"Мегабитовая бомба" Станислава Лема: Конспект
"Мегабитовая бомба" Станислава Лема: Конспект Эссе "Сознание и рассудок" (КГ №46/01) "Компьютерная газета" завершила публикацию книги польского философа-футуролога и писателя-фантаста Станислава Лема "Мегабитовая бомба" — сборника из 32-х статей по вопросам информационных технологий. Публикация продолжалась более двух лет — с июля 1999 года (с №26/99) — и вызвала большой интерес у компьютерной общественности в Беларуси, а благодаря Интернету (см. www.nestor.minsk.by/kg/archive/s_lem_bomba.htm ) — во всем русскоязычном мире, о чем свидетельствуют письма, полученные в адрес редакции и переводчика. Более того, самый популярный российский иллюстрированный еженедельник "Компьютерра" с мая 2001 года (с №18/01) возобновил публикацию этой книги, при этом эссе дополняются фрагментами статей (на те же темы), которые были опубликованы Станиславом Лемом уже после выхода "Мегабитовой бомбы" (см. www.computerra.ru/online/bl/lem ).
В связи с тем, что в КГ эссе публиковались в произвольной (но, конечно, не в случайной) последовательности, не в каждом номере (даже с перерывами в несколько месяцев), в настоящей публикации приведем оглавление книги с указанием номеров КГ, в которых эссе публиковались (вдруг кто-нибудь из читателей КГ делал специальную подшивку). А для тех, кто знакомился с эссе от случая к случаю, дополнительно к названию приведем по несколько фраз (часто афористичных) как правило из заключительной части эссе, по которым можно судить, о чем в них идет речь. Похоже, что КГ пользуется большой популярностью у читателей-студентов. Такой вывод можно сделать хотя бы на основании того, что в летний период в Минске в киосках КГ можно купить еще и в день выхода следующего номера, а в учебный период уже через несколько дней после поступления в продажу ее найти проблематично. Поэтому поступим "по-студенчески": нижеприведенный текст — повторение пройденного (он же — краткий конспект), а в его конце — вопросы "экзамена".
Итак: "Станислав Лем. Мегабитовая бомба": Содержание:
Вступление (КГ №30/00, в тексте статьи "Закон Доньды" Станислава Лема").
Несчастным и странным желанием судьбы стало то, что большинство из нафантазированного мною воплощается в реальности... В продолжающемся развитии наших гипотез выразительно видно неустанное, осознанное желание вырваться за границы, в том числе умственные, данного нам человечества.
Риск Интернета (49/99).
Нужны нам не бездумные сети, не тысячекратное количество телефонов, факсов, интерактивные медиа, но встроенный в сети эквивалент интеллекта, оценивающий информацию, который все, что является информационным мусором, поглощал бы и, как фильтр, разрешал бы прохождение только сообщений и визуальных изображений, не пропагандирующих зло и глупость, не вредящих всему, что могло бы стать полезным человеку.
Разум в качестве кормчего (02/01).
Мозг — столь компактная и закрытая система, что можно его даже покалечить и не заметить результатов этого благодаря чрезмерности нейронных параллелизмов, которой мы обязаны антропогенной эволюции, а потому техническое вторжение в мозг является сложнейшей из сложных задач и потому можно оптимистически, а может быть, скорее пессимистически предположить, что в будущем нам предстоит заниматься немаловажной цереброматикой как результатом воздействия на уже зрелый мозг, а не как разновидностью будущей генетико-евгенической работы.
Мой взгляд на мир (22/01).
Что общего имеет мой взгляд на мир с информатикой? Думаю, что почти все... Наше бытие находится между макро- и микромиром, и ничего нельзя поделать с тем, что знанием ... мы уходим дальше, нежели ПОНИМАНИЕМ в стиле "здравого рассудка".
Заклятие превидизма (24/00).
Перемещения из литературы с физиономическими чертами фантастики в укромные складки совершенно реального прогресса биотехнологии и информатики являются своеобразными фактами, отпечатками которых действительно отмечено мое творчество, но не является это ни результатом моих специальных намерений при написании, ни даром небес, как я считаю, ни, наконец, случайными обстоятельствами... Попросту так сложилось, и кажется мне, что не стоит меня за такое положение вещей ни осуждать, ни особенно хвалить, потому что пишу я почти пятьдесят лет то, ... что меня интересует и представляется мне ДОСТОЙНЫМ НАПИСАНИЯ.
