Технологии c человеческим лицом
Когда речь заходит об исследованиях и разработках, скорее всего, представляются люди в белых костюмах-скафандрах, перемещающиеся в сверхчистых помещениях фабрик по производству микропроцессоров, инженеры, склонившиеся над большими листами со схемами в каком-нибудь исследовательском центре, или программисты, внимательно изучающие программный код на мониторе компьютера. Но могли бы вы представить себе, что сотрудники будут заглядывать в дома самых обычных людей по всему миру, чтобы понять, как используются в разных регионах планеты компьютерные технологии, или проводить долгие часы в поездах лишь для того, чтобы выяснить, как могут быть усовершенствованы мобильные решения? А ведь дело обстоит именно так — подобными исследованиями занимаются сотрудники этнографической лаборатории корпорации Intel.
В 75 исследовательских лабораториях Intel по всему миру, в том числе в Бразилии, Дании, Египте, Индии, Испании, Китае, Корее, России и других странах, трудятся более 7000 профессионалов. Корпорация в своих исследованиях сотрудничает более чем со 100 крупнейшими университетами по всему миру, осуществляя с ними более 300 совместных проектов. И, наконец, в Intel работает одна из самых крупных исследовательских групп этнографов. С 1997 года психологи, антропологи и социологи стараются помочь инженерным и продуктовым подразделениям Intel в разработке новых технологий, которые могут удовлетворить реальные потребности людей по всему миру. Этнография помогает разработчикам из Intel ощутить разницу между тем, что люди говорят о своих ежедневных занятиях, жизни, работе, взаимоотношениях дома и вне его, семейных традициях и устоях, и тем, чем все это является для них на самом деле. На основе результатов своих исследований этнографическая группа Intel реально влияет на дизайн и функциональность новых продуктов — в качестве примера можно привести появление таких устройств, как Education PC в Китае, Community PC в Индии или Classmate PC, использующийся или планирующийся к применению в образовательной сфере во многих странах мира включая Россию. Кроме этого, этнографическая лаборатория Intel выделяет исследовательские гранты университетам на соответствующие исследования. Этнография — это ветвь антропологии, которая использует широкий спектр технологий, методологий и способов исследований в стремлении понять культуру людей. Этнография — это качественное изучение культуры того, что делают люди. Ее основной метод — наблюдение: интервью, анкетирование, запись историй, передающихся из уст в уста, участие в социальной деятельности людей с целью понять, что происходит в человеческом обществе "на самом деле". Такой тип наблюдений и исследований помогает лучше осознать результаты традиционных исследований рынка, а концепция подобных наблюдений основывается на методе "глубокого погружения", что означает участие во всех занятиях людей, чтобы лучше понять их. Именно этим и занимаются этнографы Intel — живут рядом и вместе с людьми их повседневной жизнью дома, на работе, в школе, во время отдыха. Они активно работают в больницах, домах престарелых, школах для глухонемых детей, городских жилищах, торговых центрах, сельских поселениях и прочих местах жизнедеятельности людей для того, чтобы сделать дизайн продуктов оптимальным для удовлетворения конкретных потребностей людей в тех или иных условиях. С помощью этнографов разработчики вычислительных технологий добавляют повседневный опыт людей в свои продукты, модернизируют традиционные бизнес-модели, интегрируя в них человеческие аспекты использования технологий и Интернета.
У этнографической лаборатории Intel есть целый набор качественных методов для сбора данных и понимания того, как люди живут своими повседневными нуждами. Это видеозаписи и фотографии специалистов, изучающих определенное поведение людей в различных ситуациях. Это и подробные, так называемые "глубокие", интервью. Это и методы "глубокого погружения" в различные типы человеческой активности. Один из наиболее ярких примеров результативности этнографических исследований в корпорации Intel — это платформа Community PC, возникшая на базе интенсивных этнографических исследований, проведенных сотрудниками Intel в сельских районах Индии. Прежде всего, этнографы наглядно продемонстрировали, что и там есть реальная потребность в технологиях. Исследования показали, что погодные условия в Индии (жара, пыль, влажность) и ненадежное электропитание могут нарушить работу ПК, и об этом надо подумать особо. Исследования также показали, что модель интернет-киоска является весьма востребованной и популярной в индийских селах. Эти киоски обслуживаются местными предпринимателями и предоставляют жителям деревень доступ к интернет-услугам — таким, как заполнение необходимых справок и документов, экономят время и деньги, поскольку жителям не приходится тратить целый день на поездку в районный центр для подачи этих бумаг. Начинается использование таких киосков и для целей телемедицины. После тщательного изучения всех возможных моделей использования и выяснения возможностей и ограничений современных ПК при использовании их в сельских районах Индии в Intel была разработана платформа Community PC (это выражение может быть переведено как "Общественный ПК") — надежная, управляемая система с возможностью удаленной диагностики и низким энергопотреблением. Среди ее характеристик стоит отметить особо прочный корпус, способный противостоять пыли, влажности и перепаду температур — в нем предусмотрен сменный пылевой фильтр и дополнительный вентилятор для регулировки температуры внутри ПК; специальный элемент питания (CPSU — Customized Power Supply Unit), который содержит встроенный элемент питания и источник бесперебойного питания, позволяющие ПК работать даже от автомобильных аккумуляторов в случае выхода из строя электрической сети; низкое энергопотребление — меньше 100 Вт. Кроме всего прочего, корпорация Intel ведет переговоры с местными представителями бизнеса, правительства, образования, провайдерами услуг доступа в Интернет, чтобы определить набор услуг и контента, который может быть предоставлен и востребован через интернет- киоски и будет способствовать повсеместному распространению платформы Community PC.
