Adobe Illustrator 10 — что новенького?
Adobe Illustrator 10 — что новенького? Для любой программы версия 10.0 — событие знаковое, повод оглянуться назад и подвести итоги. Еще бы — редкий пакет добирается до двузначного порядкового номера. В этом смысле самыми "стремительными" традиционно являются редакторы иллюстративной графики. Если неугомонный CorelDraw и настырный FreeHand уже миновали рубеж 10.0, то их основной конкурент — Adobe Illustrator — только в ноябре разменял первый десяток. Чем же он порадовал своих поклонников на сей раз?
Прежде всего, следует предупредить, что революции не произошло, однако достаточно большое количество нововведений, значительно упрощающих и делающих еще более интересной жизнь, несомненно, порадовали приверженцев данного редактора, предназначенного для работы с векторной графикой.
В связи с тем, что в "Компьютерной газете" вышло огромное множество статей, посвященных работе с Adobe PhotoShop, где были затронуты такие темы, как создание, редактирование изображений, реализация различных трюков и спецэффектов, теоретические основы, следует отметить, что приверженцев этой программы, несомненно, порадуют многие новинки, появившиеся в его векторном собрате — в Adobe Illustrator. И если не самые опытные пользователи, которым трудно, а главное нет желания ломать свою привычку к работе в CorelDraw, то, по крайней мере, новички, предпочитающие использовать PhotoShop, без сомнения оценят удобство использования именно Illustrator в связке.
В древности (до версии 7.0) Illustrator считался исключительно Apple Macintosh-продуктом, и поэтому главное новшество он преподнес именно любителям яблок: "десятка" полностью поддерживает все возможности Mac OS X. А то, ей богу, обидно было видеть, что CorelDraw 10 на Mac OS X работает без проблем, а Illustrator, как неродной, запускается в эмуляции Mac OS 9.
Правда, и растущая армия любителей Illustrator for Windows не осталось внакладе. Уже по первым неделям тестирования программы можно с уверенностью сказать, что ее производительность (по сравнению с 9.0) заметно увеличилась. Такое чувство, что разработчики серьезно доработали ядро в сторону снижения требовательности к системным ресурсам.
Теперь — о конкретных новшествах.
Нет сомнений, что Illustrator используется многими при подготовке изображений для последующего их размещения в Web, так как векторный формат, особенно в "несложных" изображениях, дает несомненные преимущества, главное из которых — небольшой размер.
Дрейф в сторону web-дизайна, который стремительно начался в "девятке", так же стремительно продолжается и в новой версии. Даже в набор стандартных размеров документа, наряду с полиграфическими форматами (А4, В5 и т.д.), включены "классические" web-размеры: 640 на 480, 800 на 600 и 468 на 60 пикселей (баннер). Дошло до того, что векторный сетевой формат SVG объявлен "родным" для Illustrator, и в окне Save он занял почетное место рядом с EPS, PDF и собственно AI.
Кроме того, кардинально улучшена работа с пластинами (slices), есть даже специальный инструмент — Slice Tool. Служит он, как легко догадаются "старожилы" Photoshop, для разрезки изображения на пластины. В дополнение к этому в меню появился специальный раздел Slices, в котором собраны операции управления пластинами.
И, наконец, появилась возможность импортировать скрипты непосредственно в документ, а также существенно расширились возможности создания web-анимированных изображений.
Если добавить сюда нововведения Illustrator 9.0 — диалоговое окно Save for Web (точная копия соответствующего окна Photoshop), возможность создания SVG- и Flash-анимации, специальный режим просмотра Pixel Preview и много прочих полезных штучек, — становится понятно, на что будут направлены усилия разработчиков Adobe в ближайшие несколько лет.
Вторая важная тенденция, которая прослеживается в последних версиях программ от Adobe System, — это всеобщая смычка и интеграция продуктов. Речь идет не только об унификации интерфейса пользователя или возможности корректно обмениваться объектами через Clipboard. Практически все новые инструменты Illustrator 10 пришли из Photoshop — так сказать, "по бартеру" за инструменты редактирования путей.
Прежде всего, это Magic Wand (Волшебная палочка) -- хорошо известный инструмент выделения. Кстати, сильно расплодившиеся команды выделения, по образцу Photoshop, вынесены в отдельный пункт главного меню, что намного удобнее. Среди инструментов рисования вы теперь обнаружите чисто "шоповские": Line (линия) и Arc (Дуга).
