставить ему комплект домов по его требованию и предоставить инструктора, который выведет его на 1-й ряд, обеспечит необходимое обучение хозяев, членов их семей либо еще каких-то помощников и будет осуществлять контроль в процессе строительства. Все это входит в стоимость договорных услуг.
В прениях по обсуждаемой теме не затерялась реплика директора Бобруйского завода КПД М. М. Винокуровой: очень часто, когда предъявляешь к оплате построенное жилье с параметрами высокого потребительского качества, представители соответствующего банка почему-то полагают, что ты должен был использовать столярку образца 50-х годов...
Сергей ЗОЛОТОВ
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 13 за 1998 год в рубрике недвижимость