Третье измерение Amorphium

Третье измерение Amorphium

Не так давно компания Electric Image, Inc. ( http://www.electricimage.com ) объявила о выходе новой версии своего продукта Amorphium Pro 3.0.

При всем своем уважении к монстрам компьютерной 3D-графики приходится констатировать тот факт, что даже и у профессионалов бывают упущения. Во-первых, из-за своей громоздкости 3D-редакторы вроде Lightwave 3D или 3D Studio Max обычно тормозят процесс решения элементарных задач. Во-вторых, серьезные пакеты сложны в освоении, и, к тому же, они выдвигают довольно мощные системные требования, которые потянет далеко не каждый компьютер. Посему перед тем, как остановить свой выбор на том или ином редакторе, необходимо четко представить себе, над чем именно пойдет работа. Если требуется баннер для web-странички, то совсем необязательно тратить свои средства и время на покупку и установку Alias|Wavefront Maya с внешним рендером. Существует большое количество софта, способного достойно заменить "тяжелую артиллерию":-).
Одной из таких программ является Amorphium. Это уникальный 3D-пакет, главная особенность которого заключается в том, что пользователь может создавать в реальном времени трехмерные модели, работая с ними, как скульптор с глиной. Подобного рода инструмент просто обязан быть под рукой у каждого, кому приходится создавать различные модели. Представленная программа окажется полезной при решении простых, но очень важных задач. Она пригодится, в первую очередь, для имитации органических тел, которые в природе редко имеют правильные и ровные очертания. И особенно ценен "Аморфиум" как вспомогательная утилита при создании каких-либо декоративных вещей: подсвечников, ваз, бижутерии и т.д.
Новая версия имеет ряд новшеств, среди которых новый набор инструментов для моделирования, Catmull-Clark Subdivision Surfaces, предназначенный для создания сложных органических моделей, полная совместимость с платформой WindowsXP и альтернативной ей Jaguar (10.2) от Apple, наличие функции анимационного предпросмотра и многое другое. Amorphium Pro 3.0 заинтересует также web-дизайнеров, так как имеет функцию экспорта в формат Macromedia's Flash. Но обо всем по порядку.

Интерфейс Amorphium Pro 3.0 слегка изменился. Загруженная программа, как и ранее, занимает весь экран, закрывая собой Taskbar и StartMenu. Однако, в отличие от второй версии, в Amorphium Pro 3.0. появилось традиционное для Windows-приложений главное меню.
Для первой версии этого 3D-редактора нужно было по крайней мере разрешение 800х600 с цветовой гаммой 16 бит, новая AmorphiumPro менее требовательна и пойдет в любом разрешении, даже в 640х480. Последний вариант вряд ли имеет смысл использовать, так как тулбар и окно проекции просто загромоздят экран монитора. Зато на нем станут более или менее видны "блошиные" надписи, относящиеся к командам и настройкам. Вот если и можно упрекнуть в чем-то создателей, так это в выборе шрифта (он так и не изменился, несмотря на критику в адрес Electric Image). Чересчур мелкий размер и серый цвет приводят к тому, что уже на 17-дюймовом мониторе в формате 1024х768 работать сложно, так как приходится постоянно напрягать зрение. Проблема со шрифтами наследственная, и здесь нельзя не вспомнить об интегрированном в первом Amorphium Help'е, прочитать который могли разве что только сами создатели. Но на этом все недостатки "Аморфиума" заканчиваются и начинаются одни достоинства.
При создании какой-нибудь модели, например, человека, в случае с привычными редакторами трехмерной графики обычно используется полигональное моделирование. Средства и инструменты не всегда оказываются удобны, и тогда наступает момент, когда сожалеешь, что объект не "пластилиновый". Работа с нашей программой как раз и напоминает лепку фигуры скульптором. Название Amorphium говорит о том, что в качестве рабочего материала будет выбрано вещество с аморфными свойствами. Напомним для тех, кто подзабыл школьный курс физики, что аморфное вещество — это такое, которое не имеет в своем строении постоянной кристаллической решетки (например, воск).
Теперь обратимся непосредственно к программе. В свое распоряжение пользователь получает все необходимое, для того чтобы выдавливать по определенному профилю, соскабливать ненужный слой, деформировать форму и еще много-много чего другого. Amorphium разбивает весь процесс моделирования на тринадцать этапов. В каждом из этих режимов имеется свой набор инструментов, собственный toolbar. Не будет лишним похвалить программистов за наглядный и настраиваемый интерфейс панели инструментов, который можно переделать под себя, расставив все в удобном порядке.

