Электронный бизнес в вопросах и ответах. Как создать собственный бизнес Глава 7
Продолжение. Начало в КГ №№ 6, 7, 10
Глава 7. Обслуживание виртуальных магазинов.
Почему на Интернет-страничках рано или поздно появляются виртуальные магазины?
Руководство любого предприятия, пытающееся разместить информацию о себе в Интернет, приходит к идее размещения там информации о предлагаемых товарах и услугах, т.е. сначала на Интернет-страничке появляется информационный каталог товаров и услуг. Следующим этапом становится желание руководства как-то получить информацию об интересе посетителей Интернет-странички к данному товару или услуге. Последним этапом является предоставление посетителю возможности заказать данный товар или услугу прямо с этой страницы, т.е. вы приходите к Интернет-магазину.
Сколько человек должно обслуживать виртуальный магазин?
Обслуживают функционирование виртуального магазина как минимум двое: веб-программист (дизайнер Интернет-страничек) и менеджер-маркетолог. Первый отвечает за техническую строну дела, а второй - за содержание. Если работы по созданию виртуального магазина выполняет менеджер, то это резко отражается на качестве исполнения самой странички. Если все работы выполняет веб-дизайнер, все выглядит прекрасно, но содержание страницы оставляет желать лучшего.
Коренной ошибкой любого руководителя является поручение продвижения товаров некомпетентному в этих вопросах сотруднику. Веб-дизайнер является таким некомпетентным сотрудником. Хорошо, если Веб-дизайном занимается сотрудник, совмещающий какие-то другие обязанности в фирме, а если нет...
Плюс стандартные рекомендации:
1) не поручать все работы по обслуживанию вашего сервера одному человеку, у сотрудника не появляется комплекс незаменимости, тем самым гарантируя, что после его ухода соответствующие работы не остановятся;
2) не пользоваться доморощенными программами: уходит сотрудник, создавший эти программы, и ваше программное обеспечение не дорабатывается и, следствательно, быстро морально устаревает.
Какая самая ценная информация о виртуальном магазине для его владельцев?
Самая важная информация - статистика посещаемости вашего магазина и группы товаров, пользующиеся особой популярностью. Наиболее интересная информация - это зависимость покупательского спроса от региона, особо популярные группы товаров, оптимальные варианты цен и т.д. Эта информация стоит больших денег. Ее можно продавать.
Глава 8. Прибыльность электронной коммерции.
Насколько прибыльны крупные предприятия, занимающиеся электронной коммерцией?
По сути, большинство крупных предприятий, занимающихся электронной коммерцией, на сегодняшний день являются убыточными. При этом котировки акций этих предприятий растут и постоянно существуют люди готовые вложить деньги в этот бизнес. Не парадоксально ли это? Весь крупный западный бизнес движется к модели предоставления услуг и коммерческой информации через Интернет. Любой инвестор это четко понимает, понимает инвестор и то, что объем предоставляемых услуг растет. Это рано или поздно приведет к увеличению доходности бизнеса в целом. Львиная доля затрат на поддержание бизнеса идет на рекламу. Инетрнет-адреса электронных магазинов и справочных систем рекламируются по телевидению. Безусловно, это очень дорого, но при создании нового сегмента рынка важно, кто окажется на нем первым. Это неизменно многократно окупается. Правда, только со временем.
Насколько велик финансовый риск в сфере электронной коммерции?
Предоставление любых услуг на еще несформированном рынке ведет к большому финансовому риску. Главное, чтобы электронизация не велась ради электронизации. Руководство многих предприятий ошиблось в ожиданиях скорой отдачи от вложений в Интернет. Мало один раз вложить деньги, их необходимо вкладывать ежемесячно как в совершенствование вашего электронного магазина (Интернет-странички), так и в подготовку ваших потенциальных клиентов (реклама). Электронная коммерция это тот бизнес, в котором можно достичь хороших результатов, если вы двигаетесь маленькими шажками, от одной победы к другой. На начальном этапе электронный бизнес является лишь вспомогательным средством по удовлетворению все возрастающих потребностей клиентов.
