Искусственный интеллект: люди и боты

В 1950 году Алан Тьюринг предложил свой оригинальный тест как способ определить, может ли компьютерная программа думать как человек. В ходе испытания несколько судей должны общаться одновременно с компьютером и человеком, и по результатам общения определить, кто из собеседников робот, а кто - человек. Если судьи поверят компьютерной программе, значит, она действительно обладает искусственным интеллектом.

Первый тест Тьюринга был проведен 8 ноября 1991 года в Музее компьютерной техники Бостона. Среди участников было восемь компьютерных программ, которые общались с судьями через модемы, и два человека, также доступные в режиме удаленной связи.
Судьи видели только номер терминала (от 1 до 10) и названия тем для общения. Вот некоторые из тем: "Сухой мартини", "Шекспир", "Эксцентричная беседа", "Романтические отношения". Темы для разговора были предложены доктором Робертом Эпштейном, одним из организаторов мероприятия. Пять из десяти судей решили, что под ником Whimsical Conversation (Эксцентричная беседа) скрывается человек. В действительности это был компьютер под управлением программы PC Therapist III. Это была первая победа!

Джозеф Вейнтрауб (Joseph Weintraub)
Бот: PC Therapist
Число побед в конкурсе: 4 (1991, 1992, 1993, 1995)


Первую программу, которая одержала победу над другими чат-ботами в борьбе за премию Лебнера, разработал Джозеф Вейнтрауб. Более того, его бот PC Therapist четырежды занимал пьедестал почета. Первая версия бота PC Therapist была создана в 1986 году. Психолог по образованию, Вейнтрауб вдруг решил стать программистом, причем начинал осваивать язык общения с техникой на Больших Компьютерах. Опыт и разочарования психотерапевта-человека выплеснулись и реализовались в компьютерной программе, юмор и манера общения которой чем-то напоминали знаменитого юмориста Вуди Аллена. Толчком к переквалификации, а точнее - компьютеризации психолога послужило знакомство Вейнтрауба с первой программой искусственного интеллекта Элизой (ELIZA). Элиза - это относительно простая программа, созданная еще в 1966 году, которая имитирует беседу с психотерапевтом, обращая слова и фразы собеседника-пациента на него самого. Если вы говорите "Мне нужна моя шляпа", Элиза скажет: "Скажи мне, почему тебе нужна твоя шляпа?" Однако Элиза не имеет базы знаний и обширного словарного запаса. Общение с Элизой наскучило Вейнтраубу через десять минут, после чего он пришел в ярость из-за впустую потраченных на ее приобретение денег. Он решил создать лучшую "говорящую программу". Несколько дней он провел, разрабатывая алгоритмы и структуру программы, затем приступил непосредственно к созданию кода первой версии PC Therapist. На это ушло много дней и бессонных ночей.

В сентябре 1986 года он основал компанию Thinking Software, чтобы вывести свое детище на рынок программного обеспечения. Первая коммерческая версия "Терапевта" продавалась по $29.95 и встретила одобрение пользователей. Они находили ее остроумным и забавным собеседником.

Программа постоянно совершенствовалась, ее базы данных и словарный запас росли, поглощая почти все, что вводили при общении пользователи. Через год вышла версия, которая включала синтезатор речи с использованием звуковой карты Creative Labs SoundBlaster, программа заговорила чистым и понятным человеческим голосом. Словарный запас Терапевта достиг 70 тысяч слов. Через несколько дней общения она уже достаточно хорошо знала своего собеседника, запоминая любую его фразу.

Пользователи доверяли боту самые сокровенные тайны, желания, эмоции... PC Therapist всегда отвечал беспристрастным, спокойным голосом, но с определенной долей юмора.

PC Therapist III состоит из семи модулей, написанных на C, Turbo Prolog и QuickBasic. Главный модуль считывает исходную информацию (текстовую строку, отправляемую собеседником), вызывает модуль обработки, который разбивает строку на составные части, и на основе содержимого исходной фразы либо использует его часть в качестве ответа, либо обращается к базе знаний, которая называется KBASEK (ее объем - полмегабайта), для выбора соответствующих цитат или фраз. Существует также модуль кратковременной памяти, который отслеживает текущую тему, и модуль грамматики. PC Therapist запоминает все, что ему говорят (в специальном файле REPORT.TXT), поэтому его разговорные способности постоянно растут.

