Закон Республики Беларусь «О совместном домовладении»
22 января вступил в действие Закон Республики Беларусь "О совместном домовладении". Он дает возможность собственникам квартир и нежилых помещений в многоквартирном доме любого населенного пункта страны самим выбрать способ управления зданием.
Еще несколько лет назад у жильцов не было выбора в вопросе о том, кому доверить эксплуатацию, ремонт и обслуживание дома: этим занимались и занимаются государственные ЖЭСы. А появись у нас какая-либо "альтернативная" служба, было бы очень проблематично воспользоваться ее услугами. Но, начиная с 1995 года, сначала брестские власти, а потом и администрации других городов приняли местные положения, на основании которых собственникам помещений для управления домом разрешалось объединяться в товарищества совместного домовладения.
Являясь юридическим лицом, такое товарищество получило право самостоятельно заключать договоры на поставку дому воды, тепла, газа и т.п., аккумулировать на своем счету взносы собственников для покрытия расходов по содержанию и ремонту здания и самостоятельно распоряжаться ими. Товарищества собственников стали универсальными организациями, решающими все вопросы ремонта и благоустройства как давно построенных, так и новых домов.
К моменту принятия закона в Бресте, Минске, Кобрине, Барановичах и Молодечно было зарегистрировано 11 товариществ собственников и процесс их создания продолжался.
Появление Закона Республики Беларусь "О совместном домовладении" свидетельствует о последовательности реформирования жилищно-коммунальной сферы, одним из направлений которого будет самостоятельное участие собственников в управлении своим имуществом.
Особенно заинтересованы в создании товариществ собственников владельцы квартир и офисов в новостройках. Перед ними остро стоит задача выбрать обслуживающие организации и наладить финансирование всех необходимых работ так, чтобы сохранить построенный дом в его первозданной благоустроенности.
Закон позволяет создавать товарищества собственников уже на стадии строительства, как это происходит в Витебске и Минске.
Поскольку закон регламентирует взаимоотношения собственников как жилых, так и нежилых помещений, его принятие дает местным властям основание активнее вести приватизацию.
В частности, более реальной становится приватизация отдельных помещений пустующих домов быта, учитывая, что бывает нелегко найти нового собственника, который бы смог купить такой дорогостоящий объект целиком.
Введя в действие Закон "О совместном домовладении", Беларусь следует практике других государств, где объединение собственников для управления зданием в совместном домовладении получило широкое распространение.
По пути создания товариществ собственников пошли не только в США, Франции, Великобритании, Испании и Польше, но и в Литве, Украине и России. Уже с 1995 г. товарищества домовладельцев существуют в Москве, Владимире, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Рязани, Ярославле и других российских городах. При равных финансовых условиях с муниципальными обслуживающими организациями обслуживание домов обходится товариществам намного дешевле. Так, товарищество "Маяк" в Москве организовало обслуживание дома по цене вдвое ниже, чем предлагала муниципальная организация.
Еще несколько лет назад у жильцов не было выбора в вопросе о том, кому доверить эксплуатацию, ремонт и обслуживание дома: этим занимались и занимаются государственные ЖЭСы. А появись у нас какая-либо "альтернативная" служба, было бы очень проблематично воспользоваться ее услугами. Но, начиная с 1995 года, сначала брестские власти, а потом и администрации других городов приняли местные положения, на основании которых собственникам помещений для управления домом разрешалось объединяться в товарищества совместного домовладения.
Являясь юридическим лицом, такое товарищество получило право самостоятельно заключать договоры на поставку дому воды, тепла, газа и т.п., аккумулировать на своем счету взносы собственников для покрытия расходов по содержанию и ремонту здания и самостоятельно распоряжаться ими. Товарищества собственников стали универсальными организациями, решающими все вопросы ремонта и благоустройства как давно построенных, так и новых домов.
К моменту принятия закона в Бресте, Минске, Кобрине, Барановичах и Молодечно было зарегистрировано 11 товариществ собственников и процесс их создания продолжался.
Появление Закона Республики Беларусь "О совместном домовладении" свидетельствует о последовательности реформирования жилищно-коммунальной сферы, одним из направлений которого будет самостоятельное участие собственников в управлении своим имуществом.
Особенно заинтересованы в создании товариществ собственников владельцы квартир и офисов в новостройках. Перед ними остро стоит задача выбрать обслуживающие организации и наладить финансирование всех необходимых работ так, чтобы сохранить построенный дом в его первозданной благоустроенности.
Закон позволяет создавать товарищества собственников уже на стадии строительства, как это происходит в Витебске и Минске.
Поскольку закон регламентирует взаимоотношения собственников как жилых, так и нежилых помещений, его принятие дает местным властям основание активнее вести приватизацию.
В частности, более реальной становится приватизация отдельных помещений пустующих домов быта, учитывая, что бывает нелегко найти нового собственника, который бы смог купить такой дорогостоящий объект целиком.
Введя в действие Закон "О совместном домовладении", Беларусь следует практике других государств, где объединение собственников для управления зданием в совместном домовладении получило широкое распространение.
По пути создания товариществ собственников пошли не только в США, Франции, Великобритании, Испании и Польше, но и в Литве, Украине и России. Уже с 1995 г. товарищества домовладельцев существуют в Москве, Владимире, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Рязани, Ярославле и других российских городах. При равных финансовых условиях с муниципальными обслуживающими организациями обслуживание домов обходится товариществам намного дешевле. Так, товарищество "Маяк" в Москве организовало обслуживание дома по цене вдвое ниже, чем предлагала муниципальная организация.
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 04 за 1998 год в рубрике недвижимость