Не сотвори себе кумира
Думаю, не для кого уже не секрет, что подавляющее большинство людей, профессионально занимающихся полиграфией и дизайном, используют сегодня пакет Adobe Photoshop. Я и сам неоднократно высказывал свои симпатии этой программе в своих статьях и, безусловно, готов отдать продукции этой замечательной фирмы пальму первенства за универсальность и стремление максимально облегчить жизнь своим потребителям, но все же придерживаюсь в жизни одного важного принципа, который был сформулирован в седой древности мудрыми людьми и впоследствии подхвачен христианами, но который не потерял своей актуальности и сегодня - "Не сотвори себе кумира".
(c) Компьютерная газета
Дело в том, что существует несколько программ, которые могут выполнять некоторые задачи лучше и быстрее, чем рыночный лидер. Новые функции Photoshop 5, такие как редактируемый текст, History, поддержка 48- и 64-разрядного цвета, управление цветом, автоматизация и эффекты "живого" слоя только укрепили позицию продукта, как бесспорного лидера в издательской области. А появление Photoshop 5.5, тесно интегрированного с ImageReady 2.0, позволило Adobe укрепить свои и без того сильные позиции среди web-дизайнеров.
Но и конкуренты Photoshop не дремлют. Другие программы удерживают определенную долю рынка благодаря тому, что могут хорошо выполнять некоторые специфические задачи - причем делают это лучше, чем Photoshop. Для примера я рассмотрел несколько других приложений, которые используют дизайнеры в своей работе для расширения собственных творческих возможностей и повышения производительности. Причем, учитывая особенности нашего рынка и ограниченный формат газетной статьи, ограничимся только программами для редактирования растровой графики и даже не самыми последними их версиями, для того чтобы вы при желании стопроцентно могли найти их на прилавках компьютерных магазинов или рынке.
Итак, начнем мы с четырех полномасштабных растровых редакторов, которые являются прямыми конкурентами Photoshop.
Corel Photo-Paint
Пакет Photo-Paint 8 обладает во многом аналогичными с функциями Photoshop возможностями. Программа очень сильно интегрирована с главным продуктом компании - CorelDraw - в комплекте с которым поставляется.
Photo-Paint 8 обладает уникальными инструментами рисования, такими как кисти Summerty и Orbit, а некоторые его функции, вроде непосредственного редактирования прозрачности и градиентов, реализованы в программе более интуитивно, чем в Photoshop. Функции пакетной обработки, ориентированные на списки файлов, также обладают большей гибкостью, чем палитра Actions пакета Photoshop. Кроме того, Photo-Paint может создавать общие для нескольких изображений палитры и смещать цвета по направлению к определенным оттенкам, например, телесному тону. Общие палитры особенно полезны при разработке дисков CD-ROM и для дизайна в Web.
Настраиваемые рабочие среды в стиле Corel позволяют располагать инструменты таким образом, чтобы имитировать знакомое и привычное рабочее окружение пакета Photoshop. Photo-Paint может импортировать и экспортировать обычные слои Photoshop, альфа-каналы и некоторые настроечные слои. Однако программа не поддерживает контуры или режимы слоев с переходами Photoshop.
Live Picture
Одной из основных проблем, которую пока еще не удалось решить, по-моему, разработчикам Photoshop - это низкая производительность этого пакета. Особенно это ощущается при работе над проектами с качеством, приемлемым для хорошей печати. Программа Live Picture разрабатывалась именно с целью опередить Photoshop с точки зрения производительности. В начале каждого сеанса редактирования в Live Picture карты битов преобразуются в собственный файловый формат IVUE (можно сразу сканировать изображение в этот формат). IVUE является предшественником формата FlashPix, также разработанного Live Picture, и содержит в себе множественные итерации изображения с различными разрешениями, что позволяет пользователю отображать картинку с дискретными коэффициентами масштабирования.