В четвертой версии PC Therapist появилась анимированная говорящая голова и простенький синтез речи через PC Speaker. Подростки использовали программу не только как собеседника, который не читает нудных нравоучений, а говорит на любые актуальные для них темы, но и в качестве клавиатурного тренажера.

Программу можно использовать и как обучающее средство. Для этого достаточно переименовать файл базы знаний программы KBASEK и "скормить" Терапевту 50-100 фраз, объединенных общей темой. На основе этой информации PC Therapist создаст новую базу данных и сможет общаться со студентами, развивая их и собственные знания.

Томас Уолен (Thomas Whalen)
Бот: TIPS
Число побед в конкурсе: 1 (1994)


Томас Уолен родился в 1951 году в Британской Колумбии (Канада). Докторскую степень по экспериментальной психологии он получил в университете Далхаузи (Галифакс, Новая Шотландия).

Доктор Уолен проводит исследования по человеческим факторам информационных технологий для правительства Канады в Научно-исследовательском центре в Оттаве с 1979 года. Текущие исследовательские проекты относятся к разработке новых сетевых сервисов и человеческого интерфейса для компьютерных сетевых приложений. Подход доктора Уолена опирается на изучение фактического поведения человека, а не его психологии. Каждая новая система тестируется на тысячах людей, в результате чего собираются и анализируются огромные объемы информации. Его компьютерная программа TIPS (название можно перевести как "советы") предоставляет возможность хранения, систематизации и поиска важной части результатов его научных исследований по лексическим шаблонам. Программа завоевала премию конкурса Лебнера в 1994 году.

Джейсон Хатченс (Jason Hutchens)
Бот: HeX
Сайт Джейсона Хатченса: http://jasonhutchens.me
Сайт бота MegaHAL: http://megahal.alioth.debian.org
Число побед в конкурсе: 1 (1996)


Джейсон Хатченс - разработчик компьютерных игр, веб-сайтов и признанный эксперт в области Искусственного Интеллекта. В настоящее время Джейсон находится в шестимесячном отпуске, который он использует для работы над своими многочисленными проектами. Живет в Австралии, свою награду за победу в конкурсе Лебнера получил еще в период обучения в университете Западной Австралии. Бот HeX, лауреат премии, имел сравнительно небольшой размер в 50 Кбайт, а его база знаний насчитывала около сотни "домашних" заготовок фраз и предложений. Основным оружием победителя стали задаваемые ему вопросы, он мастерски перефразировал их и переходил в атаку.

Боты Хатченса - как дети, и его последний ребенок, программа "Хэл", созданная совместно с израильской компанией Artificial Intelligence Enterprises (Ai), ведет себя как настоящий младенец. Свое имя Хэл получил в честь кибернетического персонажа романа Артура Кларка "Космическая одиссея 2001 года". Он внимательно слушает своих учителей, которые как заботливые родители разговаривают с ним на различные темы, читают стихи, сказки, отвечают на его вопросы. Алгоритмы самообучения программы позволяют ей постепенно осваивать новые знания, формулировать ответы или "речевые реакции" на слова учителя.

Джейсон Хатченс признается, что на самом деле Хэл не умеет думать, эта программа - модель формирования и развития речевых способностей человека. Общаясь с программой, родители действительно могут подумать и поверить в то, что они говорят с ребенком, а психиатр может узнать в собеседнике своего пациента. На ранней стадии настройки модели человеческой речи разработчики предлагали всем желающим поболтать с Хэлом в Интернете. Малыш Хэл дорос до речевого симулятора МегаХэла (MegaHal), эта компьютерная программа на текстовые вопросы пользователя, которые вводятся с клавиатуры, отвечает натуральным "человеческим" голосом, запоминает всю введенную информацию и обучается на ней, поэтому она не ограничивается только английским языком.

Дэвид Леви (David Neil Laurence Levy)
Бот: Converse, Do-Much-More
Число побед в конкурсе: 2 (1997, 2009)


Дэвид Леви (родился 14 марта 1945 года в Лондоне) – знаменитый британский шахматист, гроссмейстер, исследователь искусственного интеллекта, писатель, автор более 40 книг о шахматах и компьютерах. Его книга "Love and Sex With Robots", вышедшая в 2007 году в США, посвящена теме отношений людей и роботов, он считает, что уже к 2050 году будут возможны браки между роботами и людьми. Еще в 1968 году Леви заключил пари с четырьмя профессорами университета о том, что в течение 10 лет он не потерпит ни одного поражения в игре в шахматы от компьютера. И выиграл это пари! Свою первую награду в конкурсе Лебнера в 1997 году (с чат-ботом Converse) он получил с первой попытки. Бот сразу взял инициативу в свои "виртуальные руки", он буквально засыпал вопросами судью в течение первой пятиминутки их разговора. Горячее, эмоциональное обсуждение свежих политических новостей и личности Билла Клинтона способствовало успеху, программу приняли за человека.

