NET-CLASS — сеть свободных знаний
Идея проекта NET-CLASS состоит в организации общественной свободной обучающей системы на основе обмена выгодой от совместного создания, накопления и использования обучающих ресурсов. NET-CLASS - форма организации данных и программ в интернет пространстве. Это не учебное заведение, а электронное учебное пособие для использования в процессе обучения. Учебный материал создают авторы и учащиеся, обучением управляют преподаватели, развитие проекта направляется членами инициативной группы.
Автор проекта ищет единомышленников, партнеров и поддержки сообщества.
введение
Многие предпринимают шаги по созданию систем для дистанционного обучения.
Большинство проектов еще в начале пути. Результаты разные и часто негативные, а затраты очень большие. Построить обучающую систему — задача не простая, но наиболее сложная и трудоемкая часть — наполнение и поддержка. Здесь требуется очень эффективный, ресурсосберегающий подход. Примеры наиболее эффективного ресурсосбережения при схожей деятельности, можно наблюдать в области создания программ с использованием технологий Open Source.
Идея создания обучающей системы, построенной на принципах открытости и свободы, существующей на основе обмена выгодой от совместного создания, накопления и использования обучающих ресурсов лежит на поверхности, обсуждается, но случаев реального воплощения пока не было.
На дни проведения конференции LVEE-2008 запланировано открытие доступа к сайту проекта NET-CLASS.NET, посвященному решению этой задачи. NET-CLASS.NET основан на LMS Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — бесплатная, открытая (Open Source, под лицензией GNU Public License). Moodle выделяется ориентацией на принципы Open Source не только с точки зрения программного кода, но и подхода к самому процессу обучения.
Многие отказываются от дорогих коммерческих систем и переходят на Moodle. На сегодня зарегистрировано более 39499 сайтов из 199 стран. Многие учебные заведения уже выбрали Moodle: - ЦДУ МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия), Европейский гуманитарный университет (Вильнюс), International House - Курсы Иностранных Языков (Минск), Лицей БГУ (Минск). Появились сайты, содержащие более 19,000 курсов и более 41,000 студентов. Open University UK сообщает о более чем 200000 пользователях.
проект NET-CLASS
Существует множество открытых проектов, посвященных накоплению документации и коллективному созданию баз знаний, но открытого интернет-ресурса, пригодного для обучения пока нет. Очень хороши сайты OPENNET.RU, XGU.RU, они располагают неплохими коллекциями документации, средствами коллективной работы с ними, но их трудно использовать даже для лекционного материала.
INTUIT.RU содержит немало превосходного лекционного материала, но почти не содержит элементов организации учебного процесса.
NET-CLASS сможет предоставить не только лекционный материал. Это иная модель обучения.
Он оснащен развитыми средствами создания учебных пособий и другими средствами организации учебного процесса. Это может заметно отличаться от традиционных лекционных материалов и учебников. Средства электронных учебных пособий позволяют организовать и упорядочить учебный процесс, наметить определенные цели, выявить и своевременно заполнить пробелы в знаниях, способствовать процессу изучения удобной организацией различных справочников, глоссариев и прочих элементов, которые могут пополнять как обучающие, так и обучаемые.
среда обучения
Moodle основан на концепции социального конструктивизма и ориентирован на создание социальных структур, объединенных общими целями познания. Разумеется, Moodle подходит и для традиционных лекционных дистанционных курсов и для поддержки очного обучения.
Каждый участник обучения в Moodle может быть и учителем и учащимся одновременно. Как учитель, вы перестаете быть просто "источником знаний" и превратитесь во вдохновителя, ролевой образец поведения в группе. Вы работаете с потребностями членов группы и, стимулируя их взаимодействие, направляете на общие цели.
Обучение превращается в процесс коллективного познания или исследования.
Moodle не навязывает это, но всё же именно такой тип поведения Moodle поддерживает лучше всего. Moodle позволяет хорошо организовать и упорядочить учебный процесс, наметить определенные цели, выявить и своевременно заполнить пробелы в знаниях, способствовать процессу изучения удобной организацией различных справочников, глоссариев и прочих элементов, которые могут пополнять как обучающие так и обучаемые.