Другой яркий результат деятельности этнографов Intel — создание платформы настольного ПК для обучения, ориентированного на китайский рынок. Оценка потребностей китайского рынка показывает, что 60 млн городских семей хотели бы приобрести настольный ПК и имеют возможность купить его, но, тем не менее, не делают этого. Почему? В результате большого количества интервью, проведенных сотрудниками этнографического подразделения Intel, удалось понять, что главная цель использования ПК в молодых китайских семьях — обучение детей, но у китайцев существует опасение перед опасными для детей сайтами Интернета. Учтя все это, была разработана специальная платформа для ПК. Во-первых, в ней применяется особый ключ, который позволяет заблокировать доступ в Интернет и ограничить использование ПК путем активации только образовательных функций. Во-вторых, важнейшей частью ПК становится сенсорный экран, который позволяет вводить информацию в него не только в традиционном режиме посредством клавиатуры и мыши, но и путем изображения на экране китайских иероглифов с помощью специального светового пера. В третьих, в такие ПК устанавливается ПО для изучения китайского и английского языков со звуковым сопровождением. Наконец, один из последних примеров успешной деятельности этнографов Intel — появление устройства, названного "Персональный компьютер ученика" (Classmate PC) и предназначенного для использования школьниками в возрасте 6-12 лет. "Персональный компьютер ученика" на основе технологий Intel призван помочь школьникам и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Его использование в современном образовании предполагает различные варианты. Школьники младших и средних классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах. Технические особенности устройства позволяют подключать к нему разнообразные стандартные периферийные устройства для расширения возможностей учащихся. Данное мобильное устройство может работать как на основе операционной системы Microsoft Windows, так и Mandriva/Metasys Linux, минимальные требования к сетевой инфраструктуре учебного класса или школы позволяют легко подключить устройство к локальной сети и Интернету по беспроводной технологии стандарта 802.11 b/g. Устройство обладает специальным антиударным покрытием корпуса, разработанного для ежедневного использования школьниками, просто в обращении, имеет небольшой вес (около 1,3 кг) и внешним видом напоминает толстую тетрадь. В качестве дополнительного ПО имеется пакет специальных образовательных программ.
По материалам пресс-центра КГ
В 75 исследовательских лабораториях Intel по всему миру, в том числе в Бразилии, Дании, Египте, Индии, Испании, Китае, Корее, России и других странах, трудятся более 7000 профессионалов. Корпорация в своих исследованиях сотрудничает более чем со 100 крупнейшими университетами по всему миру, осуществляя с ними более 300 совместных проектов. И, наконец, в Intel работает одна из самых крупных исследовательских групп этнографов. С 1997 года психологи, антропологи и социологи стараются помочь инженерным и продуктовым подразделениям Intel в разработке новых технологий, которые могут удовлетворить реальные потребности людей по всему миру. Этнография помогает разработчикам из Intel ощутить разницу между тем, что люди говорят о своих ежедневных занятиях, жизни, работе, взаимоотношениях дома и вне его, семейных традициях и устоях, и тем, чем все это является для них на самом деле. На основе результатов своих исследований этнографическая группа Intel реально влияет на дизайн и функциональность новых продуктов — в качестве примера можно привести появление таких устройств, как Education PC в Китае, Community PC в Индии или Classmate PC, использующийся или планирующийся к применению в образовательной сфере во многих странах мира включая Россию. Кроме этого, этнографическая лаборатория Intel выделяет исследовательские гранты университетам на соответствующие исследования. Этнография — это ветвь антропологии, которая использует широкий спектр технологий, методологий и способов исследований в стремлении понять культуру людей. Этнография — это качественное изучение культуры того, что делают люди. Ее основной метод — наблюдение: интервью, анкетирование, запись историй, передающихся из уст в уста, участие в социальной деятельности людей с целью понять, что происходит в человеческом обществе "на самом деле". Такой тип наблюдений и исследований помогает лучше осознать результаты традиционных исследований рынка, а концепция подобных наблюдений основывается на методе "глубокого погружения", что означает участие во всех занятиях людей, чтобы лучше понять их. Именно этим и занимаются этнографы Intel — живут рядом и вместе с людьми их повседневной жизнью дома, на работе, в школе, во время отдыха. Они активно работают в больницах, домах престарелых, школах для глухонемых детей, городских жилищах, торговых центрах, сельских поселениях и прочих местах жизнедеятельности людей для того, чтобы сделать дизайн продуктов оптимальным для удовлетворения конкретных потребностей людей в тех или иных условиях. С помощью этнографов разработчики вычислительных технологий добавляют повседневный опыт людей в свои продукты, модернизируют традиционные бизнес-модели, интегрируя в них человеческие аспекты использования технологий и Интернета.