Следующим чат-ботом Дэвида Леви стал Do-A-Lot (Сделай-Много), над ним вместе с Дэвидом два с половиной года работала маленькая команда из одного программиста и эксперта по лингвистике. Позднее Do-A-Lot лег в основу чат-бота Do-Much-More.

Над созданием бота Do-Much-More (Сделай-Еще-Больше) трудилась компания Intelligent Toys Ltd, которую Дэвид Леви создал в 2001 году. Эта компания имеет твердые намерения стать ведущим мировым производителем разговорного программного обеспечения для веб-сайтов и потребительского рынка. Чат-бот Do-Much-Morе способен накапливать специальные знания из любой области, его можно "выучить" на инженера, врача, экономиста... Такой робот прекрасно справится с работой автоответчика и консультанта на веб-сайте или в инфокиоске любой компании. Три четверти программного кода Do-Much- Morе выполнено на языке С++, одна четверть - на С. Исполняемый модуль занимает примерно 1,9 мегабайта и использует несколько крупных баз данных.

Робби Гарнеp (Robby Garner)
Бот: Computational Behaviorist (Albert One)
Число побед в конкурсе: 2 (1998, 1999)


Рис.3

Своего первого бота Max Headcold Гарнер создал еще в 1995 году. Чат-бот Макс служил для сбора данных о посетителях веб-чата и развлечения клиентов книжного интернет-магазина FringeWare.

Робби Гарнер считал, что прохождение теста Тьюринга не требует реального интеллекта. Многие авторы чат-ботов, упоминая о научных подходах к своей работе (нейронные сети, генетические алгоритмы), обходились достаточно простыми эвристическими методами при создании своих программ. Гарнер выставил на конкурс программу Computational Behaviorist, в основу работы которой был положен принцип “стимул - реакция”, аналогично программам TIPS и ELIZA. Только его бот опирался не на одно, а на три ключевых слова в каждой исходной фразе. Понимая, что от программы требуется нечто большее, чем однообразные ответы на вопросы, он встроил в нее ряд дополнительных эвристических алгоритмов, создававших иллюзию общения с человеком.

При разработке бота Behaviorist возникли определенные проблемы, связанные с поиском информации в базах данных большого объема. Бот надолго "задумывался" перед каждым ответом, задержки выдавали его. Поэтому Гарнер создал гибрид из двух ботов - Albert (написанный на С++) и одной из Паскаль-версий ELIZA, и реализовал их в среде разработки Visual DataFlex, чтобы пользоваться стандартными алгоритмами запросов к БД.

Ричард Уоллес (Richard Wallace)
Бот: ALICE
Сайт: http://alicebot.blogspot.com
Число побед в конкурсе: 3 (2000, 2001, 2004)


Название бота A.L.I.C.E расшифровывается как Artificial Linguistic Internet Computer Entity или "Искусственная Лингвистическая Интернетно- Компьютерная Сущность". Алиса неоднократно выходила победителем в соревнованиях с другими "говорящими программами". Этот бот в общении с человеком использует эвристические шаблоны, которые получает непосредственно от собеседника. Алиса считается одной из сильнейших программ, она неоднократно признавалась "наиболее человечной" среди других ботов, однако полный тест Тьюринга пока и ей оказался не по зубам.

Ричард Уоллес начал работу над программой ALICE в 1995 году. В 1998 году он переписал весь код на Java. Программа использует XML-схему, которая называется AIML (Artificial Intelligence Markup Language, или Язык Разметки Искусственного интеллекта), для определения эвристических правил разговора. AIML появился в 2001 году и привел в проект новых разработчиков, которые внесли свой вклад в его развитие. Версия AIML, используемая в ALICE, распространяется под лицензией GNU GPL, поэтому существует множество свободных реализаций этого языка, а также интерпретаторов, его использующих.

Кевин Коппл (Kevin Copple)
Бот: Ella
Сайт: http://www.ellaz.com
Число побед в конкурсе: 1 (2002)


Кевин Коппл (родился 4 августа 1955 года) занимается программированием систем обработки естественного языка с компанией EllaZ Systems. Эмигрировал из США, в настоящее время проживает в Тяньцзине, Китай. Будучи инженером-химиком ядерной и нефтяной промышленности, занимался торговлей химикатами между китайскими и американскими компаниями, несколько лет работал в качестве патентного поверенного в области защиты прав интеллектуальной собственности.