Какая минимальная сумма необходима для создания своего бизнеса в Интернет?
Все зависит от того, что вы имеете, что вы можете и к чему вы стремитесь...
Если вы имеете хорошо посещаемую страничку в Интернет, то вам надо искать товары, которые вы сможете продавать. На мой взгляд, вам необходимо стремиться стать посредником между торговыми фирмами и Интернет-покупателями. Сколько вам будет стоить ваш виртуальный магазин? Ничего, кроме ваших усилий (или почти ничего). Главный недостаток - вы не имеете товара, который кто-то готов купить. У торговых фирм есть товары и есть те, кто их готов купить (иначе бы они обанкротились), а у вас их нет. Покупать товары и хранить их на складе до тех пор, пока их кто-то не закажет, не целесообразно (гарантированно прогорите). Вы, максимум, можете брать товары на реализацию.
Если у вас есть магазин, все гораздо проще. У вас есть что предлагать, и есть кому. У вас нет своей страницы и, возможно, доступа к Интернет. Проще обратиться к провайдеру - скорее всего у него есть типовое решение по созданию виртуального магазина. Таким образом, вы заимеете свой виртуальный магазин, но, вероятнее всего, с вас столько "выкачают" денег (за доступ к Интернет, за размещение виртуального магазина на сервере провайдера, за создание самого магазина, за его обслуживание и т.д.), что у вас пропадет желание к дальнейшему расширению. Правильный путь - искать подходящего сотрудника, покупать специальное программное обеспечение, т.е. пытаться создать его самим. Сколько это будет вам стоить: не менее 100$ в месяц - зарплата сотрудника (среднего качества) и приблизительно 500$ в год за доступ к Интернет и место на Интернет-сервере провайдера (с весьма скромными запросами). Если у вас нет ни того, ни другого, начинайте с создания Интернет-странички...
Сергей Соколов
Глава 7. Обслуживание виртуальных магазинов.
Почему на Интернет-страничках рано или поздно появляются виртуальные магазины?
Руководство любого предприятия, пытающееся разместить информацию о себе в Интернет, приходит к идее размещения там информации о предлагаемых товарах и услугах, т.е. сначала на Интернет-страничке появляется информационный каталог товаров и услуг. Следующим этапом становится желание руководства как-то получить информацию об интересе посетителей Интернет-странички к данному товару или услуге. Последним этапом является предоставление посетителю возможности заказать данный товар или услугу прямо с этой страницы, т.е. вы приходите к Интернет-магазину.
Сколько человек должно обслуживать виртуальный магазин?
Обслуживают функционирование виртуального магазина как минимум двое: веб-программист (дизайнер Интернет-страничек) и менеджер-маркетолог. Первый отвечает за техническую строну дела, а второй - за содержание. Если работы по созданию виртуального магазина выполняет менеджер, то это резко отражается на качестве исполнения самой странички. Если все работы выполняет веб-дизайнер, все выглядит прекрасно, но содержание страницы оставляет желать лучшего.
Коренной ошибкой любого руководителя является поручение продвижения товаров некомпетентному в этих вопросах сотруднику. Веб-дизайнер является таким некомпетентным сотрудником. Хорошо, если Веб-дизайном занимается сотрудник, совмещающий какие-то другие обязанности в фирме, а если нет...
Плюс стандартные рекомендации:
1) не поручать все работы по обслуживанию вашего сервера одному человеку, у сотрудника не появляется комплекс незаменимости, тем самым гарантируя, что после его ухода соответствующие работы не остановятся;
2) не пользоваться доморощенными программами: уходит сотрудник, создавший эти программы, и ваше программное обеспечение не дорабатывается и, следствательно, быстро морально устаревает.
Какая самая ценная информация о виртуальном магазине для его владельцев?
