Пиратство на рынке программного обеспечения. Отчет о ситуации 4
Пиратство на рынке программного обеспечения. Отчет о ситуации
Окончание. Начало в КГ №№ 4, 5, 6 . В первой части статьи была приведена мировая статистическая информация по проблеме пиратства. Во второй части был представлен взгляд на проблему пиратства со стороны индустрии, производящей ПО, интервью с Терри Энсло, главным следователем ELSPA. В третьей речь шла о медотах распостранения пиратской продукции..
Часть 4
Точка зрения пирата
Что на самом деле движет пиратом? Мотивы варьируются от желания получить прибыль до синдрома коллекционирования. Мы поговорили с бывшим пиратом, который по понятным причинам захотел остаться неизвестным и назвался именем известного персонажа романа Роберта Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ" Долговязого Джона Сильвера. Джон Сильвер — достаточно образованный для своих 30 лет человек, проживающий в Северной Италии, и его понимание пиратства и его роли весьма любопытно, так как имеет под собой социальные и политические основания.
GameSpy: Как долго вы пиратствовали?
ДДС: С 1985 года. Тогда я учился в университете. Мы тогда менялись пленками для Commodore 64. Потом я купил 1541 (C64 с дисковым приводом) и захотел разобраться, можно ли перевести игровые программы с кассет на диски, для чего потребовалось изрядно покопаться, так как загрузочный код был предназначен исключительно для кассеты. Дискеты у 1541-го были очень маленького для сегодняшних стандартов объема — всего лишь 170 килобайт, но большинство игр занимали гораздо меньше, и поэтому можно было записать, к примеру, Beach-head и Twin Kingdom Valley — две самых моих любимых — на один диск. Мы обнаружили также, что, проделав отверстие на другой стороне 5.25" дискеты, можно использовать ее с другой стороны, что запросто удваивало ее емкость. Это, конечно, было не всегда надежно, так как обратная сторона диска, естественно, никогда не проверяется на производстве, но то, что у нас выходило, работало вполне терпимо.
GameSpy: Какова главная причина, заставившая вас заняться пиратством?
ДДС: Недоступность многих программ прежде всего. Там, где я жил (в Северной Италии), даже в крупных населенных пунктах, таких, как Милан, было всего несколько торговцев, которые специализировались на компьютерах и программном обеспечении, и часто из английских журналов я узнавал о какой-нибудь интересной программе и знал, что она никогда не будет издана здесь, или же будет издана — но ограниченным числом копий, или же она будет слишком дорого стоить. А занявшись обменом, ты вполне мог получить то, что тебе было интересно.
А потом было нечто, что я называю "фактором бунта": многие из нас, обычных пользователей персональных компьютеров, чувствовали себя так, будто бы компьютерная индустрия нас постоянно обманывает. Цены были высоки, и при всем при том, потратив с огромным трудом накопленные деньги на какой-нибудь продукт, рано или поздно ты становился свидетелем того, как цена на него снижалась самым неимоверным образом. Более того: у тебя не было возможности опробовать товар перед тем как его купить, и, придя домой и убедившись в том, что игра у тебя не запускается, ты мог даже не возвращаться обратно в магазин, так как продавцы не обменивали купленный товар. Нас это раздражало, и мы распространяли ПО бесплатно, но при этом все наши программы работали с первого раза, а если и не работали — мы всегда меняли неработающую копию на исправную. Можно даже смело сказать, что тогдашние пираты были намного честнее тогдашних легальных распространителей.
GameSpy: И как много вы на этом заработали?
ДДС: Я никогда не занимался этим ради денег. Люди, для которых пиратская продукция — бизнес, гораздо хуже, чем компании, занимающиеся программным обеспечением. Я принимаю только одно правило — "программа за программу", безо всякой денежной оценки. Если вам, к примеру, нужна копия (Adobe) Photoshop, я дам ее вам, но только если в обмен вы предложите мне копию игрушки Infogrames Alone in the Dark. Их рыночная стоимость, естественно, далеко не равнозначна, но меня это не волнует. Если вы продаете пиратское ПО — вы всего лишь часть капиталистической системы и пособник криминала.
