Третье измерение Maya

Третье измерение Maya

На днях компания Alias|Wavefront анонсировала новую версию популярного пакета для работы с 3D-графикой Maya 5.0. Программа претерпела множество усовершенствований, что в целом положительно сказалось на производительности рендеринга и сделало работу в Maya более эффективной. Как правило, тому, кто только начинает открывать для себя удивительный мир компьютерной графики, эта программа кажется непостижимой и чересчур сложной. По этой причине у нас гораздо больше аниматоров, работающих в программе 3D StudioMax, которая легче в освоении.

В Интернете, на специализированных форумах, часто можно встретить горячие споры на тему того, что же лучше: Maya или 3DSMax. Ставить такой вопрос совершенно некорректно по ряду причин. Каждый из этих пакетов имеет свое предназначение, поэтому скорее уместно говорить о недостатках и достоинствах каждого пакета, о том, в каком из них удобнее выполнять те или иные задачи.
Maya изначально создавалась для уже состоявшихся 3D-аниматоров, которые обладали бы определенным опытом работы в данной области. Название пакета являлось всего лишь кодовым именем для проекта, над которым трудились специалисты. Буквальный перевод этого слова с древнеиндийского — "иллюзия". Первые версии программы работали на компьютерах Silicon Graphics, но уже через два года Maya начала небезуспешно осваивать новые платформы — WindowsNT, Windows 2000 и Linux (последняя сегодня становится все более популярной ввиду стабильности своей работы).
Создатели Maya делали ставку на огромный потенциал и разнообразие средств, а также на мощность инструментария — и не прогадали. Вкратце охарактеризуем лишь малую часть того, что нам предлагается.
• Модуль Maya Fur для имитации шерсти и меха (3DSMax для решения этой задачи прибегает к плагинам и скриптам).
• Модуль Maya Cloth для моделирования и анимации ткани, а также визуализации огня, тумана и т.д. Впрочем, 3D-художников далеко не всегда удовлетворяет качество его работы, поэтому чаще используются скрипты и плагины. Прекрасный пример — фильм Final Fantasy (напомним, что во многом он создавался в "Майя"). В "Максе" тоже возможно симулировать поведение ткани, однако то, что обычно получается при помощи стандартных средств (т.е. без использования плагинов), оставляет желать лучшего.
• Модуль Maya Paint Effects, не имеющий аналогов в других программах. Базируется он на скриптах собственного языка программирования от Maya.

Сторонники 3D Studio MAX даже написали аналогичный скрипт (на этот раз уже на языке скрипта от "Макса"), якобы идентичный конкуренту, однако он далек от того, что может предложить Paint Effects. Однозначно художники получили в свое распоряжение сильный инструмент. Теперь имеется возможность рисовать различными кистями прямо по поверхностям объектов. Сделав несколько "мазков" по плоскости, можно заполнить ее травой и цветами, а применив стандартные кисти (масло, акварель и т.д.), создать уникальную текстуру. Причем, что интересно, все объекты, которые будут возникать из-под кисти, обладают всеми свойствами, присущими объемным телам: они отбрасывают тени, реагируют на внешние воздействия и т.д.
И, наконец, самое большое достоинство данного модуля: отображение в сцене сложных объектов, нарисованных кистью, происходит не через геометрию, а путем математических вычислений, что не усложняет сцену. До появления этой технологии дизайнерам приходилось применять повторяющиеся текстуры и сводить к минимуму моделирование природы.
• Сплайн-моделирование (с применением кривых до седьмой степени), моделирование с использованием поверхностей разбиения.
• Модуль Maya Live помогает автоматизировать и ускорить процесс совмещения объектов из видеоматериала, отснятого реальной камерой, с компьютерной анимацией.
• Единственная в своем роде технология Artisan, позволяющая работать с трехмерной моделью приблизительно так, как скульптор работает с глиной.
Этот модуль во многом похож на описанный выше Maya Paint Effects. Данная разработка впервые появилась во второй версии Maya Complete и Unlimited. На данный момент Artisan перетерпел существенные изменения, и сейчас он не зависит от аппаратных оверлеев (overlay). С его помощью возможно рисовать на subdivision-поверхностях.
• Maya Fluid Effects — одно из самых удачных нововведений программы Alias| Wavefront Maya, которое начиная с версии 4.5 позволило пользователю создавать такие эффекты, как взрывы, огонь, облака, а также удивительные по красоте спецэффекты, связанные со смешиванием жидкостей, клубов дыма и т.д.

Практически все существующие 3D-пакеты имеют схожий внешний вид: окно проекции с временной шкалой, над которым, как правило, размещена панель с инструментами. В "Майе" все точно так же. Самое первое, что нужно запомнить, — как изменять вид в окне проекции. Работать с программой намного удобнее и проще, если мышка — трехкнопочная. Чтобы передвигаться в виртуальном пространстве, необходимо удерживать нажатой кнопку Alt и одну из кнопок мышки. При этом левая кнопка мышки вращает сцену, средняя — сдвигает вверх-вниз, а правая — приближает-удаляет объекты. Впрочем, если у вас нет трехкнопочной мышки, то можно обойтись и обычной. Для аналогичных действий можно использовать немного запутанную систему меню в окне проекции. Одним из козырей Maya всегда был удобный и настраивающийся под конкретного пользователя интерфейс. Поэтому, чтобы в дальнейшем не лезть каждый раз в дебри выскакивающих меню, можно просто перетащить, удерживая клавишу Shift, иконки управления видом из вертикальной панели инструментов (та, что находится слева от окна проекции) на свободное место над окнами проекции.