Игры в Интернете (28/00).
Технология — это независимая переменная нашей цивилизации: ее раскрученных механизмов ничего, кроме глобальной гибели, не удержит... Это движение свойственно самой природе мира, а то, что из дозревающих плодов Древа Технологий мы охотнее всего и усерднее всего выжимаем яды для самих себя и для других людей, это уже не является "виной" мира. Ни наяву, ни в играх люди не смогут снять вины с себя.
Размышления над сетью (04/00).
Стоит опасаться, что "Единственного Разума" — единственного искусственного интеллекта ... раз и навсегда создать не удастся. Ибо если разум (Sapientia ex machina) удастся высечь, то уже eo ipso (тем самым) должны будут возникнуть различные виды (типы) разума... Если бы разум был возможен только "один единственный", тогда бы все (подобным образом воспитанные и образованные) люди знали, а также верили бы точно в одно и то же. А нам прекрасно известно, что так хорошо не было и нет.
Ономастическая киберомахия (43-44/00).
Границы между повсеместно царствующим миром и военными стычками начнут размываться приблизительно таким образом: будет неизвестно, являются ли определенные "дефекты", "фальсификации", "локальные вторжения в сеть" еще диверсией, еще "генеральной репетицией" или уже нарастающим военным конфликтом... Terra ignota informativa как пространство для сражений нового типа подверглась потенциальному открытию.
Artificial servility (28/99).
Единственное объяснение причин отсутствия интеллекта, перемещенного из живого мозга в машины, отсутствия малейшего следа одушевления машин ... звучит следующим образом. НЕТ ОДНОГО ЕДИНСТВЕННОГО РАЗУМА. Нет также единственного вида интеллекта. Если будет создан Artificial Intelligence, а не какой-нибудь заменитель, более или менее удачно имитирующий интеллект, то уже тем самым, хотим мы того или нет, люди как конструкторы AI вступят в царство многообразия.
Заменить разум? (32/01).
ТО, ЧТО МЫ ДУМАЕМ, ВСЕГДА НАМНОГО МЕНЕЕ СЛОЖНО, нежели то, ЧЕМ МЫ ДУМАЕМ. Когда мы узнаем ЧЕМ и научимся это воспроизводить в каком-либо способном к диз- и конъюнкции материале — мы научим машины говорить разумно, а не болтать как попугаи и граммофоны.
Информационное перепутье (32/00).
Переработка данных не должна стать мономанией развлечения и работы, яви и снов, мы не можем допустить того, чтобы все человеческие дела без остатка подчинились заведующим информацией, потому что это также могло бы означать либо агонию, либо конец непрестанному преобразованию цивилизации множества вер, множества традиций и множества культур... Стоит присмотреться к развитию этого едва ли уступчивого чуда, которым для наших дедов и отцов неизбежно должна была бы являться "эпоха господства всеобщей связи" и этой сети, которая хочет нас всех до единого поймать...
Проблемы с фантоматикой (05/00).
Сегодня я не смогу назвать универсальное средство, которое гарантировало бы уверенность в выходе из вымышленного мира, если только не появятся экспериментально опробованные технологические трюки, позволяющие обойти подобные ловушки компьютерных программ: это будет, однако, не конец, а скорее начало поединков вымышленного мира с реальным...
Код жизни (39/01).
"Hello, Dolly!"... Мы знаем, что процесс роста плода можно остановить, а затем пустить в обратном направлении — от взрослого состояния к яйцеклетке. Это, конечно, несравненно более важно, чем клонирование овцы и даже клонирование человека, поскольку открывает перед нами невообразимое пространство "плодотворящей инженерии" (как я ее когда-то назвал). А такая свобода небезопасна, поэтому и слышны призывы к запретам. Однако, зная человеческую историю, я просто не верю в действенную силу запретов.
Метаинформационная теория эволюции (40/01).
Возможна ли моделируемая метаинформационная эволюция, имитирующая на внебиологическом материале процесс самоорганизации, наделенной "созидающим автопотенциалом", который покажет, как возникает сложная система и может ли она сама разрастаться в искусственной среде обитания?
