Перспективы виртуальной коммерции

Перспективы виртуальной коммерции
В этом году не без успеха продолжилось движение по перепрофилированию всемирной порнографической сети Интернет во всемирную торговую сеть.

То, что из Интернета можно извлекать доходы, все знали и раньше. Но серьезные доходы всегда предполагают серьезные вложения. Попробуйте-ка убедить в необходимости таких инвестиций бизнесмена, которому предварительно надо еще объяснить, что такое Интернет. Впрочем, он уже знает. Интернет — это такая большая серая штука с экраном, от которой не отрывается любимый сынуля, постоянно занимая телефон. В общем, игрушка для малолетних, составляющая удачную конкуренцию наркотикам.
Само собой, из папы-бизнесмена можно было получить сотню долларов на новый модем, но не сотню тысяч на интернет-проект.
И вот, наконец, начинает подрастать поколение, выкормленное виртуальной реальностью, подрастать и задумываться: как бы плавно перевести свои детские игрушки во вполне достойное взрослое занятие? И начинается бум инвестиций в сетевые проекты.
Давайте попробуем оценить, какие товары в основном продаются посредством Сети. Заглянем на русский Yahoo (List.ru) в раздел "Деловой мир> Электронная коммерция> Интернет-магазины" и посмотрим, чем торгуют в русском Интернете. Если упорядочить подразделы по количеству записей, вот что мы там увидим:
Компьютерная и офисная техника, программное обеспечение (80); Книги (76); Диски, аудио-, видео- и фото-техника (61); Торговый центр (52); Супермаркеты (45); Зарубежные магазины (33); Подарки, сувениры, цветы (32); Электроника, бытовая техника (29); Косметика, парфюмерия (28); Продукты питания (25); Канцелярские товары (18); Одежда (14); Средства связи (14); Антиквариат, ювелирные изделия (11); Товары для детей (10); Автомобили, автозапчасти, автокосметика (9); Аптеки, медикаменты, оптика (8); Салоны мебели, отделочные материалы (4); Товары промышленного назначения (3); Стройматериалы, инструмент (2); Нефтепродукты (1); Продажа недвижимости (1).
Какая-никакая, а статистика. Лидируют компьютеры и книги.
На американском сервере Yahoo, к сожалению, нет столь четкой классификации интернетовской торговли по видам товаров, однако в общем торговом разделе (Business and Economy> Shopping and Services) книги занимают почетное десятое место.
Travel and Transportation (54298); Financial Services (35072); Real Estate (33186); Health (30594); Automotive (20451); Food and Drink (17793); Sex (8940); Arts and Crafts (8618); Home and Garden (8124); Books (7669); Animals (7658); Outdoors (7596); Computers (7501); Sports (7035); Music (6006) и т.д.
Делаем вывод: книги стали одним из самых ходовых товаров, продаваемых через Интернет.
Почему именно книги? На то можно найти несколько причин. Во-первых, их невысокая стоимость (так что можно было не бояться хищений), достаточная, чтоб оправдать курьерскую или почтовую доставку. Во-вторых, книги удобно представлять средствами HTML. Текст, картинка — вполне достаточно; их не требуется ни мерить, ни пробовать.
Только все это не главное. Товаров, удобных для интернет-торговли, очень много. Что же такого особенного в книгах? У автора имеется одна версия...
Обычный человек, даже освоившись на просторах Сети сетей, должен преодолеть психологический барьер, осуществляя покупку виртуально. Организм бунтует, когда не можешь пощупать руками свою собственность. Чуть проще перебороть природный инстинкт в отношении товара наиболее близкого и знакомого. А что же для интеллигентного человека ближе и роднее, чем книга?
Поэтому он ее и покупает, несмотря на кажущуюся противоестественность этого товара. Интернет дает свободный доступ к огромному количеству литературных ресурсов, и тот, кто дорвался до всего этого разнообразия, казалось бы, должен прекратить тратить деньги на бумажные книги. Но тратят. Ибо привычное — дорого.
Версия эта подтверждается данными о наиболее ходовых наименованиях литературы.
Первые десять мест по результатам продаж за последний месяц магазина books.ru:
1) Flash 4. Анимация в Интернете;
2) Веб-дизайн;
3) Как написать компьютерный вирус: практикум программирования на ассемблере;
4) Мифический человеко-месяц или как создаются программные системы;
5-6) Английский для наших (том 1 и 2) / English for Russians;
7) Искусство программирования;
8) Delphi 5. Руководство разработчика баз данных;
9) MySQL и mSQL. Базы данных для небольших предприятий и Интернета;
10) Linux-Mandrake 7.0 Russian Edition.
20 самых продаваемых изданий в магазине Co@libri:
1) Если к Вам пришли: налоговая полиция, криминальная милиция, прокуратура;
2) Маркетинговые войны;
3) Торговая марка: как создать имя, которое принесет миллионы;
4) Фэн-Шуй: 150 советов, как создать гармонию и уют в вашем доме и офисе;
5) Microsoft SQL Server 7.0. В подлиннике. Наиболее полное руководство;
6) 1001 способ успешного маркетинга, даже если Вы ненавидите продавать;
7) Java SCRIPT справочник;
8) Банковские пластиковые карточки;
9) Project management. Управление проектами. Толковый англо-русский словарь-справочник;
10) Золотая книга руководителя;
11) Базы данных. Разработка и управление;
12) Искусство торговать;
13) PR: международная практика (International Public Relations);
14) Составление и оформление служебных документов;
15) UML в кратком изложении;
