Армагеддон на рабочем столе


Судя по названию, речь в статье могла бы пойти о новой кровавой игрушке или, по крайней мере, в выпуске очередного дополнения для Windows, превращающего ваш компьютер в гибнущую планету, но на самом деле все гораздо проще. Я хочу рассказать о программе Maya, рожденной в недрах Alias|Wavefront. С ее помощью каждый из вас, мои дорогие читатели, может добиться таких же потрясающих и высококлассных визуальных эффектов, как те, что применялись в нашумевших голливудских проектах: "Армагеддон", "Жизнь Жуков", "Контакт", "Люди в черном", "Шоу Трумана" и "Титаник".

(c) Компьютерная газета


Maya содержит уникальные возможности по анимации живых существ, моделлинга, рендеринга и многих других аспектов. Именно ее использовали для имитации торнадо в The Avengers (Cinesite) и для создания флота космических кораблей в Star Trek: Insurrection (Santa Barbara Studios and Blue Sky|VIFX).

Наиболее полный пакет Maya Unlimited включает в себя:

- Maya Artisan - революционный инструмент для моделлинга, напоминающий кисть.

- Maya F/X - разработанную Dynamation(tm) систему частиц для создания завораживающих эффектов атмосферы, взрывов, жидкости и пиротехнических эффектов.

- MayaLive для записи перемещений камеры, чтобы делать наложение компьютерной графики на живое видео.

- Maya Cloth - идеальный инструмент для анимации тканей и одежды.

- Maya Fur - для создания фотореалистичных волос, меха и т.д. на многоповерхностных NURBS моделях.

- Advanced Modeling - полный контроль для построения действительно качественных моделей.

- Две лицензии на Batch Renderer, позволяющие ускорить рендеринг путем использования нескольких рабочих станций.

Кроме того, существует и облегченный комплект - Maya Completeted. Оформление здесь поскромнее: Maya Artisan, MayaF/X, Maya FusionLite и Invigorator Lite. Приставка Lite указывает на то, что в данной версии доступны не все возможности полной версии или существуют иные ограничения. Но, конечно, стоимость у Maya Completeted ниже.

Теперь немного подробнее рассмотрим особенности Maya. Даже без подключенных модулей это: высокоскоростная графика для быстрого и качественного отображения сложных 3D сцен (соответственно, программе необходим хороший OpenGL-ускоритель). Гибкая, открытая архитектура на основе языка программирования (MEL) и OpenMaya API. Создание ключевых кадров с применением инверсной кинематики (IK), направляющих и инструментов для создания кожи живых существ. Быстрая, аккуратная динамика жестких тел. Реалистичный аппаратный рендеринг и фотореалистичный программный рендеринг. А остальные модули только расширяют эти возможности и поднимают уровень конечного результата до невиданных высот.


Начнем по порядку, то есть с Maya Artisan.

Maya Artisan представляет собой интуитивный интерфейс для различных приложений - анимации, моделлинга и т.д. В Maya 2 Maya Artisan работает как с NURBS, так и с полигональными моделями и позволяет пользователю рисовать вершины, грани и края, а также различные атрибуты, такие как веса кластеров, веса кожи, установка связей и цвета вершин.

Инструменты Script Paint и Attribute Paint позволяют пользователям определять атрибуты, которые они хотят изобразить. Примеры скриптов, поставляемые вместе с Maya, позволяют рисовать веса у softbody, создавать источники частиц и различную геометрию.

В свою очередь, Maya F/X(tm) является разработанной Dynamation(tm) системой частиц для создания сногсшибательных видео-эффетов. Частицы, созданные таким образом, могут включать реакцию других частиц или любой анимационной процедуры. Гибкие объекты оживают с контролируемыми и анимируемыми уровнями эластичности. Динамика мягких тел позволят самодеформирование объектов при столкновениях или при представлении природных сил, таких как гравитация и турбулентность.

Maya Cloth является быстрым, эффективным, практичным решением для тех, кто решил заняться созданием реалистичной анимации ткани и одежды. Maya Cloth позволят выполнять подобные проекты с необходимой скоростью и интуитивным интерфейсом. Вы можете использовать любой тип ткани, от шелка до брезента. После наложения ткани на объект Maya сама отслеживает изменения (движения) объекта и изменяет наложенную на него ткань.

Maya Fur позволяет создавать реалистичные волосы и шерсть, задавая такие параметры, как цвет, толщина, длина, прозрачность, направление и изгиб. Они могут быть заданы глобально или от какого-либо локального центра. Вместе с Maya Artisan вы можете рисовать волосы прямо на поверхности с моментальным отображением всех результатов. Цвет волос может быть задан в Maya или нарисован в StudioPaint. Перенос цвета на волосы осуществляется простым drag&drop. Для повышения реализма в Maya существуют специальные инструменты автоматической или ручной анимации волосяного покрова при движении.

Maya Live разработана для упрощения получения перемещений камеры при композинге живого видео и компьютерной графики. Например, Maya Live позволяет объединить компьютерных трехмерных динозавров, бегущих через аэропорт. Применение Maya Live делает возможным создание сложных компьютерных сюжетов, совмещенных с живыми актерами, например, таких как в StarWars Episode I (Phantom Menace).

Ну и Advanced Modelling:

- Поверхности с подуровнями - новая технология моделлинга с уникальным "иерархичным" подходом. Этот подход позволяет пользователям начать моделирование с упрощенного объекта, и, используя правила подразделений, получать большую детализацию там, где это нужно. Результатом будет полноценная модель, состоящая из одного объекта.

- Окружность с постоянным радиусом - одна из наиболее интересных особенностей, взятых от PA (Power Animator). Позволяет создавать сглаженные контуры гораздо проще, чем раньше.

- Сдвиг поверхности - создает новую поверхность со смещением от оригинальной на определенное расстояние, может применяться для создания двусторонних объектов (например, бутылки)

- Улучшенное выдавливание - появились возможности растягивания и поворота при выдавливании вдоль пути.

- Квадрат - напоминает инструмент PA's Square. Создает 3 или 4 соприкасающиеся поверхности.

- Глобальное решение для сшивания с применением различных настроек при соединении нескольких примыкающих поверхностей.

- Булевы операции над NURBS. Есть возможность булевых операций с полигональными моделями.

Вот, собственно, и все... Остается только сожалеть, что запросы у программки этой отнюдь не детские. Чтобы нормально с ней работать вам придется обзавестись, как минимум PII с OpenGL ускорителем и 256 мегами оперативки - иначе ваш компьютер просто не потянет такую нагрузку. Да и большая часть Maya 2.0 с ее модулями, такими, например, как Maya Fur и Maya Live доступна пока только на SGI IRIX.

Золотарь Андрей


Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1999 год в рубрике soft :: графика

©1997-2024 Компьютерная газета