Коммерция в Байнете: малые обороты и большие перспективы. Интервью с Юрием Зиссером
Коммерция в Байнете: малые обороты и большие перспективы.
Интервью с Юрием Зиссером
В последние несколько лет очень много говорится про интернет-коммерцию и ее сказочные перспективы. Но на практике, к сожалению, все выглядит совсем не так радужно. И если Запад (а в последнее время и Россия) стремительно наращивает объемы интернет-торговли, превращая ее в серьезную отрасль бизнеса, то Беларусь по-прежнему плетется в хвосте. Тем не менее, и у нас есть люди, которым удается реально зарабатывать в сегодняшнем белорусском Интернете. С одним из них мы и решили побеседовать, тем более, что созданный им портал известен, думается, всем без исключения белорусским пользователям Сети.
Справка: Юрий Зиссер
Председатель совета директоров TUT.BY. Родился в 1960 году. Закончил Северо-Западный политехнический институт, г. Санкт-Петербург по специальности "Электронные вычислительные машины". Профессиональный программист, системный аналитик, руководитель проектов с 1977 по 1994 годы. Работал на ряде промышленных предприятий и в науке. С 1992 года — бессменный директор и владелец НПП "Надежные программы". Проходил стажировки в фирмах США, Германии и Франции. Доцент Белгосуниверситета информатики и радиоэлектроники. Тьютор бизнес-школы Института приватизации и менеджмента и ряда других бизнес-школ. Автор учебных пособий и десятков статей в белорусской и российской периодике. Автор книги "Интернет-маркетинг на предприятии". В 2002 году был избран Человеком года в белорусском Интернете.
— Позади первая половина 2003 года, и уже даже все министерства и ведомства опубликовали статистику за первое полугодие. А как прошли эти полгода для белорусской электронной коммерции?
— Ну, с цифрами, со статистикой у нас традиционно плохо: толком она никем не собирается. По моим личным наблюдениям, в секторе интернет-экономики мы видим явный рост, хотя это и противоречит общеэкономической ситуации в стране. Постоянно растет и число сайтов предприятий. Например, по концерну "Беллегпром" из ста предприятий к концу прошлого года свои сайты имела почти половина. Сейчас эта цифра явно еще больше. Конечно, наличие сайта — это еще не электронный бизнес, но, по крайней мере, уже начало пути к нему. Кроме того, стоит отметить рост интернет-рекламы: за год ее объем практически удвоился. Хотя, конечно, сами цифры пока еще смехотворны, что позволяет говорить о младенческом уровне развития интернет-маркетинга в Беларуси. Но прогресс есть.
Что касается интернетизации бизнеса, то она неотъемлема от общей автоматизации, компьютеризации. Тут, конечно, есть вопросы. У наших предприятий очень слабая техническая база, стоят устаревшие компьютеры и в силу неважного экономического положения наших предприятий им трудно заниматься масштабной автоматизацией. Тем более, что грамотно проведенная автоматизация ведет к сокращению численности работающих — а это противоречит социальной политике нашего государства, ориентированной на всеобщую занятость. То есть Интернет и компьютер в какой-то степени являются врагами социально ориентированной экономики.
— А каково положение с "чистым" интернет-бизнесом?
— Масштабы электронной торговли растут, но пока они все равно ничтожны. Ведь "чистая" интернет-торговля состоит из трех элементов: заказ, оплата и доставка покупки. Все наши электронные магазины — это, по сути, системы заказа чего-либо. Ты заполняешь в онлайне заявку, потом тебе перезванивают, и все как обычно. А бывает, что на сайте нет даже формы заказа: это просто витрина, только в Интернете. С таким же успехом можно просто звонить на какую-либо фирму и заказывать то, что нужно — Интернет, получается, ни к чему. Онлайновой оплаты у нас практически нет. "Приорбанк" наконец лицензировал технологию PayCash, но, насколько мне известно, пока ничего с ней не делает.