Очень интересен Envelope Tool, который в Illustrator также пришел из Photoshop, но даже его название о многом говорит сторонникам CorelDraw. С помощью данного инструмента вы можете произвольным образом искажать любые векторные объекты. Очень похож на него по своему действию эффект Warp. Интересно, что текст, "покореженный" посредством Warp, остается доступным для редактирования, то есть в нем можно заменить букву, гарнитуру, начертание и т.д.
И особо хочется упомянуть инструменты группы Liquify, которые предоставляют огромную свободу для творчества. 7 различных способов моментально исказить изображение сразу завоевали восхищение тех пользователей Photoshop 6.0, которым не лень было покопаться в меню или почитать умные книги, а теперь они работают и на ниве векторной графики.
Но не стоит думать, что все новое в Illustrator — это хорошо переделанное из Photoshop. Есть и совсем новые инструменты и функции, многие из которых существенно расширяют возможности редактирования изображений.
Начнем их перечисление, пожалуй, с Flare — инструмента, который полностью легче 100 раз попробовать, чем один раз описать. Результат его применения больше всего напоминает блики на оптических приборах — на объективе фотоаппарата, например. Особая прелесть состоит в том, что изображение получается векторным и может быть откорректировано в любой момент с помощью десятка различных настроек.
Инструменты группы Symbolism позволяют создать и отредактировать живописные панно, состоящие из огромного количества однотипных объектов. При этом используется принцип кэширования изображения, то есть в файле хранится всего один объект-прототип, а в нужных местах документа расставляются специальные метки. По этим меткам и расставляются копии прототипа, причем каждая копия может иметь свой собственный размер, ориентацию, прозрачность и прочие атрибуты. Отсюда следуют сразу два преимущества. Во-первых, заметно сокращается размер файла. Во-вторых, вы всегда можете заменить прототип любым другим объектом. Представляете — одним щелчком мыши цветущий весенний луг превращается в летний дождь, затем — в осенний листопад, и наконец, — в зимнюю вьюгу!
Но главный сюрприз новой версии Adobe Illustrator — это, безусловно, Dynamic Data-Driven Graphics (графика динамических данных), которая, кстати, несколько напоминает только что описанный Symbolism.
Суть Dynamic Data-Driven Graphics состоит в том, что пользователь готовит шаблон документа, размечая места, в которых должны отображаться определенные текстовые или графические данные, а сами данные из заранее заготовленной базы помещаются на лист документа в соответствии с этими метками. Звучит это несколько громоздко, но выглядит очень изящно. Представьте, например, что вы собираетесь разослать новогодние поздравления своим деловым партнерам. Купить пачку открыток и вписать туда нужные имена и должности — это пошло. Распечатать каждому индивидуальное поздравление на цветном принтере — уже интереснее, но как представишь эту мороку... В такой ситуации и оказывается незаменимой графика динамических данных. Создаете заготовку поздравительной открытки, извлекаете из своей базы данных список своих партнеров и их адреса, заправляете бумагу в лоток принтера — и спокойно уходите за покупками детям. А если в базе есть еще и фотографии ваших партнеров или какие-нибудь еще колоритные картинки индивидуального предназначения — тут-то Dynamic Data-Driven Graphics и покажет, на что она способна! По крайней мере, в ординарности вас навряд ли кто-нибудь упрекнет.
Разумеется, распечатка новогодних открыток — далеко не единственное и даже не главное применение графики динамических данных. Создание серьезных графических библиотек, внесение индивидуальной защиты в каждый экземпляр документа, практически real-time обновление сайтов, насыщенных графикой — это только первое, что приходит на ум. Собственно говоря, появление этого мощного инструментария выводит Illustrator за рамки обычного графического редактора. Это, скорее, шаг в направлении нового класса программ, которые можно было бы назвать "графическими процессорами".
Таковы, вкратце, нововведения Adobe Illustrator 10.
Честно говоря, рывка, как мы уже говорили в начале, который совершил Illustrator 9, на сей раз не получилось. Но нельзя же каждый год устраивать революцию! Главное, что магистральные направления (ориентированность на web-дизайн и интеграция с другими продуктами Adobe) не изменились. Illustrator еще больше стал походить на своего растрового брата.
