Flash 5. Шаг третий: инструменты рисования и редактирования
Flash 5. Шаг третий: инструменты рисования и редактирования В прошлой статье уже рассматривался ряд инструментов рисования, которые просты в применении и позволяют создавать или строить композицию путем прямого рисования, как на бумаге.
В этой статье речь пойдет о более сложных, но от этого ничуть не менее популярных или реже используемых инструментах, которые, так же как и те, что были описаны ниже, входят во Flash.
Как уже не раз отмечалось, рассматриваемый графический редактор относится к группе векторных, поэтому, первое, на чем мы сейчас остановимся, — это на путях, которые являются основой при создании не растровых изображений.
Основополагающим принципом в работе с путями являются кривые Безье, которые были изображены еще в 78 году и были предназначены для программирования машин, вырезающих сложные детали из листов металла, однако вскоре принцип, положенный в основу такой технологии, был перенят и в другие области, а наиболее широкое распространения получил в компьютерной графике.
Рассмотрим основной инструмент, предназначенный для создания и редактирования путей, а именно Pen (Перо).
Данный инструмент располагается в Toolbox, так же, впрочем, как и все остальные, однако, для того чтобы его активизировать, можно воспользоваться клавиатурой, нажав клавишу P.
Данный инструмент не имеет никаких дополнительных модификаторов, однако это не мешает ему быть одним из самых популярных и наиболее удобных при создании контуров.
Любой контур состоит из четырех основных элементов.
1. То, ради чего все и делается. Непосредственно кривая Безье. Именно она называется контуром и является объектом нашей деятельности. Все остальные элементы служат только для того, чтобы придать кривой нужную форму. То есть, этот элемент можно назвать основополагающим, все остальные — вспомогательными.
2. Якорная точка. Кривая Безье с двух сторон ограничена именно ими. В случае, если в контуре больше двух якорных точек, то, следовательно, он состоит из множества кривых Безье. Якорные точки можно передвигать относительно друг друга, настраивая вид пути.
3. Направляющая линия (Control Handle). Эта линия выходит из якорной точки. Она является касательной к кривой Безье. Для тех, кто не очень помнит математику, объясним — это значит, что любые изменения, которые вы будете оказывать на направляющую линию, будут самым прямым образом отражаться и на кривой. Направляющих может быть одна или две.
4. Маркер. Именно так называется фрагмент, которым заканчивается направляющая линия. Служит маркер для одной цели — изменения длины и положения направляющих. С положением все ясно — уже было сказано, что это касательная к кривой Безье, поэтому, меняя положение, мы меняем ее форму. Такое же большое значение имеет и длина направляющих. Она определяет амплитуду кривой, или, если проще, — степень "выгнутости".
При работе с данным инструментом сперва создается основная форма кривой, которую необходимо получить в итоге, а после ее немного или очень сильно редактируют, добиваясь желаемого результата.
Для того чтобы добавить якорную точку, необходимо подвести курсор к любой части пути и после того, как возле него появится знак "+", щелкнуть левой клавишею мыши.
Для удаления используется тот же принцип, только курсор подводится к точке и возле него появляется знак "-".
Инструмент, предназначенный для редактирования путей, называется Subselect Tool, а для его активизации достаточно нажать клавишу А.
С его помощью можно перемещать якорные точки и маркеры, а следовательно видоизменять кривую так, как необходимо. Если вы выделяете якорную точку, которая относится к криволинейному участку пути, то сразу появляется и отрезок направляющей, который также можно редактировать.
Для перемещения пути по изображению достаточно щелкнуть рассматриваемым инструментом на любом отрезке и, не отпуская его, перетащить путь на новое место.
Line Tool (Линия). Данный инструмент может быть вполне заменен пером, однако для ускорения процесса работы не следует забывать и о нем. Его клавиатурный эквивалент — клавиша N.
С его помощью рисуются прямые линии, причем если проводить их с зажатой клавишей Shift, то линии будут лишь горизонтальными, вертикальными и под углом 45 градусов. Можно также следить за курсором, рядом с которым появляется маленький круг в тот момент, когда линия принимает одно из вышеуказанных положений.
Для редактирования цвета и структуры линии используется палитра Stroke (Вычертить), которая была описана в прошлой статье.
Arrow Tool (Стрелка). Горячая клавиша данного инструмента — V.
