Шедевр. Второе издание

На свете есть вещи, которые стали классикой: картины, фильмы, книги, одежда, автомобили. А еще есть классические программы. Вряд ли кто- нибудь станет спорить с тем, что флагман Adobe редактор растровой графики Photoshop стал не только классикой, но и стандартом среди программ подобного рода. Время от времени появлялась очередная поделка с ярким лейблом "убийца Шопа", любопытные гики с алчностью разрывали продвинутый PaintBruhs на маленькие неаппетитные части, и все затихало...
Adobe в это время спокойно работал, воплощая новые желания и мечты своих фанатов, чтобы пустить в тираж очередного "убийцу убийц Фотошопа". Вы ждали его? Я ждал.


Взяться за написание статьи было тяжело. Всему виной яркая красивая игрушка с красно-белым квадратом на обертке и голубым перышком внутри. Кто-то не согласится с тем, что Photoshop — самая интересная игра — ну что же, для таких интеллектуалов существуют пасьянсы. Может быть, вы тоже считаете Photoshop редактором растровой графики? Когда-то это так и было, но сейчас — нет. В этой программе есть элементы не только растровой, но и векторной графики, файловый менеджер, средства обработки простых анимаций — чего только нет. Восторгаться можно долго, но пришла пора приступить к делу. Погружаемся…

Интерфейс
Встроенный файл-менеджер Photoshop'а File Browser стал самостоятельным приложением Adobe Bridge, однако он по-прежнему тесно интегрирован с остальными программами из пакета CS2. Интерфейс его пережил некоторые изменения, направленные в основном на настраиваемость и интеграцию с интернет-сервисами Adobe. Первое выражается в множестве режимов отображения информации и сохранении вида приложения в отдельный профиль, второе — в появлении пунктов Version Cue и Adobe Stock Photos. Изменение размеров иконок и смена режима просмотра упростились до предела — достаточно просто потянуть мышью небольшой бегунок в нижней части окна или ткнуть курсором в пункт меню. Похоже, редактору стало трудно расти "вверх", наращивая свои возможности в обработке графики, и он стал расти "вширь", пытаясь подмять под себя чужую территорию, доселе принадлежащую специализированным файловым менеджерам — например, ACD See.

Позволив файл-менеджеру отпочковаться, программа сразу скомпенсировала это другими возможностями. Из ImageReady, например, была взята палитра анимации — теперь ваши анимированные Gif'ы можно выпекать прямо здесь. Одним из самых приятных новшеств стала работа сразу с несколькими слоями. Палитра слоев была существенно модернизирована и адаптирована не только для многослойности, но и для анимации: при включении палитры Animation становятся доступны кнопки для управления слоями в клипе. Маркеры видимости-невидимости эффектов слоя перебрались немного правее, а значок связывания (линковки) объектов теперь и вовсе оказался на правом краю палитры — рядом со знаком эффектов слоя. Впрочем, найти несложно. Конечно, не стоит удивляться, что меню программы распухли до огромных размеров, но отчаиваться нет нужды.

Дабы не путаться в ненужных функциях, можно просто отключить их отображение в меню, а заодно раскрасить остальные пункты в разные цвета, упростив таким образом ориентацию в рабочем пространстве программы. В интерфейсе редактора произошли и другие изменения, не столь очевидные, но довольно приятные (на мой взгляд). Статусная строка расплодилась — по одному экземпляру досталось каждому окну открытых документов. Часть информации из нее перебралась в палитру Info. Редактор наконец-то научился расставлять открытые окна не только горизонтально, но и вертикально — в предыдущей версии редактора этот недочет часто мешал при работе с вертикально ориентированными картинками. Интерфейс программы перестал быть "традиционно" многооконным. Теперь каждый открытый документ при максимализации разворачивается внутри родительского окна, но может быть вытащен за его пределы, то есть интерфейс стал немного походить на макинтошевский. Это неудивительно, если принять во внимание давнюю приязнь фирмы Adobe к компьютерам с надкушенным яблоком на корпусе. Меню выбора шрифта научилось показывать начертание гарнитур в списке и тем самым экономить дизайнеру нервы, время, деньги, силы (список можно продолжать долго). Эта опция действительно была нужна (рис. 1). Часть горячих клавиш изменила свое назначение, и первые несколько минут это вызывает неудобство (если вы привыкли активно работать с клавиатурой), однако руки очень быстро запоминают нужные движения, и уже через час задумываться о запуске той или иной команды не приходится. Если это все-таки является для вас препятствием в работе с новой версией программы, клавиши можно переназначить в том же окне, в котором производится настройка вида меню.