Коппл создал чат-бот Ella, с лицом обычной китайской девушки, но с репутацией весьма продвинутого бота. Элла появилась в августе 2000 года, специализировалась на естественном языке. Она имеет целый ряд функциональных способностей: может играть в различные игры и даже имеет свою собственную индивидуальность, характер. В международном конкурсе премии Лебнера Элла была второй в 2001 и стала победителем в 2002 году. Она также неоднократно занимала призовые места в Chatterbox Challenge. Заметна преемственность в названии бота, и она обоснованна - Элла расширяет потенциал Элизы в направлении интерактивных логических игр и живого разговора, естественного языкового взаимодействия. Функциональные возможности бота позволяют использовать различные интернет-сервисы, а также базы данных WordNet, CIA World Factbook и другие ресурсы. Новейшее виртуальное детище компании EllaZ Systems, электронный интеллектуальный помощник AIVault может запоминать любую информацию. Его постоянно расширяющаяся база данных как губка впитывает в себя все - обычный или форматированный текст, изображения, звуковые файлы и гиперссылки. AIVault не просто копилка ресурсов и данных, это электронный секретарь, который найдет и выдаст ответ на любой вопрос.

Юрген Пирнер (Juergen Pirner)
Бот: Jabberwock
Сайт: http://www.abenteuermedien.de/jabberwock/
Число побед в конкурсе: 1 (2003)


С ботом Jabberwock можно говорить на любую тему. Он знает более 30 тысяч слов и 2.200.000 предложений. Но при общении с этим виртуальным зверем будьте внимательны: Jabberwock очень своенравный и может показать характер! Кроме награды в конкурсе Лебнера он не раз становился призером в соревнованиях чат-ботов Chatterbox Challenge. Юрген Пирнер, автор бота, родился в 1956 году в Германии. Стихотворение Льюиса Кэрролла "Jabberwocky" (Абракабабра), несомненно, послужило источником вдохновения при создании бота, а также оказало влияние на некоторые черты характера этого виртуального персонажа, порой он немногословен и даже груб. Со временем база знаний бота была расширена до нескольких миллионов словосочетаний.

Ролло Карпентер (Rollo Carpenter)
Бот: Jabberwacky
Сайт: http://www.jabberwacky.com/
Число побед в конкурсе: 2 (2005, 2006)


Группа английских ученых под руководством Ролло Карпентера начала работу над проектом "говорящего робота" Jabberwacky еще в 1988 году, а в Интернет он вышел в 1997-м. Это уникальный, самостоятельный проект, никак не связанный с другими разработками в области искусственного интеллекта. Когда проект набрал достаточный коммерческий потенциал, была создана специальная компания для управления проектом - Icogno Ltd. Программа имитирует естественный человеческий разговор в интересной, развлекательной и даже юмористической манере. Jabberwacky не просто болтает на различные темы, он учится. В некотором смысле он служит реализацией обучающей лингвистической модели, запоминает факты, условия и правила. Jabberwacky запоминает все, что ему говорят, и находит наиболее подходящий ответ на любой вопрос, используя метод контекстных шаблонов. В беседе он всецело опирается не на определенные строгие правила, а на принципы гибкой обратной связи. Это отличает его от большинства чат-ботов. Если вы говорите на иностранном языке, он будет учиться, изучать этот язык и надлежащим образом реагировать, как только накопит достаточно информации. Его можно научить сленгу, словесным играм, шуткам, шарадам и любым другим формам идентифицируемых языковых характеристик. Каждый собеседник робота вносит вклад в развитие его искусственного интеллекта.

Обучение на основе разговора с собеседником позволяет накопить базу знаний, создает базовый интеллект и даже формирует характер, но не может использоваться в реальных бизнес-условиях, когда требуется контроль над разговорной речью и выдаваемыми фразами. Поэтому робот оснащен коммерческим набором скриптов, которые позволяют контролировать все ответвления в деревьях возможных ответов, исключать тупики и замкнутые циклы, возвраты, формировать предложения из исходного словосочетания или его части, предполагать и прогнозировать направления беседы, извлекать данные и многое другое. Все это обрабатывается, в отличие от любой другой технологии, с применением нечетких шаблонов, разнообразием вариантов и глубокими связями.