Процесс работы в Alias|Wavefront Maya может проходить в одном из режимов: Animation, Modeling, Dynamics, Rendering, Cloth. Установить нужный режим можно в ниспадающем меню в левой верхней части экрана. В зависимости от того, в каком режиме работает программа, главное меню будет выглядеть по-разному. Это также является особенностью программы. Так как интерфейс "Майи" изменяется в зависимости от режима, порой бывает трудно быстро выбрать ту или иную опцию программы. Если нажать клавишу Space, можно увидеть огромное меню, которое называется Hotbox. Оно возникнет в том месте, где находится курсор. Использовать Hotbox в процессе работы очень удобно. В этом меню находятся абсолютно все инструменты программы, так что пользователь, находясь, скажем, в режиме Animation (режим создания анимации), может мгновенно применить инструмент для моделирования. Без использования Hotbox такую операцию можно проделать, лишь перейдя в режим Modeling.
Как мы уже говорили, работа с программой значительно ускорится, если применять комбинации клавиш. Так, например, чтобы объект масштабировать, нужно всего лишь нажать клавишу R, чтобы вращать — клавишу E и так далее. Кстати сказать, не так давно на сайте Alias|Wavefront был выложен pdf-файл с информацией о клавишах быстрого доступа в Maya 4.5. Скачать руководство можно со странички http://www.AliasWavefront.com/en/products/maya/pdf/Maya45Brochure.pdf . А зайдя на страничку с адресом http://www.AliasWavefront.com/en/pro-ducts/maya/index.shtml, вы также сможете скачать файлы со сравнительной характеристикой интерфейса и быстрых клавиш Maya, 3DSMax и Softimage. Такое руководство будет полезно не только тем, кто переходит с других пакетов на Maya, но и новичкам.
Все примитивы, которые можно создать в программе, на экране выглядят угловато и грубо, с малым количеством полигонов, да и, к тому же, в каркасном режиме отображения wireframe. Изменить режим отображения на экране деталей сцены можно, нажав на клавиатуре цифру 5. Нажатие цифр 1, 2 и 3 позволяет применять к объектам три варианта предустановок с разным числом полигонов. Поэтому самый простой и удобный способ работы в "Майе" состоит в том, чтобы использовать комбинации клавиш или скрытые меню.
Один из удобных инструментов "Майи" — лассо. С его помощью можно выделять отдельные участки модели (наподобие того, как это делается в Adobe Photoshop). Этот инструмент настолько удобен, что разработчики некоторых 3D-пакетов неоднократно старались его повторить (для 3DSMax даже был написан специальный скрипт).
Используя режим работы Cloth и Dynamics, в Maya можно создавать сцены, в которых присутствует динамика мягких и твердых тел. В этих режимах моделируется поведение различных тканей, соударение предметов и т.д. Чтобы тело стало "мягким", необходимо выполнить всего лишь одну команду: Bodies — Create SoftBodies.
Моделирование — одна из самых сильных сторон программы. Инструментарий для создания различного рода поверхностей расположен в главном меню — Surfaces — режима работы Modeling. Основные приемы моделирования во всех 3D-программах одни и те же, поэтому такие операции, как, например, создание поверхностей вращения или моделирование методом лофтинга, присутствуют и в Alias|Wavefront Maya. Первый метод состоит в том, что рисуется некоторая кривая (инструменты для рисования кривых CV Curve Tool и EP Curve Tool вынесены на вкладку с инструментами, которая называается Shelf), которая будет представлять собой профиль поверхности вращения будущей модели. После того, как кривая нарисована, в меню Surfaces выбираем опцию Revolve. Объект создан.
Другой способ — лофтинг — заключается в том, что в виртуальном пространстве рисуются кривые, через которые будет проходить поверхность. Для того, чтобы построить по кривым будущий объект, нужно воспользоваться инструментом Loft, предварительно выделив в окне проекции нужные кривые.

Сделать простейшую анимацию в программе совсем несложно, хотя, на первый взгляд, это кажется трудным делом. Создайте любой примитив и нажмите клавишу S для того, чтобы текущий кадр стал ключевым. Теперь кликните в любое место на временной шкале, передвиньте объект и снова нажмите S. Нажимаем кнопку Play и смотрим, как примитив перемещается в окне проекции.
После того, как сцена готова, ее необходимо визуализировать. Встроенный рендер "Майи" всегда был ее слабым местом. Поэтому во всех коммерческих проектах используются подключаемые внешние рендеры — такие, как Renderman или Mental Ray. Несмотря на то, что с момента выхода релиза 4.5. прошло совсем немного времени, пользователи обновленной Maya уже могут использовать бета-версию Mental Ray 1.5, разработанную специально для Maya 4.5. Рендер абсолютно бесплатно можно скачать с сайта Alias|Wavefront. Вот ссылочка: http://www.AliasWavefront.com/en/products/maya/mentalray.shtml (предварительно нужно зарегистрироваться).
Надеемся, эта статья поможет вам в знакомстве и освоении Maya. Будьте настойчивы — и трехмерныe миры вам покорятся.

Сергей Бондаренко,
Марина Двораковская,
blackmore_s_night@yahoo.com



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 2003 год в рубрике soft :: графика

©1997-2024 Компьютерная газета