Инструменты
На панели инструментов появились две новые иконки: первая носит название Spot Healing Brush Tool и является модификацией Healing Brush и является модификацией Healing Brush из предыдущей версии редактора. Отличие состоит в том, что для ее работы не требуется искать опорную точку — инструмент сам собирает информацию о рисунке вокруг "места лечения" и пытается восстановить тот фон, который должен быть в данном месте. Иллюстрация из документации, прилагаемой к программе, показывает удаление фигуры человека, стоящего на лугу (рис. 2). Один щелчок мышью — и силуэт исчезает. Впрочем, на сложных рисунках новая кисть зачастую показывает скверные результаты, неправильно определяя подходящие для замены текстуры. Второй инструмент… Эх… Попса добралась и до классики… Он называется Red Eye Tool, что по-русски означает "инструмент для удаления эффекта красных глаз". Ни особых комментариев, ни навыков для его применения не требуется. Прочие инструменты приобрели небольшие
малозначительные изменения и дополнения, связанные в основном с модификациями остальных частей программы.

Команды
Команда Free Transform стала несравненно мощнее — опция Image Warp доступна из панели свойств и позволяет проделывать с контурами
трансформируемого объекта настоящие чудеса. Во время редактирования на углах обрабатываемого объекта появляются маркеры, ведущие себя так же, как их братья-близнецы в инструменте Convert Point Tool. Края картинок можно изгибать, вытягивать, выворачивать в любую нужную сторону (рис. 3). Команда позволяет имитировать наложение текстур на выпуклые объекты, "утаптывать" их в нужный контур и вообще ведет себя грубо, отнимая хлеб у фильтров из группы Distortion. Как вы думаете, каким образом я теперь рисую раздутые паруса? Ни за что не догадаетесь.

Любителям набирать PDF-файлы в Photoshop придется по сердцу проверка орфографии с поддержкой русского языка. Фразу "Мама мыла раму ФЫВА ОЛДЖ" предложили подредактировать и изменить последние два слова, ибо в словаре их не оказалось. Впрочем, если вы хоть раз в жизни использовали функцию проверки орфографии в Word, то здесь не найдете ничего интересного — все стандартно, продуманно и удобно. Кстати, о PDF-формате. При сохранении работы в PDF теперь поддерживается расширенный набор опций, включающий в себя множество настроек, субформатов и возможностей новых версий Portable Document Format. Они, несомненно, порадуют и дизайнеров, и полиграфистов. Последним придется по душе и еще одна возможность, "украденная" у родственника — редактора векторной графики Illustrator. Это способность нового Photoshop работать с переменными данными. Одна из опций меню Image дает доступ к переменным и наборам данных (Variables и Data Sets). Теперь для создания, например, нумерованных бланков, подписанных портретов или разных версий баннеров не потребуется прибегать к помощи скриптов или использовать дополнительные программы. Просто вставьте текстовый слой и отдайте команду заменить в нем определенную строчку текстом из заданного вами массива для каждого экземпляра документа.

Фильтры и плагины
Vanishing Point обосновался в меню фильтров рядом с другими продвинутыми утилитами и долгое время мучил, не позволяя понять принципов своего действия. Красивые скриншоты из руководства пользователя показывали, как просто с этим инструментом рисовать искаженные перспективой объекты, но на практике ничего не получалось, пока я не обратил внимание на форму кисти в окне Vanishing Point. Она сплющивалась, растягивалась, крутилась… Ларчик открылся просто — вам нужно лишь поставить в окне плагина несколько точек, определяющих искаженный перспективой прямоугольник в трехмерном пространстве, а затем можно рисовать и клонировать изображения в плоскости этого прямоугольника. Дополнительные инструменты позволяют задать еще несколько плоскостей, перпендикулярных первой. Если вы, например, обработаете таким образом окно на нарисованном или сфотографированном доме, можно будет за несколько секунд расплодить это окно на все стены (рис. 4).

Фотографы получают в свое распоряжение плагин Optical Lens Correction для исправления искажений линзы. Мои эксперименты были недолгими, но убедили: эта вещь может превратить "рыбий глаз" в нормальный снимок без бочковидной-подушкообразной дисторсии. Фильтр Reduce Noise не только уменьшает шум на фотографии, но и позволяет делать это на отдельных каналах. Полезная возможность для владельцев недорогих домашних сканеров. Кроме того, этот плагин умеет удалять со снимка артефакты, созданные при конвертации файла в формат JPEG. Smart Sharp — новое воплощение старого Unshurp mask, которое предлагает более богатые настройки и возможности при повышение резкости фотографий. Очень приятно, что теперь появилась возможность отдельно настраивать действие плагина для разных частей фотографии — например, можно сделать изображение резче только в затемненной области или, наоборот, оставить ее при обработке без изменений.

