Россия – родина пингвинов

27 декабря Минкомсвязи России утвердило прототип национальной программной платформы (НПП) – операционной системы, которой суждено заменить Windows на компьютерах в правительственных организациях и учреждениях образования России. Акт приемки прототипа национальной программной платформы подписал замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Илья Массух.

Интересный момент: вместо одного эталонного дистрибутива НПП разработчик прототипа – компания «Пингвин софтвер» – предлагает сделать четыре, по одному от каждого из основных российских Linux-разработчиков.

Напомню, что в России изначально (по техзаданию, утвержденному Владимиром Путиным) национальная программная платформа базируется на Linux. Разработчиком ее прототипа стала выигравшая соответствующий конкурс компания «ПингВин Софтвер». Она принадлежит фонду NGI, крупным пайщиком которого является бывший министр связи России Леонид Рейман.

На разработку окончательной версии ОС планируется потратить 490 млн российских рублей (около $15,6 млн). Согласно планам властей, через год после выхода национальной платформы она должна быть установлена на 2% российских компьютеров (без учета органов госвласти и органов местного самоуправления, только за счет бюджетных учреждений и организаций), через два года – на 5%. С помощью новой ОС чиновники рассчитывают на протяжении нескольких лет сэкономить примерно 1,72 трлн рублей ($55 млрд). Это 80% всех расходов, которые сейчас идут на оплату лицензий на компьютерные программы.

О разработке «русского аналога Windows» на разных уровнях говорили, как мне помнится, лет десять. Но конкретное решение правительством было принято только летом 2010 года. Чиновники благоразумно решили не создавать операционную систему с нуля, а взять за основу, как это делают во всем мире, свободно распространяемый Linux-дистрибутив с открытыми исходными кодами.

В октябре 2010 года в России была принята госпрограмма «Информационное сообщество» на 2011-2020 годы – и за первые два года действия этой программы на разработку НПП планируется потратить 490 млн рублей.

В конце сентября 2011-го государственный конкурс на создание прототипа НПП выиграла компания «ПингВин Софтвер». Она принадлежит фонду NGI, крупным пайщиком которого является бывший министр связи Леонид Рейман. Кстати, Леониду Рейману также принадлежит доля во французской компании Mandriva – разработчике популярного дистрибутива Mandriva Linux.

Несколько ранее, летом 2011-го, «ПингВин Софтвер» поддержал обращение Российского некоммерческого партнерства содействия развитию свободного программного обеспечения (РАСПО), выступившего против условий этого конкурса. РАСПО не понравились малые сроки, отведенные на разработку прототипа, и сама идея создания единственной версии НПП. Тем не менее, «ПингВин Софтвер» подал заявку на участие в конкурсе и выиграл его, предложив разработать прототип всего за две недели и 5 млн руб. при стартовой цене конкурса в 27 млн руб.

Теперь-то понятно, что на самом деле у «ПингВин Софтвер» на тот момент уже была готовая заготовка ОС, родственная дистрибутиву Mandriva Linux. Уже после утверждения прототипа в Минкомсвязи исполнительный директор компании «ПингВин Софтвер» Дмитрий Фишилев сказал журналистам: «Национальная программная платформа – это руководство для производителей ПО, которые хотят, чтобы их ПО внедрялось и использовалось в госструктурах, и хотят на этом зарабатывать. … «ПингВин» сдал документацию по прототипу в конце октября. А потом еще почти два месяца эту документацию государство принимало. В число материалов вошли эскизный проект НПП, техзадание на дальнейшие разработки, патентные исследования и 14 прототипов ПО, включая операционную систему, систему сборки и систему управления базами данных (СУБД)».

Проект несколько раз рассматривался и возвращался на доработку, признал министр связи России Игорь Щеголев. Одним из результатов создания прототипа НПП стала разработка техзадания для следующего конкурса по созданию самой платформы, и «ПингВин Софтвер» предложил вместо одного эталона взять за основу четыре основных российских дистрибутива – Alt Linux, «МСВСфера», «Наулинукс» и «Роса». Компания даже продемонстрировала версии этих дистрибутивов, совместимых между собой, — программа для одного из них работает и в других. В результате в России должен появиться фонд алгоритмов и программ, совместимых для всех дистрибутивов, и оператор, который будет поддерживать этот фонд.

«По нашему мнению, в основе НПП должна лежать система стандартов и правил, которые регламентируют процесс создания программного обеспечения, его использования, хранения, обновления и поддержки, – сказал Дмитрий Фишилев. – Создание НПП означает объявление общих правил игры на российском рынке для всех разработчиков ПО. Отсутствие такой системы сейчас приводит к тому, что у государства нет собственной IT-политики. Каждое ведомство занимается автоматизацией по собственному разумению. Однотипные системы с похожим функционалом заказываются у разных поставщиков, что приводит к многократному увеличению расходов на IТ. Национальная программная платформа призвана устранить эти недостатки».

Также, по словам Фишилева, НПП – понятие достаточно широкое. «В НПП также будут входить операционные системы, системы управления базами данных, решения, связанные с документооборотом, различного рода аналитические системы, офисные приложения. Все то, без чего сейчас невозможно представить работу любой организации. В НПП будут входить продукты прежде всего общего назначения, однако будут попадать и специализированные продукты. Что это могут быть за специализированные продукты, пока не определено. Можно предположить, что это будут, к примеру, системы проектирования, трехмерного моделирования и т.д. На отказе от покупки лицензий на проприетарное ПО государство сможет сэкономить огромные суммы. Подавляющее большинство решений, которые войдут в НПП, будут составлять продукты, распространяемые под свободными лицензиями. В большинстве случаев это продукты, которые распространяются без лицензионных платежей, но есть исключения», – констатировал директор «ПингВин Софтвер». Следующим этапом станет объявление Минкомсвязи России конкурса на опытно-конструкторские работы, в рамках которых будут созданы опытные образцы ОС, то есть уже работающие системы. Далее опытные образцы будут выведены на стадию промышленного производства.

По прогнозам, до 2020 года объем рынка, связанного с НПП, может составить несколько десятков миллиардов рублей.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 02 за 2012 год в рубрике безопасность

©1997-2025 Компьютерная газета