На кафедре информационно-управляющих и мультимедиа-систем Санкт-Петербургского университета культуры и искусств была успешно реализована идея использования технологии Jabberwacky в процессе обучения английскому языку. Робот Джордж помогает изучать язык в проекте LiveEnglish.

Роберт Медекза (Robert Medeksza)
Бот: Ultra Hal
Сайт: http://zabaware.com/
Число побед в конкурсе: 1 (2007)


Ultra Hal - это виртуальный помощник, секретарь, собеседник и даже друг. Он (или она, в зависимости от ваших предпочтений) поможет вам стать более организованным, научит пользоваться компьютером и развлечет вас. Ultra Hal многолик, бот предоставляет выбор из нескольких анимированных персонажей, он говорит с вами через колонки или наушники, подключенные к вашему компьютеру, своим собственным голосом. Hal понимает речь (но исключительно по-английски), с ним можно общаться не только в чате, но и голосом. Ultra Hal может общаться на любые темы, имеет огромную базу данных и способность к обучению. Память Хэла можно использовать в качестве записной книжки, он запомнит телефонные номера, адреса электронной почты, почтовые адреса, даты встреч и дней рождения. Бот может автоматически набирать телефонные номера и вести переписку по электронной почте. Ultra Hal может для вас запускать программы на вашем компьютере, он также окажет помощь в работе с программами, "озвучит" справочник. Hal автоматически находит все программы в меню "Пуск" системы Windows. Вы можете голосом попросить его запустить любую программу - и он выполнит ваш приказ. Ultra Hal поможет просматривать интернет-сайты, зачитает сводку погоды, новости и даже найдет в Интернете любую информацию. Разработкой и постоянным совершенствованием бота Ultra Hal занимается компания Zabaware, которая базируется в городке Эри, штат Пенсильвания, и специализируется на технологиях искусственного интеллекта. Миссия компании "научить компьютер думать" когда-то считалась мечтой и фантастикой. Роберт Е. Медекза основал компанию Zabaware когда ему было всего 24 года. Он с отличием закончил университет Ганнона, а передовые технологии и компьютерное программное обеспечение привлекли его внимание еще во время учебы. Роберт упорно движется к достижению своей цели "сделать искусственный интеллект важной частью жизни каждого". Zabaware занимается разработкой нескольких коммерческих продуктов в области искусственного интеллекта для различных областей применения.

База знаний чат-бота Hal насчитывает 1.193.938 предложений и словосочетаний, полученных в результате 181.276 разговоров с 76.776 собеседниками. И она постоянно расширяется.

Фред Робертс (Fred Roberts)
Бот: Elbot
Сайт: http://www.artificial-solutions.com/
Сайт бота Elbot: http://www.elbot.com/
Число побед в конкурсе: 1 (2008)


Этот робот-весельчак появился в 2001 году. Неоднократно занимал призовые места в соревнованиях ботов Chatterbox Challenge, в 2003 был близок к победе в конкурсе Лебнера и, наконец, в 2008 получил ее. Он с гордостью признается, что является роботом, а не человеком, поэтому периодически нуждается в хорошей смазке, не любит одиночества и обожает общаться с людьми. В свободное время бот занимается чтением телефонных книг, словарей, газет, энциклопедий и скучных инструкций на все на свете. В газетах ему особенно нравятся колонки с рекламой и объявлениями. Elbot собирает коллекцию штрих-кодов, также увлекается изучением людей. Этот "человековед" хочет стать самым умным роботом в мире.

Компания Artificial Solutions, в которой работает Фред Робертс, также является владельцем торговой марки Lingubot, виртуального говорящего помощника, проводника по интернет-сайтам. Эта технология была разработана немецкой компанией Kiwilogic, а затем приобретена Artificial Solutions.

Брюс Уилкокс (Bruce Wilcox)
Бот: Suzette
Сайт: http://ai.bluemars.com/chat/
Число побед в конкурсе: 1 (2010)


Учить компьютеры думать Брюс Уилкокс начал давно, он создал интерпретатор MTS/LISP (LISP используется в Мичиганском и ряде других университетов еще c начала 70-х годов прошлого века), чтобы иметь возможность писать программы, играющие в древнюю настольную игру Go. В начале 80-х Уилкокс написал NEMESIS Go Master для IBM-PC, первую программу для игры в Go, которая позднее была переиздана в Японии (с названием Taikyoku Igo). Уилкокс стал соучредителем компании Toyogo Inc, которая разработала первое автоматическое устройство для игры в Go (1987-2004). Позднее компания обанкротилась.