Расширения
Будучи поклонником автоматизации всего и вся, после установки свежей версии Photoshop я первым делом заглянул в раздел Automation.
Выяснилась интересная вещь: теперь для вызова сценариев необязательно открывать их отдельной командой. Вы можете ассоциировать нужный скрипт с событием, происходящим в Photoshop, и записать в этом скрипте все необходимые на такой случай действия. Прежде всего, вам доступны такие события, как открытие и закрытие файла, всей программы, запись документа и его печать или экспорт. Разумеется, вы можете создавать свои события, с тем чтобы в дальнейшем использовать их при создании своих сценариев. Эта новая способность программы называется Event-based scripting и доступна по команде Script Events Manager из меню File/Scripts.

По мере своего развития Photoshop обретает все больше возможностей векторных редакторов. Одной из вех на этом пути стало внедрение в документы Photoshop объектов Smart Objects. Они представляют собой растровые картинки или векторные иллюстрации, которые могут быть импортированы из программы Adobe Illustrator — не изменяясь, они хранятся в памяти, и при выводе на экран или на принтер пересчитываются и показываются лишь их обработанные копии. Таким образом, превратив обычный слой в Smart Object, вы можете сжимать и растягивать его сколько угодно раз без риска потери качества. В погоне за высоким качеством Adobe ввела в свой продукт еще одну новинку — поддержку изображений с глубиной цвета 32 бит на канал. Картинки с глубиной цвета 16 бит на канал уже поддерживаются большинством функций редактора. У нового формата такой поддержки еще нет, но его параметры впечатляют — RGB-иллюстрация с такой глубиной цвета может отображать до 4,5х1.000.000.000.000.000.000.000 оттенков. Впечатляет, правда? Эта технология получила название HDR — High Dynamic Range. Теперь для фотографов будет открыт путь к редактированию снимков с тончайшими нюансами цвета начиная со снежинок в солнечном луче и заканчивая поиском черной кошки в темной комнате. Для работы с камерами, выдающими снимки в формате Multi-Image Camera RAW, создан плагин, тесно интегрированный с уже описанным Adobe Bridge. Изображение при подключении к камере может импортироваться, подстраиваться по яркости, обрезаться и экспортироваться в форматы DNG, PSD, TIF, JPEG для дальнейшей обработки. Работа с популярной функций Shadow-Highlite, которая раньше помогала осветлять темные и затемнять слишком светлые снимки, теперь умеет работать с цветовой моделью CMYK и изображениями 16 бит на канал. Этому же научилось и большинство плагинов, которые раньше работали лишь с традиционным "компьютерным" форматом: RGB 8 бит на канал.

Всем этим богатством было бы грех не воспользоваться при редактировании видео, благо знаменитый мэтр кинематографии "Премьер" (продукт той же фирмы) позволяет использовать Photoshop для пакетной обработки кадров. Одна беда: изображение на мониторе компьютера и на экране телевизора может сильно отличаться. Функция Video Preview предназначена как раз для того, чтобы выводить картинку на экран телевизора. Хорошее подспорье для будущих Джорджей Лукасов. Поскольку возросшие возможности требуют новых аппаратных мощностей (минимальные требования — 320 Мб ОЗУ), ядро программы научилось использовать дополнительную память. На процессорах с 64-битной адресацией — таких, как Athlon 64 или Opteron — Photoshop может адресовать до 3,5 Гб памяти в операционной системе Windows XP 64-bit.

Общие впечатления
Adobe опять предложил конкурентам встать в положение, которое у одних ассоциируется с пивом, у других — со щукой и лебедем, у третьих — с зодиакальным созвездием. Возможности возразить у них, кажется, нет. Не могу сказать, что новая версия лучшего в мире (не роняйте меня…) графического редактора меня чем-то удивила. Появилось только то, что можно было предсказать — удобные инструменты, полезные команды, оригинальные и продуманные функции — пример для подражания настолько хороший, что практически недосягаем для конкурентов.

Александр Поляков, Lecosson@mail.ru


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 18 за 2005 год в рубрике soft :: графика

©1997-2024 Компьютерная газета