Пиратство на рынке программного обеспечения. Отчет о ситуации 2

Пиратство на рынке программного обеспечения. Отчет о ситуации

Продолжение. Начало в КГ № 4 от 28.01.03 .
В первой части статьи была приведена мировая статистическая информация по проблеме пиратства.

Часть 2.

Взгляд со стороны индустрии
В полемике касательно обсуждения пиратства главными аргументами противоположной стороны постоянно выступают суждения наподобие "Это никому по-настоящему не вредит" или "Это не сильно влияет на индустрию", которые возникают из-за того, что, по предположению некоторых, доходы software-компаний и без того крайне высоки. На самом же деле ситуация обстоит иначе.
Клаудио Бергонзи (Claudio Bergonzi), представитель отдела Microsoft Italia по антипиратскому маркетингу, рассказывает нам о ситуации в Италии:
"На данный момент приблизительный уровень распространения пиратской продукции в Италии равен 45% — данные, внушающие беспокойство, так как эта цифра, вероятно, немного занижена из-за того, что в расчет бралось ПО, установленное только на новых PC".
В 1998 году исследование, проведенное Price Waterhouse по заказу BSA, раскрыло более весомые данные, представляющие собой конкретные цифры потерянных в связи с software-пиратством рабочих мест. Было подсчитано, что, если бы уровень пиратства в Италии в 1997 году вместо имевших место 43% понизился до американского уровня (27%), в данном секторе было бы создано около 37.000 новых рабочих мест. Учитывая тяжелые социальные проблемы, с которыми столкнулся Европейский союз из-за безработицы, мнение "Это никому по-настоящему не вредит" уже не выглядит таким уж железным аргументом.

Клаудио Бергонзи продолжает: "IT-сектор представляет собой индустрию, всецело основанную на научно-исследовательских и конструкторских работах. 45-процентный уровень распространения пиратской продукции (фактически половина) — это сильный удар по инвестициям в вышеозначенные исследования, то есть — сокращение их вдвое".
При этом имейте в виду, что Microsoft уже 25 лет как лидирующая на мировом рынке крупнейшая компания — производитель программного обеспечения. А сколько мелких компаний сможет позволить себе подобные сокращения?
А что с законами? До 1992 года права на интеллектуальную собственность в Италии были защищены законом, принятым в 1941 году и, конечно же, даже близко не касавшимся понятия защиты прав разработчиков программного обеспечения. Это значит, что вплоть до 1992 года закон вообще никак не защищал ПО. Более того: законодательные органы никогда не уделяли должного внимания данной проблеме. Современная законодательная база, которая основана на директивах Европейского союза, предусматривает наказание нарушителей от тяжелых штрафных санкций до тюремного заключения от трех месяцев до трех лет.
Бергонзи обращает внимание на одну из больших проблем, касающихся применения упомянутых законов. Кроме обычных задержек, связанных с их введением в действие, присутствует элементарная неподготовленность полиции и судов к работе с подобными правонарушениями. Незаконно не только распространение нелегального программного обеспечения, но и сам процесс подделки также незаконен — и это главная причина, которую трудно осознать вышеозначенным органам.
"Подделка оригинальных дисков есть форма, которая свойственна пиратству на уже более зрелом рынке. На таком рынке большинство информированных пользователей не станут покупать изготовленный в домашних условиях диск потому, что это противозаконно — и тщательная фальсификация оригинального продукта становится единственным способом распространения пиратского товара".