— Что нам стоит ожидать предстоящей осенью и зимой? В каком направлении пойдет развитие белорусского электронного бизнеса?
— Интернет-торговля будет развиваться. От технического прогресса никуда не деться, как и от группы "Руки вверх", и все происходящие сейчас процессы будут развиваться, независимо от того, хочется этого кому-нибудь или нет. Это объективная, общемировая закономерность. И тут важна именно революция в головах людей. Молодежь во все это хорошо входит, а вот тем, кому за сорок, уже тяжело. А ведь в руководстве, как правило, люди старшего возраста, которые с компьютером вообще "на вы".
— Но ведь число пользователей Интернета в Беларуси уже достигло какого-то критического уровня? Называлась, например, цифра в полтора миллиона…
— Действительно, полтора миллиона уже есть. Но в это число входят и люди, которые, скажем, раз в год пользовались Интернетом. Реальное число регулярных пользователей — полмиллиона или несколько больше. Я сужу в том числе и по статистике tut.by — раз в неделю нашим порталом пользуется больше ста тысяч человек. Но ведь люди ходят не только на tut.by.
— Имеет ли смысл сейчас создавать какие-то новые интернет-проекты в Беларуси?
— Конечно! Я удивляюсь, почему так мало желающих. Сейчас очень хорошее время для любых инвестиций в эту область.
— Насколько распространены среди белорусских пользователей Интернета платежные системы типа WebMoney или eGold?
— Я думаю, с этим вопросом лучше обратиться напрямую к владельцам платежных систем. Лично я, к примеру, WebMoney вообще всерьез не рассматриваю, потому что это абсолютно нелегальная система, которая "схлопнется", как только там появятся какие-то приличные обороты. Кстати, сами создатели WebMoney и не позиционируют ее как платежную систему для интернет-магазинов. Они ее продвигают как систему микроплатежей и денежных переводов. Эту систему придумал в Москве чеченский "Градо-банк". После того, как я посмотрел, где они зарегистрированы, на каких оффшорных зонах, у меня пропало всякое желание иметь дело с WebMoney. Они в любой момент могут закрыться. И их пользователей в Беларуси — человек 200-300, а суммарный оборот (по Беларуси) я могу оценить максимум в 10.000 долларов в месяц.
— В последнее время много стали говорить в СМИ о таких вещах, как необходимость государственного контроля Интернета, а также о контроле за компьютерными играми и, соответственно, компьютерными клубами. Вплоть до обязательного учета посетителей клуба и тех, кто (и когда) выходил в Интернет. Каково Ваше отношение к этому?
— Ну, насколько я знаю, эти меры начали вводиться еще с конца прошлого или начала нынешнего года. Я лично видел приказы, вывешенные в интернет-центрах "Белтелекома", о том, что доступ в Интернет — только по паспорту. Может быть, не так надо было действовать, но лично я не против сделанного. Дело в том, что очень многие хакерские атаки (в том числе и на tut.by) делаются именно из интернет-кафе "Белтелекома". И раньше нельзя было выяснить, кто именно их делает. Ну, а теперь — можно.
Что же касается продвижения государственной идеологии в Интернете, то это полнейшая чушь. Тем не менее, нам вполне может грозить ситуация наподобие китайской. Сейчас у нас все это как-то пульсирует. Помню, перед выборами ситуация со свободой слова в Байнете ухудшалась, а потом все снова вставало на свои места.
— Вы можете как-нибудь оценить активность белорусских хакеров в нынешнем году?
— Действительно, белорусское хакерское сообщество — самое сильное в СНГ. Но для большинства из них хакинг — это побочная деятельность. А на самом деле всеми крупнейшими порносайтами России и мира владеют белорусы, причем живущие здесь. Так уж получилось. Поэтому в Беларуси есть несколько команд, которые их разрабатывают и поддерживают, и все эти кланы постоянно воюют между собой. В том числе и посредством хакерских атак. Поэтому те хакерские атаки, которые мы видим и которые описаны в прессе, — это жалкий отголосок того, что на самом деле между ними происходит.
