Фантоматика Станислава Лема — 2

Фантоматика Станислава Лема - 2 Большое место в художественном и философско-публицистическом творчестве Станислава Лема занимает освещение вопросов создания и применения систем виртуальной реальности (по Лему - "фантоматики"), основоположником которой он является. По этой теме в КГ N№3/2000 была опубликована обзорная статья "Фантоматика (виртуальная реальность) Станислава Лема", а в последующих номерах - его эссе "Размышления над сетью", "Проблемы с фантоматикой" и фрагменты фантастического эссе-апокрифа "Питавал XXI века".

В дополнении к перечисленному в первой статье о фантоматике Станислава Лема можно добавить еще другие его публицистические работы: эссе "Фантоматика" и "Фантоматика II", включенные в сборник "Тайна китайской комнаты" (1996 г.), и эссе "Археология cyberspace", включенное в сборник "Sex Wars" (1996 г.). Часто вопросы фантоматики затрагивались в его интервью. Например, в одном из последних - польскому журналу "Przekroj" (N№5/2000): "Нужно помнить, что развитие цивилизации не только удовлетворяет, но и создает людские потребности. Когда еще не было TV, люди не учитывали его в своих желаниях и мечтах. Но когда появилось... Подобное может случиться и с фантоматическими услугами. Возникнет спрос, и следом за ним система услуг, возможно даже и в нелегальной форме. Так же, как это сегодня происходит в сфере эротических услуг, или было в США во времена сухого закона".

Что касается художественных произведений вообще, то их написание Станислав Лем прекратил более десяти лет назад. Сейчас он объясняет это следующим образом (из интервью польскому журналу "Magazyn literacki", N№3/2000): "В 1989 году я перестал писать беллетристику. Поводом послужило много различных событий. У меня были еще наброски замыслов для реализации, но я решил, что эксплуатировать их в новой ситуации не стоит. Именно осуществление или переход из страны фантасмагории в реальность многих разнообразных моих идей парадоксально явилось препятствием для дальнейшего занятия SF. Хочу пояснить это на образном примере. Высаживая в саду саженец, можно себе представлять, как в результате многолетнего развития преобразуется он в дерево с развесистой кроной, как зацветет и со временем станет плодоносить. Однако случилось так, что дерево выросло, действительно разрослось мощными ветвями, но подозрительными мне кажутся его соцветия, и яд сочится из его плодов. Говоря еще иначе, я писал в невесомости, свободно маневрируя сюжетами, делая их безопасными или подслащая юмором, или осознанно обходя ужасные подтверждения моих прогнозов, и тем самым не чувствовал себя ответственным за какие-либо будущие людские сумасшествия, которые отпочкуются от моих домыслов. По сути было в этом что-то от классической ситуации, называемой вызовом сил учеником чернокнижника".

Но все-таки за это время Станислав Лем написал четыре небольших художественных произведения: фантастическое эссе-апокриф "Питавал XXI века" (описание совершившихся преступлений в середине XXI века, перевод фрагментов о фантоматике опубликован в КГ №6/2000) и три рассказа "Матрац", "Последнее путешествие Ийона Тихого" и "Кликни". И, обратите внимание, все они - на компьютерные темы, причем в большей степени о фантоматике.

Вот что говорит сам Писатель об этих рассказах (из интервью, опубликованного в российском еженедельнике "Книжное обозрение", N№49/1997): "Матрац" я написал два-три года назад. Один немец предложил мне принять участие в литературной игре. Разные писатели должны были написать рассказ на тему "красно-синий надувной матрац"; получилась целая антология, кстати сказать, не имевшая ничего общего с научной фантастикой. Антологию издали в Германии. В моем рассказе красно-синий матрац играет роль элемента, позволяющего отличить действительный мир от виртуальной реальности... Недавно я написал еще один рассказ, юмористический, для немецкой версии "Плейбоя"... Ийон Тихий возвращается на Землю, где неистовствует фантоматика, и пытается ускользнуть от виртуальной реальности. А "Матрац" - это просто игра. Можно же иногда поразвлечься?". Конец цитаты. Рассказ "Кликни" написан в 2000 г. по просьбе немецкого журнала "Spiegel" и пока не опубликован (Писатель не скрывает, что согласился написать рассказ из-за размера предложенного ему гонорара, при этом, по его словам, "рассказ отличается от всех до сих пор написанных мной рассказов").

Предваряя публикацию в "Компьютерной газете" рассказа "Последнее путешествие Ийона Тихого" (в качестве иллюстрации к ранее опубликованным философско-публицистическим эссе по вопросам виртуальной реальности и для демонстрации еще одной грани творчества Писателя), для тех, кто мало знаком с произведениями Станислава Лема и одним из его героев - Ийоном Тихим, приведу некоторую информацию, попытавшись тем самым заинтересовать читателей ознакомиться с этой частью творчества Писателя (очень рекомендую!). В тринадцатитомном собрании сочинений Станислава Лема (Москва, "Текст", 1992-1996) в трех томах содержатся все произведения Писателя, в которых присутствует этот герой (кроме рассказа "Путешествие двадцать шестое", которое Станислав Лем переиздавать не разрешает, а также, естественно, "Последнего путешествия"), что в общей сложности составляет четыре предисловия к сборникам описаний путешествий, пятнадцать рассказов-путешествий ("Звездные дневники"), восемь рассказов-воспоминаний (в том числе рассказ "Профессор А.Доньда", о котором более подробно и о связанных с ним историях можно прочитать в статье "Закон Доньды" Станислава Лема", КГ N№N№29,30/2000), открытое письмо "Спасем Космос!", повесть "Футурологический конгресс", романы "Осмотр на месте" и "Мир на Земле".

И в завершение - цитаты от авторитетов. Космонавт N№2 Герман Титов: "Читая "Звездные дневники Ийона Тихого" весело смеешься над выдумками современного Мюнхгаузена - "знаменитого звездопроходца, капитана дальнего галактического плавания, охотника за метеорами и кометами" Ийона Тихого". Писатель-фантаст Кир Булычев: "Мне кажется, что когда-то, уже давно, Лем придумал "Звездные дневники Ийона Тихого" не потому, что хотел рассмешить читателя, а потому что они позволяли делиться с читателем силой и богатством своего ума, обходясь одним персонажем, причем "маской".

И, наконец, газета "Комсомольская правда" в номере от 14.01.2000 г. под рубрикой "Там, за горизонтом" опубликовала статью "Забеременеть по телефону? Проще простого!" о сбывшихся предсказаниях писателей-фантастов и какими в их произведениях видятся наступающие новые век и тысячелетие (об основных сбывшихся предсказаниях Станислава Лема можно прочитать в его эссе "Заклятие превидизма" (КГ N№24/2000) и "Что мне удалось предсказать" (КГ N№31/2000)). Так вот, в этой статье под заголовками "Мужчины и женщины поменяются одеждами", "Контрацептивы для телефонов" и "Сны о чем-то большем" приводятся шуточные (и не только) идеи, изложенные Станиславом Лемом в рассказе "Последнее путешествие Ийона Тихого", да и само название статьи - из этого же рассказа.

Приятного Вам чтения описания (увы (!), последнего) путешествия Ийона Тихого - литературного героя, придуманного пиСатеЛЕМ. Виктор Язневич yaznevich@mail.ru (c) компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 2000 год в рубрике чтиво :: Станислав Лем

©1997-2024 Компьютерная газета