Некоторые вещи требуют разработки дополнений:
- система оценивания должна учитывать не только правильность ответов на тесты и выполнение заданий, но и социальную активность, личностные качества, что обеспечит соревновательность и прочую мотивацию к обучению;
- средства группового планирования разработки курсов и распределения задач;
- поддержка разработки в режиме оффлайн;
- изменение некоторых принципов управления доступом.
для кого NET-CLASS?
Уровень подготовки кадров - один из основных элементов, составляющих эффективность и прибыльность предприятий. Он же определяет уровень личных доходов сотрудников.
Предприятия, организуя свои или используя чужие специальные обучающие центры, в первую очередь рассчитывают на то, что высокий уровень оплаты труда и конкуренция будет стимулировать людей учиться самостоятельно.
Однако "стихийное" самообучение крайне не рационально, оно отнимает значительную часть рабочего и личного времени, его достаточность сложно оценить как самому обучаемому, так и работодателю.
Учитывая немалую стоимость обучения сотрудников в учебных центрах, программы обучения строятся на основе благородного желания дать максимум знаний и навыков за минимум времени. Разумеется, это делается за счет повышения скорости подачи и сокращения элементов контроля усвоения материала. Результаты подобного обучения нередко формальны и не оправдывают затрат.
Коммерческое обучение главным образом ориентировано на коммерческие решения, что еще больше увеличивает нагрузку на потребителя и экономику в целом.
Планета имеет ограниченные ресурсы, экономике придется развиваться рационально, а примером рациональности для многих отраслей деятельности могут служить открытые технологии.
Очевидно, что наступает время обучающих систем, построенных на тех же принципах открытости и социальности. Элементы открытости в области обмена знаниями имеют вековые традиции в академической среде, но мир иногда меняется не в лучшую сторону, увы.
Ограничивающие элементы в процессе создания новых знаний, на чем бы они не основывались, на авторском или любом другом праве, имеют ограничительный характер по своей сути, мешают процессу создания, совершенствования и накопления знаний.
Открытая обучающая система могла бы не только способствовать развитию системы образования, но и формировать особую культуру, особое мировоззрение, основанное на принципах гуманности и прочих положительных аспектах свободного сотрудничества людей и взаимопомощи.
Шваяков А. А., Минск, Беларусь, a.shvayakov@gmail.com
Автор проекта ищет единомышленников, партнеров и поддержки сообщества.
введение
Многие предпринимают шаги по созданию систем для дистанционного обучения.
Большинство проектов еще в начале пути. Результаты разные и часто негативные, а затраты очень большие. Построить обучающую систему — задача не простая, но наиболее сложная и трудоемкая часть — наполнение и поддержка. Здесь требуется очень эффективный, ресурсосберегающий подход. Примеры наиболее эффективного ресурсосбережения при схожей деятельности, можно наблюдать в области создания программ с использованием технологий Open Source.
Идея создания обучающей системы, построенной на принципах открытости и свободы, существующей на основе обмена выгодой от совместного создания, накопления и использования обучающих ресурсов лежит на поверхности, обсуждается, но случаев реального воплощения пока не было.
На дни проведения конференции LVEE-2008 запланировано открытие доступа к сайту проекта NET-CLASS.NET, посвященному решению этой задачи. NET-CLASS.NET основан на LMS Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — бесплатная, открытая (Open Source, под лицензией GNU Public License). Moodle выделяется ориентацией на принципы Open Source не только с точки зрения программного кода, но и подхода к самому процессу обучения.
Многие отказываются от дорогих коммерческих систем и переходят на Moodle. На сегодня зарегистрировано более 39499 сайтов из 199 стран. Многие учебные заведения уже выбрали Moodle: - ЦДУ МГУ им. М.В. Ломоносова (Россия), Европейский гуманитарный университет (Вильнюс), International House - Курсы Иностранных Языков (Минск), Лицей БГУ (Минск). Появились сайты, содержащие более 19,000 курсов и более 41,000 студентов. Open University UK сообщает о более чем 200000 пользователях.
