И тогда Он решил создать человека...
Нет, уважаемые, речь в этой статье пойдет вовсе не о Библии, хотя определенные аналогии с ее содержанием все же провести можно. Не так давно, всего несколько номеров назад, мы с Вами уже создавали и небо и землю с помощью программ генерации ландшафтов "Terragen" и "AWB", а теперь, если следовать всем известному пути, пришло время для создания людей. Компьютерная техника, подгоняемая неуемным развитием игровой индустрии, не стоит на месте, и производители программного обеспечения для дизайнеров и художников пытаются не отстать от прогресса. Каждый день появляются программы, которые на все сто процентов используют новые возможности персоналок, а конечный результат становится все лучше и реалистичнее. Одно из таких приобретений уходящего года - программа для создания и анимации трехмерных человеческих фигур MetaCreations Poser 4.
(c) Компьютерная газета
Некогда над созданием этой программы хорошо поработали ребята из фирмы Fractal Design, которая через некоторое время влилась в MetaCreations. Еще с тех далеких, по компьютерным меркам, времен у программы остался замечательный дизайн и непередаваемое ощущение настоящего творческого действа, которое возникает при работе с любым продуктом от MetaCreations.
В Poser 4 Вы встретите всю мощь Poser 3 плюс новые возможности, такие как интуитивный интерфейс с просмотром в реальном времени, новые спецэффекты, более реалистичное освещение и создание теней, полная свобода текстурирования моделей и альтернативные способы рендеринга. Изменения, которые появились в четвертой версии, не столь радикальны, как в случае перехода от второй версии к третьей, но все же они достаточно значительны и существенно расширяют возможности приложения.
Вообще говоря, Poser 4 - это единственная на сегодняшнем рынке программа, которая ориентирована на работу с трехмерными фигурами людей, позволяет изменять их тип, позу, выражение лица, управлять параметрами камеры и освещения, а также создавать анимационные последовательности. Естественно, в 3D-редакторах профессиональный пользователь может смоделировать фигуру, наложить фотореалистичные текстуры, сделать анимацию. Но только Poser выполняет эти операции просто и не требует глубоких познаний в моделировании, позволяя буквально в считанные минуты создавать выразительные сцены, поскольку основан он на принципах анатомии.
Самое первое, что замечает пользователь, установив программу с CD-ROM, - внешние изменения в интерфейсе. Они коснулись работы со светом: вместо трех сфер, демонстрирующих, как будет освещен объект, теперь осталась одна. Это более удобно, так как нет необходимости постоянно пытаться представить, как же будут взаимодействовать источники света. Но и это еще не все. В новой версии появилась возможность создавать столько источников света, сколько необходимо, а также выбирать между двумя их типами - направленным (прожектором) и рассеянным. Упростилось и управление параметрами: интенсивность теперь устанавливается путем перемещения ползунка курсором мыши.
Следующее серьезное новшество - расширение спектра представлений объекта в процессе редактирования. Для точного позиционирования деталей пригодятся режимы отображения с наложенной сеткой. Когда компьютер недостаточно производительный, лучше выбрать простое затенение, владельцы техники помощнее предпочтут затенение со сглаживанием. Если Poser используется для создания фигур, которые потом будут служить в качестве заготовок для последующей обработки, пригодится мультипликационный стиль с линиями или без таковых. А из любого силуэта легко сделать маску. Кроме этого, Poser позволяет назначить различные стили отображения для документа, отдельной фигуры и ее элемента, что упрощает работу над сложными сценами: после выполнения позиционирования одной фигуры ей назначается менее ресурсоемкий стиль отображения.
При работе с программой становятся заметными и другие новшества. Вероятно, одно из самых главных - более высокое качество фигур. Если в Poser 3 взрослые уже не вызывали нареканий, то дети... В Poser 4 ситуация получше, хотя лица все еще нуждаются в доработке. Появилась качественная модель младенца, только мужского пола, а для "создания" девочки нужно отключить отображение "лишних деталей". Как и ранее, выбор фигуры производится из библиотеки, а начальное управление параметрами - из меню. К сожалению, в процессе эволюции пропала одна замечательная возможность, имевшаяся во второй версии, - управление массой тела. При выборе соответствующего значения из списка фигура масштабировалась по определенному алгоритму. Естественно, подобную операцию можно выполнить вручную, но теперь это отнимает много полезного рабочего времени.
Дальнейшее знакомство с библиотекой фигур доставит несколько приятных минут. Кроме стандартных, в комплект поставки входит еще несколько "характерных" фигур из различных этнических групп - европейцы, афро-американцы, арабы и пр., однако выглядят они достаточно стандартно. Если для реализации проекта требуется большая похожесть, например на негра или китайца, придется приобрести специально созданные фигуры.
