Gigasampler - новая реализация старой идеологии
Gigasampler - новая реализация старой идеологии
Gigasampler, разработанный компанией Nemesys, - первый программный продукт для проигрывания сэмплов в режиме реального времени прямо с жесткого диска при помощи MIDI клавиатуры или других MIDI устройств. Большие и сложные инструменты (читай - сэмплы) теперь загружаются в течение нескольких секунд, в отличие от реальных сэмплеров, где этот процесс длится минуты. Благодаря использованию жесткого диска, а не RAM, Gigasampler позволяет работать с сэмплами high-end качества, а звуковые дизайнеры, использующие этот программный продукт, теперь ограничены лишь своим собственным воображением, а не объемом оперативной памяти, как раньше. Безусловно, поддерживаются вся традиционные техники экономии памяти, такие, как лупинг и т.п., но только поддерживаются... На самом деле, они вам больше не нужны.
Программы, схожие по своим функциям с Gigasampler, создавались и ранее. Например, трэкеры по многим своим возможностям также напоминали сэмплеры, однако здесь дела даже не в возможностях, а в идеологии. Идеология трэкеров напоминает достаточно замкнутую структуру, не ориентированную ни на аппаратные средства, ни на конкретную программную среду, ни на конечного потребителя. Gigasampler же, благодаря полной поддержке MIDI, является универсальным. Его можно использовать вместе с внутренними секвенсорами (типа Cakewalk или Cubase), его можно коммутировать с внешними MIDI устройствами, он поддерживает синхронизацию, что позволяет полноценно использовать его в студии.
Сэмплинг
Базируясь на новой технологии, разработанной основателями Nemesys, Gigasampler открывает новые горизонты в музыкальном сэмплинге. Теперь пользователю нет нужды приносить в жертву качество звука музыкального инструмента для сохранения свободного места в оперативной памяти. Не надо больше использовать искусственно звучащие зацикленные сэмплы. Теперь можно сэмплировать инструменты, учитывая все тонкости их звучания (динамические изменения звука, экспериссия). Это позволит создавать более реалистичные композиции, более высококачественную музыку с максимально низкими затратами. Вам нужен лишь хороший компьютер и качественная звуковая плата. Возможность сэмплирования больших фрагментов звука позволит избежать досадных повторений, а также даст возможность разнообразить инструментами ваши композиции настолько, насколько вы сочтете нужным. Количество задействованных сэмплов зависит лишь от свободного места на вашем жестком диске, а максимальный размер одного сэмпла - около двух гигабайт.
Dimensions
Dimensions - одна из наиболее мощных функций Gigasampler'а, предназначенная как для дизайнеров звука, так и для конечных пользователей. Она позволяет контролировать динамику ваших сэмплов, накладывать на них различные по уроню реверберации (холлы, комнаты и т.п.), которые будут звучать не искусственно, а со студийным качеством. Контроль динамики необходим для того, чтобы обеспечить реалистичное звучание реальных музыкальных инструментов. Всем известно, например, что в зависимости от того, в какое место ударяет палочка в барабан, меняется и звук этого барабана. С помощью dimensions этот эффект можно с легкостью эмулировать, причем результат превзойдет все ваши ожидания.
Краткая техническая спецификация:
Максимальная длина инстумента: 4 гигбайта; полифония: 64 голоса; частота дискретизации: 48, 44.1, 32kHz (стерео или моно); количество виртуальных выходов: 2; максимально возможное количество слоев: 4; фильтры: LP/HP/BP/BR, Dynamic, Resonance; поддерживаемые форматы: .Wav, Akai, Gigasampler.
Instrument editor
Интересным для подробного рассмотрения в пакете Gigasampler является модуль instrument editor, предназначенный для быстрого и комфортного создания мультисэмплов, слоев, а также для редактирования ADSR огибающей, и много другого. От того, насколько полно и грамотно вы будете пользоваться данной функцией, зависит во многом и качество конечного продукта.
Любой толковый сэмплер должен содержать в себе функции для обработки и редактирования сэмплов. И если в профессиональных сэмплерах это реализовано аппаратно, то для карточек сэмплерного типа пишется специальный софт. Как правило, это не очень удобные и далеко не многофункциональные программы. Рассмотрим, как эти задачи решены в Gigasampler.
Ниже приведено описание некоторых функций, входящих в состав instrument editor.
1) Wizard Tool. Эта функция позволяет автоматически создавать сложные инструменты. Когда вы занимаетесь разработкой структуры сложного инструмента, вы должны сгруппировать сэмлы в директории в соответствии с параметрами, которые вы планируете задействовать в инструменте (например velocity, variations, layers). После этого директории с сэмплами импортируются в editor, и вы можете использовать wizard tool для того, чтобы автоматически создать таблицу распределения этих сэмплов по клавиатуре (согласно высоте ноты, velocity и dimensions). Вы просто переносите файлы в editor (используя идеологию drag&drop) и указываете с какой и по какую ноту производить раскладку.
