Спам как часть мировой экономики

Пусть заголовок не вызывает у читателя ужас. Спам – значительное и заметное явление, инструмент рекламы, а значит, и его влияние на мировые экономические процессы вполне можно считать достаточно сильным. Впрочем, большее внимание я все же уделю моделям и структуре взаимоотношений между заказчиками спама и его распространителями.

Спам как индикатор

А на эти взаимоотношения, замечу, минувший мировой экономический кризис повлиял ничуть не в меньшей мере, чем на прочие отрасли экономики. Все чаще в той доле спама, которая прорывается сквозь спам-фильтры почтовых серверов, я обнаруживаю различные признаки, прямо или косвенно подтверждающие этот тезис.

Впрочем, давайте сначала определимся: что такое спам? С точки зрения пользователя – это мусор в его электронном почтовом ящике. С точки зрения специалиста по информбезопасности – это массовая анонимная и незапрашиваемая рассылка сообщений, преимущественно рекламного характера. Но с точки зрения самих спамеров, с точки зрения их заказчиков, такие массовые анонимные незапрашиваемые рассылки – это в первую очередь бизнес. И, как и в любом другом бизнесе, в спаме работают свои бизнес-схемы. Эти бизнес-схемы определяют стиль взаимодействия между распространителем спама и его заказчиком.

Если не брать во внимание откровенно криминальные варианты («нигерийские письма», хакерские вирусные рассылки, фальшивые просьбы о помощи и т.п.), то основных схем в спам-бизнесе всего две: это партнерские программы и классическое взаимодействие на уровне «заказчик – исполнитель».

«Партнерский» спам

Партнерская программа, или «партнерка», – это маркетинговая технология, когда распространитель того или иного товара платит спамерам не за рекламу как таковую, а за каждого реального клиента. В некоторых случаях партнерская программа может быть организована непосредственно распространителем товара. Но чаще все же партнерская программа организовывается третьими лицами и является своего рода «площадкой для встреч» между фирмами, которые предлагают товар, и спамерами, готовыми этот товар рекламировать при помощи своих интернет-инструментов.

Во втором случае деньги за каждого приведенного клиента (либо процент с каждой покупки) получает не только партнер, распространявший рекламу (т.е. спамер), но и организатор партнерской программы.

Как раз такую схему мы видим каждый раз, когда получаем незапрошенную рекламу наиболее распространенных в спаме товаров – таких как виагра, копии дорогих швейцарских часов и дешевого ПО. Как показывает практика, партнерские программы также часто используют распространители порно и рекламы многочисленных онлайн-казино.

Процент «партнерского» спама постоянно колеблется, однако всегда остается достаточно высоким. К примеру, в Рунете «партнерка» составляет 30-60% от общего количества спама.

«Заказной» спам

Вторая схема работает по более простому и понятному сценарию «заказчик – исполнитель». В данном случае исполнителем выступает спамер, который предлагает свои услуги. Ну а заказчик – это человек или фирма, которые пользуются его услугами, чтобы организовать рекламу своего товара или услуги. По сути – стандартная модель работы рекламного агентства.

Именно в спаме, распространяемом по схеме «заказчик – исполнитель», ярче всего проявились симптомы кризиса. Дело в том, что его заказчиками в большинстве случаев оказываются предприятия малого и среднего бизнеса – а именно они более всего пострадали во время кризиса. Как свидетельствуют специалисты по информбезопасности, первый резкий спад количества заказного спама пришелся на август 2008 года – месяц, признанный началом экономического кризиса уже за пределами США – то есть во всем мире. В тяжелый период с сентября по ноябрь 2008-го количество заказного спама слегка увеличивается, но, так и не достигнув докризисного показателя, снова падает. Второй заметный спад – это «дно» кризиса, весна 2009 года. Такие заметные спады отражают нехватку у клиентов спамеров денег на рекламу, а также то, что множество мелких и средних фирм, пользовавшихся спамом как инструментом рекламы, попросту не выжили в тяжелых экономических условиях.