Arrow Tool (Стрелка) предназначен для создания выделения. Что такое выделение, объяснять не стоит, так как это понятно всем, однако выделение в растровой графике отличается от того же явления в векторной. Здесь выделяется не область, хотя возможно и такое, а совокупность, один или часть векторного элемента. Во Flash выделенные область покрываются точечным рисунком, отделяясь, таким образом, от остального изображения.
Основные операции, выполняемые данным инструментом:
1. Для выделения какого-либо графического элемента достаточно щелкнуть по нему мышью — и он окажется выделенным полностью.
2. Если необходимо выделить объект, а точнее его заливку и контур, то следует двойным щелчком мыши щелкнуть внутри его, после чего окажется выделенным не только заливка, но и контур.
3. Если воспользоваться двойным щелчком на линии, то выделится не только тот участок, на котором расположен курсор, но и все связанные с ней линии.
4. Для выделения области или совокупности элементов достаточно перетащить курсор, создав прямоугольную область, внутри которой все элементы окажутся выделенными.
5. Если возникает необходимость выделить не только один элемент, а несколько, то можно воспользоваться данным инструментом с зажатой клавишею Shift, причем если до этого элемент был выделен, то с него выделение снимается.
Кроме создания выделения, данный инструмент еще используется для редактирования элементов изображения, выполняя следующие функции:
— Подводя курсор к объекту, можно заметить, что рядом с ним появляются небольшие пиктограммы. Если появился угол, то можно щелкнуть мышью и перетащить его на новое место, а следовательно изменить и все линии, выходящие из него.
— При появлении дуги можно, перетягивая мышь, искажать форму линии, рядом с которой находится курсор. Кроме вышеперечисленных функций, данный инструмент может использоваться и в других целях, причем для этого следует обратиться к его модификаторам, расположенным в нижней части Toolbox (Палитры инструментов).
Smooth (Сглаживание) — Если щелкнуть по данной пиктограмме, то все выделенные элементы приобретут более плавные очертания, причем при многократном применении данного режима линии могут практически выпрямиться.
Straighten (Спрямление) — Этот режим строго противоположен предыдущему, при его применении все перегибы превращаются в углы (переломы).
Rotate (Вращение) — Если выбрать данный режим, то появляется рамка, состоящая из угловых и срединных точек. Ее можно вращать, смещать, преобразуя в параллелограмм, а следовательно преобразовывать выделенные элементы.
Scale (Масштабирование) — Данный режим применяется при изменении размеров выделенной области и при ее деформации.
Lasso (Лассо). Это еще один инструмент, предназначенный для создания выделенных областей. Его горячая клавиша — L. Данный инструмент позволяет создавать и редактировать более сложные области неправильных форм.
Способ применения данного инструмента достаточно прост. Необходимо просто нарисовать желаемую область, щелкнув левой клавишею мыши в ее начале, а отпустив ее в конце. Если начальная и конечная точки не совпадают, то выделение замкнется автоматически, по прямой линии.
Одним из модификаторов рассматриваемого инструмента является Polygon Mode (Многоугольный режим). При его активизации процесс создания выделения становится несколько иным. Теперь каждую точку лассо необходимо будет закреплять щелчком мыши. Поэтому в результате применения рассматриваемого инструмента с подобными настройками выделенная область имеет форму многоугольника.
Есть еще два модификатора лассо, однако применяются они только при работе с растровыми вставками.
Magic Wound (Волшебная палочка) — выделение производится по цветам, то есть при использовании данного инструмента выделяется какой-либо определенный диапазон цветов изображения. Чаще всего применяется для создания выделения областей контрастных с фоном.
Magic Wound Options (Параметры волшебной палочки) — устанавливаются параметры, с которыми данный инструмент будет применяться. Threshold (Порог) — определяет диапазон цветов, которые станут выделенными после применения данного инструмента. Smoothing (Сглаживание) — параметр, позволяющий регулировать плавность очертаний выделенной области.
Dropper (Пипетка). Для активизации данного инструмента, впрочем как и всех других, можно воспользоваться клавиатурой. Горячая клавиша пипетки — I.
Данный инструмент позволяет быстро определять параметры линии или заливки, что очень удобно, особенно когда новому объекту необходимо назначить свойства идентичные уже существующим на изображении.