Отпечаток большого пальца Microsoft
Для борьбы с фальшивками Microsoft использует особенные техники гравировки голографических знаков, что, конечно же, влияет на стоимость разработок.
"На самом дне феномена пиратства, — говорит Клаудио Бергонзи, — лежит одна большая проблема: недостаток понимания настоящей ценности программ и — более широко — ценности интеллектуальной собственности. Сама программа не покупается. Покупается лицензия на ее использование, ограниченное законодательством. И стоимость ПО — это не физическая стоимость материала, из которого сделаны диск и упаковка, — это стоимость всей научно-исследовательской разработки".
Несмотря на то, что мы рассматриваем пиратство преимущественно как феномен, связанный с программным обеспечением, не стоит забывать о том, что аудиовидеосектор также в большой степени подвержен нападкам пиратов.
"Сегодня внимание понемногу переключается на Интернет, который с точки зрения пиратства весьма и весьма опасен. Мы не хотим присоединяться к хору мнений, пытающихся представить Интернет в роли некоего технологического демона. Напротив, Всемирная сеть является необъятным инструментом получения новых знаний. К примеру, с помощью Сети можно получать немедленные отклики и без проволочек принимать решения в случаях нарушений интеллектуальных прав где и кем угодно. В этом случае зачастую снова мешает медлительность институтов закона, что на самом деле весьма существенно для цифровой эпохи, где задержка хотя бы на один год является непреодолимым барьером".

Тяжелая рука закона
В 1984 году была организована FAST (Federation Against Software Theft) — первая организация, деятельность которой направлена исключительно на борьбу с программным пиратством. Сегодня FAST борется с software-пиратами на корпоративном уровне как продвигая законы об интеллектуальной собственности и лоббируя интересы разработчиков, так и повышая обеспокоенность общества этими вопросами.
В 1985 г. Software Publisher Association организовала подразделение Anti-Piracy Division — промышленную инициативу для борьбы с пиратством как посредством закона, так и воспитательной работы. В 1999 г. SPA объединилась с ассоциацией Information Industry Association, образовав SIIA. Антипиратская программа SPA работает рука об руку с федеральными судами, ФБР, американской таможней и Управлением юстиции. Совместно они направляют информацию агентствам, выставляют требования на аудит и занимаются всеми прочими проблемами, связанными с законным преследованием пиратов.
За последние пять лет антипиратская программа SPA принимала участие в расследовании более чем 2000 случаев нелегального копирования программных продуктов компаний, входящих в состав SIIA. Все денежные средства, полученные в качестве возмещения ущерба, пошли на развитие всемирных антипиратских программ.
ELSPA (European Leisure Software Publishers Association) — еще один крупный европейский игрок на арене борьбы с пиратской продукцией. В состав этой организованной в 1989 году ассоциации входят практически все британские производители игрового ПО. При помощи собственного криминального отдела ELSPA одержала множество побед над пиратскими группировками, распространявшими не только нелегальное ПО, но и аудио- и видеопродукцию.

Интервью с Терри Энсло, главным следователем ELSPA:
Терри Энсло (главный следователь ELSPA) всегда на передовой тогда, когда дело доходит до непосредственной борьбы с пиратством, и без преувеличения можно сказать, что представители европейской программной индустрии, компании и пользователи, многим ему обязаны. Благодаря ему и его команде перед правосудием предстало огромное количество злоумышленников и были вскрыты связи между software-пиратами и организованной преступностью. Господин Энсло любезно согласился поговорить с нами о своей работе и работе его подразделения.

GameSpy: В чем заключается ваша деятельность и в какого рода следственную и правоохранительную работу вы и ваш отдел обычно вовлечены?
Терри Энсло:
Я — главный следователь криминального отдела, в состав которого входит семь следователей, рассредоточенных по всей Великобритании. Каждый следователь работает у себя дома и ответственен за территорию, где проживает. Все наши следователи имеют солидный стаж работы в полиции и с торговыми стандартами, а также большой опыт тайной работы.
Также у меня имеется административный отдел, который работает с каждым следователем в каждом регионе. Есть и технический следователь, который проверяет все фальшивые диски и поддерживает наше техническое оснащение в должном порядке. У нас есть и интернет-следователь, который проверяет все области Всемирной паутины, связанные с пиратством, и проводит нужные нам исследования. Весь остальной персонал работает в головном офисе компании.
Мы получаем сведения от частных лиц, компаний — членов нашей организации, распространителей, полиции, организаций по торговым стандартам, налоговых служб, таможни, из анонимных источников, а также от случая к случаю от самих пиратов, которые желают избавиться от своих конкурентов. Существует горячая телефонная линия, и звонки при желании могут оставаться анонимными.
Каждое сообщение категоризируется, затем определяется степень его важности, и оно направляется к соответствующему следователю. Те в свою очередь, получив информацию, проводят расследование и, если это необходимо, собирают нужные доказательства для суда. Когда эти сведения собраны, их представляют полиции или комитету по торговым стандартам, где они исследуются и выдается ордер на задержание преступника.