2) Drag&Drop распределение. Для распределения небольшого количества сэмплов или сложных барабанных наборов подойдет данная функция, которая является интуитивным средством создания инструментов. Вы можете начать свою работу над инструментом с wizard tool, после чего продолжить вносить коррективы с помощью данной функции.
3) Layering & Crossfade Layering. Gigasampler поддерживает до двух стерео или четырех моно слоев. Это означает, что имеется возможность воспроизводить в рамках одного инструмента до четырех сэмплов одновременно. Каждый слой имеет свой контроллер громкости и панорамы. Вы также можете осуществить плавное перетекание одного слоя в другой, используя MIDI-контроллер.
4) Sub mixing. С помощью данной функции вы можете манипулировать уровнем громкости каждого сэмпла/под-региона, используемого в инструменте для Gigasampler'а. Также доступна опция для усиления звучания звука до 6dB.
5) Drag Tool Editing. Drag tools делают редактирование сотен и даже тысяч сэмплов/под-регионов быстрым и интуитивным. Вы можете редактировать Envlope, LFO, Filter для каждого сэмпла с помощью drag tools.
6) Region Map - удобный и быстрый способ создавать, перемещать, редактировать и растягивать регионы. Регион может быть на одну клавишу, а может быть на всю клавиатуру. Каждый регион может содержать в себе несколько под-регионов (до 32).
И это лишь малая толика того, что есть в Gigasampler... Начиная с того времени, как было объявлено о намерении выпустить Gigasampler, и до 28 мая, когда Nemesys официально начали поставки этого продукта, вокруг него создавался немалый ажиотаж. Еще бы, ведь аппаратный сэмплер, обладающий даже половиной возможностей такого софта, стоит больше трех тысяч долларов. А здесь за 700$ можно пробрести все, да еще и компакт с сэмплами в придачу. Что ж, подождем, что скажут о Gigasampler музыканты.
А в заключение, чтобы жизнь медом не казалась, приведу минимальные системные требования для работы Nemesys Gigasampler: Microsoft Windows 95, MMX Pentium processor 166Mhz или лучше, 32MB RAM, 2GB свободного дискового пространства (скорость доступа 10ms или меньше), CD-ROM, MIDI Interface, SVGA Display (800x600), Sound Card (с драйвером Microsoft DirectSound).
Ник Худяков (I.C.) - титульная страница
Gigasampler, разработанный компанией Nemesys, - первый программный продукт для проигрывания сэмплов в режиме реального времени прямо с жесткого диска при помощи MIDI клавиатуры или других MIDI устройств. Большие и сложные инструменты (читай - сэмплы) теперь загружаются в течение нескольких секунд, в отличие от реальных сэмплеров, где этот процесс длится минуты. Благодаря использованию жесткого диска, а не RAM, Gigasampler позволяет работать с сэмплами high-end качества, а звуковые дизайнеры, использующие этот программный продукт, теперь ограничены лишь своим собственным воображением, а не объемом оперативной памяти, как раньше. Безусловно, поддерживаются вся традиционные техники экономии памяти, такие, как лупинг и т.п., но только поддерживаются... На самом деле, они вам больше не нужны.
Программы, схожие по своим функциям с Gigasampler, создавались и ранее. Например, трэкеры по многим своим возможностям также напоминали сэмплеры, однако здесь дела даже не в возможностях, а в идеологии. Идеология трэкеров напоминает достаточно замкнутую структуру, не ориентированную ни на аппаратные средства, ни на конкретную программную среду, ни на конечного потребителя. Gigasampler же, благодаря полной поддержке MIDI, является универсальным. Его можно использовать вместе с внутренними секвенсорами (типа Cakewalk или Cubase), его можно коммутировать с внешними MIDI устройствами, он поддерживает синхронизацию, что позволяет полноценно использовать его в студии.
Сэмплинг
Базируясь на новой технологии, разработанной основателями Nemesys, Gigasampler открывает новые горизонты в музыкальном сэмплинге. Теперь пользователю нет нужды приносить в жертву качество звука музыкального инструмента для сохранения свободного места в оперативной памяти. Не надо больше использовать искусственно звучащие зацикленные сэмплы. Теперь можно сэмплировать инструменты, учитывая все тонкости их звучания (динамические изменения звука, экспериссия). Это позволит создавать более реалистичные композиции, более высококачественную музыку с максимально низкими затратами. Вам нужен лишь хороший компьютер и качественная звуковая плата. Возможность сэмплирования больших фрагментов звука позволит избежать досадных повторений, а также даст возможность разнообразить инструментами ваши композиции настолько, насколько вы сочтете нужным. Количество задействованных сэмплов зависит лишь от свободного места на вашем жестком диске, а максимальный размер одного сэмпла - около двух гигабайт.