Для этого необходимо подвести курсор-пипетку к объекту-образцу (если это линия, то рядом с курсором появляется пиктограмма карандаша, если заливка — кисти) и щелкнуть по любому месту мышью, после чего активизируется инструмент Ink Bottle (Чернильница) или Paint Bucket (Заливка) при пробе с линии или заливки соответственно с теми свойствами, которые были у образца.
Eraser (Ластик). Горячая клавиша данного инструмента — Е.
Используется для стирания (удаления) линий, заливок или их частей. Действие данного инструмента сильно зависит от настроек, поэтому обратимся сразу к модификаторам, расположенным внизу Toolbox (Палитры инструментов).
— Eraser Mode (Режимы стирания). При щелчке по данному модификатору появляется раскрывающееся меню — в нем устанавливаются области, на которые будут распространяться действия данного инструмента.
— Erase Normal (Обычное стирание). В данном режиме инструмент удаляет все, что попадается на его пути.
— Erase Fill (Стирание заливок). Удаляются только заливки.
— Erase Lines (Стирание линий). Удаляются только линии, а заливки не трогаются.
— Erase Selected Fills (Стирание выделенных заливок). В данном режиме удаляются только выделенные и только заливки.
— Erase Inside (Стирание изнутри). Этот модификатор стирает только заливки, окруженные линиями, исходя из точки начала.
— Faucet (Кран). При активизации данного параметра стирка удаляет всю выбранную область при однократном щелчке по ней. Например, если вы щелкните внутри прямоугольника, то удалится вся его заливка (действие в таком режиме несколько похоже на волшебную стирку в PhotoShop).
— Shape/Size (Форма/Размер). Здесь устанавливается форма и размер ластика.
На этом рассмотрение инструментов программы Flash 5 мы оканчиваем. Единственный неупомянутый инструмент — это Text (Текст), однако о нем и способах редактирования результатов его применения мы поговорим в одной из следующих статей, затронув области его реализации.
Следует отметить, что в статьях приводятся клавиатурные эквиваленты операций, установленные по умолчанию, однако для удобства пользователя можно переназначать и иные сочетания клавиш. Особенно это актуально в тех случаях, когда вы долгое время работали в другом графическом редакторе.
Галина Корабельникова, Gala@tut.by
Юрий Гурский
(c) компьютерная газета
В этой статье речь пойдет о более сложных, но от этого ничуть не менее популярных или реже используемых инструментах, которые, так же как и те, что были описаны ниже, входят во Flash.
Как уже не раз отмечалось, рассматриваемый графический редактор относится к группе векторных, поэтому, первое, на чем мы сейчас остановимся, — это на путях, которые являются основой при создании не растровых изображений.
Основополагающим принципом в работе с путями являются кривые Безье, которые были изображены еще в 78 году и были предназначены для программирования машин, вырезающих сложные детали из листов металла, однако вскоре принцип, положенный в основу такой технологии, был перенят и в другие области, а наиболее широкое распространения получил в компьютерной графике.
Рассмотрим основной инструмент, предназначенный для создания и редактирования путей, а именно Pen (Перо).
Данный инструмент располагается в Toolbox, так же, впрочем, как и все остальные, однако, для того чтобы его активизировать, можно воспользоваться клавиатурой, нажав клавишу P.
Данный инструмент не имеет никаких дополнительных модификаторов, однако это не мешает ему быть одним из самых популярных и наиболее удобных при создании контуров.
Любой контур состоит из четырех основных элементов.
1. То, ради чего все и делается. Непосредственно кривая Безье. Именно она называется контуром и является объектом нашей деятельности. Все остальные элементы служат только для того, чтобы придать кривой нужную форму. То есть, этот элемент можно назвать основополагающим, все остальные — вспомогательными.
2. Якорная точка. Кривая Безье с двух сторон ограничена именно ими. В случае, если в контуре больше двух якорных точек, то, следовательно, он состоит из множества кривых Безье. Якорные точки можно передвигать относительно друг друга, настраивая вид пути.
3. Направляющая линия (Control Handle). Эта линия выходит из якорной точки. Она является касательной к кривой Безье. Для тех, кто не очень помнит математику, объясним — это значит, что любые изменения, которые вы будете оказывать на направляющую линию, будут самым прямым образом отражаться и на кривой. Направляющих может быть одна или две.