Вместо того чтобы вносить изменения в оригинальную карту битов, Live Picture отслеживает все операции по редактированию изображений алгоритмически, а затем сохраняет их в пакетном файле под названием FITS. После завершения редактирования Live Picture строит окончательное изображение, применяя информацию, записанную в FITS, к исходному изображению.
Такой подход позволяет пакету Live Picture открывать, манипулировать и сохранять результаты работы почти в реальном масштабе времени - это незаменимое качество для выполнения больших объемов работ в сжатые сроки. К сожалению, Live Picture имеет только один уровень отмены операций Undo. Но и это ограничение можно обойти, используя главную особенность программы - достаточно создавать отдельный слой для каждого действия, вплоть до обычного мазка кистью, - практически без какого-либо замедления работы. Файлы FITS достаточно малы, чтобы их можно было посылать по модему или Интернет в сервисные бюро или другие места, где их можно было бы применить к исходным изображениям IVUE. Также можно конвертировать один мастер-файл последовательно в несколько различных разрешений без кумулятивного нарастания искажений, что неминуемо при выполнении подобных действий в Photoshop. Главный "конек" Live Picture - это создание больших коллажей: использование кисти для маскирования и клонирования элементов из различных изображений в одну композицию, причем кисти могут быть совершенно любого размера. Сочетание большой кисти с мягким размытием краев позволяет выполнять такие операции, как копирование облака, одним движением мыши - а ведь в Photoshop подобные действия могут занять и минуты, а на маломощных машинах - часы вашего рабочего времени, утверждаю это по собственному опыту.
Все это, безусловно, прекрасно, но есть и "ложка дегтя", которая не позволяет Live Picture занять лидирующее место в своем классе программ. Платой за молниеносную скорость выполнения операций редактирования является необходимость конвертировать карты битов в IVUE в начале каждого сеанса работы, а затем совершать обратный процесс в конце. Кроме того, сами разработчики Live Picture рекомендуют выделять для программы объем оперативной памяти, эквивалентный размеру изображения, плюс к этому удвоенное количество памяти - на жестком диске для своппинга.
Live Picture не поддерживает слои Photoshop, поэтому перед переносом файлов в Live Picture их нужно слить. Кроме того, в программе нет эквивалентов режимам слоев с переходами Photoshop, за исключением уровня прозрачности.
Macromedia XRes
В пакете XRes 3.0 реализован несколько иной подход к обработке больших файлов. XRes имеет два режима работы: непосредственный (Direct) - стандартный подход к редактированию пикселей; и режим XRes, который, подобно Live Picture, откладывает операции, требующие больших вычислений, до того момента, когда вы готовы применить их к файлу с картой битов. В этом режиме редактирование происходит практически в реальном времени и, кроме того, снижаются требования к объему оперативной памяти, хотя компания Macromedia рекомендует выделять для хранения временных файлов на диске колоссальный объем в 500 Мбайт.
Режим постобработки XRes обладает довольно интересными достоинствами. К примеру, вы масштабируете изображение, задав для него 10% от первоначального размера, выполняете цветокоррекцию, а затем решаете, что, в действительности, вам нужна картинка размером 20% от исходной. В пакете Photoshop вы либо получите дополнительные искажения после увеличения изображения, либо будете вынуждены вернуться назад, загрузить оригинал, масштабировать его до 20% от исходного размера и повторно выполнить цветокоррекцию. В XRes вы сможете менять свои решения так часто, как вам это заблагорассудится, до того момента, пока все изменения не будут реально внесены в файл с картой битов. Думаю, эта особенность программы особенно понравится непредсказуемым представительницам прекрасного пола, которые трудятся на славном поприще полиграфии :).
Своей скоростью XRes частично обязан файловому формату LRG компании Macromedia, который в том, что он хранит отдельно фрагменты изображения с несколькими разрешениями, похож на IVUE пакета Live Picture: обрабатываются только отображаемые в данный момент на экране фрагменты. К сожалению, это примерно на треть увеличивает размер мастер-файла, но такой подход обычно позволяет работать значительно быстрее, чем в Photoshop. Данная технология оказывается предпочтительнее и других вариантов, таких как реализованный в Specular Collages, где используются фрагменты-заменители с низким разрешением, содержащие слишком мало информации для высококачественного маскирования и других операций с пикселями.