Искусственный разум? (41/99).
Вещью известной и не исключительной является то, что самые разнообразные, то есть совершаемые в далеких друг от друга областях творческой мысли достижения, были некоторым образом "подсказаны" сознанию внесознанием, которое можно было бы отождествлять с результатами действия интуиции... Можно признать сознание главенствующим в умственном труде... До "искусственно разума" дорога еще длинная.
Инфотерроризм (41/00).
Для новой реальности должны быть созданы новые определения и новые названия, а разведывательные службы и политики должны будут научиться различать основные типы террористических мотивов, методов и целей... Какая-либо из успешных акций нового вида терроризма может принести больше жертв, больше материальных потерь и вызвать больше паники, чем когда-либо мир испытал за свою историю...
Естественный интеллект (51/00).
Мы не умеем инженерно подражать тому, что не следует из результатов исследования конструкции! Мы не знаем, ни как и откуда берется сознание, ни где рождаются наши мысли, ни как понятия превращаются в предложения языка... Это так, но это совсем не означает, что так должно быть.
Emotional Quotient (23/00).
Эмоциональное состояние дает нечто большее, нежели просто "выгодное стартовое положение" для умственного труда... В естественной эволюции не действует специальная активность, должная известить человека (например, творца), КАК он сможет справиться с поставленными миром либо им самим задачами. Это значит, что мы умеем с ними справляться, но необязательно узнаем в случае или успеха, или поражения, КАК ЭТО ПРОИСХОДИЛО в голове. Ибо эволюция, по мере возможности, исключает (вытесняет) умственные поступки, в том числе психические, а может быть, особенно психические, и осознание всяких методов (алгоритмов?) поиска... МЫ НЕ ЗНАЕМ, какую стимулирующую роль играют эмоции...
Компьютерная опека (48/99).
Повсеместно нас начинают окружать без нашего согласия устройства, ограничивающие личную свободу и, при этом, подменяющие индивидуальную ответственность за поступки. Мы постепенно попадаем под опеку компьютерных систем, которые мнимо увеличивают радиус действия свободы, а в сущности (будто бы для нашего благополучия) ее ограничивают.
Борьба в сети (34/00).
И не с чувством разочарования, а, скорее, с некоторым облегчением можно сказать, что пока мы сами себе конкуренции в виде "Души из машины" НЕ создали. Хотя компьютеры, производящие вычисления со все большей скоростью, уже "начинают не отставать от нас" в том смысле, что они все более умело моделируют явления, происходящие синхронно с течением реального времени (real time processors). А это уже очень много — и не только для лиц, заинтересованных в мультипликации или в производстве программ "виртуальной реальности"...
Разум (45/01).
Пока, не имея под рукой "машинного разума", мы можем рассчитывать на различные МОДЕЛИ, полученные в компьютерах только в соответствии с составленными нами программами (нашим Разумом)... Вообще, в направлении проверок "верификационной подъемной силы" возникающих таким образом фрагментов знания, напрямую недоступных для восприятия, по-прежнему экспансивно двигается "Машина наших Знаний", преобразующая информационные данные, которыми мы ее питаем, и мы не уверены, появятся ли когда-либо машины-Демиурги, которые будут порождать следующие генерации Демиургов: пока все это выглядит, как вавилонская лестница, мы же стоим на первой ее ступени...
Сознание и рассудок (46/01).
Возможно неумное сознание, но невозможен бессознательный интеллект... Чтобы сконструировать рассудок scilicet интеллект, нужно собрать массу необходимых для этого функциональных элементов семантических, семасиологических, синтаксических знаний о мире, правил, по которым соединять элементы, и правил-запретов — и все это под эгидой логики, а также иметь столько сведений, чтобы ими наполнить "океан", по которому сможет плавать корабль "сознания": это Mare Intuitionis, мир бурь и хаоса, подчиненный безумию человека, и если бы мы узнали его вдоль и поперек, то уже сейчас смогли бы стать строителями внечеловеческой сознательной разумности... но не все так просто.
Душа из машины (22/00).
Рассказанное является сильным упрощением проекта конструирования системы, проявляющей функции сознания... Впрочем, дорога к сознанию вполне может начаться менее проблемным способом, я же только хотел указать шанс использования того, чему уже технология компьютеров и их сетевых соединений могла бы, может быть, послужить.