4. Маркер. Именно так называется фрагмент, которым заканчивается направляющая линия. Служит маркер для одной цели — изменения длины и положения направляющих. С положением все ясно — уже было сказано, что это касательная к кривой Безье, поэтому, меняя положение, мы меняем ее форму. Такое же большое значение имеет и длина направляющих. Она определяет амплитуду кривой, или, если проще, — степень "выгнутости".
При работе с данным инструментом сперва создается основная форма кривой, которую необходимо получить в итоге, а после ее немного или очень сильно редактируют, добиваясь желаемого результата.
Для того чтобы добавить якорную точку, необходимо подвести курсор к любой части пути и после того, как возле него появится знак "+", щелкнуть левой клавишею мыши.
Для удаления используется тот же принцип, только курсор подводится к точке и возле него появляется знак "-".
Инструмент, предназначенный для редактирования путей, называется Subselect Tool, а для его активизации достаточно нажать клавишу А.
С его помощью можно перемещать якорные точки и маркеры, а следовательно видоизменять кривую так, как необходимо. Если вы выделяете якорную точку, которая относится к криволинейному участку пути, то сразу появляется и отрезок направляющей, который также можно редактировать.
Для перемещения пути по изображению достаточно щелкнуть рассматриваемым инструментом на любом отрезке и, не отпуская его, перетащить путь на новое место.
Line Tool (Линия). Данный инструмент может быть вполне заменен пером, однако для ускорения процесса работы не следует забывать и о нем. Его клавиатурный эквивалент — клавиша N.
С его помощью рисуются прямые линии, причем если проводить их с зажатой клавишей Shift, то линии будут лишь горизонтальными, вертикальными и под углом 45 градусов. Можно также следить за курсором, рядом с которым появляется маленький круг в тот момент, когда линия принимает одно из вышеуказанных положений.
Для редактирования цвета и структуры линии используется палитра Stroke (Вычертить), которая была описана в прошлой статье.
Arrow Tool (Стрелка). Горячая клавиша данного инструмента — V.
Arrow Tool (Стрелка) предназначен для создания выделения. Что такое выделение, объяснять не стоит, так как это понятно всем, однако выделение в растровой графике отличается от того же явления в векторной. Здесь выделяется не область, хотя возможно и такое, а совокупность, один или часть векторного элемента. Во Flash выделенные область покрываются точечным рисунком, отделяясь, таким образом, от остального изображения.
Основные операции, выполняемые данным инструментом:
1. Для выделения какого-либо графического элемента достаточно щелкнуть по нему мышью — и он окажется выделенным полностью.
2. Если необходимо выделить объект, а точнее его заливку и контур, то следует двойным щелчком мыши щелкнуть внутри его, после чего окажется выделенным не только заливка, но и контур.
3. Если воспользоваться двойным щелчком на линии, то выделится не только тот участок, на котором расположен курсор, но и все связанные с ней линии.
4. Для выделения области или совокупности элементов достаточно перетащить курсор, создав прямоугольную область, внутри которой все элементы окажутся выделенными.
5. Если возникает необходимость выделить не только один элемент, а несколько, то можно воспользоваться данным инструментом с зажатой клавишею Shift, причем если до этого элемент был выделен, то с него выделение снимается.
Кроме создания выделения, данный инструмент еще используется для редактирования элементов изображения, выполняя следующие функции:
— Подводя курсор к объекту, можно заметить, что рядом с ним появляются небольшие пиктограммы. Если появился угол, то можно щелкнуть мышью и перетащить его на новое место, а следовательно изменить и все линии, выходящие из него.
— При появлении дуги можно, перетягивая мышь, искажать форму линии, рядом с которой находится курсор. Кроме вышеперечисленных функций, данный инструмент может использоваться и в других целях, причем для этого следует обратиться к его модификаторам, расположенным в нижней части Toolbox (Палитры инструментов).
Smooth (Сглаживание) — Если щелкнуть по данной пиктограмме, то все выделенные элементы приобретут более плавные очертания, причем при многократном применении данного режима линии могут практически выпрямиться.
Straighten (Спрямление) — Этот режим строго противоположен предыдущему, при его применении все перегибы превращаются в углы (переломы).
Rotate (Вращение) — Если выбрать данный режим, то появляется рамка, состоящая из угловых и срединных точек. Ее можно вращать, смещать, преобразуя в параллелограмм, а следовательно преобразовывать выделенные элементы.
