Станислав Лем. Книги, которые не напишу

Станислав Лем. Книги, которые не напишу
I. "Светлое будущее, или Выкрасить и выбросить". Речь идет о реализации таких проектов, которые объединенное человечество для всеобщего блага могло бы претворить в действительность. Но так как, однако, о каком-либо объединении разбитого на нации, de facto ненавидящие друг друга по признакам веры, традиций, цвета кожи и т.д., нет и разговора, поэтому эти проекты останутся лишь на бумаге. Как, например, проект управления климатом посредством размещенных на стационарных околоземных орбитах зеркальных экранов, которые (двигаемые с Земли) позволяли бы рассеивать циклонные вихри, разогревать гиперборейский холод, прояснять вечные ночи полярной зимы и т.п. То, что технически возможно, невозможно из-за разрозненности вида homo, и именно поэтому писать обо всем этом не стоит.
II. "Будущее философии и философия будущего". Тема сложная, особенно насыщенная ловушками в первой части. Писать можно, но не стоит, так как никто не будет читать.
III. "Человек — это звучит страшно". Объяснять название уже давно не нужно. Parerga и paralipomena [1] представляли бы отдельные наброски такого действительно разумного, а не самозванно названного единственным, вида, который бы всемогущий Творец из первородной плазмы мог бы создать, если б захотел, но не создал, так как его не было. Не существующий труд, в кожаном переплете in quarto [2]. Там же подробное описание характеристик "четвертого шимпанзе" [3].
IV. "Будущее, или упадок". И так понятно, ничего больше говорить не нужно.
V. "Посткапитализм". Идея о том, что капитализм будет вечен, так как без видов на прибыль никто с места не сдвинется, в этом труде опровергнута раз и навсегда, и хотя труд никогда не будет написан, на стенах будущих пост-Содома и пост-Гоморры такая надпись будет сиять золотом (во всяком случае, должна).
VI. "Куда бежать?". Малое руководство по бегству из этого мира, потому что в нем скоро невозможно будет выдержать.
VII. "Почему не все женщины красивы?". Это эволюционистическое исследование, объективное, раскрывающее таинства естественного сексуального отбора, которые составляют случайные libido [4], действия в спешке и всеобщая неразборчивость в половых связях, с учетом новейших направлений и тенденций в унижающей нас биологии.
VIII. "Параллельная последовательность". Окончательное выяснение, почему мозг должен работать параллельно, чтобы то, что при его помощи артикулируется, было (как произносимая или записываемая речь) последовательным, и почему то, что происходит при половом соединении двух геномов, — параллельно, но одновременно и последовательно. И кому этих правдивых примеров недостаточно, пусть купит себе губку для обмывания тела холодной водой.

Январь 1996 года [5].

Примечания переводчика:
[1] сборник статей с приложениями (лат.)
[2] размером в четверть бумажного листа (лат.)
[3] Древне-буддийская идея недеяния зла символически представляется тремя обезьянами-шимпанзе, которые в гротескных позах как бы говорят "не вижу зла, не слышу зла, не говорю о зле". Четвертая обезьяна — безразличная к первым трем.
[4] половые влечения (лат.)
[5] Опубликовано в польском журнале "Оdra", #2/96 (как фрагмент фельетона "Сильвические размышления XLIII").

Перевел с польского Виктор Язневич
(yaznevich@mail.ru )


(c) Компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2000 год в рубрике чтиво :: Станислав Лем

©1997-2024 Компьютерная газета