Linux Vacation / Eastern Europe: взгляд изнутри

Влад Шахов, крайний за организацию LVEE 2007

Интервью взято в день закрытия конференции Linux Vacation / Eastern Europe 2007.

— Начнем со скептического вопроса: нужны ли в принципе такие встречи? Неужели не хватает виртуального общения?

Виртуального общения не хватает. Атомизацию индивидов нужно преодолевать.
Свободное ПО — это совместная работа. А совместная работа — это общение, обмен идеями. Если мы не умеем общаться и обмениваться идеями — значит мы не умеем работать вместе.

— По каким принципам организовывается конференция?

Организационная платформа — от каждого по способностям, каждому по труду. Собрались люди, сделали мероприятие, им это было интересно. Очень тонкая грань между теми, кто мероприятие делает и теми, кто выступает участником. Одни и те же люди — они и участники, и организаторы, и докладчики.

В open source слишком сильна общественная составляющая, которая ставит во главу угла обмен наработками, опытом, информацией между людьми, здесь «зажимание» сделанного считается дурным тоном, и наоборот поощряется, когда ты показываешь то, что ты сделал. Ты получаешь отзывы, собираешь какую-то пользовательскую базу для своих проектов, эти пользователи в последствии могут перейти в разряд разработчиков. Собственно, Linux Vacation Eastern Europe организован по всем канонам разработки свободного программного обеспечения.

В результате — прорыв изоляции, масса позитива, народ разъезжается, полный свежих идей.

— Как происходит подготовка мероприятия? Что самое важное?

Ценные контакты, прежде всего. Сотрудники фирмы приходят к начальству и выкручивают ему руки: «Дай денег, крутое мероприятие, ты прославишь свое имя в веках». И рассказывают всякие интересные истории про то, что компания может получить (и большая часть этого даже правда). Так мы в этом году (2007 — прим. ред.) пять спонсоров получили. А некоторые сами приходили и говорили: «Мы хотим принять участие». Так что эта пятерка — далеко не все, кто проявлял интерес. Еще 3-4 конторы вели переговоры, но по тем или иным причинам не сложилось. Для кого-то это не совсем профильная деятельность, где-то человек не смог заинтересовать начальство, кто-то слишком поздно узнал о мероприятии.

Достаточно сильный мотив для спонсора — завлечь на работу программистов. В сфере free software специалистов сейчас практически никто не готовит, они появляются сами. А поскольку они появляются сами, процесс не упорядочен, и их просто не хватает. На западном рынке бум, огромное количество проектов, гораздо большее, чем число подходящих людей. И кандидатов буквально вырывают друг у друга. Поэтому такое количество спонсоров. Они хотят о себе заявить, как о прогрессивных компаниях, ориентированных на свободное ПО, а мы им в этом способствуем.

— В чем же проблема с подготовкой программистов?

Наше образование пытается поддерживать status quo, вместо того, чтобы идти вперед. А какие-то инновационные вещи — они в этот status quo не вписываются, и нашему образованию это не очень интересно. Им интереснее какие-то устаревшие курсы читать, используя профессуру, знания которой сильно устарели. Технологии очень быстро развиваются, а багаж знаний, который они воспроизводят год от года, быстро устаревает.

— Откуда тогда берутся программисты в этой области? Ведь свободным ПО в Беларуси явно занимается больше чем сотня человек.

Преподавание в области свободного ПО ведется усилиями энтузиастов, которые занимаются этим не благодаря кому-то, а скорее вопреки. Будущим специалистам дается информация, что есть альтернатива коммерческим продуктам, которая очень эффективна для многих применений.

Есть масса историй успешных внедрений и народ в основном приходит к свободному ПО с практической точки зрения: "а не пощупать ли мне вот это, а вдруг оно подойдет под мои задачи?". Новые специалисты по free software обкатывают несколько лет такие системы, опыт наращивается... и получается новый специалист.
Еще один вариант развития событий: приходит человек работать после вуза, ему говорят «есть проект, делай» и в процессе работы человек учится.

Нет никаких государственных программ, фондов, которые занимались бы этим в Беларуси. Есть хорошее сравнение: асфальт положили и забыли о нем. Лет через 5-10 через асфальт начинает пробиваться трава, одуванчики растут...

Так же через официальную пассивность в области информационных технологий начинает пробиваться open source. В некоторых точках, в которых свободное ПО конкурентноспособнее коммерческих аналогов. В области серверов, например. Стандарт серверов начального уровня — Linux, Apache — появился буквально на глазах. Никто их специально не рекламировал.

