Тайны мира компьютерных шрифтов 1
Тайны мира компьютерных шрифтов
Вся история человеческой письменности плотнейшим образом связана с понятием шрифта, то есть манеры написания конкретных букв того или иного алфавита. Первый мощнейший толчок к развитию шрифтов как синтеза науки и искусства дало изобретение книгопечатания, то есть полиграфии. Вторая революция в этой сфере произошла уже на наших глазах, когда функции работы с текстом были возложены на компьютеры. Об этом и поговорим.
От наскальных рисунков — к компьютерной клавиатуре
Первый настоящий алфавит, то есть такая система написания, в которой каждый символ представлял собой гласный или согласный звук, появился в Греции в IX веке до н.э. За 1000 лет греческий алфавит неоднократно трансформировался и приобрел наконец классическую форму, ставшую источником развития современной типографики. Графические символы греческого алфавита выражают предельную геометричность, сочетаемую с редкой выразительностью.
Следующий этап развития шрифтовой культуры связан с Римской империей. Латинский алфавит, практически без изменений дошедший до наших дней, по мере своего развития вобрал в себя несколько источников, но главным из них был уже упомянутый греческий. Римляне после нескольких этапов пришли к 23-буквенному алфавиту в том самом виде, в котором мы его знаем сейчас. Произошло это в конце I века н.э. Экспансия Римской империи привела к широчайшему распространению алфавита, который со временем завоевал всемирное признание. Ну, а после падения Римской империи латинский алфавит успешно выжил благодаря христианству.
Именно римляне ввели в практику понятие шрифта, создав различные варианты написания одних и тех же букв своего алфавита. Латинский шрифт как графическая форма символов алфавита сложился ко II веку н.э. Основной его формой был маюскул (лат. majusculus — большой, увеличенный), состоящий только из прописных букв. Надпись маюскулом обязательно опирается на базовую линию, а сверху ограничивается параллельной линией.
Конечно, римляне не только высекали надписи в камне, но и просто писали пером. Ясно, что рукописные шрифты были совсем другими, хотя вначале основой для них послужил все тот же маюскул. Такими были рустика и квадрата — шрифты хотя и более вульгарные, чем первоисточник, но все же сохранившие первоначальную стройность. Назвать их удобными нельзя: они требовали серьезных каллиграфических навыков. Поэтому римские обыватели пользовались курсивом (от латинского currere — бежать) — наклонным шрифтом с максимумом упрощений, принятым ради беглости письма. Буквы соединялись друг с другом (чтобы перо не отрывалось от бумаги), и ясность и четкость текста существенно терялись. Затем появился унциал — шрифт, в котором объединены стройность и гармоничность маюскула и беглость курсива. Здесь впервые появились элементы, выходящие за пределы основной строки вверх или вниз. Развиваясь, унциал в конце концов превратился в минускул (от латинского minusculus — очень маленький).
В средние века развитие шрифта практически остановилось, сведясь к вариациям на тему минускула, каковым и является так называемый готический шрифт, характерный усилением вертикалей и надломом штрихов. Готический шрифт весьма выразителен, но излишне декоративен. Минускул и готический шрифт получили самое широкое распространение в средневековой Европе: достаточно сказать, что первые печатные работы Иоганна Гутенберга были набраны готическим шрифтом. Но в XV веке, на волне интереса к античному искусству, произошла типографическая революция, одним из лидеров которой был Альдус Мануциус — печатник из Венеции. Это имя хорошо известно опытным пользователям программы PageMaker.
Неудивительно, что Италия стала оплотом Возрождения, местом самого яркого проявления гуманистических традиций. И маюскул стал для деятелей эпохи Ренессанса источником, из которого черпались идеи гармоничности, стройности и просветленности. Готический же шрифт, хотя и являвшийся потомком тех же капитальных римских шрифтов, абсолютно не соответствовал духу Возрождения.
Многие художники и ученые видели источник гармоничности маюскула в его геометрической выверенности, что и пытались обосновать в своих трактатах, в которых базовым модулем для построения любого символа стал квадрат, разбитый на несколько частей. Труды теоретиков подтолкнули мастеров-типографов к созданию именно таких шрифтов, которые смогли бы соответствовать традициям гуманизма. Именно в эту пору зародилась как таковая русская (точнее, кириллическая) типографика. И устав, и полуустав, и скоропись — чисто рукописные шрифты, имеющие некоторое общее стилевое сходство. Поэтому на Руси господствовала не типографика, а каллиграфия — ведь даже книги Ивана Федорова набирались полууставом.
