Искусство печатать
Существует мнение, что все человечество по интересам, типу мышления, образу жизни делится на две большие группы: Физики и Лирики. Современному Физику положено всегда быть "при галстуке": в деловом костюме, в стильных очках в тонкой оправе и с черным кейсом. Питаться он должен исключительно кофе и бутербродами, а большую часть времени проводить, с важным видом уставившись в монитор своего ноутбука. Лирик же должен быть непосредственным, легкомысленным и веселым, разговаривать загадочными глупостями, но при этом постоянно выбрасывать какие-нибудь гениальные идеи... С точки зрения этой теории логично было бы назвать аски-художников результатом ассимиляции двух таких разных типов. По сути, аски- художник не так уж и отличается от обычного живописца, просто вместо мольберта у него монитор, а вместо кисти — клавиатура.
Аски-арт (ASCII-art) — это способ изображения тех или иных предметов с помощью обычных символов, доступных всякому, чья клавиатура находится в рабочем состоянии. В распоряжении компьютерных художников буквы, знаки препинания, цифры и другие общеизвестные математические символы. Без них аски-художнику не обойтись, как архитектору не обойтись без кирпичей, а ваятелю — без глины. Ведь именно простые символы являются "художественным материалом", из которого умелый мастер способен сотворить шедевр. Общее количество используемых аски-артистами знаков равно 225. Это общепринятая таблица символов текстового режима — ASCII (что и объясняет название жанра) и ANSI — формат записи текста, позволяющий различными цветами раскрашивать символы и задавать фон. С его помощью можно создать цветное и даже объемное аски-изображение. Кроме того, в формате ANSI доступны режимы мигания и движения текста, что позволяет сделать из рисунка импровизированный видеосюжет.
Официально свое существование "искусство аски" начало примерно в середине 80-х годов прошлого столетия, хотя что-то подобное существовало уже во времена Античности. Нет, компьютеров, и даже печатных машинок, у древних греков не было, но это не помешало им придумать так называемые "фигурные стихи", которые пишутся так, чтобы их контуры были связаны с содержанием, напоминали предмет, о котором говорится. Причиной же появления "нового" аски-арта стало несовершенство компьютерной техники. Дело в том, что в те времена напечатать рисунок "в домашних условиях" было почти невозможным. Тогда и появился аски-арт — первоначально как альтернатива обычным картинкам. К сожалению, история не сохранила для нас имя основоположника этого необычного жанра. В 1991 году американская группа Acid опубликовала несколько своих работ, которые и стали базой для дальнейшего развития аски-искусства. В России первые работы такого жанра появились четырьмя годами позже, в 1995 году, и носили скорее экспериментальный характер. Еще два года спустя, 14 ноября 1997 года, о себе заявила первая российская аски-группа Just-X — в нее вошли два человека: Crasher и Camor. 1999 год стал датой рождения Chaos Energy Group и группы Galza, прославившейся частично благодаря своему названию, а точнее, его истории. Дело в том, что основатель группы по воле случая перепутал буквы, вводя слово "Glaza". К сожалению, Chaos Energy долго не продержалась, и большинство художников покинуло группу, основав новую — Secular. Galza и Secular долгое время были не просто самыми сильными командами, но и самыми ярыми конкурентами. Несмотря на то, что участники групп никогда не видели своих соперников в лицо и общались только через Всемирную паутину, уступать лидерские позиции кому-то другому они и не думали — скорее наоборот: старались создавать что-то совершенно новое и необычно яркое. Вполне возможно, что своим успехом команды обязаны именно жесткой конкуренции. Что касается самого конфликта, то он был исчерпан одновременно со сменой лидеров команд.