Прогрессия зла (08/00).
Зло ... является обратной стороной технологических достижений: если где-либо и когда-либо происходит прогресс в техническом развитии, то есть как только фронт техники расширяется и продвигается вперед, за этим следует возрастание преступного злоупотребления им. На вопрос: "почему так всегда происходит", от эолита до космолита, достаточно краткого ответа: "потому что именно так люди поступают"... Сеть дала людям, отношение которых к порядочности является скорее прохладным, очередной большой шанс... Я убежден, что СКУЧНО не будет НИКОГДА.
Digitalitis (16/00).
Компьютеры, управляемые операционными системами, основанными на отношении правдоподобия, уже существуют, но компьютер, который мог бы своего пользователя потчевать исключительно вероятностными решениями, мало кого осчастливит.
Перехват власти (27/00).
В XXI веке человечество ждет информационно техногенизированное общество, хотя, зная менее привлекательные стороны человеческой натуры, легче будет поверить во всеобщую техногенизацию обслуживающей деятельности, чем во всеобщую "этикизацию".
Интернет и медицина (13/00).
Пока что ничего не указывает на то, что глобальная интернетизация, оснащение сетями накопленного медицинского знания победит людей, работающих под знаком Гиппократа, так как, в конечном счете, немалую роль в лечебном деле играют факторы эмоциональные, а также этические, которые даже самые совершенные технологии связи скорее всего будут не в состоянии заменить.
Информационные встряски (25,26/00).
При всей своей глобальной вместимости Интернет подвержен неизбежному засорению и закупориванию информационными отходами, так как людей, желающих отозваться в мировом масштабе, в сети несравненно больше, чем людей, у которых есть хоть что-то разумное для сообщения.
Душа в машине (21/00).
Прямой дороги от бездумного автомата к сознательно мыслящей машине нет. Есть, однако, много сложных дорог, которые в будущем приведут нас к цели и, может быть, эту цель превзойдут. О такой возможности я написал книгу "Голем XIV".
Дорога без возврата (32/99).
Если ад существует, то он наверняка компьютеризован... Двадцать первый век будет веком информатики. Название это, однако, ничего не проясняет. Не знаем, окажется ли электронный молох сконструированным технологией Древом Познания, о котором без намеков на технологию сказала нам Библия.
Беды от избытка (45/99).
Какой длинной ни была бы дорога к выделению из людских голов разума и как бы не подвергались мы безличию проб и ошибок, дорогой этой должны идти, так как в наступающем времени другой не будет... Будущее выглядит всегда иначе, чем мы способны его себе вообразить, поэтому то, о чем написал до сих пор, является суммированием исключительно субъективных убеждений, к которым присоединяюсь. Однако не утверждаю, что знаю будущее так же точно, как содержимое ящика моего стола.
Фальшивое божество технологии (33/99).
Так как уже пишут, что мощная порция "искусственного интеллекта", "искусственных мозгов" уже готовится к вторжению в наш человеческий мир, утверждаю не только под личную ответственность, что до чисто человеческого умственного совершенства нам все еще очень далеко.
Мегабитовая бомба (26/99).
ХХI век будет иным, чем его многочисленные сейчас предвидения, украшенные жемчужинами удивительных идей. Возможно, он будет более жестоким по сравнению с нашим кровавым столетием. То, что изначально глобально, плохо подлежит предсказаниям (как распад СССР, триумф биотехники или объединение в сеть всей связи мира). Может быть, мир действительно не имеет края, но мы сами — пропасть, а поэтому край создадим.
Конец цитирования.
А теперь — "экзамен". Среди ответивших на вопросы (необязательно на все) будет разыгран приз: несколько книг Станислава Лема" и полугодовая подписка на "Компьютерную газету". Итак, вопросы:
1. Что такое "фантоматика"?
Каково мнение Станислава Лема по следующим двум вопросам и согласны ли вы с ним:
2. Почему до сих пор не создан "искусственный интеллект" и будет ли он создан вообще?
3. В чем польза и/или вред Интернета?
Дополнительные вопросы:
4. Что нового и/или полезного Вы почерпнули для себя от знакомства с "Мегабитовой бомбой"?