GameSpy: Не могли бы вы описать нам стадии, которые проходит обычное расследование, ведущее к аресту?
Терри Энсло:
Ни одно расследование не бывает "обычным": в каждом есть своя изюминка. Моим следователям необходимо доказать то, что подозреваемый занимался торговлей или бизнесом, с помощью которого он предоставил, продал или предложил для продажи нелегальную продукцию.
Для того, чтобы это доказать, в нашей практике мы обычно закупаем нелегальную копию игры. Если это происходит — мы фактически доказали, что данное лицо вовлечено в процесс торговли или бизнес. Стало быть, когда диски закуплены, и мы в состоянии идентифицировать лицо, получившее деньги — у нас имеются все необходимые составляющие для обвинения. И, соответственно, вооружившись ими, мы запрашиваем компетентные органы на предмет получения разрешения на поиск места жительства или дислокации бизнеса подозреваемого.
В завершение мы оказываем всяческое содействие полицейским и помогаем им в поисках. Особенно это касается оборудования, на котором производилось тиражирование игр для последующей продажи. Мы помогаем допрашивать подследственного и исследовать конфискованные компьютеры. После всего этого мы снабжаем полицию официальными бумагами и свидетельствами, подтверждающими факт регистрации авторского права на данную торговую марку другим лицом или организацией. И это — последнее звено цепочки.

GameSpy: Учитывая то, что вирус пиратства — явление, распространенное по всему миру, какого рода поддержку вы получаете от полицейских служб и организаций других стран, особенно восточноевропейских и азиатских, где пиратство на данный момент пребывает на пике своей активности?
Терри Энсло:
Полиция других стран оказывает не очень большую помощь учитывая существующую разницу в законодательстве. А организации, схожие с нашей — совсем другое дело — они нас активно поддерживают по всему миру. Члены ELSPA помогали подняться ассоциациям, занимающимся авторскими правами во многих странах мира, и поэтому они поддерживают нас повсеместно. Страны Дальнего Востока и другие государства, где уровень распространения пиратской продукции очень велик, тоже стараются нам содействовать везде, где это только возможно — но их возможности, к сожалению, ограничены. Россия также стала гораздо более активно нам содействовать, так как пиратская индустрия там все больше начала опираться на связанные с мафиозными структурами организации.
Недавно мы были в Аргентине, где уровень пиратства предположительно в самое ближайшее время перевалит за отметку в 95%. И даже в таких условиях местная организация CASDI пытается изменить мировоззрение и взгляд на проблему пиратства у людей, полиции, политиков, дабы показать, чего может достичь в их стране развитая программная индустрия при должном к ней отношении.

GameSpy: В какой степени software-пиратство связано с организованной преступностью?
Терри Энсло:
В Великобритании оно связано с организованной преступностью самым непосредственным образом. Представители криминального мира быстрее всех почувствовали связь между фальсифицированной продукцией и большими финансовыми прибылями. Они имеют возможность подделывать диски при относительно небольшой вероятности раскрытия их незаконной деятельности и при относительно безопасной для жизни активности получать не самые маленькие барыши. У нас имеются доказательства того, что крупнейшие импортеры наркотиков, промилитаристские организации Северной Ирландии и организации, занимающиеся детской порнографией, финансируются посредством именно такой деятельности. В прошлом году ELSPA провели почти 1000 проверок, и 80% случаев (4 из каждых 5) принесли результаты — были обнаружены свидетельства того, что в процесс вовлечены иные криминальные структуры.