Следует заметить еще, что XRes обладает многими функциями, которые содержит Photoshop. Он поддерживает слои, контуры, альфа-каналы, дополнительные модули и некоторые режимы переходов.
Micrografx Picture Publisher
Один из прямых конкурентов Photoshop, пакет Micrografx Picture Publisher обладает множеством неоспоримых достоинств. Среди них - сворачивание изображений, "заменители" низкого разрешения, контактные листы и функции создания уменьшенных копий, для реализации которых пользователи Photoshop вынуждены приобретать дополнительные модули или приложения. К тому же, большая часть операций маскирования и создания коллажей работает в Micrografx Picture Publisher быстрее, а такие эффекты, как выдавливание и блики на объективе, обладают гораздо большей гибкостью.
Пакет, разработанный для работы на системах, обладающих всего 16 Мбайт оперативной памяти, и использующий встроенную в Windows систему своппинга, Micrografx Picture Publisher ориентирован не на самые мощные машины и не очень требовательного пользователя. Как утверждают разработчики программы, файл TIFF открывается в Micrografx Picture Publisher в 5-6 раз быстрее, чем в Photoshop.
Сам пакет прост в освоении, частично благодаря "мастерам-волшебникам", которые даже неопытным пользователям позволяют выполнять сложные операции и достигать профессиональных результатов. Подводя итог, можно заключить, что набор функций и простота использования Micrografx Picture Publisher могут оказаться идеальным сочетанием для рабочих мест, на которых менее опытные помощники смогут подготавливать для Web или печати изображения, созданные в Photoshop профессиональными художниками.
Picture Publisher импортирует только файлы с объединенными слоями, такие как, например, TIFF. К сожалению, вы не сможете перенести в программу альфа-каналы или слои Photoshop.
Некоторые приложения вместо того, чтобы сражаться с Photoshop на всех фронтах, делают упор на качественное выполнение отдельных задач обработки изображений. О них мы поговорим в следующий раз.
Золотарь Андрей
(c) Компьютерная газета
Дело в том, что существует несколько программ, которые могут выполнять некоторые задачи лучше и быстрее, чем рыночный лидер. Новые функции Photoshop 5, такие как редактируемый текст, History, поддержка 48- и 64-разрядного цвета, управление цветом, автоматизация и эффекты "живого" слоя только укрепили позицию продукта, как бесспорного лидера в издательской области. А появление Photoshop 5.5, тесно интегрированного с ImageReady 2.0, позволило Adobe укрепить свои и без того сильные позиции среди web-дизайнеров.
Но и конкуренты Photoshop не дремлют. Другие программы удерживают определенную долю рынка благодаря тому, что могут хорошо выполнять некоторые специфические задачи - причем делают это лучше, чем Photoshop. Для примера я рассмотрел несколько других приложений, которые используют дизайнеры в своей работе для расширения собственных творческих возможностей и повышения производительности. Причем, учитывая особенности нашего рынка и ограниченный формат газетной статьи, ограничимся только программами для редактирования растровой графики и даже не самыми последними их версиями, для того чтобы вы при желании стопроцентно могли найти их на прилавках компьютерных магазинов или рынке.
Итак, начнем мы с четырех полномасштабных растровых редакторов, которые являются прямыми конкурентами Photoshop.
Corel Photo-Paint
Пакет Photo-Paint 8 обладает во многом аналогичными с функциями Photoshop возможностями. Программа очень сильно интегрирована с главным продуктом компании - CorelDraw - в комплекте с которым поставляется.
