Давайте нарисуем мечту
Вспомните, дорогие мои читатели, сколько раз вы улетали в своих снах или мечтах на прекрасный необитаемый остров, оказывались на берегу заповедного горного озера или шумного водопада, несущего бурный поток свой к морю. Вспомните и то, как трудно восстановить позднее эти прекрасные детали в подробностях, я уж не говорю о том, что практически нельзя бывает передать всю полноту чувств даже ближайшим людям, так как описать такую красоту словами просто невозможно.
(c) Компьютерная газета
Но, к счастью, умельцы из компании Planetside Software создали Terragen v0.7.28. Это простой и удобный генератор ландшафтов, для работы с которым Вам не понадобятся ни обширные познания в трехмерном моделировании, ни сверхмощные компьютерные системы. Просто хорошее воображение, желание создать что-то необычное и немного терпения.
При работе с любыми программами этого типа главное - это четко понимать суть процесса. В данном случае достаточно хорошо изучить панель управления программой - там последовательно размещены все необходимые для работы настройки, а именно: настройки рендеринга, генерация ландшафтов, создание воды, создание облаков, настройки атмосферы, настройки освещения и итоговая картинка. Теперь поподробнее о каждом пункте меню.
Настройки рендеринга
Главными настройками, как обычно, являются разрешение картинки и ее качество.
Эти параметры можно подобрать с учетом реальных возможностей Вашего компьютера. Позицию, в которой будет находиться камера, можно легко установить с помощью мыши, дополнительно указав ее высоту над поверхностью (height above surface). Замечательной особенностью является быстрый предварительный просмотр с вполне приличным качеством.
Генерация ландшафтов
Вариантов при генерации ландшафтов существует ровно три: рисовать самому, сгенерировать автоматически, сымпортировать из других программных пакетов.
Собственно процесс самостоятельного создания картинки заключается в отображении примерного вида будущего ландшафта. Удобнее начинать с самого большого размера инструмента, постепенно переходя к более маленькому. Чем светлее цвет поверхности, тем выше она находится.
Если же вы сторонник более простых решений, то автоматическая генерация создана именно для вас. Просто выбирайте один из методов и меняйте необходимые параметры. Если результат вам не подходит - достаточно лишь снова нажать Generate Terrain и получить еще один уникальный результат.
Ну, а с использованием результатов других программ, я думаю, вообще никаких проблем возникнуть не должно.
После создания внешнего вида ландшафта следует подумать о его цветовом решении. В этом вам поможет пункт Surface Map. Можно воспользоваться готовыми материалами, а можно создать свои.
Создание воды
Надеюсь, вы помните, что большую часть поверхности нашей Земли занимает все же вода. Уверен, что и на вашем творении она будет присутствовать. Чтобы сотворить реалистичную воду в Terragen-е, нужно поработать всего с несколькими параметрами. Главный из них - уровень воды (Water Level).
Изменяя этот параметр, вы как бы затапливаете свою карту. Затем нужно изменить степень отражения и конфигурацию волн. В первое время, пока вы только изучаете программу, советую настраивать их путем подбора. То есть после каждого изменения лучше делать тестовый рендер - тогда вы сможете добиться оптимальных сочетаний.
Создание облаков
После того как создание воды закончено, следует позаботиться о небесах, а именно - требуется создать облака. Настроек тут тоже не много, и в них легко разобраться. Проще всего - вновь воспользоваться автоматикой, а в данном случае кнопкой Generate Clouds. После того как программа создаст собственную карту облаков, измените их размер и плотность - и новое небо уже перед вашими глазами.
Настройки атмосферы
Но следует не забывать, что окружающая нас атмосфера это не только облака, но и пыль, туман, прозрачность... Все это может очень сильно повлиять на внешний вид окончательного варианта. Поэтому и нужет этот пункт меню - "настройки атмосферы">
Итак, как я и говорил - первый параметр позволяет сымитировать присутствие в атмосфере пыли или тумана. Чем больше плотность (density), тем сильнее эффект.
Следующая настройка отвечает за степень "голубизны" вашего неба. Хотите мрачный дождливый день - уменьшайте, хотите солнечный и светлый - добавляйте. В процессе работы не забывайте делать тестовые рендеринги.
А последняя настройка этого раздела отвечает за воздействие атмосферы на солнечные лучи. Для начала можно ничего не трогать - результат будет вполне приличным. Но, кроме того, в комплекте программы содержится достаточно большое количество заранее подготовленных настроек, так называемых presets, которые помогают разобраться со всеми тонкостями создания атмосферы и трудностями, которые могут при этом возникнуть...
Настройки освещения
И вот, до окончательного результата остается сделать только один шаг - нужно настроить освещение. Неправильно подобранное направление и угол могут повлечь за собой изменения во всей сцене. Думаю, прежде чем экспериментировать, вам нужно будет ознакомиться с готовыми работами, а пока оставить все по умолчанию.
Вот, собственно, почти и все. Результатом всех наших действий должна стать готовая сцена, которую можно отрендерить в отдельную картинку. Я сказал - "почти", потому что можно сделать еще и несложные анимации. Встроенный модуль позволяет выполнять скрипты, которые можно написать и вручную. Для этого достаточно выбрать пункт Run Scripter, указать необходимые параметры, сгенерировать скрипт, а затем при помощи команды Execute Script его выполнить. И в итоге вы получите отдельные картинки для каждого кадра, которые затем можно собрать в любой программе, работающей с видео.
Тема программ, подобных Terragen v0.7.28, конечно, еще не закрыта, и мы продолжим ее в дальнейшем. Они существенно помогают нам и, главное, экономят наше время. Ведь для того чтобы создавать такие картинки вручную в одном из 3D пакетов, потребовалось бы изрядное количество времени.
Остается только пожелать творческих успехов и надеяться, что качество изображения, взятого мной с сайта компании-разработчика для этой публикации, вдохновит вас на создание своих шедевров.
Андрей Золотарь
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 43 за 1999 год в рубрике soft :: графика