Компаний, занимающихся их изготовлением, несколько, в Internet их несложно найти. Самой известной, пожалуй, является фирма Zygote (www.zygote.com), с которой плодотворно сотрудничает MetaCreations. Кстати, Poser 4 рассчитан на активную работу с Internet, поэтому в меню имеется пункт со ссылками на соответствующие ресурсы Сети.
С программой поставляются и две небольшие библиотеки одежды - еще одна ее новая функция: каждую фигуру можно нарядить по собственному усмотрению. Одевать героев лучше по окончании процесса установки позы, хотя, выбрав деталь туалета, в любой момент времени ее можно соотнести с основной фигурой. Анимация одежды происходит автоматически, но если пользователь предварительно изменял параметры фигуры, потребуется и подгонка одежды. Она осуществляется так же, как и управление самой фигурой. В Poser все объекты равноправны, поэтому наличие фигуры вовсе необязательно: любой предмет одежды может самостоятельно ходить или танцевать, как в фильме "Человек-невидимка".
Еще в предыдущей версии, кроме людей, Poser оперировал и с животными. Теперь в мини-зоопарке появились новые обитатели: волк, лев и лягушка. С ними можно проделывать те же манипуляции, что и с человеческими фигурами. Небывалое поле деятельности открывается у идейных последователей доктора Франкенштейна, с детства экспериментировавших с обитателями дворовой фауны: части одних фигур можно заменять другими, причем они вполне нормально сочетаются друг с другом - программа автоматически выполняет сглаживание.
Ну, а если вы являетесь поклонником научной фантастики, то в ваше распоряжение поступают три полностью экипированные робота.
Для людей, испытывающих непреодолимую ностальгию по третьей версии программы, предусмотрено наличие в библиотеке фигур и из второй, и из третьей версий программы. А в дополнительной библиотеке - скелеты, манекены, лица и руки.
Последние рекомендуется использовать при реализации сложных проектов: достаточно создать требуемые позы или выражения, записать их в собственную библиотеку, а затем только назначать фигурам. Это избавляет не только от риска сдвинуть фигуру в целом, но и от многочисленных масштабирований и переключений между камерами.
Библиотека поз тоже существенно пополнилась, и теперь она имеет еще больше разделов, среди которых спортивные сюжеты, копии известных статуй и позы животных. Там же располагаются заготовки из модуля Walk Designer (в том числе и из предыдущей версии программы).
К сожалению, наборы выражений лица и кисти рук не изменились, чего нельзя сказать о прическах (наконец-то появилась возможность создавать кучерявых персонажей) и дополнительных объектах (вместо малопригодных шаров и тростей, предлагается несколько головных уборов). Наверное, многие из вас обратили внимание на рекламу танцевальной вечеринки "В джангле только девушки" в одном из ночных клубов, которая была стильно украшена изображениями трех веселых физиономий, созданных с помощью Poser-а. Умело подобранное выражение лиц и освещение действительно привлекали внимание и создавали определенный шарм стандартному, в общем-то, рекламному объявлению.
По непонятной причине в библиотеке одежды оказались два чудесных парика с управляемыми развевающимися волосами. И вновь вынужден констатировать, что, к моему сожалению, наборы эффектов освещения и камер не пополнились оригинальными образцами, поэтому пользователи по-прежнему вынуждены конструировать их сами.
Непосредственная работа с фигурами не претерпела изменений, поэтому тем, кто уже имеет опыт, переучиваться не придется. Появился лишь инструмент, позволяющий группировать объекты и работать с их материалами. Используется он для нескольких целей: от создания новых фигур до прецизионной работы с уже имеющимися. В частности, выбрав несколько полигонов, их можно сгруппировать и назначить им отличный от всей фигуры материал. Или применить только к ним одну из встроенных деформаций (на этой функции мы еще остановимся).
Приятно заметить, что рендеринг в новой версии значительно усовершенствован. Это касается и работы с материалами, и, выражаясь киноязыком, "пост-обработки", хотя алгоритм по-прежнему не использует трассировку лучей. Наконец-то в Poser, кроме уже имевшихся текстуры и карты высот, появились карты прозрачности и отражений. Это обычные растровые файлы, и их использование практически не увеличивает время рендеринга (если они небольшие по размерам).
Вторая новинка - возможность создать набросок, имитирующий натуральные средства рисования. Используя наработки приобретенной компании Fractal Design и собственные идеи, MetaCreations добавила в Poser еще один модуль. После того как сцена сформирована, можно выполнить рендеринг как в обычном стиле, так и в виде рисунка, причем программа строит его, основываясь на заданных пользователем параметрах инструмента, типа штриха, его длины, а также на соотношении цветов и объектов различной яркости в сцене. При всем богатстве выбора реально можно использовать два-три предварительно установленных значения или до умопомрачения экспериментировать. К сожалению, набросок нельзя отрендерить в дополнительное окно, а значит, его размеры ограничены. Впрочем, для анимации этот факт значения не имеет, ведь даже профессиональное телевещание не использует картинки размером более 768 x 576 пикселов.