Только в XVIII веке создание гражданского шрифта, адаптированной версии европейских шрифтов, вывело русскую типографику на тот путь, по которому двигалась и вся европейская культура. Естественно, что некоторые различия все же остаются и по сей день. Так, в кириллических шрифтах роль вертикальных стоек более акцентирована, и это придает, с одной стороны, большую стройность и ритмичность тексту, но делает его монотоннее. И все же, несмотря на различия, русская типографика с тех пор не была оторвана от мирового культурного процесса.
Развитие цивилизации, рост числа печатных изданий, появление рекламы как самостоятельного жанра публикаций вынудили типографов и издателей создавать шрифты броские, оптически более выразительные. Так появились гротески — шрифты с какими-либо гипертрофированными элементами, будь то массивные стойки или очень широкие засечки.
Наконец появляются шрифты, и вовсе лишенные засечек, названные, естественно, рублеными. В дальнейшем это семейство необычайно разрослось, и в XX веке оно захватило практически все области полиграфии. В основном рубленые шрифты отличались строгой геометричностью и рациональностью, вполне отвечавшими настроению эпохи технологического прогресса.
Соответственно, т.н. декоративные шрифты не попали ни в антиквоподобные, ни в рубленые. Несмотря на их надуманность, нарочитую декоративность, они достаточно популярны в акцидентных задачах — вывесках, рекламе, заголовках и т.д.
Какие они бывают
Как ни странно, до сих пор нет четкой общепринятой классификации шрифтов, а все существующие градации страдают незавершенностью: всегда найдутся шрифты, не попадающие ни в одну из установленных категорий.
Рассмотрим же элементы, из которых складывается символ латинского и кириллического алфавитов. Это:
1. Основной (вертикальный) штрих/стойка.
2. Соединительный штрих.
3. Горизонтальная засечка (сериф).
4. Вертикальная засечка.
5. Внутрибуквенный просвет (бун-ценвайте).
6. Верхний выносной элемент.
7. Нижний выносной элемент.
8. Наплыв.
9. Межбуквенный просвет.
10. Высота прописных букв.
11. Линия округлых и остроконечных букв.
12. Интерлиньяж.
13. Высота строчных букв.
14. Диакритический знак.
Как видим, строение букв весьма сложно, но все же существуют общие закономерности, позволяющие отличить один шрифт от другого. Первый такой признак — контрастность между основным и дополнительным штрихами. У антикв этот контраст довольно велик, а у рубленых чаще всего отсутствует. Если у шрифта есть засечки, то они могут варьироваться по своей толщине и характеру сопряжения с основной стойкой. Конечно, два этих признака не в состоянии охватить весь шрифтовой арсенал, поэтому наряду с этими фундаментальными особенностями вводятся и дополнительные признаки: насыщенность, плотность и наклон.
Соотношение между толщиной стойки и внутрибуквенным пространством определяет степень "черноты" шрифта, его насыщенность. Если шрифт разработан тщательно и профессионально, то он должен иметь, по крайней мере, 3 градации: нормальную (re-gular, book), полужирную (semibold) и жирную (black, heavy). Если же шрифт разработан с расчетом на универсальное применение, то добавляются еще два варианта — светлая (light) и сверхжирная (extrabold). Очевидно, что насыщенность самым прямым образом влияет на оптическую "черноту" текста. Поэтому применять шрифты различной насыщенности следует взвешенно и осторожно.
Важна и плотность шрифта — отношение ширины и высоты букв. В любом алфавите, конечно, различные символы имеют разную ширину — сравните Е, В, Г и М, Ш, Ю. Поэтому отношение это берется по средним символам Н, П, И. Градаций плотности три: узкая (condensed, compressed), нормальная и широкая (expanded, wide). Хотя многие пакеты позволяют программно менять ширину нормальных шрифтов в довольно широких пределах, для набора больших массивов текста лучше воспользоваться соответствующими шрифтами, а не "разгонять" их.