Тем, кто чему-то научился, хочется об этом рассказать. Из этой благодатной почвы растут наши докладчики, преподаватели в вузах, которым близка такая тематика. Появляется преемственность, какие-то совершенно стихийные научные школы. Например, витебская школа — она развивалась, развивалась.... сейчас эти люди работают по всему миру, этакое витебское землячество, витебские линуксоиды... И не теряют друг друга из вида.
То же самое я могу сказать о группировке, которая была вокруг факультета радиофизики БГУ. Все это стихийно распространяется, люди учат друг друга, передают информацию, и так мы растем. Фактически вокруг этого увлечения формируются новые социальные общности людей.

В идее свободного программного обеспечения с самого начала заложен огромный позитивный заряд — то, что информация должна быть свободной. Из этой исходной посылки был выработан метод — делиться этой свободной информацией. Мы и делимся. По мере сил.

— Возвращаясь к теме LVEE, хочется попросить рассказать подробнее о ставщих легендарными организационных традициях.

Состав оргкомитета не является константой. Причем миграция идет в обе стороны: участник становится членом оргкомитета, на следующий год у него не получается и он снова становится участником, и наоборот...

Процесс же выглядит так. Каждый год после успешно проведенной очередной конференции целая группа людей бьет себя в грудь, обещая, что "мы будем пахать в следующем году, мы в сентябре начнем, в крайнем случае в октябре, ну в самом крайнем — в ноябре".

Настоящая подготовка начинается в лучшем случае в марте. Со всякими письмами «уж полночь близится, а Германа все нет; где LVEE, почему никто ничего не делает?». Наконец находится пара человек, которые особенно неравнодушны к тому, чтобы мероприятие состоялось, и они начинают готовить почву. Искать, куда мы поедем, начинать собирать докладчиков... Так проходят 2-3 месяца.

За неделю до мероприятия просыпаются все остальные: «Боже мой, неделя до мероприятия, а мы еще ничего не сделали!» Но выясняется, что не то, чтобы совсем ничего не сделали, потому что те несколько человек, которые все готовили, сделали 50-60% работы. Все остальные резко просыпаются и на этой волне воодушевления мы въезжаем в мероприятие.

Получается кумулятивный эффект: пару человек завелось, все остальные вспыхнули от них как пожар, и все хорошо делается. Можно выделить три категории участников оргкомитета: те кто горит собственным пламенем и пытаются остальных воспламенять, те кто ребята хорошие, но воспламеняются только в близком контакте с большими энтузиастами, и третья категория, которая вроде бы участвует, но требует постоянного долбания по мозгам, чтобы что-то состоялось.

Когда все уже заехали на турбазу, люди пробуждают друг у друга лучшие качества. При общении через рассылку они не видят честные глаза друг друга, и соответственно такого энтузиазма не пробуждают. Даже при заезде на турбазу бюджет может еще быть непонятен. Живой пример: сегодня практически последний день конференции LVEE 2007, но о том, что нам все-таки хватит денег, мы узнали лишь два часа назад.

В прошлом и позапрошлом годах был концерт. Мы его мучительно каждый раз организовали, всякие забавные команды приезжали, панки всякие там, металлисты инфернальные.... Мы поняли, что нам это делать тяжело. Собрать этих людей, привезти, развернуть оборудование, обеспечить минимальный гонорар... Попробовали сделать что-нибудь «позитивное, но не концерт». Обсудили в рассылке, решили сделать экскурсию по историческому центру города.

Я не особенно расстраиваюсь, что происходят какие-то срывы, кто-то подводит, кто-то не справляется... Кто-то, наоборот, так справляется, что удивительно, потому что никто не рассчитывал. Многие из тех, кто принимает участие в организации по первому разу, очень сильно идеализируют процесс.

Все люди, которые работают в IT, склонны алгоритмизировать: разложить процесс по стадиям, первое-второе-третье-четвертое, всегда искать четкий критерий. А организация таких мероприятий — на самом деле очень хаотическая вещь, потому что мы — люди, а не роботы, соответственно все наши допущения очень условны и зачастую ошибочны.

На самом деле для того, чтобы мероприятие состоялось, не нужно выполнить какой-то четкий список задач. Нужно просто не провалить ключевые направления (привоз и вывоз людей, расселение, сбор тезисов докладов), а все остальное сугубо опционально.





Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 07 за 2008 год в рубрике бизнес

©1999-2024 Сетевые решения