GameSpy: А вы не считаете, что пираты наносят вред промышленности, связанной с ПО?
ДДС: Это вздор, и все прекрасно это знают. Каждый продолжает хныкать о миллиардах, которые он потерял из-за пиратов, но если посмотреть на вещи реально — уровень распространения пиратской продукции не был бы столь высок, если бы компании, занимающиеся ПО, проводили правильную ценовую политику.
Возьмем неигровой продукт: к примеру, Maple, Student Edition. Каждый студент должен обладать такой программой, однако — как много студентов сможет себе позволить купить ее? Ладно, нет проблем, если ты из богатой семьи — так что, только дети богатых родителей должны иметь возможность обладания этой программой? Ну, а Photoshop — неужели эта ужасающе высокая цена, за которую его продают, действительно оправдана? Если бы они снизили цены до популярного уровня — не было бы никаких проблем с пиратскими копиями.
Что же касается игр — как часто люди, покупающие ПО за полную цену, потом проводят долгие часы в Интернете, пытаясь скачать патчи для своих изначально неполноценных программ? Вот это вот и есть обман клиентов.
GameSpy: И в то же время цифры показывают, что пираты действительно вредят software-компаниям...
ДДС: Это как раз то, о чем вот уже многие годы блеет звукозаписывающая индустрия. Когда-то они жаловались, что запись музыки на аудиокассеты "убивает индустрию", однако посмотрите — они все еще в деле и все еще зарабатывают свои миллиарды. Более того: они пытались запретить CD-рекордеры, что вообще можно воспринимать как попытку отобрать у людей достижения современной технологии. Да они ни цента своего не упустят. Это обычное капиталистическое отношение: большие деньги против людей, и люди всегда проигрывают, так как правительства всегда раболепствуют перед крупными компаниями.
Теперь все они собрались коммерциализировать Сеть. А где они были тогда, когда мы только начинали копаться с ней и развивали ее в меру своих сил? А теперь они собираются вырвать ее из рук создавших ее людей и превратить в инструмент делания денег. Никакой больше свободы слова — только свобода торговли. Посмотрите только на шум, который они поднимают из-за того, что кто-то помешал некоторым из них (Amazon.Com, Yahoo, e-Bay) зарабатывать еще больше денег.
GameSpy: Итак, причина только в ценах...
ДДС: В основном. Если люди по-настоящему чего-то хотят, они добудут это несмотря ни на какие авторские права. Люди хотят покупать программное обеспечение — но они хотят это делать по хорошей цене. А software-компании продолжают в своем духе — сначала выпуская программу и требуя за нее достаточно большие деньги, а затем, по прошествии нескольких месяцев, они снижают цену — и люди в конечном итоге чувствуют себя обманутыми.
GameSpy: Что вы скажете о новых антипиратских законах?
ДДС: Обычная тактика запугивания. Неужели они и в самом деле смогут арестовать всех, кто обменивается warez? В таком случае они должны будут упечь за решетку целые города, как в известном фильме Карпентьера, а судебные слушания будут проходить 24 часа в сутки. Печально видеть, что все, что они могут предпринять в связи с этим, — сплошной радикализм. Когда вокруг столько безнаказанных преступлений, и многие из них совершаются как раз таки крупными корпорациями — закон оказывается необычайно гибким, но почему-то только для тех, кто озабочен мыслями о неудавшейся покупке еще одного "Феррари" к Рождеству. Это обычная тактика запугивания, призванная заставить людей бояться. Но посадите в тюрьму одних, и вот увидите — вместо них тут же появятся другие. Это как в Чили при Пиночете.
GameSpy: Не слишком ли это преувеличенная аналогия?
ДДС: Послушайте, да это так и есть. Либо у нас есть свобода всех и каждого, либо у нас есть свободный рынок. Двух вариантов быть не может. Рыночные законы ограничивают права людей — посмотрите хотя бы на все эти протесты ВТО.
