"Мгновение" Станислава Лема

"Мгновение" Станислава Лема
"Мгновение" — так называется новая книга Станислава Лема: "stanislaw lem. okamgnienie. — krakow, wydawnictwo literackie, 2000, 161 s.". Или по-белорусски, очень точно, буквально: "Вокамгненне". Вот что говорил сам Станислав Лем о ее названии (фрагмент интервью польскому еженедельнику "wprost", номер от 27.02.2000 г.): "Книга возникла забавным образом. На глаза мне попались так называемые "земные геологические часы"; это диаграмма в виде диска (будет и в книге), на которой изображена жизнь на Земле, продолжающаяся около пяти миллиардов лет, а точнее — 4,8 млрд лет. Род человеческий существует около ста восьмидесяти тысяч лет, а современная цивилизация, техническая — сто двадцать лет, что составляет одну сорокамиллионную часть всего круга. На этих часах это представляется очень тонким сектором". Конец цитаты. Вот этот маленький сектор на часах существования жизни на Земле и есть то мгновение, о котором книга.


Презентация книги состоялась 31.03.2000 г. и вызвала большой интерес у польских читателей, ибо эта книга написана Станиславом Лемом после тринадцатилетнего перерыва. Выходившие в это время в Польше его книги ("Добрые времена" (1995), "Sex Wars" (1996), "Тайна китайской комнаты" (1996), "Дырки в целом" (1997), "Мегабитовая бомба" (1999)) являлись сборниками ранее опубликованных в периодической печати статей, эссе, фельетонов преимущественно на литературные и научно-технические темы, реже — политические. Книга "Мгновение" также представляет собой сборник эссе на различные темы, но они написаны специально для книги, и, с одной стороны, являются продолжением ставшего классическим и известного русскоязычным читателям произведения "Сумма технологии" (1964) и неизвестного "Диалоги" (написанного в 1954-1955 и опубликовано в 1957 году; о содержании книги говорит ее полное название: "Диалоги о воскрешении из атомов, теории невозможности, философской пользе людоедства, грусти в пробирке, кибернетическом психоанализе, электрическом переселении душ, обратных связях в эволюции, кибернетической эсхатологии, личности электрических сетей, коварстве электромозгов, вечной жизни в ящике, конструировании гениев, эпилепсии капитализма, машинах для правления, проектировании общественных систем"), а с другой — обобщением ранее написанного и вошедшего (и не вошедшего) в указанные сборники по некоторым, но важнейшим, проблемам современного научно-технического прогресса.
Большое место в книге уделено вопросам эволюции жизни на Земле, возможностям вмешательства в нее человека для решения различных своих задач, в том числе создания искусственного интеллекта и достижения бессмертия. Это в эссе: "Дилеммы" и "Плагиат и творение" — о создании и применении новых технологий для получения различных материалов с улучшенными или новыми свойствами, в том числе "подсмотренных" у живой природы; "Спор о бессмертии" — об исследованиях, ведущихся в направлении достижения людьми бессмертия (продления жизни), и связанных с этим проблемами; "Глазами конструктора" и "Роботехника" — о состоянии дел по созданию роботов и роботоподобных устройств, в том числе по сравнению с тем, как это представлялось полвека назад на заре развития кибернетики; "Макрок" (придуманное Станиславом Лемом слово, означающее "макроскопический объект квантовый"), "Интеллект, разум, мудрость", "Парадоксы сознания", "Интеллект — случайность или неизбежность" — о нашем знании и незнании в вопросах человеческого сознания и о связанных с этим проблемах создания искусственного интеллекта; "Рискованная концепция", "Другая эволюция" — о клонировании и генной инженерии; "Проблемы", "Изменения", "Tertio millennio adveniente" (пришествие третьего тысячелетия (лат.)) и "Будущее темно" — о состоянии дел и направлениях развития точных наук, в том числе о научном прогнозировании; "Фатальное положение вещей" и "Logorhea" (словесный понос (лат.)) — о различных псевдонаучных работах и о муссируемых в средствах массовой информации псевдодостижениях, которые желаемое выдают за действительное, об информационном потопе.
И еще немного об одной теме, достаточно подробно рассмотренной, и связанным с ней оформлением книги. В интервью польскому изданию журнала "PLAYBOY" (#8/2000) на вопрос "На обложке книги "Мгновение" над пустынной лунной поверхностью восходит большая, покрытая облачностью Земля. Со стороны этот спектакль наблюдает коренастая человеческая тень. Характерные плечи, лысина, уши... Нет сомнения: это Лем" Станислав Лем отвечает: "Ах, эта Луна меня ужасно разочаровала. Я воспитывался на описаниях Жулавского. "На серебряной планете": дикие пейзажи, острые вершины, пропасти, обрывы... [Имеется в виду его "Лунная трилогия" 1901 года. Есть и русский перевод: "Жулавский Е. На серебряной планете. Рукопись с Луны". — М.: "Мир", 1969, с предисловием, написанным Станиславом Лемом — В.Я.] Но оказалось, что нет совершенно этих вершин, этих скал, вообще ничего нет... Все там как-то сглажено... И некуда от этого деться... Стало ясно, что мы являемся наземными существами и ничего с этим нельзя поделать...". Конец цитаты. В книге анализируются проблемы, связанные с экспансией человечества в Космос: в эссе "Космические цивилизации", "Статистика космических цивилизаций", "N=R*Fp*Ne*Fl*Fi*Fc*L" (формула Дрейка — количество техногенных цивилизаций) и, главным образом, в эссе "Человек в космосе". И основной вывод на будущее: мы сможем освоить планеты нашей Солнечной системы, но заселение человечеством и освоение нашей Галактики — это неправдоподобно.
В одном из интервью в 1997 году Станислав Лем сказал: "Я не являюсь таким крайним пессимистом, являюсь ... в общем я бы это назвал оптисемистом, то есть являюсь немного оптимистом, а немного пессимистом [по-польски "optysemist" из "optymist" и "pesymist" — В.Я.]". И позднее, уже в статье "Признания оптисемиста" (польский еженедельник "Tygodnik powszechny", 14.03.1999 г.): "Лично я являюсь умеренным пессимистом: назвал себя когда-то "оптисемистом". Считаю, что технологический скелет нашей цивилизации до такой степени силен, что может выдержать многое, даже большие катастрофы".
После прочтения книги "Мгновение" общее впечатление о дальнейшем развитии человеческой цивилизации складывается соответствующим тому, как себя называет Станислав Лем, т.е. оптисемистическим.
В одном из последующих номеров КГ будет напечатан перевод эссе Станислава Лема "На пороге квантехнологии", которое было опубликовано в польской периодической печати накануне выхода книги "Мгновение" и которое представляет собой авторское представление пиСатеЛЕМ своей книги в виде фрагментов из входящих в книгу эссе.

Канд. техн. наук Виктор Язневич
(yaznevich@mail.ru )


(c) Компьютерная газета


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 2000 год в рубрике чтиво :: Станислав Лем

©1997-2024 Компьютерная газета