Работа над чат-ботом Сьюзетт началась в 2008 году, а уже в 2009-м он стал лучшим среди новичков в соревнованиях Chatterbox, в 2010 году взял приз Лебнера, обманув одного из четырех судей. Брюс Уилкокс называет Сьюзетт Синим Репликантом с планеты Марс. Здесь наверняка не обошлось без влияния фильма "Аватар". Уилкокс искренне верит, что настанет день, когда нам (людям) станут не нужны мыши, клавиатуры и прочие устройства ввода информации. Мы будем просто говорить с компьютером или спрашивать его обо всем, что мы хотим узнать. Брюс Уилкокс считает, что в будущем Человек и Компьютер будут общаться при помощи естественного языка, его Сьюзетт и другие боты - это всего лишь первые шаги в этом направлении. Успех виртуальной личности Сьюзетт опирается не на обширную базу данных с готовыми фразами ответов на всевозможные вопросы, а на набор скриптов, которые формируют оптимальные варианты ответов.

Разработкой чат-ботов Брюс Уилкокс занялся, когда начал сотрудничать с компанией Avatar Reality. Перед компанией стояла задача создания виртуальных аватар пользователей, которые будут продолжать функционировать даже когда пользователь находится в оффлайне. Причем эти пользовательские аватары должны имитировать особенности поведения, жестикуляции и речи человека, их владельца. Но разработка аватар затянулась, и компания согласилась на создание Уилкоксом чат-ботов, которые смогли бы заменить людей в виртуальных игровых мирах.

Сьюзетт имеет "встроенный" набор тем для разговора (политика, обычаи и пр.). Каждая тема имеет набор правил с шаблонами ответов и набор ключевых слов, связанных с этой темой. Некоторые из этих правил дают определенный ответ на вопросы или заявления. Другие позволяют ей "самостоятельно" выдавать информацию, как только она "почувствует", что получила контроль над течением беседы. Шаблоны (в отличие от ALICE или ULTRAHAL) опираются на "смысловые" модели, а не на структуру слов. Робот анализирует исходное предложение собеседника и принимает решение, какие темы имеют наибольшее соответствие по ключевым словам, а затем сканирует набор правил этих тем и решает, что делать дальше. Если ничего похожего среди знакомых тем найти не удается, Сьюзетт может принять решение случайно, возразить или поспорить с исходным утверждением, или предложит перейти к другой, ближайшей по смыслу теме. Во время беседы бот узнает факты о собеседнике, запоминает их и использует в разговоре. Например, если Сьюзетт узнает, что у вас есть собака, она может раскрыть эту тему и вернуться к ней позднее, но в разговоре с другим собеседником она не будет использовать и даже упоминать эти знания.

Перед участием в соревнованиях у всех чат-ботов преднамеренно отключаются некоторые функции, в основном это касается скорости выдачи ответов. Ведь робот реагирует мгновенно. Чтобы стать похожим на человека, боты начинают слегка "тормозить", делать опечатки.

В дальнейшем Уилкокс планирует перевести движок бота на платформу с открытым кодом, по мере возможности исправить все ошибки, которые всплывают в результате онлайн-тестирования в сети Интернет и при участии в различных соревнованиях, постоянно расширять возможности Сьюзетт. Чтобы узнать информацию о каком-либо предмете, она научится читать книги и текстовые документы.

Премия Лебнера присуждается ежегодно начиная с 1990 года. В конкурсе соревнуются между собой в прохождении теста Тьюринга "говорящие" программы и их создатели. Наиболее «человечной» (по мнению судей) вручается премия в 3000 долларов. Первой программе, которая успешно пройдет стандартный текстовый тест Тьюринга, будет вручена серебряная медаль и приз в двадцать пять тысяч долларов. Программе, которая пройдет текстовый, визуальный и звуковой тест, будет вручена золотая медаль и сто тысяч долларов. После вручения золотой медали конкурс будет закрыт.

Конкурс 2010 года проходил в Университете штата Калифорния (Лос-Анджелес, США) 23 октября 2010 года. Бронзовую медаль и $3000 за первое место получил Брюс Уилкокс, второе место и $1000 досталось Ричарду Уоллесу, третье место и $750 получил Ролло Карпентер, четвертое место и $250 - Роберт Медекса.

Игорь Грень


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 04 за 2011 год в рубрике безопасность

©1997-2024 Компьютерная газета