Денис Лавникевич
Продолжение следует
Вся история человеческой письменности плотнейшим образом связана с понятием шрифта, то есть манеры написания конкретных букв того или иного алфавита. Первый мощнейший толчок к развитию шрифтов как синтеза науки и искусства дало изобретение книгопечатания, то есть полиграфии. Вторая революция в этой сфере произошла уже на наших глазах, когда функции работы с текстом были возложены на компьютеры. Об этом и поговорим.
От наскальных рисунков — к компьютерной клавиатуре
Первый настоящий алфавит, то есть такая система написания, в которой каждый символ представлял собой гласный или согласный звук, появился в Греции в IX веке до н.э. За 1000 лет греческий алфавит неоднократно трансформировался и приобрел наконец классическую форму, ставшую источником развития современной типографики. Графические символы греческого алфавита выражают предельную геометричность, сочетаемую с редкой выразительностью.
Следующий этап развития шрифтовой культуры связан с Римской империей. Латинский алфавит, практически без изменений дошедший до наших дней, по мере своего развития вобрал в себя несколько источников, но главным из них был уже упомянутый греческий. Римляне после нескольких этапов пришли к 23-буквенному алфавиту в том самом виде, в котором мы его знаем сейчас. Произошло это в конце I века н.э. Экспансия Римской империи привела к широчайшему распространению алфавита, который со временем завоевал всемирное признание. Ну, а после падения Римской империи латинский алфавит успешно выжил благодаря христианству.
Именно римляне ввели в практику понятие шрифта, создав различные варианты написания одних и тех же букв своего алфавита. Латинский шрифт как графическая форма символов алфавита сложился ко II веку н.э. Основной его формой был маюскул (лат. majusculus — большой, увеличенный), состоящий только из прописных букв. Надпись маюскулом обязательно опирается на базовую линию, а сверху ограничивается параллельной линией.
Конечно, римляне не только высекали надписи в камне, но и просто писали пером. Ясно, что рукописные шрифты были совсем другими, хотя вначале основой для них послужил все тот же маюскул. Такими были рустика и квадрата — шрифты хотя и более вульгарные, чем первоисточник, но все же сохранившие первоначальную стройность. Назвать их удобными нельзя: они требовали серьезных каллиграфических навыков. Поэтому римские обыватели пользовались курсивом (от латинского currere — бежать) — наклонным шрифтом с максимумом упрощений, принятым ради беглости письма. Буквы соединялись друг с другом (чтобы перо не отрывалось от бумаги), и ясность и четкость текста существенно терялись. Затем появился унциал — шрифт, в котором объединены стройность и гармоничность маюскула и беглость курсива. Здесь впервые появились элементы, выходящие за пределы основной строки вверх или вниз. Развиваясь, унциал в конце концов превратился в минускул (от латинского minusculus — очень маленький).
В средние века развитие шрифта практически остановилось, сведясь к вариациям на тему минускула, каковым и является так называемый готический шрифт, характерный усилением вертикалей и надломом штрихов. Готический шрифт весьма выразителен, но излишне декоративен. Минускул и готический шрифт получили самое широкое распространение в средневековой Европе: достаточно сказать, что первые печатные работы Иоганна Гутенберга были набраны готическим шрифтом. Но в XV веке, на волне интереса к античному искусству, произошла типографическая революция, одним из лидеров которой был Альдус Мануциус — печатник из Венеции. Это имя хорошо известно опытным пользователям программы PageMaker.
Неудивительно, что Италия стала оплотом Возрождения, местом самого яркого проявления гуманистических традиций. И маюскул стал для деятелей эпохи Ренессанса источником, из которого черпались идеи гармоничности, стройности и просветленности. Готический же шрифт, хотя и являвшийся потомком тех же капитальных римских шрифтов, абсолютно не соответствовал духу Возрождения.
Многие художники и ученые видели источник гармоничности маюскула в его геометрической выверенности, что и пытались обосновать в своих трактатах, в которых базовым модулем для построения любого символа стал квадрат, разбитый на несколько частей. Труды теоретиков подтолкнули мастеров-типографов к созданию именно таких шрифтов, которые смогли бы соответствовать традициям гуманизма. Именно в эту пору зародилась как таковая русская (точнее, кириллическая) типографика. И устав, и полуустав, и скоропись — чисто рукописные шрифты, имеющие некоторое общее стилевое сходство. Поэтому на Руси господствовала не типографика, а каллиграфия — ведь даже книги Ивана Федорова набирались полууставом.