Пиратство, если хотите, принуждает разработчиков программного обеспечения спуститься со своих башен из слоновой кости и начать реально оценивать собственные продукты. Если их цены продолжают оставаться высокими, это выглядит как приглашение пиратам заняться продукцией компании. Черт, они зашли очень далеко. К примеру, они утверждают, что, если кто-нибудь имеет диск-копию игры VIC-20, это пиратство. Если это правда — такого не должно быть, так как игр для VIC-20 больше никто не продает.
GameSpy: Вы все еще активны в пиратском бизнесе?
ДДС: Уже нет, и на сегодняшний день я не занимаюсь этим примерно несколько лет. Я потерял интерес. Многие люди в деле только ради денег, и я надеюсь, что все они попадут за решетку, так как они лишь наживаются на непростой рыночной ситуации. Если ты имеешь дело с warez, ты должен делать это потому, что считаешь это правильным, а не из-за денег.
Кроме того, у меня теперь есть семья и работа, и я не могу рисковать всем этим только ради того, чтобы проделать маленькую дырочку в огромном кошельке какого-нибудь большого бизнесмена. Это странный мир: ты уничтожаешь окружающую среду, ты убиваешь женщин и детей противопехотными минами, ты обираешь своих клиентов — и ты все еще на свободе. Но только попробуй помешать какому-нибудь "богатенькому Буратино" заработать хотя бы один лишний пенни — и ты уже "проблема номер один".
Долговязый Джон Сильвер принадлежит к редкому ныне сорту людей — он идеалист. Его слова лишний раз доказывают, что пиратство, связанное с ПО, так же, как и множество других вещей в жизни, является гораздо более сложной темой, нежели это может показаться на первый взгляд: мы видели его влияние на социальные показатели и цены, и вполне вероятно, что мы коснулись только верхней части айсберга. Нравится вам это или нет, но software-пиратство — это продукт компьютерной эпохи. И оно останется с нами в той или иной своей форме и не исчезнет из нашей жизни без следа — и так будет продолжаться еще долгое-долгое время.
David Cuciz
Перевод Дениса Матвеева
Публикуется с разрешения The GameSpy Network
Окончание. Начало в КГ №№ 4, 5, 6 . В первой части статьи была приведена мировая статистическая информация по проблеме пиратства. Во второй части был представлен взгляд на проблему пиратства со стороны индустрии, производящей ПО, интервью с Терри Энсло, главным следователем ELSPA. В третьей речь шла о медотах распостранения пиратской продукции..
Часть 4
Точка зрения пирата
Что на самом деле движет пиратом? Мотивы варьируются от желания получить прибыль до синдрома коллекционирования. Мы поговорили с бывшим пиратом, который по понятным причинам захотел остаться неизвестным и назвался именем известного персонажа романа Роберта Льюиса Стивенсона "Остров сокровищ" Долговязого Джона Сильвера. Джон Сильвер — достаточно образованный для своих 30 лет человек, проживающий в Северной Италии, и его понимание пиратства и его роли весьма любопытно, так как имеет под собой социальные и политические основания.
GameSpy: Как долго вы пиратствовали?
ДДС: С 1985 года. Тогда я учился в университете. Мы тогда менялись пленками для Commodore 64. Потом я купил 1541 (C64 с дисковым приводом) и захотел разобраться, можно ли перевести игровые программы с кассет на диски, для чего потребовалось изрядно покопаться, так как загрузочный код был предназначен исключительно для кассеты. Дискеты у 1541-го были очень маленького для сегодняшних стандартов объема — всего лишь 170 килобайт, но большинство игр занимали гораздо меньше, и поэтому можно было записать, к примеру, Beach-head и Twin Kingdom Valley — две самых моих любимых — на один диск. Мы обнаружили также, что, проделав отверстие на другой стороне 5.25" дискеты, можно использовать ее с другой стороны, что запросто удваивало ее емкость. Это, конечно, было не всегда надежно, так как обратная сторона диска, естественно, никогда не проверяется на производстве, но то, что у нас выходило, работало вполне терпимо.
GameSpy: Какова главная причина, заставившая вас заняться пиратством?