В эти периоды среди рекламируемых в заказном спаме товаров и услуг более-менее хорошие показатели демонстрировали только предложения покупки/аренды различных объектов недвижимости. Интересно, что количество такого спама (даже регионального) обычно незначительно, поскольку большинство компаний, работающих с недвижимостью, – крупные, и не пользуются услугами спамеров. Однако аренду офисных помещений предлагают обычно небольшие фирмы, которые и активизировали свою рекламную деятельность во время кризиса. Что логично: множество обанкротившихся и прекративших существовать фирм оставили после себя пустующие офисы с неоплаченными счетами. При этом организации, все еще державшиеся на плаву, зачастую предпочитали снизить расходы на офисное помещение и снять офис за меньшие деньги. Такое масштабное перетекание клиентов в этом секторе привело к тому, что сами арендодатели оказались в очень нестабильном положении и были вынуждены снижать цены на свои услуги, а также прибегать к крупномасштабным рекламным кампаниям, в том числе и посредством спама. Первый всплеск активности такого спама наблюдался в октябре 2008 года. Пика он достиг весной 2009-го.

Спам спама

Выше я уже сказал: спам – это бизнес, и хотя распространители спама относятся к представителям теневой экономики, их «фирмы» также относятся к малому и среднему бизнесу. А значит, по ним тоже ударил кризис. Значительный отток клиентов заставил спамеров направить значительную часть своих мощностей на рассылку рекламы собственных услуг. Конечно, такой спам существовал и раньше, но он никогда не был столь агрессивен, как во время кризиса. К тому же, стремясь привлечь новых клиентов взамен тех, что не выдержали экономической бури, в своих рассылках спамеры заявляли, что такой вид рекламы идеален для небольших предприятий. С другой стороны, спам-деятели всячески старались обелить себя, утверждая, что их деятельность якобы не является противозаконной.

Как свидетельствует статистика, впервые недостаток в клиентах спамеров проявился в октябре 2008 года. Однако основной взлет «спама самих спамеров» начался с января 2009 и достиг своего пика в марте 2009 года.

Тогда же, кстати, стал заметен крен в сторону спама по партнерским программам. При отсутствии клиентов-заказчиков (по второй модели), партнерские программы продолжали действовать, и участие в них обещало спамерам хоть какие-то прибыли. Так что именно в те моменты, когда отток заказчиков рассылок был особенно ощутим, спамеры обращались к партнерским программам в надежде получить свой обычный среднемесячный доход. Хотя, безусловно, спамерам намного выгоднее работать с реальным заказчиком, который платит реальные деньги, нежели ожидать, что хоть один пользователь из нескольких миллионов получивших рассылку купит несколько таблеток виагры.

Восстановление рынка

Первые сдвиги в сторону улучшения ситуации в спам-бизнесе стали заметны уже в июле 2009 года. Однако тогда говорить о каких-либо серьезных тенденциях было еще рано. А вот в августе тенденции уже наметились более ярко. К спамеру вернулся его клиент, и количество спама от реального заказчика начало резко расти. В сентябре оно перешагнуло свой нормальный порог в 50%. При этом, соответственно, на спад пошли рассылки, относящиеся к партнерским программам. Количество саморекламы спамеров также заметно снизилось, поскольку нужда активно рекламировать спам отпала с возвращением клиентов, да и «мощности» спамерских сетей все же не резиновые.

Судя по ситуации на сегодняшний день, можно с уверенностью утверждать, что ситуация со спам-бизнесом, пострадавшим во время кризиса не меньше других, уже стабилизировалась. А это, в свою очередь, говорит об относительной стабилизации малого и среднего бизнеса в целом. Ведь стабилизация в спам-бизнесе свидетельствует о возвращении к спамерам клиентов, которые способны оплатить его услуги.

P.S. Очевидно, что спам приносит экономическую выгоду его заказчикам. Это означает, что пользователи, несмотря на неприязнь к спаму, все-таки пользуются рекламируемыми посредством спама услугами и покупают товары, рекламируемые через спам. До тех пор, пока финансовая отдача от спама превышает затраты на преодоление защиты, спам не исчезнет. Таким образом, наиболее надежным способом борьбы является отказ от услуг, рекламируемых посредством спама. В числе других предложений – юридическое преследование пользователей, воспользовавшихся товарами/услугами, продвигаемыми посредством спам-рассылок. Впрочем, подобное представляется малоосуществимым на практике.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 2010 год в рубрике безопасность

©1997-2024 Компьютерная газета