Беседовал Денис Лавникевич
Интервью с Юрием Зиссером
В последние несколько лет очень много говорится про интернет-коммерцию и ее сказочные перспективы. Но на практике, к сожалению, все выглядит совсем не так радужно. И если Запад (а в последнее время и Россия) стремительно наращивает объемы интернет-торговли, превращая ее в серьезную отрасль бизнеса, то Беларусь по-прежнему плетется в хвосте. Тем не менее, и у нас есть люди, которым удается реально зарабатывать в сегодняшнем белорусском Интернете. С одним из них мы и решили побеседовать, тем более, что созданный им портал известен, думается, всем без исключения белорусским пользователям Сети.
Справка: Юрий Зиссер
Председатель совета директоров TUT.BY. Родился в 1960 году. Закончил Северо-Западный политехнический институт, г. Санкт-Петербург по специальности "Электронные вычислительные машины". Профессиональный программист, системный аналитик, руководитель проектов с 1977 по 1994 годы. Работал на ряде промышленных предприятий и в науке. С 1992 года — бессменный директор и владелец НПП "Надежные программы". Проходил стажировки в фирмах США, Германии и Франции. Доцент Белгосуниверситета информатики и радиоэлектроники. Тьютор бизнес-школы Института приватизации и менеджмента и ряда других бизнес-школ. Автор учебных пособий и десятков статей в белорусской и российской периодике. Автор книги "Интернет-маркетинг на предприятии". В 2002 году был избран Человеком года в белорусском Интернете.
— Позади первая половина 2003 года, и уже даже все министерства и ведомства опубликовали статистику за первое полугодие. А как прошли эти полгода для белорусской электронной коммерции?
— Ну, с цифрами, со статистикой у нас традиционно плохо: толком она никем не собирается. По моим личным наблюдениям, в секторе интернет-экономики мы видим явный рост, хотя это и противоречит общеэкономической ситуации в стране. Постоянно растет и число сайтов предприятий. Например, по концерну "Беллегпром" из ста предприятий к концу прошлого года свои сайты имела почти половина. Сейчас эта цифра явно еще больше. Конечно, наличие сайта — это еще не электронный бизнес, но, по крайней мере, уже начало пути к нему. Кроме того, стоит отметить рост интернет-рекламы: за год ее объем практически удвоился. Хотя, конечно, сами цифры пока еще смехотворны, что позволяет говорить о младенческом уровне развития интернет-маркетинга в Беларуси. Но прогресс есть.
Что касается интернетизации бизнеса, то она неотъемлема от общей автоматизации, компьютеризации. Тут, конечно, есть вопросы. У наших предприятий очень слабая техническая база, стоят устаревшие компьютеры и в силу неважного экономического положения наших предприятий им трудно заниматься масштабной автоматизацией. Тем более, что грамотно проведенная автоматизация ведет к сокращению численности работающих — а это противоречит социальной политике нашего государства, ориентированной на всеобщую занятость. То есть Интернет и компьютер в какой-то степени являются врагами социально ориентированной экономики.
— А каково положение с "чистым" интернет-бизнесом?
— Масштабы электронной торговли растут, но пока они все равно ничтожны. Ведь "чистая" интернет-торговля состоит из трех элементов: заказ, оплата и доставка покупки. Все наши электронные магазины — это, по сути, системы заказа чего-либо. Ты заполняешь в онлайне заявку, потом тебе перезванивают, и все как обычно. А бывает, что на сайте нет даже формы заказа: это просто витрина, только в Интернете. С таким же успехом можно просто звонить на какую-либо фирму и заказывать то, что нужно — Интернет, получается, ни к чему. Онлайновой оплаты у нас практически нет. "Приорбанк" наконец лицензировал технологию PayCash, но, насколько мне известно, пока ничего с ней не делает.
— Что нам стоит ожидать предстоящей осенью и зимой? В каком направлении пойдет развитие белорусского электронного бизнеса?