ДДС: Недоступность многих программ прежде всего. Там, где я жил (в Северной Италии), даже в крупных населенных пунктах, таких, как Милан, было всего несколько торговцев, которые специализировались на компьютерах и программном обеспечении, и часто из английских журналов я узнавал о какой-нибудь интересной программе и знал, что она никогда не будет издана здесь, или же будет издана — но ограниченным числом копий, или же она будет слишком дорого стоить. А занявшись обменом, ты вполне мог получить то, что тебе было интересно.
А потом было нечто, что я называю "фактором бунта": многие из нас, обычных пользователей персональных компьютеров, чувствовали себя так, будто бы компьютерная индустрия нас постоянно обманывает. Цены были высоки, и при всем при том, потратив с огромным трудом накопленные деньги на какой-нибудь продукт, рано или поздно ты становился свидетелем того, как цена на него снижалась самым неимоверным образом. Более того: у тебя не было возможности опробовать товар перед тем как его купить, и, придя домой и убедившись в том, что игра у тебя не запускается, ты мог даже не возвращаться обратно в магазин, так как продавцы не обменивали купленный товар. Нас это раздражало, и мы распространяли ПО бесплатно, но при этом все наши программы работали с первого раза, а если и не работали — мы всегда меняли неработающую копию на исправную. Можно даже смело сказать, что тогдашние пираты были намного честнее тогдашних легальных распространителей.
GameSpy: И как много вы на этом заработали?
ДДС: Я никогда не занимался этим ради денег. Люди, для которых пиратская продукция — бизнес, гораздо хуже, чем компании, занимающиеся программным обеспечением. Я принимаю только одно правило — "программа за программу", безо всякой денежной оценки. Если вам, к примеру, нужна копия (Adobe) Photoshop, я дам ее вам, но только если в обмен вы предложите мне копию игрушки Infogrames Alone in the Dark. Их рыночная стоимость, естественно, далеко не равнозначна, но меня это не волнует. Если вы продаете пиратское ПО — вы всего лишь часть капиталистической системы и пособник криминала.
GameSpy: А вы не считаете, что пираты наносят вред промышленности, связанной с ПО?
ДДС: Это вздор, и все прекрасно это знают. Каждый продолжает хныкать о миллиардах, которые он потерял из-за пиратов, но если посмотреть на вещи реально — уровень распространения пиратской продукции не был бы столь высок, если бы компании, занимающиеся ПО, проводили правильную ценовую политику.
Возьмем неигровой продукт: к примеру, Maple, Student Edition. Каждый студент должен обладать такой программой, однако — как много студентов сможет себе позволить купить ее? Ладно, нет проблем, если ты из богатой семьи — так что, только дети богатых родителей должны иметь возможность обладания этой программой? Ну, а Photoshop — неужели эта ужасающе высокая цена, за которую его продают, действительно оправдана? Если бы они снизили цены до популярного уровня — не было бы никаких проблем с пиратскими копиями.
Что же касается игр — как часто люди, покупающие ПО за полную цену, потом проводят долгие часы в Интернете, пытаясь скачать патчи для своих изначально неполноценных программ? Вот это вот и есть обман клиентов.
GameSpy: И в то же время цифры показывают, что пираты действительно вредят software-компаниям...
ДДС: Это как раз то, о чем вот уже многие годы блеет звукозаписывающая индустрия. Когда-то они жаловались, что запись музыки на аудиокассеты "убивает индустрию", однако посмотрите — они все еще в деле и все еще зарабатывают свои миллиарды. Более того: они пытались запретить CD-рекордеры, что вообще можно воспринимать как попытку отобрать у людей достижения современной технологии. Да они ни цента своего не упустят. Это обычное капиталистическое отношение: большие деньги против людей, и люди всегда проигрывают, так как правительства всегда раболепствуют перед крупными компаниями.
Теперь все они собрались коммерциализировать Сеть. А где они были тогда, когда мы только начинали копаться с ней и развивали ее в меру своих сил? А теперь они собираются вырвать ее из рук создавших ее людей и превратить в инструмент делания денег. Никакой больше свободы слова — только свобода торговли. Посмотрите только на шум, который они поднимают из-за того, что кто-то помешал некоторым из них (Amazon.Com, Yahoo, e-Bay) зарабатывать еще больше денег.
