Международный клуб маркетинга
Сегодня никому не надо объяснять значение слова "маркетинг". Оно у всех "на устах". Однако при росте популярности методов и приемов этой дисциплины объективны трудности внедрения маркетинга как явления в практическую экономику. Специфика проблемы в том, что маркетинг - система экономической деятельности в различных сферах: науке, производстве, образовании, политике, социальной сфере.
В каждой развитой отрасли деятельности существует тенденция к объединению профессионалов. Появление в управленческой среде руководителей, практикующих маркетинг, с одной стороны, развитие отечественной экономической науки - с другой, привели к возникновению профессиональной среды маркетологов. Сложность экономических реалий Беларуси, расхождение практических задач с классическими рецептами западной теории маркетинга породили острую потребность в обмене опытом, мнениями, идеями среди активно и творчески настроенных менеджеров, ученых столицы. Как ответ на такой общественный запрос в июне 1993 года при содействии Немецкой ассоциации маркетинга в Минске начал свою деятельность Международный клуб маркетинга. Подобного рода организации появились за рубежом более десятка лет назад. Например, в Германии уже в каждом большом городе имеется такой клуб, ассоциированный под эгидой Немецкой ассоциации маркетинга (НАМ), объединяющей несколько десятков клубов. Богатый опыт их работы передает уполномоченный НАМ в Беларуси Ф.Бенфер. На территории СНГ первые клубы маркетинга возникли в1993 году в Москве и Петербурге, сейчас активно действуют и поддерживают связи с минским МКМ клубы Киева, Мурманска, Томска, Новосибирска и Уфы.
МКМ - неприбыльная и неполитическая общественная организация, основными направлениями деятельности которой являются внедрение управленческих "ноу-хау", обмен знаниями между научным и деловым миром; обмен практическим опытом между членами клуба и обучение специалистов в области маркетинга. Миссия клуба - содействие в освоении и развитии принципов маркетинга, обобщение и распространение положительного отечественного и западного опыта, оказание практической помощи предприятиям различных форм собственности. Членами этой престижной общественной организации являются как юридические, так и физические лица, эксперты в сфере маркетинга и менеджмента. Среди активных членов клуба - ЗАО "Милавица", тракторный завод, предприятие "Мотовело", СП "Форд-юнион", концерн "Планар", журнал "Дело", "Белпатентсервис", ученые БГЭУ, БГУ, Академии управления. Есть среди членов и частные строительные фирмы. Всего на сегодняшний день клуб объединяет более 70 членов.
Президентом минского МКМ является А.Н. Тур, профессор, заместитель министра экономики РБ. Текущей деятельностью руководит вице-президент В.С. Леончикова, ректор ИППК Минторга РБ. В своей работе вице-президент опирается на совет директоров клуба (в него входят 7 представителей администрации авторитетных предприятий - членов клуба) и на консультативный совет, состоящий из экспертов-маркетологов, ученых.
На ежемесячных заседаниях членов клуба заслушиваются и обсуждаются доклады отечественных и зарубежных экономистов, экспертов-маркетологов и предпринимателей-практиков по наиболее актуальным проблемам экономики, управления предприятием, проектам инноваций. В первом полугодии 1998 года были проведены, например, заседания на темы: "Влияние макроэкономических показателей на состояние маркетинга в РБ", "Правовая защита интеллектуальной собственности". Помимо ежемесячных заседаний, МКМ выступает в качестве организатора международных семинаров, выставок, бизнес-встреч. Так, в марте прошел семинар с участием немецких специалистов "Сервис - секрет успеха торгового бизнеса", в мае планируется проведение семинара "Реклама в сфере маркетинговых усилий предприятий", в апреле ожидается участие представителя Дрезденского банка в обсуждении проблемы международных расчетов субъектов хозяйствования РБ.
Почему вся эта информация может быть важной для вас? У меня на рабочем столе лежит номер "W&V" (Реклама и продажа) за 31 октября 1997 года - толстого немецкого еженедельника по маркетингу. Он сообщает о 25-м юбилейном съезде членов НАМ, собравшем в конгресс-центре Франкфурта 1300 маркетологов ФРГ, прибывших, по образному выражению журналиста, "засвидетельствовать свое почтение марке организации". И никаких натяжек здесь нет. В Германии НАМ (и входящие в нее клубы маркетинга) - организация, объединяющая деловую элиту, имеющая влияние на национальную экономическую и общественную жизнь, непосредственно формирующая ментальную инфраструктуру. Так, членами НАМ являются немецкая почта (Deutsche Post AG), Немецкий банк (Deutsche Bank AG), национальное телевидение (RTL), Ганноверская ярмарка (Deutsche Messe AG ), "Люфт Ганза", "Хенкель косметикс", Дрезденский банк и т.д. По мнению президента НАМ Клауса Гоерманна, "маркетологи не должны ассоциироваться только с торговлей, они в состоянии компетентно обсуждать глобальные темы, например: налоги и платежи, социальная защита или рекламное время на телевидении, концентрация средств массовой информации".
Участие в работе общественных организаций, тем более организаций профессиональных - один из самых серьезных и перспективных инструментов коммуникаций предприятия. Опытный маркетолог не упустит возможность такого эффективного и практически бесплатного способа "паблик рилейшнз" (работы с общественностью). Помимо увеличения известности вашего предприятия, приобретения имиджа солидного партнера, апробации новых идей среди единомышленников, у вас есть возможность получить актуальную информацию о состоянии рынка и о его участниках "из первых рук". И еще. МКМ - не собрание заносчивых снобов: здесь с вниманием относятся и к новичкам в маркетинге. На заседания клуба приглашаются наиболее любознательные студенты, мнения которых иногда придают неожиданный ракурс дискуссиям. Кто знает, может быть среди них - будущие топ-менеджеры белорусских предприятий? Вашего предприятия тоже.