16) Свой автомобиль: просто о сложном. Самостоятельно от азов к мастерству;
17) 5 минут растяжки ежедневно;
18) Perl библиотека программиста;
19) Маркетинг менеджмент;
20) Windows 2000 Server в подлиннике.
Это книги программистов и начинающих бизнесменов — основных пользователей русского сегмента Интернет. То есть, люди покупают то, что им близко и знакомо, а другие материальные товары такой популярностью не пользуются.
Теперь давайте рассмотрим все факторы, влияющие на развитие электронной книжной коммерции Интернета.
1. Большое распространение бесплатных электронных библиотек. Тексты почти всех популярных книг можно найти в Интернете и скачать себе бесплатно. Даже когда владелец авторских прав принимает меры для предотвращения копирования и распространения текста, он редко добивается успеха. Один энтузиаст со сканером — и пожалуйста! Гласность в действии.
2. Консервативность большинства потребителей, не желающих читать с экрана. Назовем вещи своими именами! Именно не желающих. Какие бы там причины человек ни выдвигал (часто даже он сам в них верит), а факт остается фактом: для глаза благоприятнее серенький-голубенький-желтенький шрифт на синем экране, чем черный на белой бумаге. Это обычный консерватизм. У одних он проходит через 5-7 лет общения с компьютером, других же — исправит только могила.
3. Хорошее развитие электронных платежных систем на Западе и плохое у нас. В подробных комментариях этот пункт не нуждается. Достаточно вспомнить бесславно провалившиеся попытки торговли в российском Интернете по кредитным карточкам, когда оказалось, что все 100% полученных номеров кредиток — подложные.
4 Уменьшение доли бумажных носителей информации. Информации в мире все больше, а машинные носители все дешевле. Обстоятельства вынуждают переходить на безбумажную технологию.
Журнал "Интернет" дает оценку виртуального книжного рынка России в 100 миллионов долларов, при этом справедливо полагая, что западные компании на этот рынок не покусятся из-за огромной разницы в ценах. Данная оценка, кажется, находит подтверждение. Плодятся не только интернет-магазины, но и предприятия, предлагающие услуги по организации таких магазинов. Как выразился один мой знакомый на экзамене по истории КПСС, "рост производства средств производства для производства средств производства опережает рост производства средств производства для производства предметов потребления". Короче, вторая производная внушает инвесторам оптимизм. К сожалению, сведений об оборотах и доходах виртуальных магазинов автору получить не удалось. Но, скорее всего, доходы есть. Большинство торговых интернет-проектов показывают рентабельность.
Теперь ступим на шаткий мостик предсказаний и попробуем определить, что ждет виртуальную книготорговлю в будущем.
Живи мы с вами в справедливо и логично устроенном мире, можно было бы однозначно предсказать, что бумажные книги в течение нескольких лет будут вытеснены более удобными электронными носителями. Однако такое изменение рынка привело бы к слишком быстрому перераспределению доходов. Выпуск бумажных книг на Западе — очень серьезный бизнес. Никто этих денег просто так не отдаст. Неизбежно появятся молодые люди с располагающей внешностью в белых халатах.
Почему стоматологи рекомендуют "Орбит"? Потому же, почему окулисты рекомендуют читать текст только на бумаге. Они изыскали новую болезнь — от чтения с экрана. Болезнь эта именуется жадностью, но простому человеку об этом знать не обязательно. Конечно, найдутся и сторонники новых электронных книг, ведь они дешевле и сберегают экологию. Свое слово скажут "зеленые" и прочие меньшинства. Несмотря на все это, перелом в использовании бумажных носителей наступит не раньше, чем вымрет поколение, привыкшее к старым добрым книжкам.
В России расклад несколько иной. Книжный бизнес у нас достаточно "мобильный". Серьезных долгосрочных инвестиций ни в полиграфическую, ни в бумажную промышленность не сделано (как и в любую другую, кроме сырьевых отраслей). Капиталы с легкостью перетекут в новую отрасль электронных книг. Портативное устройство, позволяющее где угодно читать (или слушать) текст, загруженный с компьютера — неплохая перспектива для российского рынка. Спрос на такие устройства будет расти (а на бумажные книги — падать) пропорционально вступлению в дееспособный возраст молодого поколения.
И вообще, данное поколение, выросшее в обнимку с компьютером, у которого нет отторжения ни от чтения книг с экрана, ни от покупки товаров в виртуальных магазинах, и будет определять рост рынка электронной коммерции. Особенность же состоит в том, что рост вложений в этот рынок будет определять часть того же поколения. И поскольку среди молодых бизнесменов процент компьютеризации выше, чем среди молодых потребителей, то можно предположить, что значительная часть виртуальных предприятий потерпит неудачу, не найдя достаточного спроса. Исключение составят проекты, направленные не на сам виртуальный бизнес, а на обеспечение такого бизнеса — для них успех значительно более вероятен.

Все права на данный текст принадлежат автору. Запрещается публикация, цитирование и любое коммерческое использование данного текста без письменного согласия автора..

Николай Федотов


(c) Компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2000 год в рубрике интернет :: продажи

©1997-2024 Компьютерная газета