У этнографической лаборатории Intel есть целый набор качественных методов для сбора данных и понимания того, как люди живут своими повседневными нуждами. Это видеозаписи и фотографии специалистов, изучающих определенное поведение людей в различных ситуациях. Это и подробные, так называемые "глубокие", интервью. Это и методы "глубокого погружения" в различные типы человеческой активности. Один из наиболее ярких примеров результативности этнографических исследований в корпорации Intel — это платформа Community PC, возникшая на базе интенсивных этнографических исследований, проведенных сотрудниками Intel в сельских районах Индии. Прежде всего, этнографы наглядно продемонстрировали, что и там есть реальная потребность в технологиях. Исследования показали, что погодные условия в Индии (жара, пыль, влажность) и ненадежное электропитание могут нарушить работу ПК, и об этом надо подумать особо. Исследования также показали, что модель интернет-киоска является весьма востребованной и популярной в индийских селах. Эти киоски обслуживаются местными предпринимателями и предоставляют жителям деревень доступ к интернет-услугам — таким, как заполнение необходимых справок и документов, экономят время и деньги, поскольку жителям не приходится тратить целый день на поездку в районный центр для подачи этих бумаг. Начинается использование таких киосков и для целей телемедицины. После тщательного изучения всех возможных моделей использования и выяснения возможностей и ограничений современных ПК при использовании их в сельских районах Индии в Intel была разработана платформа Community PC (это выражение может быть переведено как "Общественный ПК") — надежная, управляемая система с возможностью удаленной диагностики и низким энергопотреблением. Среди ее характеристик стоит отметить особо прочный корпус, способный противостоять пыли, влажности и перепаду температур — в нем предусмотрен сменный пылевой фильтр и дополнительный вентилятор для регулировки температуры внутри ПК; специальный элемент питания (CPSU — Customized Power Supply Unit), который содержит встроенный элемент питания и источник бесперебойного питания, позволяющие ПК работать даже от автомобильных аккумуляторов в случае выхода из строя электрической сети; низкое энергопотребление — меньше 100 Вт. Кроме всего прочего, корпорация Intel ведет переговоры с местными представителями бизнеса, правительства, образования, провайдерами услуг доступа в Интернет, чтобы определить набор услуг и контента, который может быть предоставлен и востребован через интернет- киоски и будет способствовать повсеместному распространению платформы Community PC.
Другой яркий результат деятельности этнографов Intel — создание платформы настольного ПК для обучения, ориентированного на китайский рынок. Оценка потребностей китайского рынка показывает, что 60 млн городских семей хотели бы приобрести настольный ПК и имеют возможность купить его, но, тем не менее, не делают этого. Почему? В результате большого количества интервью, проведенных сотрудниками этнографического подразделения Intel, удалось понять, что главная цель использования ПК в молодых китайских семьях — обучение детей, но у китайцев существует опасение перед опасными для детей сайтами Интернета. Учтя все это, была разработана специальная платформа для ПК. Во-первых, в ней применяется особый ключ, который позволяет заблокировать доступ в Интернет и ограничить использование ПК путем активации только образовательных функций. Во-вторых, важнейшей частью ПК становится сенсорный экран, который позволяет вводить информацию в него не только в традиционном режиме посредством клавиатуры и мыши, но и путем изображения на экране китайских иероглифов с помощью специального светового пера. В третьих, в такие ПК устанавливается ПО для изучения китайского и английского языков со звуковым сопровождением. Наконец, один из последних примеров успешной деятельности этнографов Intel — появление устройства, названного "Персональный компьютер ученика" (Classmate PC) и предназначенного для использования школьниками в возрасте 6-12 лет. "Персональный компьютер ученика" на основе технологий Intel призван помочь школьникам и учителям в организации учебного процесса в школе и во внеурочное время. Его использование в современном образовании предполагает различные варианты. Школьники младших и средних классов могут выполнять задания и работать самостоятельно, участвуя в учебных исследовательских проектах. Технические особенности устройства позволяют подключать к нему разнообразные стандартные периферийные устройства для расширения возможностей учащихся. Данное мобильное устройство может работать как на основе операционной системы Microsoft Windows, так и Mandriva/Metasys Linux, минимальные требования к сетевой инфраструктуре учебного класса или школы позволяют легко подключить устройство к локальной сети и Интернету по беспроводной технологии стандарта 802.11 b/g. Устройство обладает специальным антиударным покрытием корпуса, разработанного для ежедневного использования школьниками, просто в обращении, имеет небольшой вес (около 1,3 кг) и внешним видом напоминает толстую тетрадь. В качестве дополнительного ПО имеется пакет специальных образовательных программ.
По материалам пресс-центра КГ
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 2007 год в рубрике технологии