«Истребление» ПК

О том, что персональные компьютеры уступают, теряют продажи, сдают свои рыночные позиции смартфонам и планшетам, – в последние полгода не говорил только ленивый. Но информация эта была по большей части разрозненной, опирающейся на данные то одного, то другого исследования. Мы попробовали собрать воедино все данные аналитиков и производителей, чтобы нарисовать полноценную картину масштабного «отступления» персональных компьютеров с рынка hi-tech-устройств.

Падение рынка в цифрах и оценках
Исследовательские компании IDC и Gartner опубликовали свежие данные, согласно которым рынок традиционных настольных компьютеров и ноутбуков переживает самое сильное падение продаж в годовом выражении почти за 20 лет. Две компании не во всем сходятся в части цифр, но обе указывают на то, что продажи ПК (десктопов и ноутбуков на Windows и Mac) в I квартале 2013 года упали на 11-14% в сравнении с этим же периодом прошлого года. На американском рынке ситуация не сильно отличается от общемировой: там продажи упали на 10 либо 13%, в зависимости от того, чьей аналитике доверять больше. В целом у IDC картина более пессимистичная, чем у Gartner, однако обе выделяют три компании, которым удалось смягчить общее падение: Apple, Lenovo и Toshiba. Самый большой спад в США пережила Hewlett-Packard, продажи которой на рынке США упали на 23% в сравнении с предыдущим годом. На мировом рынке самое большое падение наблюдалось у Acer Group (29-31%), у HP – около 24%.
Все пять ведущих производителей (Hewlett-Packard, Lenovo, Dell, Acer и ASUS) ощутили серьезный спад на мировом рынке. Впрочем, Lenovo почти удалось удержать показатели прошлого года. Однако IDC и Gartner серьезно разошлись в оценке показателей ASUS: согласно IDC, продажи этой компании снизились на 19,2%, тогда как Gartner дает всего 3,5%.
Lenovo стала единственной компанией, которой удалось существенно увеличить долю на мировом рынке в I квартале – на 1,5-2%. На рынке США Lenovo снова опередила Apple. В Америке китайская компания даже улучшила продажи на 13% в сравнении с I кварталом прошлого года и стала единственной с двузначным ростом (а по данным IDC, единственной компанией с ростом вообще).
Обе компании отмечают, что это уже четвертый квартал подряд, когда на рынке ПК происходит спад. Ни одна из них не прогнозирует изменение этой тенденции в будущем. Это подтверждает мнение главы Apple Тима Кука о том, что мир входит в «посткомпьютерную эру», в которой десктопы и ноутбуки вытесняются в профессиональные и нишевые области, тогда как для «типичных» и потребительских задач все чаще используются планшеты, смартфоны и другие устройства.

Если рассматривать данные одной только IDC, то выясняется, что по мнению ее экспертов мировые поставки ПК в I квартале 2013-го (включая настольные системы, ноутбуки, нетбуки и рабочие станции) упали на 13,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 76,3 млн штук. Падение оказалось более значительным, чем предсказывали аналитики (7,7%). Более того, это рекордное падение квартальных поставок в сравнении год к году за всю историю мониторинга рынка компанией IDC – с 1994 года.
Поставки Топ-5 производителей ПК, предварительные результаты (тыс. шт.):

|Вендор |I кв. 2013 |Доля рынка в I кв. 2013 |I кв. 2012 |Доля рынка в I кв. 2012 |Рост год к году |
|HP |11997 |15,7% |15726 |17,7% |-23,7% |
|Lenovo |11700 |15,3% |11705 |13,2% |0,0% |
|Dell |9010 |11,8% |10110 |11,4% |-10,9% |
|Acer |6150 |8,1% |8952 |10,1% |-31,3% |
|Asus |4363 |5,7% |5401 |6,1% |-19,2% |
|Прочие |33075 |43,4% |36739 |41,5% |-10,0% |
|Всего |76294 |100,0% |88635 |100,0% |-13,9% |
Источник: IDC

Все производители из первой пятерки сократили поставки (за исключением Lenovo, поставки которой не изменились). Наибольшее падение продемонстрировала компания Acer – поставки снизились на 31,3% в сравнении год к году. Компания HP отправила на мировой рынок на 23,7% компьютеров меньше, чем год назад, а Dell – на 10,9% меньше. По словам вице-президента IDC по исследованиям Боба О’Доннела, общий негативный эффект был усилен тем фактом, что HP и Dell находятся в стадии реструктуризации.