5. Хотели бы Вы и далее знакомиться на страницах КГ с другими эссе Станислава Лема, посвященными информационным технологиям?
Вопрос по фантастическим произведениям Станислава Лема:
6. Что такое ЛЕМ (LEM)?
Ответы в течение двух недель направляйте на адрес редакции 220113, Минск, а/я 563 с пометкой "Станислав Лем" или по e-mail на адрес s_lem@mail.ru .
Виктор Язневич (yaznevich@mail.ru ), фото автора
(c) компьютерная газета
В связи с тем, что в КГ эссе публиковались в произвольной (но, конечно, не в случайной) последовательности, не в каждом номере (даже с перерывами в несколько месяцев), в настоящей публикации приведем оглавление книги с указанием номеров КГ, в которых эссе публиковались (вдруг кто-нибудь из читателей КГ делал специальную подшивку). А для тех, кто знакомился с эссе от случая к случаю, дополнительно к названию приведем по несколько фраз (часто афористичных) как правило из заключительной части эссе, по которым можно судить, о чем в них идет речь. Похоже, что КГ пользуется большой популярностью у читателей-студентов. Такой вывод можно сделать хотя бы на основании того, что в летний период в Минске в киосках КГ можно купить еще и в день выхода следующего номера, а в учебный период уже через несколько дней после поступления в продажу ее найти проблематично. Поэтому поступим "по-студенчески": нижеприведенный текст — повторение пройденного (он же — краткий конспект), а в его конце — вопросы "экзамена".
Итак: "Станислав Лем. Мегабитовая бомба": Содержание:
Вступление (КГ №30/00, в тексте статьи "Закон Доньды" Станислава Лема").
Несчастным и странным желанием судьбы стало то, что большинство из нафантазированного мною воплощается в реальности... В продолжающемся развитии наших гипотез выразительно видно неустанное, осознанное желание вырваться за границы, в том числе умственные, данного нам человечества.
Риск Интернета (49/99).
Нужны нам не бездумные сети, не тысячекратное количество телефонов, факсов, интерактивные медиа, но встроенный в сети эквивалент интеллекта, оценивающий информацию, который все, что является информационным мусором, поглощал бы и, как фильтр, разрешал бы прохождение только сообщений и визуальных изображений, не пропагандирующих зло и глупость, не вредящих всему, что могло бы стать полезным человеку.
Разум в качестве кормчего (02/01).
Мозг — столь компактная и закрытая система, что можно его даже покалечить и не заметить результатов этого благодаря чрезмерности нейронных параллелизмов, которой мы обязаны антропогенной эволюции, а потому техническое вторжение в мозг является сложнейшей из сложных задач и потому можно оптимистически, а может быть, скорее пессимистически предположить, что в будущем нам предстоит заниматься немаловажной цереброматикой как результатом воздействия на уже зрелый мозг, а не как разновидностью будущей генетико-евгенической работы.
Мой взгляд на мир (22/01).
Что общего имеет мой взгляд на мир с информатикой? Думаю, что почти все... Наше бытие находится между макро- и микромиром, и ничего нельзя поделать с тем, что знанием ... мы уходим дальше, нежели ПОНИМАНИЕМ в стиле "здравого рассудка".
Заклятие превидизма (24/00).
Перемещения из литературы с физиономическими чертами фантастики в укромные складки совершенно реального прогресса биотехнологии и информатики являются своеобразными фактами, отпечатками которых действительно отмечено мое творчество, но не является это ни результатом моих специальных намерений при написании, ни даром небес, как я считаю, ни, наконец, случайными обстоятельствами... Попросту так сложилось, и кажется мне, что не стоит меня за такое положение вещей ни осуждать, ни особенно хвалить, потому что пишу я почти пятьдесят лет то, ... что меня интересует и представляется мне ДОСТОЙНЫМ НАПИСАНИЯ.
Игры в Интернете (28/00).
Технология — это независимая переменная нашей цивилизации: ее раскрученных механизмов ничего, кроме глобальной гибели, не удержит... Это движение свойственно самой природе мира, а то, что из дозревающих плодов Древа Технологий мы охотнее всего и усерднее всего выжимаем яды для самих себя и для других людей, это уже не является "виной" мира. Ни наяву, ни в играх люди не смогут снять вины с себя.