Тем больше стало причин использовать вместе два продукта Adobe Systems, разорвав противоестественный, хотя и популярный, союз Adobe Photoshop и CorelDraw.
Андрей Жвалевский,
Галина Корабельникова Gala@tut.by
(c) компьютерная газета
Прежде всего, следует предупредить, что революции не произошло, однако достаточно большое количество нововведений, значительно упрощающих и делающих еще более интересной жизнь, несомненно, порадовали приверженцев данного редактора, предназначенного для работы с векторной графикой.
В связи с тем, что в "Компьютерной газете" вышло огромное множество статей, посвященных работе с Adobe PhotoShop, где были затронуты такие темы, как создание, редактирование изображений, реализация различных трюков и спецэффектов, теоретические основы, следует отметить, что приверженцев этой программы, несомненно, порадуют многие новинки, появившиеся в его векторном собрате — в Adobe Illustrator. И если не самые опытные пользователи, которым трудно, а главное нет желания ломать свою привычку к работе в CorelDraw, то, по крайней мере, новички, предпочитающие использовать PhotoShop, без сомнения оценят удобство использования именно Illustrator в связке.
В древности (до версии 7.0) Illustrator считался исключительно Apple Macintosh-продуктом, и поэтому главное новшество он преподнес именно любителям яблок: "десятка" полностью поддерживает все возможности Mac OS X. А то, ей богу, обидно было видеть, что CorelDraw 10 на Mac OS X работает без проблем, а Illustrator, как неродной, запускается в эмуляции Mac OS 9.
Правда, и растущая армия любителей Illustrator for Windows не осталось внакладе. Уже по первым неделям тестирования программы можно с уверенностью сказать, что ее производительность (по сравнению с 9.0) заметно увеличилась. Такое чувство, что разработчики серьезно доработали ядро в сторону снижения требовательности к системным ресурсам.
Теперь — о конкретных новшествах.
Нет сомнений, что Illustrator используется многими при подготовке изображений для последующего их размещения в Web, так как векторный формат, особенно в "несложных" изображениях, дает несомненные преимущества, главное из которых — небольшой размер.
Дрейф в сторону web-дизайна, который стремительно начался в "девятке", так же стремительно продолжается и в новой версии. Даже в набор стандартных размеров документа, наряду с полиграфическими форматами (А4, В5 и т.д.), включены "классические" web-размеры: 640 на 480, 800 на 600 и 468 на 60 пикселей (баннер). Дошло до того, что векторный сетевой формат SVG объявлен "родным" для Illustrator, и в окне Save он занял почетное место рядом с EPS, PDF и собственно AI.
Кроме того, кардинально улучшена работа с пластинами (slices), есть даже специальный инструмент — Slice Tool. Служит он, как легко догадаются "старожилы" Photoshop, для разрезки изображения на пластины. В дополнение к этому в меню появился специальный раздел Slices, в котором собраны операции управления пластинами.
И, наконец, появилась возможность импортировать скрипты непосредственно в документ, а также существенно расширились возможности создания web-анимированных изображений.
Если добавить сюда нововведения Illustrator 9.0 — диалоговое окно Save for Web (точная копия соответствующего окна Photoshop), возможность создания SVG- и Flash-анимации, специальный режим просмотра Pixel Preview и много прочих полезных штучек, — становится понятно, на что будут направлены усилия разработчиков Adobe в ближайшие несколько лет.
Вторая важная тенденция, которая прослеживается в последних версиях программ от Adobe System, — это всеобщая смычка и интеграция продуктов. Речь идет не только об унификации интерфейса пользователя или возможности корректно обмениваться объектами через Clipboard. Практически все новые инструменты Illustrator 10 пришли из Photoshop — так сказать, "по бартеру" за инструменты редактирования путей.
Прежде всего, это Magic Wand (Волшебная палочка) -- хорошо известный инструмент выделения. Кстати, сильно расплодившиеся команды выделения, по образцу Photoshop, вынесены в отдельный пункт главного меню, что намного удобнее. Среди инструментов рисования вы теперь обнаружите чисто "шоповские": Line (линия) и Arc (Дуга).