СНГ – в тренде

Россия и страны СНГ также следуют общемировым тенденциям. Деловое издание «Ведомости» утверждает, что в январе-марте 2013 года на российский рынок было поставлено 2,44 млн десктопов и ноутбуков – на 24,4% меньше, чем в I квартале 2012-го, следует из отчета аналитической компании Gartner. Поставки ноутбуков сократились на 30,5%, настольных ПК – на 11,3%. Самое серьезное падение продаж зафиксировано у Apple – минус 49,4%. Поставки компьютеров HP снизились за год на 41%, Asus – на 35,3%.
Ранее продажи компьютеров в первые три месяца года в России только росли: в 2011-м по сравнению с аналогичным периодом 2010 года рост составил всего 0,4%, но в I квартале 2012 года по сравнению с I кварталом 2011-го отгрузки выросли более чем на 44%. В январе-марте 2013 г. произошло самое серьезное снижение продаж ПК на российский рынок за последние 4-5 лет, утверждает аналитик Gartner Аннетта Джамп.
Резкое снижение спроса на десктопы и ноутбуки было зафиксировано еще в прошлом году. Например, в IV квартале 2012-го по сравнению с аналогичным периодом 2011 года отгрузки этих ПК сократились на 19% (данные Gartner). Аннетта Джамп объясняет это тем, что розничные торговцы практически не закупают новые компьютеры. Они продолжают распродавать складские запасы, накопившиеся у них из-за переоценки спроса на десктопы и ноутбуки. При этом в последнее время покупатели охотнее тратят деньги на дешевые планшетные компьютеры, работающие под управлением Android, отмечает Аннетта Джамп. Она прогнозирует, что влияние планшетов на рынок ПК в СНГ сохранится еще как минимум в течение двух кварталов. Как ситуация будет развиваться дальше, зависит от того, на сколько поставщики снизят цены на компьютеры перед началом учебного сезона.
Если рассматривать российский рынок в разрезе отдельных фирм-торговцев, то в продажах «М.видео» спрос на моноблоки и настольные системные блоки за первые три месяца 2013 года по сравнению с I кварталом 2012-го снизился на 7,7%, на ноутбуки – почти на 13%, говорит представитель ритейлера Регина Роднянская. Но в основном снижение спроса на ноутбуки было обусловлено падением популярности нетбуков – их продажи сократились почти в три раза, объясняет она. А по данным «Евросети», продажи ноутбуков в I квартале 2013 года в России и вовсе увеличились на 6%. Вице-президент ритейлера по коммерции Виктор Луканин объясняет это растущей популярностью ультрабуков: их продажи по сравнению с I кварталом 2012-го выросли на 470% (при этом продажи нетбуков упали на 44%).
Вряд ли можно говорить о рекордном падении спроса на настольные ПК и ноутбуки, считает представитель Media Markt Анна Трофимова. Продажи этих устройств в Media Markt в первые три месяца года снизились примерно на 10%. Падение компенсировал рост спроса на компьютеры-моноблоки, объясняет она. А президент производителя ПК «К-системс ирбис» Эдуард Воронецкий согласен с подсчетами Gartner: падение продаж десктопов и ноутбуков в России в I квартале 2013 г. вполне могло составить 25-30%. На рынке их теснят планшеты – именно они, а также smart-телевизоры, практически вплотную приблизившиеся к планшетам по набору функций, в ближайшие 2-3 года будут наиболее востребованы на компьютерном рынке, считает он. По данным «Евросети», продажи планшетных компьютеров в России в I квартале 2013 года выросли на 250% по сравнению с тем же периодом 2012 г. В Media Markt они увеличились в 3,2 раза, говорит Трофимова. Примерно на столько же увеличились продажи планшетов и в «М.видео», добавляет Роднянская. Asus тоже сумела продать своих планшетов в первые три месяца года в 3-4 раза больше, чем годом ранее.