По умолчанию стоит режим Composer (рис.1). Это основной режим, в котором задается положение объектов в сцене, их перемещение и ключевые кадры анимации. Внизу расположено окно Project, напоминающее обычный Timeline. Тут ставятся ключевые кадры. Делается это очень просто — перетаскиваем ползунок анимации в нужный участок времени и с помощью правой кнопки мыши выбираем Add Key Frame. Таким образом анимировать можно все что угодно — от перемещения объекта и источников света до изменения текстуры. Количество окон проекций выбираете на свое усмотрение — от одного до четырех. Изначально предлагается работать со сферой, однако в арсенале примитивов есть основные стандартные: тор, куб, цилиндр, конус, плоскость и текст.
Чтобы наша сцена выглядела совсем загадочно, напустим тумана в прямом смысле этого слова. Кнопка Smoke обозначит границы той области сцены, где применяется этот эффект.
Еще один из объектов с нестандартным именем — BioSphere. Ничего радикально нового в этом типе примитива нет, речь идет об обычных метаболах (или их еще называют метачастицы). На достаточно близком расстоянии они сливаются в единое целое. Сегодня почти в любом уважающем себя пакете есть модуль по работе с метаболами, и, казалось бы, ничего нового здесь придумать нельзя. Подобное утверждение "Аморфиум" решительно опровергает. Режим BioSpheres не только создаст систему метачастиц, но и предоставит такие возможности, как управление величиной силы взаимодействия между ними, радиусом сфер, ориентацией их в пространстве и т.п. Переконвертировав полученную систему "слипшихся" биосфер в обычную Mesh, редактируем форму такого тела стандартными средствами (см. ниже).
На панели инструментов рядом с кубом, сферой, конусом расположены аналогичной формы примитивы, объединенные общим непонятным названием Wax (WaxSphere, WaxCube и т.д.). Это примитивы, состоящие из особого материала — воска (wax в переводе с английского "воск"). Для их редактирования нужно воспользоваться режимом с таким же названием — Wax. Уникальный способ моделирования позволит наслаивать воск на модель, забирать его или просто сглаживающим инструментом добиваться требуемого результата.

Очень удачен и второй способ моделирования — через режим FX (рис.2). Такой метод создания объектов не требует особого напряжения и приводит к необычным результатам. Суть его заключается в следующем. При переходе на закладку FX панель с инструментами становится чисто символической (остаются только кнопки Move, Zoom, Rotate и Bank — без комментариев), а справа появляется внушительный список из тридцати пяти (!) эффектов для деформации модели. При наблюдении за результатом действия на тело таких FX-эффектов напрашивается аналогия с модификаторами от 3D Studio Max. Выделив из длинного списка требуемое действие, например, Twist, подводим курсор к окну проекции, нажимаем левую кнопку мышки и, не отпуская, передвигаем ее вправо или влево. При этом тело начнет скручиваться, и внизу, под окном, будет отображаться в процентах степень воздействия.
Выше мы рассмотрели глобальные воздействия на модель, а как же быть, если нужно изменить аморфное тело на определенном участке? Активировав закладку Tools, вы увидите набор кистей (панель Brush). Они отличаются по своему профилю и предназначены для выдавливания на поверхности Mesh. Такая операция характеризуется рядом настроек, таких, как симметрия, степень надавливания, радиус кисти. При желании нетрудно поменять направление давления, и тогда трансформируемая поверхность будет не вдавленной, а выпуклой. Кстати, режим Tools можно поставить как базовый при загрузке, для чего проследуйте по адресу Главное меню > Edit > Preferences и измените установку Default WorkSpace с Composer на Tools.