Только в XVIII веке создание гражданского шрифта, адаптированной версии европейских шрифтов, вывело русскую типографику на тот путь, по которому двигалась и вся европейская культура. Естественно, что некоторые различия все же остаются и по сей день. Так, в кириллических шрифтах роль вертикальных стоек более акцентирована, и это придает, с одной стороны, большую стройность и ритмичность тексту, но делает его монотоннее. И все же, несмотря на различия, русская типографика с тех пор не была оторвана от мирового культурного процесса.
Развитие цивилизации, рост числа печатных изданий, появление рекламы как самостоятельного жанра публикаций вынудили типографов и издателей создавать шрифты броские, оптически более выразительные. Так появились гротески — шрифты с какими-либо гипертрофированными элементами, будь то массивные стойки или очень широкие засечки.
Наконец появляются шрифты, и вовсе лишенные засечек, названные, естественно, рублеными. В дальнейшем это семейство необычайно разрослось, и в XX веке оно захватило практически все области полиграфии. В основном рубленые шрифты отличались строгой геометричностью и рациональностью, вполне отвечавшими настроению эпохи технологического прогресса.
Соответственно, т.н. декоративные шрифты не попали ни в антиквоподобные, ни в рубленые. Несмотря на их надуманность, нарочитую декоративность, они достаточно популярны в акцидентных задачах — вывесках, рекламе, заголовках и т.д.
Какие они бывают
Как ни странно, до сих пор нет четкой общепринятой классификации шрифтов, а все существующие градации страдают незавершенностью: всегда найдутся шрифты, не попадающие ни в одну из установленных категорий.
Рассмотрим же элементы, из которых складывается символ латинского и кириллического алфавитов. Это:
1. Основной (вертикальный) штрих/стойка.
2. Соединительный штрих.
3. Горизонтальная засечка (сериф).
4. Вертикальная засечка.
5. Внутрибуквенный просвет (бун-ценвайте).
6. Верхний выносной элемент.
7. Нижний выносной элемент.
8. Наплыв.
9. Межбуквенный просвет.
10. Высота прописных букв.
11. Линия округлых и остроконечных букв.
12. Интерлиньяж.
13. Высота строчных букв.
14. Диакритический знак.
Как видим, строение букв весьма сложно, но все же существуют общие закономерности, позволяющие отличить один шрифт от другого. Первый такой признак — контрастность между основным и дополнительным штрихами. У антикв этот контраст довольно велик, а у рубленых чаще всего отсутствует. Если у шрифта есть засечки, то они могут варьироваться по своей толщине и характеру сопряжения с основной стойкой. Конечно, два этих признака не в состоянии охватить весь шрифтовой арсенал, поэтому наряду с этими фундаментальными особенностями вводятся и дополнительные признаки: насыщенность, плотность и наклон.
Соотношение между толщиной стойки и внутрибуквенным пространством определяет степень "черноты" шрифта, его насыщенность. Если шрифт разработан тщательно и профессионально, то он должен иметь, по крайней мере, 3 градации: нормальную (re-gular, book), полужирную (semibold) и жирную (black, heavy). Если же шрифт разработан с расчетом на универсальное применение, то добавляются еще два варианта — светлая (light) и сверхжирная (extrabold). Очевидно, что насыщенность самым прямым образом влияет на оптическую "черноту" текста. Поэтому применять шрифты различной насыщенности следует взвешенно и осторожно.
Важна и плотность шрифта — отношение ширины и высоты букв. В любом алфавите, конечно, различные символы имеют разную ширину — сравните Е, В, Г и М, Ш, Ю. Поэтому отношение это берется по средним символам Н, П, И. Градаций плотности три: узкая (condensed, compressed), нормальная и широкая (expanded, wide). Хотя многие пакеты позволяют программно менять ширину нормальных шрифтов в довольно широких пределах, для набора больших массивов текста лучше воспользоваться соответствующими шрифтами, а не "разгонять" их.
Денис Лавникевич
Продолжение следует
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 05 за 2003 год в рубрике soft :: графика