Для взаимодействия с другими приложениями Poser позволяет экспортировать файлы основных 3D-форматов. Вместе с тем весьма интересной представляется функция экспорта в Internet-базированный формат MetaStream, который продвигается компанией MetaCreations на роль ведущего для отображения интерактивной текстурированной 3D-графики в Сети. Пока для его просмотра требуется загрузить и установить дополнительный модуль к браузеру, но MetaStream уже входит в поставку Windows 98 Second Edition в качестве стандартного компонента. На сайте MetaCreations (www.metacreations.com) в этом стандарте размещена анимационное изображение лицензионной коробки Poser.
Poser 4 позволяет импортировать звуковые файлы (в формате WAV) для включения их в анимационные ролики. Синхронизация с движениями фигуры осуществляется вручную, для чего в палитре анимации имеется специальный инструмент. Звук отображается в графическом виде, принятом в большинстве редакторов. Для удобства работы необходимо выполнить предварительный рендеринг, а затем записывать звуковой файл, по продолжительности соответствующий ролику. Многократно прослушивая и просматривая их, пользователь перемещает метки ключевых кадров, достигая желаемого эффекта. Пока разговор не идет об автоматическом озвучивании персонажа (даже на английском языке), хотя с теоретической точки зрения это уже не представляет особой проблемы.
Ну, а теперь вернемся к возможностям управления фигурами, которые предлагает новая версия. Прежде всего пользователи оценят функции вырезания, копирования и вставки, позволяющие упростить работу, которые можно применять к фигурам в целом, их частям, а также объектам, легко перенося позы и параметры анимации с одного на другой.
Очень полезная новинка - встроенные средства деформации. Их два - магнит и волна. Как понятно из названия, магнит притягивает определенные полигоны фигуры или объекта. Если деформация должна быть точечной, применяется инструмент группировки. Пользователь имеет возможность управлять параметрами магнита точно так же, как и любого другого объекта. Для удобства отображается и сам магнит в его школьном подковообразном облике. После того как требуемая деформация выполнила отображение, лучше отключить его через меню, поскольку оно мешает работе. Естественно, деформации анимируются по ключевым кадрам.
Второй инструмент - волна - весьма сложен для понимания, так как имеет множество параметров. В основном он применяется для придания более натурального вида одежде (создает складки) и незаменим для анимации. Можно поэкспериментировать и с прическами, однако важно не указывать слишком больших значений параметров, поскольку они потеряют естественный вид. Есть несколько способов взаимодействия волны с фигурой, их указывают в меню, доступное после ее выбора и двойного нажатия на правую кнопку мыши.
В Poser 3 была возможность добавлять точки деформации к частям фигуры. Это делалось вручную с помощью редактора трехмерной графики, например Ray Dream Studio или ему подобного. Суть метода проста: необходимо выделить одну или несколько опорных точек сетки и переместить их в пространстве на требуемую позицию. При этом создается файл, загружаемый в Poser. Недостатки очевидны: требуется еще одна программа (кстати, недешевая), результаты видны только по окончании процедуры импорта, в случае ошибки операцию редактирования придется повторять снова. А если количество опорных точек изменится, Poser вовсе откажется понимать такой файл. В новой версии точки деформации уже встроены в некоторые фигуры, а их параметрами можно управлять непосредственно из программы. Это позволило создать две библиотеки "национальных характеров" (мужских и женских), а пользователь получил в свое распоряжение мощный инструмент придания фигурам индивидуальности. Конечно, это только первый шаг. Например, хотелось бы получить возможность загружать фотографии реального человека (анфас и профиль) и использовать их в качестве шаблона.
К сожалению, в каждой бочке меда должна быть и ложка дегтя, и новая версия не свободна от недостатков. Она стабильно работает, но в процессе экспериментов иногда полностью "вешает" компьютер, что требует полной перезагрузки. Хотя качество фигур выросло, по-прежнему имеются проблемы с сочленениями частей, особенно в крайних позициях. Колени и локти вызывают нарекания, хотя в Internet и была опубликована информация от разработчиков о том, что они пытаются добавить дополнительные элементы.
Говоря по правде, компания MetaCreations занимает несколько странную позицию. Так, пользователи, установившие с сервера обновление с версии 3 до 3.01, кроме устранения найденных ошибок, получили новые: в частности, при использовании фигур в Bryce 3D приходилось поворачивать текстуру на 180° относительно оси Х, хотя нигде об этом не было сказано ни слова... Так что, если при работе возникают проблемы, попробуйте изменить несколько параметров, повращать или импортировать снова: авось получится.
Подготовил Андрей Золотарь
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 51 за 1999 год в рубрике soft :: графика