Новые рекорды интернет-рекламы

Новые рекорды интернет-рекламы

Чтоб ты жил на одну рекламу!
(популярное проклятие менеджера среднего звена)

Интернет-реклама перестала быть "гадким утенком" рекламного бизнеса и заняла достойную долю в рекламных бюджетах. Свидетельство этому — тот факт, что квартальный оборот рынка интернет-рекламы в США достиг рекордного показателя в $2,3 млрд. Подобных денег рекламщики не зарабатывали в Сети ни в период первого "бума дот-комов", ни, тем более, после него. Эти достижения, а также последние сообщения о бизнес-стратегии крупных интернет-порталов и поисковых систем, демонстрируют общемировую тенденцию: доходы от рекламы в Сети будут расти и дальше.

Свое исследование результатов первого квартала 2004 года опубликовало международное Бюро интерактивной рекламы (IAB) — организация, членами которой являются представители 150 компаний, в т.ч. AOL, DoubleClick, Forbes, Google, MSN, Overture, The Walt Disney Internet Group, Yahoo! и других, не менее влиятельных. IAB совместно с консалтинговым агентством PriceWaterhouse Coopers регулярно проводит оценку объемов американского рынка интернет-рекламы начиная с 1996 года. По их данным, до сих пор рекордным для рынка интернет-рекламы в США оставался годовой показатель в $8,09 млрд, который был достигнут в счастливом для индустрии 2000 году. В прошлом же году соответствующий показатель составил $7,27 млрд.
И вот теперь выяснилось, что в первом квартале текущего года общая выручка от рекламы в Сети, полученная американскими компаниями, выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39% — до $2,3 млрд. Этот показатель, полученный на основе опроса 15 крупнейших игроков рекламного рынка США, стал абсолютным рекордом для индустрии. Ведь если неожиданного снижения объемов интернет-рекламы в США не произойдет (а для этого нет никаких предпосылок), то по итогам года доходы этого сектора рынка составят $9,2 млрд — наибольшую сумму за всю недолгую историю Сети. Но на самом деле аналитики ожидают других результатов.

По оценкам IAB, в нынешнем году объем рынка интернет-рекламы вырастет в США значительно выше 10-15%, прогнозировавшихся ранее многими аналитиками. По словам президента IAB Грега Стюарта, даже самые оптимистичные прогнозы темпов роста данного рынка — до 25% — возможно, являются несколько заниженными. Правда, полные итоги исследования IAB планирует опубликовать в июле вместе с данными за 2-й квартал.
Свой анализ рынка опубликовала и исследовательская компания DoubleClick. Она, в свою очередь, считает, что в течение следующих пяти лет Интернет в качестве рекламной площадки станет прямым конкурентом самого привлекательного на данный момент медиа-ресурса — телевидения, хотя, конечно, по объему расходов не догонит его. Все большее число рекламодателей привлекают возможности, которые способна дать только Сеть: например, при планировании рекламной кампании в онлайне можно оперативно получать отклик потребителей, анализировать получаемые данные, экономя на услугах медиа-агентств, а также пользоваться преимуществами прямого маркетинга. Все это способствует росту рынка, так что интерес к онлайновой рекламе в ближайшие годы (и даже месяцы) будет увеличиваться довольно высокими темпами. Согласно оценкам DoubleClick, доходы от интернет-рекламы в 2004 году вырастут на 12-20%, а в 2005 продолжат увеличиваться и, по мнению исполнительного директора компании Кевина Райана, этот рост будет измеряться двузначной цифрой.

Привлекательность Интернета для рекламодателей повышается также на фоне существующих ныне цен на телевизионную рекламу. Безостановочный рост последних кажется аналитикам все более и более странным, особенно если учитывать происходящее перераспределение аудитории между множащимся числом кабельных каналов. Однако телекомпании-гиганты предпочитают игнорировать данные социологов. Понятно, что долго так происходить не может. К тому же, известно, что уже 26% пользователей Интернета, потребляющих новостную информацию, стали меньше пользоваться другими средствами массовой информации (наиболее "пострадали" телевидение и газеты). У 57% опрошенных пользователей предпочтения не изменились, а 13% заявили, что стали больше внимания уделять иным информационным носителям.
Кроме того, рекламодатели начинают уделять все больше внимания аудитории в возрасте 18-35 лет, которая проводит в Сети больше времени, чем за просмотром телевизионных передач и чтением газет и журналов. Рекламные бюджеты компаний, производящих молодежные товары, музыку, а также образовательные и развлекательные услуги, все в большей степени переориентируются на интернет-рекламу. И это, по словам самих продавцов, уже приносит ощутимый эффект.

Отдельное исследование "новостного" сектора рынка масс-медиа провело агентство Harris Interactive. По его данным, уже сейчас интернет-новости "отнимают хлеб" у телевидения и газет. Более 80% взрослых американцев, имеющих доступ во Всемирную сеть, постоянно используют ее для чтения новостей. Наиболее популярными оказались новости о погоде (60% от общего числа запросов), внутренние новости США (56%), международные новости (44%) и местные (локальные) новости (36%). Несколько меньшей популярностью пользуются новости о кино/телевидении и спорте (по 31% соответственно), бизнес-новости (27%) и новости политической жизни (23%). Подсчитано также, что в неделю среднестатистический американец тратит на онлайн-новости от 30 минут до двух часов.

Впрочем, все вышеописанное относится в первую очередь к Соединенным Штатам. Что же касается российского рынка интернет-рекламы, то его объем, по разным оценкам, в настоящее время составляет от пяти до десяти миллионов долларов. Несмотря на столь скромные размеры, он демонcтрирует приличные темпы роста: в прошлом году 'njn рынок вырос примерно на 55%. Хотя, как показывает практика, пока расходы на интернет-рекламу закладывают в свои бюджеты преимущественно московские и питерские коммерческие структуры, а также, например, сети магазинов, охватывающие большинство городов России. И еще один любопытный факт: по утверждению специалистов, второе место по совокупным вложениям в интернет-рекламу в России успешно удерживают политические партии.

Денис Лавникевич


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 2004 год в рубрике интернет :: продажи

©1997-2024 Компьютерная газета