Снова 515 для белорусского IT

8 ноября Александр Лукашенко подписал указ №515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь». Да-да, у меня тоже первым делом возникла мысль об аналогии с прошлогодним указом №515 от 30 сентября 2010 года «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь». По крайней мере, оба эти указа так или иначе серьезно влияют на развитие белорусской IT-инфраструктуры и национального IT-бизнеса.

Теперь же, согласно нынешнему указу №515, при президенте Беларуси будет создан специальный орган – Совет по развитию информационного общества. Его председателем, кстати, станет сам глава государства.

Как сообщили в пресс-службе президента, подобные органы во главе с высшими должностными лицами уже сформированы во многих странах, в том числе в России, Германии, Франции, Южной Корее.

По официальной версии, принятие указа направлено на повышение эффективности деятельности государственных органов и организаций при осуществлении государственной информационной политики, скорейшее создание единой системы оказания государственных услуг в электронной форме, совершенствование регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Указом предусматривается объединение межведомственных информационных систем различных государственных органов. Эксплуатация этих систем и оказание на их базе услуг организациям и гражданам будут осуществляться единым оператором – республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг». Это значительно упростит процесс получения услуг, оказываемых с использованием межведомственных информационных систем, станет одной из практических мер, направленных на дебюрократизацию жизни страны.

Указом также утверждено Положение о независимом регуляторе в сфере информационно-коммуникационных технологий. В нем уточняются функции независимого регулятора, предусмотренные указом от №515 «О некоторых мерах по развитию сети передачи данных в Республике Беларусь» от 30 сентября 2010 года.

В целях совместного рассмотрения и разрешения наиболее важных вопросов деятельности независимого регулятора с участием представителей государственных органов, видных ученых и специалистов в области электросвязи и информационно-коммуникационных технологий указом создан Совет независимого регулятора и утвержден его состав.

Но вернемся к Совету по развитию информационного общества в Беларуси. В состав совета вошли представители государственных органов, научных и образовательных учреждений, организаций, объединяющих компании в сфере ИКТ. Как пояснили в пресс-службе, решение о создании совета принято с учетом растущего влияния информационной сферы на все стороны жизни общества и необходимости усиления взаимодействия различных заинтересованных сторон при формировании в стране информационного общества.

Всего в совет по развитию информационного общества при президенте Беларуси вошли 20 человек. Состав совета и формат его работы утверждены в положении, прилагаемом к указу президента №515. В частности, там сказано, что в отсутствие президента (председатель совета) совещательным органом будут руководить заместитель премьера Анатолий Калинин (зампредседателя совета) и/или помощник президента Виктор Лукашенко (зампредседателя совета). Секретарем совета назначен Всеволод Янчевский – помощник президента, начальник главного идеологического управления администрации президента.

Кроме них, в совет вошли Сергей Абламейко (ректор БГУ), Валерий Вакульчик (председатель следственного комитета), Игорь Войтов (председатель ГКНТ), Виктор Гуминский (зампред Палаты представителей Национального собрания), Сергей Гурулев (председатель государственного ВПК), Вадим Зайцев (председатель КГБ), Анатолий Кулешов (министр внутренних дел), Николай Ладутько (председатель Мингорисполкома), Сергей Маскевич (министр образования), Андрей Нарейко (глава ассоциации «Белинфоком»), Николай Пантелей (министр связи и информатизации), Олег Пролесковский (министр информации), Анатолий Русецкий (глава президиума Академии наук), Владимир Сенько (зампред правления Нацбанка), Валерий Цепкало (директор администрации ПВТ) и Сергей Шпегун (начальник ОАЦ).

Как мы видим, получилось так, что практически все члены Совета по развитию информационного общества – госчиновники. Единственным представителем частного бизнеса оказался председатель правления ассоциации «Белинфоком» Андрей Нарейко. Ему 47 лет, он кандидат физико-математических наук, в настоящее время также руководит ООО «Профессиональные радиосистемы». Но и Нарейко не сумел остаться в стороне от власти – он работал депутатом второго созыва Палаты представителей Национального Собрания Беларуси.

Совет будет собираться не реже чем раз в полгода чтобы «определять цели и задачи государственной информационной политики, методов и способов ее реализации» (так сказано в указе). Кроме того, совет займется координацией деятельности государственных органов и других государственных структур в области развития информационного общества в Беларуси. Еще одна задача совета – координировать работу и развитие государственной системы оказания электронных услуг.

Члены совета будут обсуждать меры по укреплению информационной безопасности, интеграции государственных информационных систем, мер господдержки развитию информационного общества в стране и, как результат, формулировать конкретные предложения по улучшению ситуации.

При совете будет действовать постоянная рабочая группа под управлением секретаря совета – она займется подготовкой предложений и планов работы каждого из заседаний совета.

С информационной и организационно-технической стороны деятельность совета и его постоянной рабочей группы обеспечат администрация и управление делами президента Беларуси.

А вот второй ключевой момент указа №515. До 1 июня 2012 года Оперативно-аналитический центр при президенте (ОАЦ) создаст РУП «Национальный центр электронных услуг» (НЦЭУ), финансируемое из бюджета.

К этому же времени Совмин по согласованию с ОАЦ должен определить перечень бесплатных электронных услуг, оказываемых НЦЭУ. Не позднее 1 декабря 2012 года новой государственной структуре предписано получить в хозяйственное ведение производственные помещения, оборудование, транспорт и другие активы, необходимые для выполнения НЦЭУ возложенных на нее задач.

А основная задача центра, согласно указу – оказывать электронные услуги гражданам, госорганам и другим организациям как бесплатно, так и за деньги. РУП «НЦЭУ» займется разработкой соответствующих информационных систем, а также поддержкой и развитием системы электронных госзакупок, удостоверяющих центров электронных ключей (включая корневой) и межведомственных информсистем.

К межведомственным информационным системам, согласно указу, относятся:
– автоматизированная система корневого удостоверяющего центра госсистемы управления открытыми ключами;
– единая информационная система контроля за выполнением поручений президента;
– интегрированная автоматизированная система контрольной (надзорной) деятельности;
– общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС);
– система межведомственного электронного документооборота госорганов.

До начала работы НЦЭУ «обеспечивать надлежащее функционирование межведомственных информсистем» поручено Совмину, управлению делами президента и Нацбанку по согласованию ОАЦ. Что примечательно, в указе не прописаны жестко сроки начала работы НЦЭУ. Имеется лишь поручение Совмину до 1 января 2013 года совместно с Нацбанком и ОАЦ «обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим указом и принять иные меры по его реализации».

Остался только один вопрос: не являемся ли мы свидетелями зарождения новой президентской традиции: осенью каждого года подписывать указ №515, регулирующий белорусский IT-рынок?

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 2011 год в рубрике технологии

©1997-2024 Компьютерная газета