Виновата Windows?
Как считает вице-президент IDC по исследованиям Боб О’Доннел, вышедшая в 2012 году Windows 8 не только не помогла рынку ПК, но и замедлила его рост. «В то время как некоторые потребители положительно восприняли новые форм-факторы и ориентированность Windows 8 на сенсорный ввод, значительные изменения в пользовательском интерфейсе, удаление привычного меню «Пуск» и увеличенные цены сделали ПК в целом менее
привлекательной альтернативной планшетам и другим конкурирующим устройствам», – поясняет эксперт.
«Microsoft предстоит принять несколько жестких решений, если она собирается принять участие в реанимации рынка ПК», – добавляет О’Доннел. Напомню, что еще в марте этот же аналитик призвал софтверного гиганта внести изменения в Windows 8, чтобы повысить ее популярность. Неудобства, о которых говорит эксперт, обусловлены стремлением Microsoft создать единую платформу как для настольных ПК и ноутбуков без сенсорных экранов, так и для планшетов с сенсорными экранами. Корпорация Apple, например, придерживается противоположного подхода – она выпускает две отдельные ОС и не планирует их объединять.
По мнению экспертов IDC, спад продаж персональных компьютеров как раз и связан с нежеланием пользователей переходить на новую операционную систему от Microsoft и растущей популярностью планшетов. «Мы видим, что выход Windows 8 не только не замедлил снижение объемов рынка ПК, но и негативно сказался на них», – отметил представитель IDC. «Microsoft необходимо предпринять серьезные меры, если она хочет активизировать рынок», – считает Боб О’Доннел.
По словам экспертов, как домашние пользователи, так и корпоративный сегмент предпочитают Windows 7 новой операционной системе Microsoft. Джей Чоу из IDC считает, что в будущее пока приходится смотреть с пессимизмом.
Эксперты аналитической компании Gartner также считают, что времена доминирования Microsoft на рынке операционных систем для компьютеров подходят к концу. Если в 2005 году доля Microsoft на рынке составляла 97%, то в 2017 году присутствие софтверного гиганта в сегменте ОС для ПК, планшетов и смартфонов сократится до 14%.
Рост конкуренции и неспособность Microsoft контролировать растущий рынок планшетов и смартфонов на фоне снижения спроса на ПК, по мнению Gartner, являются главными причинами падения популярности ее программного обеспечения.
Аналитик Gartner Каролина Миланези отмечает, что успешная работа Microsoft в сегменте планшетов и смартфонов будет иметь решающее значение для компании, если та желает, чтобы ее продукты оставались актуальными на фоне происходящего смещения потребления с ПК на мобильные устройства. Аналитик добавила, что дни, когда Windows была опцией по умолчанию из-за сложности (Linux) или дороговизны (Mac) альтернативных операционных систем, уже давно минули.
Уже в 2015 году, по прогнозу Gartner, поставки планшетов опередят выпуск традиционных компьютеров, включая ПК и ноутбуки. Поэтому Microsoft необходимо оперативно корректировать свою стратегию с учетом этих тенденций.
Ранее представители Microsoft неоднократно заявляли, что Windows 8 разработана и для планшетов, но и в этой отрасли Microsoft не преуспевает. Доля планшетов на Windows 8 составляет лишь 1%, но аналитики IDC прогнозируют, что она вырастет до 7,4%. Правда, не уточняют, к какому году.
Иногда они возвращаются?
Согласно последним прогнозам, общемировые расходы на IТ-продукты и услуги возрастут в этом году на 4,1% и достигнут приблизительно $3,8 трлн, пишет Computerworld. Сокращение государственных расходов в США и долговой кризис на Кипре продолжают сказываться на настроении потребителей и компаний практически во всем мире, отметил аналитик Gartner Ричард Гордон. Ожидается, что новые потрясения будут недолгими и реализация стратегических IТ-программ будет по-прежнему продолжаться.
Расходы на самый крупный сегмент IТ – телекоммуникационные услуги – увеличатся в 2013 году на 2% и достигнут $1,69 трлн после прошлогоднего падения роста на 0,4%. Также в этом году возрастут доходы от корпоративного ПО – на 6,4% до $297 млрд, что гораздо выше показателей 2012 года (3,5%). При этом развитие баз данных, интеграции данных и поставки ПО компенсируют невысокий рост в секторе IТ-операций и операционных систем. В 2013 году расходы на IТ-услуги вырастут на 4,5% и составят $918 млрд, а затраты на системы для ЦОДов должны увеличиться на 3,7% и достичь $146 млрд. На устройства в этом году будет потрачено $718 млрд, что, по данным Gartner, выше показателей прошлого года на 7,9%. Понятно, что значительная часть этих денег пойдет на закупку десктопов и ноутбуков – в рамках модернизации корпоративных IT-инфраструктур. Потому что те же планшеты пока особо большого распространения в корпоративной среде не получили.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 20 за 2013 год в рубрике технологии

©1997-2024 Компьютерная газета