Размышления над сетью (04/00).
Стоит опасаться, что "Единственного Разума" — единственного искусственного интеллекта ... раз и навсегда создать не удастся. Ибо если разум (Sapientia ex machina) удастся высечь, то уже eo ipso (тем самым) должны будут возникнуть различные виды (типы) разума... Если бы разум был возможен только "один единственный", тогда бы все (подобным образом воспитанные и образованные) люди знали, а также верили бы точно в одно и то же. А нам прекрасно известно, что так хорошо не было и нет.
Ономастическая киберомахия (43-44/00).
Границы между повсеместно царствующим миром и военными стычками начнут размываться приблизительно таким образом: будет неизвестно, являются ли определенные "дефекты", "фальсификации", "локальные вторжения в сеть" еще диверсией, еще "генеральной репетицией" или уже нарастающим военным конфликтом... Terra ignota informativa как пространство для сражений нового типа подверглась потенциальному открытию.
Artificial servility (28/99).
Единственное объяснение причин отсутствия интеллекта, перемещенного из живого мозга в машины, отсутствия малейшего следа одушевления машин ... звучит следующим образом. НЕТ ОДНОГО ЕДИНСТВЕННОГО РАЗУМА. Нет также единственного вида интеллекта. Если будет создан Artificial Intelligence, а не какой-нибудь заменитель, более или менее удачно имитирующий интеллект, то уже тем самым, хотим мы того или нет, люди как конструкторы AI вступят в царство многообразия.
Заменить разум? (32/01).
ТО, ЧТО МЫ ДУМАЕМ, ВСЕГДА НАМНОГО МЕНЕЕ СЛОЖНО, нежели то, ЧЕМ МЫ ДУМАЕМ. Когда мы узнаем ЧЕМ и научимся это воспроизводить в каком-либо способном к диз- и конъюнкции материале — мы научим машины говорить разумно, а не болтать как попугаи и граммофоны.
Информационное перепутье (32/00).
Переработка данных не должна стать мономанией развлечения и работы, яви и снов, мы не можем допустить того, чтобы все человеческие дела без остатка подчинились заведующим информацией, потому что это также могло бы означать либо агонию, либо конец непрестанному преобразованию цивилизации множества вер, множества традиций и множества культур... Стоит присмотреться к развитию этого едва ли уступчивого чуда, которым для наших дедов и отцов неизбежно должна была бы являться "эпоха господства всеобщей связи" и этой сети, которая хочет нас всех до единого поймать...
Проблемы с фантоматикой (05/00).
Сегодня я не смогу назвать универсальное средство, которое гарантировало бы уверенность в выходе из вымышленного мира, если только не появятся экспериментально опробованные технологические трюки, позволяющие обойти подобные ловушки компьютерных программ: это будет, однако, не конец, а скорее начало поединков вымышленного мира с реальным...
Код жизни (39/01).
"Hello, Dolly!"... Мы знаем, что процесс роста плода можно остановить, а затем пустить в обратном направлении — от взрослого состояния к яйцеклетке. Это, конечно, несравненно более важно, чем клонирование овцы и даже клонирование человека, поскольку открывает перед нами невообразимое пространство "плодотворящей инженерии" (как я ее когда-то назвал). А такая свобода небезопасна, поэтому и слышны призывы к запретам. Однако, зная человеческую историю, я просто не верю в действенную силу запретов.
Метаинформационная теория эволюции (40/01).
Возможна ли моделируемая метаинформационная эволюция, имитирующая на внебиологическом материале процесс самоорганизации, наделенной "созидающим автопотенциалом", который покажет, как возникает сложная система и может ли она сама разрастаться в искусственной среде обитания?
Искусственный разум? (41/99).
Вещью известной и не исключительной является то, что самые разнообразные, то есть совершаемые в далеких друг от друга областях творческой мысли достижения, были некоторым образом "подсказаны" сознанию внесознанием, которое можно было бы отождествлять с результатами действия интуиции... Можно признать сознание главенствующим в умственном труде... До "искусственно разума" дорога еще длинная.
Инфотерроризм (41/00).