GameSpy: Итак, причина только в ценах...
ДДС: В основном. Если люди по-настоящему чего-то хотят, они добудут это несмотря ни на какие авторские права. Люди хотят покупать программное обеспечение — но они хотят это делать по хорошей цене. А software-компании продолжают в своем духе — сначала выпуская программу и требуя за нее достаточно большие деньги, а затем, по прошествии нескольких месяцев, они снижают цену — и люди в конечном итоге чувствуют себя обманутыми.
GameSpy: Что вы скажете о новых антипиратских законах?
ДДС: Обычная тактика запугивания. Неужели они и в самом деле смогут арестовать всех, кто обменивается warez? В таком случае они должны будут упечь за решетку целые города, как в известном фильме Карпентьера, а судебные слушания будут проходить 24 часа в сутки. Печально видеть, что все, что они могут предпринять в связи с этим, — сплошной радикализм. Когда вокруг столько безнаказанных преступлений, и многие из них совершаются как раз таки крупными корпорациями — закон оказывается необычайно гибким, но почему-то только для тех, кто озабочен мыслями о неудавшейся покупке еще одного "Феррари" к Рождеству. Это обычная тактика запугивания, призванная заставить людей бояться. Но посадите в тюрьму одних, и вот увидите — вместо них тут же появятся другие. Это как в Чили при Пиночете.
GameSpy: Не слишком ли это преувеличенная аналогия?
ДДС: Послушайте, да это так и есть. Либо у нас есть свобода всех и каждого, либо у нас есть свободный рынок. Двух вариантов быть не может. Рыночные законы ограничивают права людей — посмотрите хотя бы на все эти протесты ВТО.
Пиратство, если хотите, принуждает разработчиков программного обеспечения спуститься со своих башен из слоновой кости и начать реально оценивать собственные продукты. Если их цены продолжают оставаться высокими, это выглядит как приглашение пиратам заняться продукцией компании. Черт, они зашли очень далеко. К примеру, они утверждают, что, если кто-нибудь имеет диск-копию игры VIC-20, это пиратство. Если это правда — такого не должно быть, так как игр для VIC-20 больше никто не продает.
GameSpy: Вы все еще активны в пиратском бизнесе?
ДДС: Уже нет, и на сегодняшний день я не занимаюсь этим примерно несколько лет. Я потерял интерес. Многие люди в деле только ради денег, и я надеюсь, что все они попадут за решетку, так как они лишь наживаются на непростой рыночной ситуации. Если ты имеешь дело с warez, ты должен делать это потому, что считаешь это правильным, а не из-за денег.
Кроме того, у меня теперь есть семья и работа, и я не могу рисковать всем этим только ради того, чтобы проделать маленькую дырочку в огромном кошельке какого-нибудь большого бизнесмена. Это странный мир: ты уничтожаешь окружающую среду, ты убиваешь женщин и детей противопехотными минами, ты обираешь своих клиентов — и ты все еще на свободе. Но только попробуй помешать какому-нибудь "богатенькому Буратино" заработать хотя бы один лишний пенни — и ты уже "проблема номер один".
Долговязый Джон Сильвер принадлежит к редкому ныне сорту людей — он идеалист. Его слова лишний раз доказывают, что пиратство, связанное с ПО, так же, как и множество других вещей в жизни, является гораздо более сложной темой, нежели это может показаться на первый взгляд: мы видели его влияние на социальные показатели и цены, и вполне вероятно, что мы коснулись только верхней части айсберга. Нравится вам это или нет, но software-пиратство — это продукт компьютерной эпохи. И оно останется с нами в той или иной своей форме и не исчезнет из нашей жизни без следа — и так будет продолжаться еще долгое-долгое время.
David Cuciz
Перевод Дениса Матвеева
Публикуется с разрешения The GameSpy Network
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 07 за 2003 год в рубрике безопасность :: разное