Искусство печатать

Существует мнение, что все человечество по интересам, типу мышления, образу жизни делится на две большие группы: Физики и Лирики. Современному Физику положено всегда быть "при галстуке": в деловом костюме, в стильных очках в тонкой оправе и с черным кейсом. Питаться он должен исключительно кофе и бутербродами, а большую часть времени проводить, с важным видом уставившись в монитор своего ноутбука. Лирик же должен быть непосредственным, легкомысленным и веселым, разговаривать загадочными глупостями, но при этом постоянно выбрасывать какие-нибудь гениальные идеи... С точки зрения этой теории логично было бы назвать аски-художников результатом ассимиляции двух таких разных типов. По сути, аски- художник не так уж и отличается от обычного живописца, просто вместо мольберта у него монитор, а вместо кисти — клавиатура.

Аски-арт (ASCII-art)
— это способ изображения тех или иных предметов с помощью обычных символов, доступных всякому, чья клавиатура находится в рабочем состоянии. В распоряжении компьютерных художников буквы, знаки препинания, цифры и другие общеизвестные математические символы. Без них аски-художнику не обойтись, как архитектору не обойтись без кирпичей, а ваятелю — без глины. Ведь именно простые символы являются "художественным материалом", из которого умелый мастер способен сотворить шедевр. Общее количество используемых аски-артистами знаков равно 225. Это общепринятая таблица символов текстового режима — ASCII (что и объясняет название жанра) и ANSI — формат записи текста, позволяющий различными цветами раскрашивать символы и задавать фон. С его помощью можно создать цветное и даже объемное аски-изображение. Кроме того, в формате ANSI доступны режимы мигания и движения текста, что позволяет сделать из рисунка импровизированный видеосюжет.

Официально свое существование "искусство аски" начало примерно в середине 80-х годов прошлого столетия, хотя что-то подобное существовало уже во времена Античности. Нет, компьютеров, и даже печатных машинок, у древних греков не было, но это не помешало им придумать так называемые "фигурные стихи", которые пишутся так, чтобы их контуры были связаны с содержанием, напоминали предмет, о котором говорится. Причиной же появления "нового" аски-арта стало несовершенство компьютерной техники. Дело в том, что в те времена напечатать рисунок "в домашних условиях" было почти невозможным. Тогда и появился аски-арт — первоначально как альтернатива обычным картинкам. К сожалению, история не сохранила для нас имя основоположника этого необычного жанра. В 1991 году американская группа Acid опубликовала несколько своих работ, которые и стали базой для дальнейшего развития аски-искусства. В России первые работы такого жанра появились четырьмя годами позже, в 1995 году, и носили скорее экспериментальный характер. Еще два года спустя, 14 ноября 1997 года, о себе заявила первая российская аски-группа Just-X — в нее вошли два человека: Crasher и Camor. 1999 год стал датой рождения Chaos Energy Group и группы Galza, прославившейся частично благодаря своему названию, а точнее, его истории. Дело в том, что основатель группы по воле случая перепутал буквы, вводя слово "Glaza". К сожалению, Chaos Energy долго не продержалась, и большинство художников покинуло группу, основав новую — Secular. Galza и Secular долгое время были не просто самыми сильными командами, но и самыми ярыми конкурентами. Несмотря на то, что участники групп никогда не видели своих соперников в лицо и общались только через Всемирную паутину, уступать лидерские позиции кому-то другому они и не думали — скорее наоборот: старались создавать что-то совершенно новое и необычно яркое. Вполне возможно, что своим успехом команды обязаны именно жесткой конкуренции. Что касается самого конфликта, то он был исчерпан одновременно со сменой лидеров команд.

Если аски-арт создавался скорее как дань времени и исключительно под давлением обстоятельств, то в начале текущего столетия он был признан настоящим искусством — "искусством XXI века". В аски-арте, как и в любом другом искусстве, существуют свои негласные правила и каноны, свои направления. Основных стиля три. Это Old School, New School и Block Style. Old School из них — самый ранний. От двух других он отличается тем, что в нем используются не все доступные символы ASCII-таблицы, а лишь их небольшая часть — знаки препинания. Несмотря на возникновение New School, многие современные художники обращаются именно к Old School. Главным отличием "новой" школы от "старой", задача которой — передача только некоторого сходства с изображаемым предметом, его контуров, является стремление к реалистичности, максимальному сглаживанию контуров, плавности, постепенному, нерезкому переходу цвета... Чтобы достичь этого, мало просто владеть клавиатурой: здесь важно иметь художественное мышление, да и опыт лишним не будет. Можно сказать, что изображения в стиле New School являются логическим продолжением рисунков а-ля Old School, но сделаны более профессионально и качественно по сравнению со вторыми. В стиле Block Style для рисования используются только "сеточки" и "кирпичики", изображение заполняется полностью всеми символами. Обычно "блок-стайловские" изображения раскрашиваются, для чего и существуют 16 цветов текста и 8 фоновых тонов. Есть и другие, менее известные, стили (RipScript, X-Bin, Avt и другие), но они считаются "экзотикой" и имеют гораздо меньше приверженцев, нежели три стиля, описанных выше.

На "текстовое искусство" можно наткнуться, рассматривая эмблемы и логотипы различных компаний, нередко аски-арт применяется в рекламных целях. Кроме того, он пользуется огромной популярностью и как своеобразный и вполне самостоятельный тип компьютерной живописи. Кстати, все мы немножко аски-художники, и не только в душе. Ведь смайлик, который неоднократно рисовался каждым из нас в процессе сетевого общения, по определению хоть и наименьшая, но вполне полноправная единичка аски-арта.

Алина Новик


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2006 год в рубрике технологии

©1997-2022 Компьютерная газета