Если аски-арт создавался скорее как дань времени и исключительно под давлением обстоятельств, то в начале текущего столетия он был признан настоящим искусством — "искусством XXI века". В аски-арте, как и в любом другом искусстве, существуют свои негласные правила и каноны, свои направления. Основных стиля три. Это Old School, New School и Block Style. Old School из них — самый ранний. От двух других он отличается тем, что в нем используются не все доступные символы ASCII-таблицы, а лишь их небольшая часть — знаки препинания. Несмотря на возникновение New School, многие современные художники обращаются именно к Old School. Главным отличием "новой" школы от "старой", задача которой — передача только некоторого сходства с изображаемым предметом, его контуров, является стремление к реалистичности, максимальному сглаживанию контуров, плавности, постепенному, нерезкому переходу цвета... Чтобы достичь этого, мало просто владеть клавиатурой: здесь важно иметь художественное мышление, да и опыт лишним не будет. Можно сказать, что изображения в стиле New School являются логическим продолжением рисунков а-ля Old School, но сделаны более профессионально и качественно по сравнению со вторыми. В стиле Block Style для рисования используются только "сеточки" и "кирпичики", изображение заполняется полностью всеми символами. Обычно "блок-стайловские" изображения раскрашиваются, для чего и существуют 16 цветов текста и 8 фоновых тонов. Есть и другие, менее известные, стили (RipScript, X-Bin, Avt и другие), но они считаются "экзотикой" и имеют гораздо меньше приверженцев, нежели три стиля, описанных выше.
На "текстовое искусство" можно наткнуться, рассматривая эмблемы и логотипы различных компаний, нередко аски-арт применяется в рекламных целях. Кроме того, он пользуется огромной популярностью и как своеобразный и вполне самостоятельный тип компьютерной живописи. Кстати, все мы немножко аски-художники, и не только в душе. Ведь смайлик, который неоднократно рисовался каждым из нас в процессе сетевого общения, по определению хоть и наименьшая, но вполне полноправная единичка аски-арта.
Алина Новик

Официально свое существование "искусство аски" начало примерно в середине 80-х годов прошлого столетия, хотя что-то подобное существовало уже во времена Античности. Нет, компьютеров, и даже печатных машинок, у древних греков не было, но это не помешало им придумать так называемые "фигурные стихи", которые пишутся так, чтобы их контуры были связаны с содержанием, напоминали предмет, о котором говорится. Причиной же появления "нового" аски-арта стало несовершенство компьютерной техники. Дело в том, что в те времена напечатать рисунок "в домашних условиях" было почти невозможным. Тогда и появился аски-арт — первоначально как альтернатива обычным картинкам. К сожалению, история не сохранила для нас имя основоположника этого необычного жанра. В 1991 году американская группа Acid опубликовала несколько своих работ, которые и стали базой для дальнейшего развития аски-искусства. В России первые работы такого жанра появились четырьмя годами позже, в 1995 году, и носили скорее экспериментальный характер. Еще два года спустя, 14 ноября 1997 года, о себе заявила первая российская аски-группа Just-X — в нее вошли два человека: Crasher и Camor. 1999 год стал датой рождения Chaos Energy Group и группы Galza, прославившейся частично благодаря своему названию, а точнее, его истории. Дело в том, что основатель группы по воле случая перепутал буквы, вводя слово "Glaza". К сожалению, Chaos Energy долго не продержалась, и большинство художников покинуло группу, основав новую — Secular. Galza и Secular долгое время были не просто самыми сильными командами, но и самыми ярыми конкурентами. Несмотря на то, что участники групп никогда не видели своих соперников в лицо и общались только через Всемирную паутину, уступать лидерские позиции кому-то другому они и не думали — скорее наоборот: старались создавать что-то совершенно новое и необычно яркое. Вполне возможно, что своим успехом команды обязаны именно жесткой конкуренции. Что касается самого конфликта, то он был исчерпан одновременно со сменой лидеров команд.

На "текстовое искусство" можно наткнуться, рассматривая эмблемы и логотипы различных компаний, нередко аски-арт применяется в рекламных целях. Кроме того, он пользуется огромной популярностью и как своеобразный и вполне самостоятельный тип компьютерной живописи. Кстати, все мы немножко аски-художники, и не только в душе. Ведь смайлик, который неоднократно рисовался каждым из нас в процессе сетевого общения, по определению хоть и наименьшая, но вполне полноправная единичка аски-арта.
Алина Новик
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2006 год в рубрике технологии