— Интернет-торговля будет развиваться. От технического прогресса никуда не деться, как и от группы "Руки вверх", и все происходящие сейчас процессы будут развиваться, независимо от того, хочется этого кому-нибудь или нет. Это объективная, общемировая закономерность. И тут важна именно революция в головах людей. Молодежь во все это хорошо входит, а вот тем, кому за сорок, уже тяжело. А ведь в руководстве, как правило, люди старшего возраста, которые с компьютером вообще "на вы".
— Но ведь число пользователей Интернета в Беларуси уже достигло какого-то критического уровня? Называлась, например, цифра в полтора миллиона…
— Действительно, полтора миллиона уже есть. Но в это число входят и люди, которые, скажем, раз в год пользовались Интернетом. Реальное число регулярных пользователей — полмиллиона или несколько больше. Я сужу в том числе и по статистике tut.by — раз в неделю нашим порталом пользуется больше ста тысяч человек. Но ведь люди ходят не только на tut.by.
— Имеет ли смысл сейчас создавать какие-то новые интернет-проекты в Беларуси?
— Конечно! Я удивляюсь, почему так мало желающих. Сейчас очень хорошее время для любых инвестиций в эту область.
— Насколько распространены среди белорусских пользователей Интернета платежные системы типа WebMoney или eGold?
— Я думаю, с этим вопросом лучше обратиться напрямую к владельцам платежных систем. Лично я, к примеру, WebMoney вообще всерьез не рассматриваю, потому что это абсолютно нелегальная система, которая "схлопнется", как только там появятся какие-то приличные обороты. Кстати, сами создатели WebMoney и не позиционируют ее как платежную систему для интернет-магазинов. Они ее продвигают как систему микроплатежей и денежных переводов. Эту систему придумал в Москве чеченский "Градо-банк". После того, как я посмотрел, где они зарегистрированы, на каких оффшорных зонах, у меня пропало всякое желание иметь дело с WebMoney. Они в любой момент могут закрыться. И их пользователей в Беларуси — человек 200-300, а суммарный оборот (по Беларуси) я могу оценить максимум в 10.000 долларов в месяц.
— В последнее время много стали говорить в СМИ о таких вещах, как необходимость государственного контроля Интернета, а также о контроле за компьютерными играми и, соответственно, компьютерными клубами. Вплоть до обязательного учета посетителей клуба и тех, кто (и когда) выходил в Интернет. Каково Ваше отношение к этому?
— Ну, насколько я знаю, эти меры начали вводиться еще с конца прошлого или начала нынешнего года. Я лично видел приказы, вывешенные в интернет-центрах "Белтелекома", о том, что доступ в Интернет — только по паспорту. Может быть, не так надо было действовать, но лично я не против сделанного. Дело в том, что очень многие хакерские атаки (в том числе и на tut.by) делаются именно из интернет-кафе "Белтелекома". И раньше нельзя было выяснить, кто именно их делает. Ну, а теперь — можно.
Что же касается продвижения государственной идеологии в Интернете, то это полнейшая чушь. Тем не менее, нам вполне может грозить ситуация наподобие китайской. Сейчас у нас все это как-то пульсирует. Помню, перед выборами ситуация со свободой слова в Байнете ухудшалась, а потом все снова вставало на свои места.
— Вы можете как-нибудь оценить активность белорусских хакеров в нынешнем году?
— Действительно, белорусское хакерское сообщество — самое сильное в СНГ. Но для большинства из них хакинг — это побочная деятельность. А на самом деле всеми крупнейшими порносайтами России и мира владеют белорусы, причем живущие здесь. Так уж получилось. Поэтому в Беларуси есть несколько команд, которые их разрабатывают и поддерживают, и все эти кланы постоянно воюют между собой. В том числе и посредством хакерских атак. Поэтому те хакерские атаки, которые мы видим и которые описаны в прессе, — это жалкий отголосок того, что на самом деле между ними происходит.
Беседовал Денис Лавникевич
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 35 за 2003 год в рубрике интернет :: продажи