Для новой реальности должны быть созданы новые определения и новые названия, а разведывательные службы и политики должны будут научиться различать основные типы террористических мотивов, методов и целей... Какая-либо из успешных акций нового вида терроризма может принести больше жертв, больше материальных потерь и вызвать больше паники, чем когда-либо мир испытал за свою историю...
Естественный интеллект (51/00).
Мы не умеем инженерно подражать тому, что не следует из результатов исследования конструкции! Мы не знаем, ни как и откуда берется сознание, ни где рождаются наши мысли, ни как понятия превращаются в предложения языка... Это так, но это совсем не означает, что так должно быть.
Emotional Quotient (23/00).
Эмоциональное состояние дает нечто большее, нежели просто "выгодное стартовое положение" для умственного труда... В естественной эволюции не действует специальная активность, должная известить человека (например, творца), КАК он сможет справиться с поставленными миром либо им самим задачами. Это значит, что мы умеем с ними справляться, но необязательно узнаем в случае или успеха, или поражения, КАК ЭТО ПРОИСХОДИЛО в голове. Ибо эволюция, по мере возможности, исключает (вытесняет) умственные поступки, в том числе психические, а может быть, особенно психические, и осознание всяких методов (алгоритмов?) поиска... МЫ НЕ ЗНАЕМ, какую стимулирующую роль играют эмоции...
Компьютерная опека (48/99).
Повсеместно нас начинают окружать без нашего согласия устройства, ограничивающие личную свободу и, при этом, подменяющие индивидуальную ответственность за поступки. Мы постепенно попадаем под опеку компьютерных систем, которые мнимо увеличивают радиус действия свободы, а в сущности (будто бы для нашего благополучия) ее ограничивают.
Борьба в сети (34/00).
И не с чувством разочарования, а, скорее, с некоторым облегчением можно сказать, что пока мы сами себе конкуренции в виде "Души из машины" НЕ создали. Хотя компьютеры, производящие вычисления со все большей скоростью, уже "начинают не отставать от нас" в том смысле, что они все более умело моделируют явления, происходящие синхронно с течением реального времени (real time processors). А это уже очень много — и не только для лиц, заинтересованных в мультипликации или в производстве программ "виртуальной реальности"...
Разум (45/01).
Пока, не имея под рукой "машинного разума", мы можем рассчитывать на различные МОДЕЛИ, полученные в компьютерах только в соответствии с составленными нами программами (нашим Разумом)... Вообще, в направлении проверок "верификационной подъемной силы" возникающих таким образом фрагментов знания, напрямую недоступных для восприятия, по-прежнему экспансивно двигается "Машина наших Знаний", преобразующая информационные данные, которыми мы ее питаем, и мы не уверены, появятся ли когда-либо машины-Демиурги, которые будут порождать следующие генерации Демиургов: пока все это выглядит, как вавилонская лестница, мы же стоим на первой ее ступени...
Сознание и рассудок (46/01).
Возможно неумное сознание, но невозможен бессознательный интеллект... Чтобы сконструировать рассудок scilicet интеллект, нужно собрать массу необходимых для этого функциональных элементов семантических, семасиологических, синтаксических знаний о мире, правил, по которым соединять элементы, и правил-запретов — и все это под эгидой логики, а также иметь столько сведений, чтобы ими наполнить "океан", по которому сможет плавать корабль "сознания": это Mare Intuitionis, мир бурь и хаоса, подчиненный безумию человека, и если бы мы узнали его вдоль и поперек, то уже сейчас смогли бы стать строителями внечеловеческой сознательной разумности... но не все так просто.
Душа из машины (22/00).
Рассказанное является сильным упрощением проекта конструирования системы, проявляющей функции сознания... Впрочем, дорога к сознанию вполне может начаться менее проблемным способом, я же только хотел указать шанс использования того, чему уже технология компьютеров и их сетевых соединений могла бы, может быть, послужить.
Прогрессия зла (08/00).
Зло ... является обратной стороной технологических достижений: если где-либо и когда-либо происходит прогресс в техническом развитии, то есть как только фронт техники расширяется и продвигается вперед, за этим следует возрастание преступного злоупотребления им. На вопрос: "почему так всегда происходит", от эолита до космолита, достаточно краткого ответа: "потому что именно так люди поступают"... Сеть дала людям, отношение которых к порядочности является скорее прохладным, очередной большой шанс... Я убежден, что СКУЧНО не будет НИКОГДА.
