Интернет-бизнес: время перемен

Интернет-бизнес: время перемен Технологический сектор переживает очень тяжелые времена. Кризис затронул все сегменты рынка, и даже гигантские компании не устояли под его напором: Intel, Cisco Systems, Yahoo!, Amazon — все эти гиганты чувствуют себя неважно. Естественно, менеджмент компаний прилагает массу усилий, чтобы не потерять доверие инвесторов и вернуть былые прибыли.

Продолжающийся уже несколько месяцев кризис интернет-рынка иссушил ресурсы даже самых крупных игроков этого рынка. За последние полгода огромное количество дот-комов прекратило свое существование, тысячи сотрудников онлайновых фирм оказались на улице, бывшие флагманы "новой экономики" вынуждены признавать свое поражение и расписываться перед инвесторами в собственной несостоятельности. Аналитики хором предрекают скорый закат онлайнового бизнеса, подобно тому, как год назад они же во весь голос уверяли, что именно в Интернете воплотятся все светлые мечты человечества.

Говорить о потерях огромного некогда войска дот-комов можно очень долго. Однако в сложившейся ситуации гораздо важнее оценить потенциал оставшихся на рынке компаний, их возможности по продолжению бизнеса. За последний месяц уже стало ясно видно, как изменились приоритеты интернет-компаний. Если раньше руководство дот-комов хваталось буквально за любую идею, стремясь как можно скорее застолбить себе место практически во всех возможных нишах, то теперь они оставляют только те направления, которые могут приносить прибыль, отсекая все лишнее.

Показателен пример одного из гигантов онлайнового бизнеса — портала Yahoo!. За последнее время новости об этой компании носят исключительно негативный характер: серьезно снижены прогнозы прибыли (портал еле-еле добился безубыточности), смещен со своего поста исполнительный директор Тим Кугл, серьезные сокращения ожидаются среди менеджеров. Кризис заставил руководство радикально изменить стратегию бизнеса. Одним из самых серьезных шагов стало введение оплаты за регистрацию доменов в зоне com. До последнего времени эта услуга была бесплатной, но теперь клиенты должны заплатить за адрес в Интернете $35. Понятно, что плата за регистрацию доменов была введена руководством Yahoo! не от хорошей жизни — компании очень нужны деньги, и не на развитие бизнеса, а просто-напросто для выживания.

Помимо введения платы за многие свои услуги, интернет-компании широко используют арсенал традиционных методов снижения издержек: массовые увольнения, урезание зарплат, переезд в более дешевые офисы, сокращение расходов на логистику. Но эти средства не в силах помочь тем компаниям, которые оказались в нерентабельных нишах. И даже те направления деятельности, которые считаются перспективными, не приносят ожидаемых прибылей. За примерами далеко ходить не надо — даже крупнейший онлайновый магазин Amazon за последний год потерял 80% своей стоимости, а его основатель и исполнительный директор Джефф Безос заявляет, что вкладывать деньги в его компанию — гиблое дело. А некоторые эксперты вообще сомневаются, что Amazon дотянет до конца этого года. Кризис интернет-бизнеса оказался одним из главных факторов спада на всем рынке hi-tech. Прибыли производителей компьютерного и телекоммуникационного оборудования падают с каждым днем. И во многом это связано с разорением дот-комов — ведь именно они являлись основными потребителями этой техники. В настоящее время даже гранды сектора hi-tech вынуждены сокращать персонал. Так, Intel объявила об увольнении 5 тыс. человек, а Cisco Systems до конца года расстанется с 8 тыс. своих сотрудников.

Аналитики расходятся во мнениях относительно дальнейшей судьбы интернет-компаний. Некоторые полагают, что вслед за кризисом последует возрождение дот-комов, другие считают, что этот рынок является абсолютно бесперспективным. Однако все эксперты сходятся в одном: рынок онлайнового бизнеса не оправдал возлагавшихся на него надежд. Интернет не стал той волшебной палочкой, которая преобразит весь мир и приведет человечество к процветанию.

По материалам Cnews

(c) компьютерная газета




Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 2001 год в рубрике интернет :: продажи

©1997-2024 Компьютерная газета