Dimensions
Dimensions - одна из наиболее мощных функций Gigasampler'а, предназначенная как для дизайнеров звука, так и для конечных пользователей. Она позволяет контролировать динамику ваших сэмплов, накладывать на них различные по уроню реверберации (холлы, комнаты и т.п.), которые будут звучать не искусственно, а со студийным качеством. Контроль динамики необходим для того, чтобы обеспечить реалистичное звучание реальных музыкальных инструментов. Всем известно, например, что в зависимости от того, в какое место ударяет палочка в барабан, меняется и звук этого барабана. С помощью dimensions этот эффект можно с легкостью эмулировать, причем результат превзойдет все ваши ожидания.
Краткая техническая спецификация:
Максимальная длина инстумента: 4 гигбайта; полифония: 64 голоса; частота дискретизации: 48, 44.1, 32kHz (стерео или моно); количество виртуальных выходов: 2; максимально возможное количество слоев: 4; фильтры: LP/HP/BP/BR, Dynamic, Resonance; поддерживаемые форматы: .Wav, Akai, Gigasampler.
Instrument editor
Интересным для подробного рассмотрения в пакете Gigasampler является модуль instrument editor, предназначенный для быстрого и комфортного создания мультисэмплов, слоев, а также для редактирования ADSR огибающей, и много другого. От того, насколько полно и грамотно вы будете пользоваться данной функцией, зависит во многом и качество конечного продукта.
Любой толковый сэмплер должен содержать в себе функции для обработки и редактирования сэмплов. И если в профессиональных сэмплерах это реализовано аппаратно, то для карточек сэмплерного типа пишется специальный софт. Как правило, это не очень удобные и далеко не многофункциональные программы. Рассмотрим, как эти задачи решены в Gigasampler.
Ниже приведено описание некоторых функций, входящих в состав instrument editor.
1) Wizard Tool. Эта функция позволяет автоматически создавать сложные инструменты. Когда вы занимаетесь разработкой структуры сложного инструмента, вы должны сгруппировать сэмлы в директории в соответствии с параметрами, которые вы планируете задействовать в инструменте (например velocity, variations, layers). После этого директории с сэмплами импортируются в editor, и вы можете использовать wizard tool для того, чтобы автоматически создать таблицу распределения этих сэмплов по клавиатуре (согласно высоте ноты, velocity и dimensions). Вы просто переносите файлы в editor (используя идеологию drag&drop) и указываете с какой и по какую ноту производить раскладку.
2) Drag&Drop распределение. Для распределения небольшого количества сэмплов или сложных барабанных наборов подойдет данная функция, которая является интуитивным средством создания инструментов. Вы можете начать свою работу над инструментом с wizard tool, после чего продолжить вносить коррективы с помощью данной функции.
3) Layering & Crossfade Layering. Gigasampler поддерживает до двух стерео или четырех моно слоев. Это означает, что имеется возможность воспроизводить в рамках одного инструмента до четырех сэмплов одновременно. Каждый слой имеет свой контроллер громкости и панорамы. Вы также можете осуществить плавное перетекание одного слоя в другой, используя MIDI-контроллер.
4) Sub mixing. С помощью данной функции вы можете манипулировать уровнем громкости каждого сэмпла/под-региона, используемого в инструменте для Gigasampler'а. Также доступна опция для усиления звучания звука до 6dB.
5) Drag Tool Editing. Drag tools делают редактирование сотен и даже тысяч сэмплов/под-регионов быстрым и интуитивным. Вы можете редактировать Envlope, LFO, Filter для каждого сэмпла с помощью drag tools.
6) Region Map - удобный и быстрый способ создавать, перемещать, редактировать и растягивать регионы. Регион может быть на одну клавишу, а может быть на всю клавиатуру. Каждый регион может содержать в себе несколько под-регионов (до 32).
И это лишь малая толика того, что есть в Gigasampler... Начиная с того времени, как было объявлено о намерении выпустить Gigasampler, и до 28 мая, когда Nemesys официально начали поставки этого продукта, вокруг него создавался немалый ажиотаж. Еще бы, ведь аппаратный сэмплер, обладающий даже половиной возможностей такого софта, стоит больше трех тысяч долларов. А здесь за 700$ можно пробрести все, да еще и компакт с сэмплами в придачу. Что ж, подождем, что скажут о Gigasampler музыканты.
А в заключение, чтобы жизнь медом не казалась, приведу минимальные системные требования для работы Nemesys Gigasampler: Microsoft Windows 95, MMX Pentium processor 166Mhz или лучше, 32MB RAM, 2GB свободного дискового пространства (скорость доступа 10ms или меньше), CD-ROM, MIDI Interface, SVGA Display (800x600), Sound Card (с драйвером Microsoft DirectSound).
Ник Худяков (I.C.) - титульная страница
Компьютерная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 1998 год в рубрике soft :: графика