Самая важная информация - статистика посещаемости вашего магазина и группы товаров, пользующиеся особой популярностью. Наиболее интересная информация - это зависимость покупательского спроса от региона, особо популярные группы товаров, оптимальные варианты цен и т.д. Эта информация стоит больших денег. Ее можно продавать.
Глава 8. Прибыльность электронной коммерции.
Насколько прибыльны крупные предприятия, занимающиеся электронной коммерцией?
По сути, большинство крупных предприятий, занимающихся электронной коммерцией, на сегодняшний день являются убыточными. При этом котировки акций этих предприятий растут и постоянно существуют люди готовые вложить деньги в этот бизнес. Не парадоксально ли это? Весь крупный западный бизнес движется к модели предоставления услуг и коммерческой информации через Интернет. Любой инвестор это четко понимает, понимает инвестор и то, что объем предоставляемых услуг растет. Это рано или поздно приведет к увеличению доходности бизнеса в целом. Львиная доля затрат на поддержание бизнеса идет на рекламу. Инетрнет-адреса электронных магазинов и справочных систем рекламируются по телевидению. Безусловно, это очень дорого, но при создании нового сегмента рынка важно, кто окажется на нем первым. Это неизменно многократно окупается. Правда, только со временем.
Насколько велик финансовый риск в сфере электронной коммерции?
Предоставление любых услуг на еще несформированном рынке ведет к большому финансовому риску. Главное, чтобы электронизация не велась ради электронизации. Руководство многих предприятий ошиблось в ожиданиях скорой отдачи от вложений в Интернет. Мало один раз вложить деньги, их необходимо вкладывать ежемесячно как в совершенствование вашего электронного магазина (Интернет-странички), так и в подготовку ваших потенциальных клиентов (реклама). Электронная коммерция это тот бизнес, в котором можно достичь хороших результатов, если вы двигаетесь маленькими шажками, от одной победы к другой. На начальном этапе электронный бизнес является лишь вспомогательным средством по удовлетворению все возрастающих потребностей клиентов.
Какая минимальная сумма необходима для создания своего бизнеса в Интернет?
Все зависит от того, что вы имеете, что вы можете и к чему вы стремитесь...
Если вы имеете хорошо посещаемую страничку в Интернет, то вам надо искать товары, которые вы сможете продавать. На мой взгляд, вам необходимо стремиться стать посредником между торговыми фирмами и Интернет-покупателями. Сколько вам будет стоить ваш виртуальный магазин? Ничего, кроме ваших усилий (или почти ничего). Главный недостаток - вы не имеете товара, который кто-то готов купить. У торговых фирм есть товары и есть те, кто их готов купить (иначе бы они обанкротились), а у вас их нет. Покупать товары и хранить их на складе до тех пор, пока их кто-то не закажет, не целесообразно (гарантированно прогорите). Вы, максимум, можете брать товары на реализацию.
Если у вас есть магазин, все гораздо проще. У вас есть что предлагать, и есть кому. У вас нет своей страницы и, возможно, доступа к Интернет. Проще обратиться к провайдеру - скорее всего у него есть типовое решение по созданию виртуального магазина. Таким образом, вы заимеете свой виртуальный магазин, но, вероятнее всего, с вас столько "выкачают" денег (за доступ к Интернет, за размещение виртуального магазина на сервере провайдера, за создание самого магазина, за его обслуживание и т.д.), что у вас пропадет желание к дальнейшему расширению. Правильный путь - искать подходящего сотрудника, покупать специальное программное обеспечение, т.е. пытаться создать его самим. Сколько это будет вам стоить: не менее 100$ в месяц - зарплата сотрудника (среднего качества) и приблизительно 500$ в год за доступ к Интернет и место на Интернет-сервере провайдера (с весьма скромными запросами). Если у вас нет ни того, ни другого, начинайте с создания Интернет-странички...
Сергей Соколов
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 11 за 2000 год в рубрике интернет :: продажи