Светлана ГЛАЗКОВА
В каждой развитой отрасли деятельности существует тенденция к объединению профессионалов. Появление в управленческой среде руководителей, практикующих маркетинг, с одной стороны, развитие отечественной экономической науки - с другой, привели к возникновению профессиональной среды маркетологов. Сложность экономических реалий Беларуси, расхождение практических задач с классическими рецептами западной теории маркетинга породили острую потребность в обмене опытом, мнениями, идеями среди активно и творчески настроенных менеджеров, ученых столицы. Как ответ на такой общественный запрос в июне 1993 года при содействии Немецкой ассоциации маркетинга в Минске начал свою деятельность Международный клуб маркетинга. Подобного рода организации появились за рубежом более десятка лет назад. Например, в Германии уже в каждом большом городе имеется такой клуб, ассоциированный под эгидой Немецкой ассоциации маркетинга (НАМ), объединяющей несколько десятков клубов. Богатый опыт их работы передает уполномоченный НАМ в Беларуси Ф.Бенфер. На территории СНГ первые клубы маркетинга возникли в1993 году в Москве и Петербурге, сейчас активно действуют и поддерживают связи с минским МКМ клубы Киева, Мурманска, Томска, Новосибирска и Уфы.
МКМ - неприбыльная и неполитическая общественная организация, основными направлениями деятельности которой являются внедрение управленческих "ноу-хау", обмен знаниями между научным и деловым миром; обмен практическим опытом между членами клуба и обучение специалистов в области маркетинга. Миссия клуба - содействие в освоении и развитии принципов маркетинга, обобщение и распространение положительного отечественного и западного опыта, оказание практической помощи предприятиям различных форм собственности. Членами этой престижной общественной организации являются как юридические, так и физические лица, эксперты в сфере маркетинга и менеджмента. Среди активных членов клуба - ЗАО "Милавица", тракторный завод, предприятие "Мотовело", СП "Форд-юнион", концерн "Планар", журнал "Дело", "Белпатентсервис", ученые БГЭУ, БГУ, Академии управления. Есть среди членов и частные строительные фирмы. Всего на сегодняшний день клуб объединяет более 70 членов.
Президентом минского МКМ является А.Н. Тур, профессор, заместитель министра экономики РБ. Текущей деятельностью руководит вице-президент В.С. Леончикова, ректор ИППК Минторга РБ. В своей работе вице-президент опирается на совет директоров клуба (в него входят 7 представителей администрации авторитетных предприятий - членов клуба) и на консультативный совет, состоящий из экспертов-маркетологов, ученых.
На ежемесячных заседаниях членов клуба заслушиваются и обсуждаются доклады отечественных и зарубежных экономистов, экспертов-маркетологов и предпринимателей-практиков по наиболее актуальным проблемам экономики, управления предприятием, проектам инноваций. В первом полугодии 1998 года были проведены, например, заседания на темы: "Влияние макроэкономических показателей на состояние маркетинга в РБ", "Правовая защита интеллектуальной собственности". Помимо ежемесячных заседаний, МКМ выступает в качестве организатора международных семинаров, выставок, бизнес-встреч. Так, в марте прошел семинар с участием немецких специалистов "Сервис - секрет успеха торгового бизнеса", в мае планируется проведение семинара "Реклама в сфере маркетинговых усилий предприятий", в апреле ожидается участие представителя Дрезденского банка в обсуждении проблемы международных расчетов субъектов хозяйствования РБ.
Почему вся эта информация может быть важной для вас? У меня на рабочем столе лежит номер "W&V" (Реклама и продажа) за 31 октября 1997 года - толстого немецкого еженедельника по маркетингу. Он сообщает о 25-м юбилейном съезде членов НАМ, собравшем в конгресс-центре Франкфурта 1300 маркетологов ФРГ, прибывших, по образному выражению журналиста, "засвидетельствовать свое почтение марке организации". И никаких натяжек здесь нет. В Германии НАМ (и входящие в нее клубы маркетинга) - организация, объединяющая деловую элиту, имеющая влияние на национальную экономическую и общественную жизнь, непосредственно формирующая ментальную инфраструктуру. Так, членами НАМ являются немецкая почта (Deutsche Post AG), Немецкий банк (Deutsche Bank AG), национальное телевидение (RTL), Ганноверская ярмарка (Deutsche Messe AG ), "Люфт Ганза", "Хенкель косметикс", Дрезденский банк и т.д. По мнению президента НАМ Клауса Гоерманна, "маркетологи не должны ассоциироваться только с торговлей, они в состоянии компетентно обсуждать глобальные темы, например: налоги и платежи, социальная защита или рекламное время на телевидении, концентрация средств массовой информации".
Участие в работе общественных организаций, тем более организаций профессиональных - один из самых серьезных и перспективных инструментов коммуникаций предприятия. Опытный маркетолог не упустит возможность такого эффективного и практически бесплатного способа "паблик рилейшнз" (работы с общественностью). Помимо увеличения известности вашего предприятия, приобретения имиджа солидного партнера, апробации новых идей среди единомышленников, у вас есть возможность получить актуальную информацию о состоянии рынка и о его участниках "из первых рук". И еще. МКМ - не собрание заносчивых снобов: здесь с вниманием относятся и к новичкам в маркетинге. На заседания клуба приглашаются наиболее любознательные студенты, мнения которых иногда придают неожиданный ракурс дискуссиям. Кто знает, может быть среди них - будущие топ-менеджеры белорусских предприятий? Вашего предприятия тоже.
Светлана ГЛАЗКОВА
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 12 за 1998 год в рубрике менеджмент