Photo-Paint 8 обладает уникальными инструментами рисования, такими как кисти Summerty и Orbit, а некоторые его функции, вроде непосредственного редактирования прозрачности и градиентов, реализованы в программе более интуитивно, чем в Photoshop. Функции пакетной обработки, ориентированные на списки файлов, также обладают большей гибкостью, чем палитра Actions пакета Photoshop. Кроме того, Photo-Paint может создавать общие для нескольких изображений палитры и смещать цвета по направлению к определенным оттенкам, например, телесному тону. Общие палитры особенно полезны при разработке дисков CD-ROM и для дизайна в Web.
Настраиваемые рабочие среды в стиле Corel позволяют располагать инструменты таким образом, чтобы имитировать знакомое и привычное рабочее окружение пакета Photoshop. Photo-Paint может импортировать и экспортировать обычные слои Photoshop, альфа-каналы и некоторые настроечные слои. Однако программа не поддерживает контуры или режимы слоев с переходами Photoshop.
Live Picture
Одной из основных проблем, которую пока еще не удалось решить, по-моему, разработчикам Photoshop - это низкая производительность этого пакета. Особенно это ощущается при работе над проектами с качеством, приемлемым для хорошей печати. Программа Live Picture разрабатывалась именно с целью опередить Photoshop с точки зрения производительности. В начале каждого сеанса редактирования в Live Picture карты битов преобразуются в собственный файловый формат IVUE (можно сразу сканировать изображение в этот формат). IVUE является предшественником формата FlashPix, также разработанного Live Picture, и содержит в себе множественные итерации изображения с различными разрешениями, что позволяет пользователю отображать картинку с дискретными коэффициентами масштабирования.
Вместо того чтобы вносить изменения в оригинальную карту битов, Live Picture отслеживает все операции по редактированию изображений алгоритмически, а затем сохраняет их в пакетном файле под названием FITS. После завершения редактирования Live Picture строит окончательное изображение, применяя информацию, записанную в FITS, к исходному изображению.
Такой подход позволяет пакету Live Picture открывать, манипулировать и сохранять результаты работы почти в реальном масштабе времени - это незаменимое качество для выполнения больших объемов работ в сжатые сроки. К сожалению, Live Picture имеет только один уровень отмены операций Undo. Но и это ограничение можно обойти, используя главную особенность программы - достаточно создавать отдельный слой для каждого действия, вплоть до обычного мазка кистью, - практически без какого-либо замедления работы. Файлы FITS достаточно малы, чтобы их можно было посылать по модему или Интернет в сервисные бюро или другие места, где их можно было бы применить к исходным изображениям IVUE. Также можно конвертировать один мастер-файл последовательно в несколько различных разрешений без кумулятивного нарастания искажений, что неминуемо при выполнении подобных действий в Photoshop. Главный "конек" Live Picture - это создание больших коллажей: использование кисти для маскирования и клонирования элементов из различных изображений в одну композицию, причем кисти могут быть совершенно любого размера. Сочетание большой кисти с мягким размытием краев позволяет выполнять такие операции, как копирование облака, одним движением мыши - а ведь в Photoshop подобные действия могут занять и минуты, а на маломощных машинах - часы вашего рабочего времени, утверждаю это по собственному опыту.
Все это, безусловно, прекрасно, но есть и "ложка дегтя", которая не позволяет Live Picture занять лидирующее место в своем классе программ. Платой за молниеносную скорость выполнения операций редактирования является необходимость конвертировать карты битов в IVUE в начале каждого сеанса работы, а затем совершать обратный процесс в конце. Кроме того, сами разработчики Live Picture рекомендуют выделять для программы объем оперативной памяти, эквивалентный размеру изображения, плюс к этому удвоенное количество памяти - на жестком диске для своппинга.
Live Picture не поддерживает слои Photoshop, поэтому перед переносом файлов в Live Picture их нужно слить. Кроме того, в программе нет эквивалентов режимам слоев с переходами Photoshop, за исключением уровня прозрачности.