Рисование в программе — Paint — происходит необычайно легко, раскрашивание объекта кисточками почти повторяет аналогичное действие в популярном 3D-редакторе Maya. Набор кистей — такой же, как в Tools, единственное отличие — добавлена новая панель Color, где представлена цветовая палитра. Для раскрашивания требуется немногое: выбрать кисть и цвет ее мазка. После чего рисуем прямо на предмете.
Для точного нанесения рисунка на трехмерное тело используется так называемая маска. Закладка Mask переводит программу в режим наложения масок (рис.3). Последние тоже рисуются кистями. Ими обозначаются участки на объекте, и, если после нанесения маски перейти в Paint и начать раскрашивание, то области, где были наложены маски, останутся без изменений.
Идея маски лежит и в основе режима HeightShop. Только на этот раз речь пойдет не о текстуре поверхности, а о ее рельефе. На панели HeightMap с помощью кнопки Open открываем со своего жесткого диска любой image-файл. В дальнейшем он трансформируется в черно-белое изображение и отобразится в маленьком окошке на этой же панели. Если воздействовать теперь на предмет в окне проекции точно так же, как это делалось через режим FX, то будет видно, как поверхность покроется неровностями, а под окном проекции отразится численное значение применяемой силы. Положение таких неровностей напрямую зависит от выбранного рисунка: светлые участки оказываются выше, а темные вдавливаются (или наоборот — все зависит от направления силы).

В Amorphium 3.0 введен режим полигонального моделирования под названием Tin. Для работы в этом режиме необходимо создать в режиме Composer один из объектов категории Tin. После этого при переходе на закладку Tin можно будет редактировать примитив — например, увеличивать количество полигонов на отдельных областях, объединять полигоны, смещать их положение и т.д.
Для визуализации сцен используется инструмент RaydioCity (не путать с Radiosity). Окно его настроек (рис.4) вызывается кнопкой с изображением фотоаппарата (режим Composer). Встроенная функция правильного просчета освещения Radiosity может лишь вызвать улыбку у профессионалов. Поскольку основное предназначение Amorphium — моделирование 3D-объектов и создание простой флэш-анимации (экспорт конечной анимации в формат Macromedia Flash (*.swf)), подобная опция просчета здесь ни к чему. Гораздо логичнее перевести ваше творение в другую программу по работе с 3D и продолжить работу там. Тем более, что в Amorphium большой выбор основных форматов экспорта: *.3ds, *.dxf, *.lwo, *.vrml и др.
К системным требованиям "Аморфиум" неприхотлив, работает одинаково превосходно как на Mac, так и в Windows. Единственное, что ему необходимо, — это нормальная видеокарта, впрочем, он найдет общий язык и с самой доисторической.
Если кого-нибудь заинтересовал продукт от компании Electric Image, поспешите на специализированный сайт http://www.amorphium.com, где есть возможность ознакомиться с демонстрационной версией программы и найти подробную документацию на нее. Для тех, кто не запомнит адрес, сделана последняя закладка, которая так и называется — Links. Отсюда можно попасть не только на вышеуказанный ресурс, но и на сайт изготовителя программы ( http://www.electricimage.com ).
Мы уверены, что в процессе общения с Amorphium вы постоянно будете открывать в нем все новые и новые возможности, в том числе и те, которые не описаны в этой статье.

Сергей Бондаренко, Марина Двораковская,
blackmore_s_night@yahoo.com



Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2003 год в рубрике soft :: графика

©1997-2024 Компьютерная газета