Бизнес-план для строительной организации
Теория и практика менеджмента свидетельствует, что любая хозяйственная деятельность должна быть нацелена на решение той или иной проблемы. Причем правильное решение позволяет максимально достичь намеченной цели. В свою очередь цель бывает тактической и стратегической.
К примеру, каждая строительная организация ставит перед собой множество целей и фиксирует их в бизнес-плане, представляющем упорядоченную схему действий по достижению этих целей.
Можно ли работать без бизнес-плана? Что дает бизнес-план? Есть ли смысл знакомиться с бизнес-планом в современных нестабильных условиях?
Сразу отвечают через уважаемую газету: для обеспечения прибыльной работы строительной организации (особенно в кризисных ситуациях) обязательно нужен бизнес-план, предусматривающий наиболее реальные пути достижения поставленных целей (без лихорадочной импровизации).
Часто многие руководители строительных организаций заявляют, что бизнес-план у них в голове. Это неформальное планирование отвергает подробное фиксирование на бумаге схемы действий (формальное планирование), поскольку экономическая ситуация в республике стремительно меняется (причем в худшую сторону), что требует внесения изменений и дополнений в первоначальную схему.
Однако ученые и руководители крупных организаций и предприятий относят планирование к деятельности высшего порядка и считают, что формальное планирование предоставляет определенные выгоды. В частности, оно помогает мыслить перспективно, способствует четкой координации предпринимаемых усилий, формирует систему целевых показателей деятельности для последующего контроля, подготавливает к возможным внезапным переменам на рынке, отражает взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
Мировой опыт показывает, что бизнес-план необходим даже тогда, когда постоянно изменяются не только внешние, но и внутренние условия его реализации, а само планирование превращается в непрерывную корректировку экономических и организационных решений. В такой ситуации нормальная деятельность организации или предприятия, как правило, не нарушается ходом событий. Корректировка планов, как организационных, так социально-экономических должна сочетаться с адаптацией, т. е. с непрерывным приспособлением организации к изменяющимся условиям (ключевая проблема планирования).
Качество планов во многом зависит от тех людей (включая руководителя), которые занимаются внутрифирменным планированием.
При переходе к цивилизованному рынку, в условиях рыночных отношений (а другого пути успешного развития человечество еще не придумало) руководители строительных организаций, обязательно заглядывая в будущее, должны управлять деятельностью коллектива на основе маркетинга. Поэтому разработанное и представленное на согласование в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Пособие к СНБ 1.03.01.96 "Внутрипостроечный бизнес-план" предполагает необходимость глубоких знаний системы управления, а главное - использование на практике достижений современного маркетинга.
В процессе занятий с руководителями и специалистами строительных организаций мною установлено, что у них, за редким исключением, нет знаний, необходимых для разработки качественного бизнес-плана и претворения его в жизнь. Те, кто прошел курс обучения за рубежом, приобрели знания, касающиеся цивилизованного рынка, но, естественно, без учета специфики стройорганизаций Республики Беларусь.
В связи с этим автор готов провести цикл занятий (как в Минске, так и в регионах) по разработке бизнес-планов строительных организаций применительно к условиям Республики Беларусь. Актуальность такого обучения возросла после ввода в эксплуатацию нового СНБ 1.03.01.96 "Организация и управление строительным производством" и пособий к нему, одним из которых является "Внутрипостроечный бизнес-план". Все, кто противится вводу СНБ 1.03.01-96, должны учитывать, что внутрипостроечный бизнес-план обеспечивает гармонизацию деятельности большинства мероприятий и показателей, необходимых для упорядочения экономических отношений.
Иван КУЛИК
К примеру, каждая строительная организация ставит перед собой множество целей и фиксирует их в бизнес-плане, представляющем упорядоченную схему действий по достижению этих целей.
Можно ли работать без бизнес-плана? Что дает бизнес-план? Есть ли смысл знакомиться с бизнес-планом в современных нестабильных условиях?
Сразу отвечают через уважаемую газету: для обеспечения прибыльной работы строительной организации (особенно в кризисных ситуациях) обязательно нужен бизнес-план, предусматривающий наиболее реальные пути достижения поставленных целей (без лихорадочной импровизации).
Часто многие руководители строительных организаций заявляют, что бизнес-план у них в голове. Это неформальное планирование отвергает подробное фиксирование на бумаге схемы действий (формальное планирование), поскольку экономическая ситуация в республике стремительно меняется (причем в худшую сторону), что требует внесения изменений и дополнений в первоначальную схему.
Однако ученые и руководители крупных организаций и предприятий относят планирование к деятельности высшего порядка и считают, что формальное планирование предоставляет определенные выгоды. В частности, оно помогает мыслить перспективно, способствует четкой координации предпринимаемых усилий, формирует систему целевых показателей деятельности для последующего контроля, подготавливает к возможным внезапным переменам на рынке, отражает взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.
Мировой опыт показывает, что бизнес-план необходим даже тогда, когда постоянно изменяются не только внешние, но и внутренние условия его реализации, а само планирование превращается в непрерывную корректировку экономических и организационных решений. В такой ситуации нормальная деятельность организации или предприятия, как правило, не нарушается ходом событий. Корректировка планов, как организационных, так социально-экономических должна сочетаться с адаптацией, т. е. с непрерывным приспособлением организации к изменяющимся условиям (ключевая проблема планирования).
Качество планов во многом зависит от тех людей (включая руководителя), которые занимаются внутрифирменным планированием.
При переходе к цивилизованному рынку, в условиях рыночных отношений (а другого пути успешного развития человечество еще не придумало) руководители строительных организаций, обязательно заглядывая в будущее, должны управлять деятельностью коллектива на основе маркетинга. Поэтому разработанное и представленное на согласование в Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь Пособие к СНБ 1.03.01.96 "Внутрипостроечный бизнес-план" предполагает необходимость глубоких знаний системы управления, а главное - использование на практике достижений современного маркетинга.
В процессе занятий с руководителями и специалистами строительных организаций мною установлено, что у них, за редким исключением, нет знаний, необходимых для разработки качественного бизнес-плана и претворения его в жизнь. Те, кто прошел курс обучения за рубежом, приобрели знания, касающиеся цивилизованного рынка, но, естественно, без учета специфики стройорганизаций Республики Беларусь.
В связи с этим автор готов провести цикл занятий (как в Минске, так и в регионах) по разработке бизнес-планов строительных организаций применительно к условиям Республики Беларусь. Актуальность такого обучения возросла после ввода в эксплуатацию нового СНБ 1.03.01.96 "Организация и управление строительным производством" и пособий к нему, одним из которых является "Внутрипостроечный бизнес-план". Все, кто противится вводу СНБ 1.03.01-96, должны учитывать, что внутрипостроечный бизнес-план обеспечивает гармонизацию деятельности большинства мероприятий и показателей, необходимых для упорядочения экономических отношений.
Иван КУЛИК
Строительство и недвижимость. Статья была опубликована в номере 33 за 1997 год в рубрике менеджмент