Очень интересен Envelope Tool, который в Illustrator также пришел из Photoshop, но даже его название о многом говорит сторонникам CorelDraw. С помощью данного инструмента вы можете произвольным образом искажать любые векторные объекты. Очень похож на него по своему действию эффект Warp. Интересно, что текст, "покореженный" посредством Warp, остается доступным для редактирования, то есть в нем можно заменить букву, гарнитуру, начертание и т.д.
И особо хочется упомянуть инструменты группы Liquify, которые предоставляют огромную свободу для творчества. 7 различных способов моментально исказить изображение сразу завоевали восхищение тех пользователей Photoshop 6.0, которым не лень было покопаться в меню или почитать умные книги, а теперь они работают и на ниве векторной графики.
Но не стоит думать, что все новое в Illustrator — это хорошо переделанное из Photoshop. Есть и совсем новые инструменты и функции, многие из которых существенно расширяют возможности редактирования изображений.
Начнем их перечисление, пожалуй, с Flare — инструмента, который полностью легче 100 раз попробовать, чем один раз описать. Результат его применения больше всего напоминает блики на оптических приборах — на объективе фотоаппарата, например. Особая прелесть состоит в том, что изображение получается векторным и может быть откорректировано в любой момент с помощью десятка различных настроек.
Инструменты группы Symbolism позволяют создать и отредактировать живописные панно, состоящие из огромного количества однотипных объектов. При этом используется принцип кэширования изображения, то есть в файле хранится всего один объект-прототип, а в нужных местах документа расставляются специальные метки. По этим меткам и расставляются копии прототипа, причем каждая копия может иметь свой собственный размер, ориентацию, прозрачность и прочие атрибуты. Отсюда следуют сразу два преимущества. Во-первых, заметно сокращается размер файла. Во-вторых, вы всегда можете заменить прототип любым другим объектом. Представляете — одним щелчком мыши цветущий весенний луг превращается в летний дождь, затем — в осенний листопад, и наконец, — в зимнюю вьюгу!
Но главный сюрприз новой версии Adobe Illustrator — это, безусловно, Dynamic Data-Driven Graphics (графика динамических данных), которая, кстати, несколько напоминает только что описанный Symbolism.
Суть Dynamic Data-Driven Graphics состоит в том, что пользователь готовит шаблон документа, размечая места, в которых должны отображаться определенные текстовые или графические данные, а сами данные из заранее заготовленной базы помещаются на лист документа в соответствии с этими метками. Звучит это несколько громоздко, но выглядит очень изящно. Представьте, например, что вы собираетесь разослать новогодние поздравления своим деловым партнерам. Купить пачку открыток и вписать туда нужные имена и должности — это пошло. Распечатать каждому индивидуальное поздравление на цветном принтере — уже интереснее, но как представишь эту мороку... В такой ситуации и оказывается незаменимой графика динамических данных. Создаете заготовку поздравительной открытки, извлекаете из своей базы данных список своих партнеров и их адреса, заправляете бумагу в лоток принтера — и спокойно уходите за покупками детям. А если в базе есть еще и фотографии ваших партнеров или какие-нибудь еще колоритные картинки индивидуального предназначения — тут-то Dynamic Data-Driven Graphics и покажет, на что она способна! По крайней мере, в ординарности вас навряд ли кто-нибудь упрекнет.
Разумеется, распечатка новогодних открыток — далеко не единственное и даже не главное применение графики динамических данных. Создание серьезных графических библиотек, внесение индивидуальной защиты в каждый экземпляр документа, практически real-time обновление сайтов, насыщенных графикой — это только первое, что приходит на ум. Собственно говоря, появление этого мощного инструментария выводит Illustrator за рамки обычного графического редактора. Это, скорее, шаг в направлении нового класса программ, которые можно было бы назвать "графическими процессорами".
Таковы, вкратце, нововведения Adobe Illustrator 10.
Честно говоря, рывка, как мы уже говорили в начале, который совершил Illustrator 9, на сей раз не получилось. Но нельзя же каждый год устраивать революцию! Главное, что магистральные направления (ориентированность на web-дизайн и интеграция с другими продуктами Adobe) не изменились. Illustrator еще больше стал походить на своего растрового брата.
Тем больше стало причин использовать вместе два продукта Adobe Systems, разорвав противоестественный, хотя и популярный, союз Adobe Photoshop и CorelDraw.
Андрей Жвалевский,
Галина Корабельникова Gala@tut.by
(c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 47 за 2001 год в рубрике soft :: графика