Scale (Масштабирование) — Данный режим применяется при изменении размеров выделенной области и при ее деформации.
Lasso (Лассо). Это еще один инструмент, предназначенный для создания выделенных областей. Его горячая клавиша — L. Данный инструмент позволяет создавать и редактировать более сложные области неправильных форм.
Способ применения данного инструмента достаточно прост. Необходимо просто нарисовать желаемую область, щелкнув левой клавишею мыши в ее начале, а отпустив ее в конце. Если начальная и конечная точки не совпадают, то выделение замкнется автоматически, по прямой линии.
Одним из модификаторов рассматриваемого инструмента является Polygon Mode (Многоугольный режим). При его активизации процесс создания выделения становится несколько иным. Теперь каждую точку лассо необходимо будет закреплять щелчком мыши. Поэтому в результате применения рассматриваемого инструмента с подобными настройками выделенная область имеет форму многоугольника.
Есть еще два модификатора лассо, однако применяются они только при работе с растровыми вставками.
Magic Wound (Волшебная палочка) — выделение производится по цветам, то есть при использовании данного инструмента выделяется какой-либо определенный диапазон цветов изображения. Чаще всего применяется для создания выделения областей контрастных с фоном.
Magic Wound Options (Параметры волшебной палочки) — устанавливаются параметры, с которыми данный инструмент будет применяться. Threshold (Порог) — определяет диапазон цветов, которые станут выделенными после применения данного инструмента. Smoothing (Сглаживание) — параметр, позволяющий регулировать плавность очертаний выделенной области.
Dropper (Пипетка). Для активизации данного инструмента, впрочем как и всех других, можно воспользоваться клавиатурой. Горячая клавиша пипетки — I.
Данный инструмент позволяет быстро определять параметры линии или заливки, что очень удобно, особенно когда новому объекту необходимо назначить свойства идентичные уже существующим на изображении.
Для этого необходимо подвести курсор-пипетку к объекту-образцу (если это линия, то рядом с курсором появляется пиктограмма карандаша, если заливка — кисти) и щелкнуть по любому месту мышью, после чего активизируется инструмент Ink Bottle (Чернильница) или Paint Bucket (Заливка) при пробе с линии или заливки соответственно с теми свойствами, которые были у образца.
Eraser (Ластик). Горячая клавиша данного инструмента — Е.
Используется для стирания (удаления) линий, заливок или их частей. Действие данного инструмента сильно зависит от настроек, поэтому обратимся сразу к модификаторам, расположенным внизу Toolbox (Палитры инструментов).
— Eraser Mode (Режимы стирания). При щелчке по данному модификатору появляется раскрывающееся меню — в нем устанавливаются области, на которые будут распространяться действия данного инструмента.
— Erase Normal (Обычное стирание). В данном режиме инструмент удаляет все, что попадается на его пути.
— Erase Fill (Стирание заливок). Удаляются только заливки.
— Erase Lines (Стирание линий). Удаляются только линии, а заливки не трогаются.
— Erase Selected Fills (Стирание выделенных заливок). В данном режиме удаляются только выделенные и только заливки.
— Erase Inside (Стирание изнутри). Этот модификатор стирает только заливки, окруженные линиями, исходя из точки начала.
— Faucet (Кран). При активизации данного параметра стирка удаляет всю выбранную область при однократном щелчке по ней. Например, если вы щелкните внутри прямоугольника, то удалится вся его заливка (действие в таком режиме несколько похоже на волшебную стирку в PhotoShop).
— Shape/Size (Форма/Размер). Здесь устанавливается форма и размер ластика.
На этом рассмотрение инструментов программы Flash 5 мы оканчиваем. Единственный неупомянутый инструмент — это Text (Текст), однако о нем и способах редактирования результатов его применения мы поговорим в одной из следующих статей, затронув области его реализации.
Следует отметить, что в статьях приводятся клавиатурные эквиваленты операций, установленные по умолчанию, однако для удобства пользователя можно переназначать и иные сочетания клавиш. Особенно это актуально в тех случаях, когда вы долгое время работали в другом графическом редакторе.
Галина Корабельникова, Gala@tut.by
Юрий Гурский
(c) компьютерная газета
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 2001 год в рубрике soft :: графика