GameSpy: Не могли бы вы рассказать поподробнее об одном из таких ваших расследований?
Терри Энсло:
Один из крупнейших наркоимпортеров на постоянной и планомерной основе финансировал поставки наркотиков в Великобританию. Несмотря на тщательные поиски внутри страны, источники этого финансирования не были обнаружены. Длительное наблюдение и слежка привели к тому, что был обнаружен гараж небольших размеров, где данное лицо проводило по несколько часов каждый день. Внезапный рейд и проверка этого помещения показали, что в нем подозреваемым производилось около 2000 фальшивых дисков каждые четыре дня, что приносило прибыли до 10.000 фунтов стерлингов еженедельно. Оборудование, находившееся в гараже, позволяло ему производить 30 дисков за одну операцию.

Энсло без долгих раздумий и сомнений предупреждает о прямой связи между организованным пиратством и другими видами криминальной деятельности: "Покупатели должны ясно представить себе, что приобретение фальсифицированного товара — не просто выгодная покупка. Тем самым они обманным путем покупают что-то, возможно, очень плохого качества, что это даже не будет работать (это традиционно для большинства поддельных компьютерных игр). И — что, возможно, не так широко известно — пиратство и изготовление поддельного программного обеспечения используется в качестве источника финансирования других видов незаконной деятельности. В 80% случаев проверок ELSPA, проведенных в прошлом году, мы обнаружили свидетельства связи подпольных изготовителей подделок с преступлениями всевозможных уровней: от мошенничества и наркоторговли до проституции и детской порнографии".
То, что говорит Энсло, в общем рисует перед глазами картину software-пиратства, весьма далекую от того, что представляют себе многие: несколько подростков, копирующих для себя диски с играми. Всюду, где нелегальным путем могут быть получены прибыли, всегда непременно проникает преступный мир. Эта точка зрения только подтверждается теми цифрами и показателями, которые присутствуют в пресс-релизах ELSPA:

* Белфаст, 6 января 2000:
Следователи ELSPA и 60 офицеров королевской полиции конфисковали большое количество фальшивых компьютерных и видеоигр, а также пиратских музыкальных CD, кассет, видеокассет и других нелегальных товаров. Также на таможне была арестована нелегально импортируемая табачная и алкогольная продукция. При попытке вывезти товар с территории рынка сотрудники полиции подверглись нападению владельцев торговых точек, что привело к ранению одного офицера.

* Глазго, 29 января 2000:
Полиция Стратклайда подвергла проверке рынок Barras: в результате конфисковано 6000 дисков с компьютерными играми, которые предположительно являются нелегальными (общая стоимость дисков — около 400.000 фунтов). Также конфисковано большое количество музыкальных CD, DVD и программного обеспечения. 8 владельцев торговых точек были задержаны, и им было предъявлено обвинение в посягательстве на зарегистрированные торговые марки и авторские права. На следующей неделе было произведено еще 5 арестов, задержано двое подозреваемых и конфисковано более 1500 предположительно нелегальных дисков (общей стоимостью 60.000 фунтов стерлингов).

* Бриджнорт, Шропшир, 17 марта 2000:
Более 500 контрафактных дисков (общей стоимостью более 200.000 фунтов стерлингов) и компьютерного оборудования, использовавшегося для нелегального тиражирования, было конфисковано полицией, офицерами службы торговых стандартов и следователем ELSPA. Данная акция явилась результатом долгого совместного расследования. Во время проверки частной квартиры также было арестовано двое подозреваемых.

* Сент-Хеленс, Мерсисайд, март 2000:
Почти 6000 единиц (общей стоимостью около 250.000 фунтов стерлингов) нелегальных компьютерных игр, музыки и видео было конфисковано в результате полномасштабной операции, проведенной совместно полицией Мерсисайда, управлением по торговым стандартам Сент-Хеленса и следователем ELSPA. Полицейские описывали дом, в котором проводилась проверка, скорее как целую фабрику, нежели жилое помещение.

Продолжение следует...

В следующем номере КГ читайте: о методах распостранения пиратской продукции.

David Cuciz,
перевод Дениса Матвеева.
Публикуется по согласованию с The GameSpy Network



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2003 год в рубрике безопасность :: разное

©1997-2024 Компьютерная газета