Macromedia XRes
В пакете XRes 3.0 реализован несколько иной подход к обработке больших файлов. XRes имеет два режима работы: непосредственный (Direct) - стандартный подход к редактированию пикселей; и режим XRes, который, подобно Live Picture, откладывает операции, требующие больших вычислений, до того момента, когда вы готовы применить их к файлу с картой битов. В этом режиме редактирование происходит практически в реальном времени и, кроме того, снижаются требования к объему оперативной памяти, хотя компания Macromedia рекомендует выделять для хранения временных файлов на диске колоссальный объем в 500 Мбайт.
Режим постобработки XRes обладает довольно интересными достоинствами. К примеру, вы масштабируете изображение, задав для него 10% от первоначального размера, выполняете цветокоррекцию, а затем решаете, что, в действительности, вам нужна картинка размером 20% от исходной. В пакете Photoshop вы либо получите дополнительные искажения после увеличения изображения, либо будете вынуждены вернуться назад, загрузить оригинал, масштабировать его до 20% от исходного размера и повторно выполнить цветокоррекцию. В XRes вы сможете менять свои решения так часто, как вам это заблагорассудится, до того момента, пока все изменения не будут реально внесены в файл с картой битов. Думаю, эта особенность программы особенно понравится непредсказуемым представительницам прекрасного пола, которые трудятся на славном поприще полиграфии :).
Своей скоростью XRes частично обязан файловому формату LRG компании Macromedia, который в том, что он хранит отдельно фрагменты изображения с несколькими разрешениями, похож на IVUE пакета Live Picture: обрабатываются только отображаемые в данный момент на экране фрагменты. К сожалению, это примерно на треть увеличивает размер мастер-файла, но такой подход обычно позволяет работать значительно быстрее, чем в Photoshop. Данная технология оказывается предпочтительнее и других вариантов, таких как реализованный в Specular Collages, где используются фрагменты-заменители с низким разрешением, содержащие слишком мало информации для высококачественного маскирования и других операций с пикселями.
Следует заметить еще, что XRes обладает многими функциями, которые содержит Photoshop. Он поддерживает слои, контуры, альфа-каналы, дополнительные модули и некоторые режимы переходов.
Micrografx Picture Publisher
Один из прямых конкурентов Photoshop, пакет Micrografx Picture Publisher обладает множеством неоспоримых достоинств. Среди них - сворачивание изображений, "заменители" низкого разрешения, контактные листы и функции создания уменьшенных копий, для реализации которых пользователи Photoshop вынуждены приобретать дополнительные модули или приложения. К тому же, большая часть операций маскирования и создания коллажей работает в Micrografx Picture Publisher быстрее, а такие эффекты, как выдавливание и блики на объективе, обладают гораздо большей гибкостью.
Пакет, разработанный для работы на системах, обладающих всего 16 Мбайт оперативной памяти, и использующий встроенную в Windows систему своппинга, Micrografx Picture Publisher ориентирован не на самые мощные машины и не очень требовательного пользователя. Как утверждают разработчики программы, файл TIFF открывается в Micrografx Picture Publisher в 5-6 раз быстрее, чем в Photoshop.
Сам пакет прост в освоении, частично благодаря "мастерам-волшебникам", которые даже неопытным пользователям позволяют выполнять сложные операции и достигать профессиональных результатов. Подводя итог, можно заключить, что набор функций и простота использования Micrografx Picture Publisher могут оказаться идеальным сочетанием для рабочих мест, на которых менее опытные помощники смогут подготавливать для Web или печати изображения, созданные в Photoshop профессиональными художниками.
Picture Publisher импортирует только файлы с объединенными слоями, такие как, например, TIFF. К сожалению, вы не сможете перенести в программу альфа-каналы или слои Photoshop.
Некоторые приложения вместо того, чтобы сражаться с Photoshop на всех фронтах, делают упор на качественное выполнение отдельных задач обработки изображений. О них мы поговорим в следующий раз.
Золотарь Андрей
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 48 за 1999 год в рубрике soft :: графика