Digitalitis (16/00).
Компьютеры, управляемые операционными системами, основанными на отношении правдоподобия, уже существуют, но компьютер, который мог бы своего пользователя потчевать исключительно вероятностными решениями, мало кого осчастливит.
Перехват власти (27/00).
В XXI веке человечество ждет информационно техногенизированное общество, хотя, зная менее привлекательные стороны человеческой натуры, легче будет поверить во всеобщую техногенизацию обслуживающей деятельности, чем во всеобщую "этикизацию".
Интернет и медицина (13/00).
Пока что ничего не указывает на то, что глобальная интернетизация, оснащение сетями накопленного медицинского знания победит людей, работающих под знаком Гиппократа, так как, в конечном счете, немалую роль в лечебном деле играют факторы эмоциональные, а также этические, которые даже самые совершенные технологии связи скорее всего будут не в состоянии заменить.
Информационные встряски (25,26/00).
При всей своей глобальной вместимости Интернет подвержен неизбежному засорению и закупориванию информационными отходами, так как людей, желающих отозваться в мировом масштабе, в сети несравненно больше, чем людей, у которых есть хоть что-то разумное для сообщения.
Душа в машине (21/00).
Прямой дороги от бездумного автомата к сознательно мыслящей машине нет. Есть, однако, много сложных дорог, которые в будущем приведут нас к цели и, может быть, эту цель превзойдут. О такой возможности я написал книгу "Голем XIV".
Дорога без возврата (32/99).
Если ад существует, то он наверняка компьютеризован... Двадцать первый век будет веком информатики. Название это, однако, ничего не проясняет. Не знаем, окажется ли электронный молох сконструированным технологией Древом Познания, о котором без намеков на технологию сказала нам Библия.
Беды от избытка (45/99).
Какой длинной ни была бы дорога к выделению из людских голов разума и как бы не подвергались мы безличию проб и ошибок, дорогой этой должны идти, так как в наступающем времени другой не будет... Будущее выглядит всегда иначе, чем мы способны его себе вообразить, поэтому то, о чем написал до сих пор, является суммированием исключительно субъективных убеждений, к которым присоединяюсь. Однако не утверждаю, что знаю будущее так же точно, как содержимое ящика моего стола.
Фальшивое божество технологии (33/99).
Так как уже пишут, что мощная порция "искусственного интеллекта", "искусственных мозгов" уже готовится к вторжению в наш человеческий мир, утверждаю не только под личную ответственность, что до чисто человеческого умственного совершенства нам все еще очень далеко.
Мегабитовая бомба (26/99).
ХХI век будет иным, чем его многочисленные сейчас предвидения, украшенные жемчужинами удивительных идей. Возможно, он будет более жестоким по сравнению с нашим кровавым столетием. То, что изначально глобально, плохо подлежит предсказаниям (как распад СССР, триумф биотехники или объединение в сеть всей связи мира). Может быть, мир действительно не имеет края, но мы сами — пропасть, а поэтому край создадим.
Конец цитирования.
А теперь — "экзамен". Среди ответивших на вопросы (необязательно на все) будет разыгран приз: несколько книг Станислава Лема" и полугодовая подписка на "Компьютерную газету". Итак, вопросы:
1. Что такое "фантоматика"?
Каково мнение Станислава Лема по следующим двум вопросам и согласны ли вы с ним:
2. Почему до сих пор не создан "искусственный интеллект" и будет ли он создан вообще?
3. В чем польза и/или вред Интернета?
Дополнительные вопросы:
4. Что нового и/или полезного Вы почерпнули для себя от знакомства с "Мегабитовой бомбой"?
5. Хотели бы Вы и далее знакомиться на страницах КГ с другими эссе Станислава Лема, посвященными информационным технологиям?
Вопрос по фантастическим произведениям Станислава Лема:
6. Что такое ЛЕМ (LEM)?
Ответы в течение двух недель направляйте на адрес редакции 220113, Минск, а/я 563 с пометкой "Станислав Лем" или по e-mail на адрес s_lem@mail.ru .
Виктор Язневич (yaznevich@mail.ru ), фото автора
(c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 2001 год в рубрике чтиво :: Станислав Лем