проект NET-CLASS
Существует множество открытых проектов, посвященных накоплению документации и коллективному созданию баз знаний, но открытого интернет-ресурса, пригодного для обучения пока нет. Очень хороши сайты OPENNET.RU, XGU.RU, они располагают неплохими коллекциями документации, средствами коллективной работы с ними, но их трудно использовать даже для лекционного материала.
INTUIT.RU содержит немало превосходного лекционного материала, но почти не содержит элементов организации учебного процесса.
NET-CLASS сможет предоставить не только лекционный материал. Это иная модель обучения.
Он оснащен развитыми средствами создания учебных пособий и другими средствами организации учебного процесса. Это может заметно отличаться от традиционных лекционных материалов и учебников. Средства электронных учебных пособий позволяют организовать и упорядочить учебный процесс, наметить определенные цели, выявить и своевременно заполнить пробелы в знаниях, способствовать процессу изучения удобной организацией различных справочников, глоссариев и прочих элементов, которые могут пополнять как обучающие, так и обучаемые.
среда обучения
Moodle основан на концепции социального конструктивизма и ориентирован на создание социальных структур, объединенных общими целями познания. Разумеется, Moodle подходит и для традиционных лекционных дистанционных курсов и для поддержки очного обучения.
Каждый участник обучения в Moodle может быть и учителем и учащимся одновременно. Как учитель, вы перестаете быть просто "источником знаний" и превратитесь во вдохновителя, ролевой образец поведения в группе. Вы работаете с потребностями членов группы и, стимулируя их взаимодействие, направляете на общие цели.
Обучение превращается в процесс коллективного познания или исследования.
Moodle не навязывает это, но всё же именно такой тип поведения Moodle поддерживает лучше всего. Moodle позволяет хорошо организовать и упорядочить учебный процесс, наметить определенные цели, выявить и своевременно заполнить пробелы в знаниях, способствовать процессу изучения удобной организацией различных справочников, глоссариев и прочих элементов, которые могут пополнять как обучающие так и обучаемые.
Некоторые вещи требуют разработки дополнений:
- система оценивания должна учитывать не только правильность ответов на тесты и выполнение заданий, но и социальную активность, личностные качества, что обеспечит соревновательность и прочую мотивацию к обучению;
- средства группового планирования разработки курсов и распределения задач;
- поддержка разработки в режиме оффлайн;
- изменение некоторых принципов управления доступом.
для кого NET-CLASS?
Уровень подготовки кадров - один из основных элементов, составляющих эффективность и прибыльность предприятий. Он же определяет уровень личных доходов сотрудников.
Предприятия, организуя свои или используя чужие специальные обучающие центры, в первую очередь рассчитывают на то, что высокий уровень оплаты труда и конкуренция будет стимулировать людей учиться самостоятельно.
Однако "стихийное" самообучение крайне не рационально, оно отнимает значительную часть рабочего и личного времени, его достаточность сложно оценить как самому обучаемому, так и работодателю.
Учитывая немалую стоимость обучения сотрудников в учебных центрах, программы обучения строятся на основе благородного желания дать максимум знаний и навыков за минимум времени. Разумеется, это делается за счет повышения скорости подачи и сокращения элементов контроля усвоения материала. Результаты подобного обучения нередко формальны и не оправдывают затрат.
Коммерческое обучение главным образом ориентировано на коммерческие решения, что еще больше увеличивает нагрузку на потребителя и экономику в целом.
Планета имеет ограниченные ресурсы, экономике придется развиваться рационально, а примером рациональности для многих отраслей деятельности могут служить открытые технологии.
Очевидно, что наступает время обучающих систем, построенных на тех же принципах открытости и социальности. Элементы открытости в области обмена знаниями имеют вековые традиции в академической среде, но мир иногда меняется не в лучшую сторону, увы.
Ограничивающие элементы в процессе создания новых знаний, на чем бы они не основывались, на авторском или любом другом праве, имеют ограничительный характер по своей сути, мешают процессу создания, совершенствования и накопления знаний.
Открытая обучающая система могла бы не только способствовать развитию системы образования, но и формировать особую культуру, особое мировоззрение, основанное на принципах гуманности и прочих положительных аспектах свободного сотрудничества людей и взаимопомощи.
Шваяков А. А., Минск, Беларусь, a.shvayakov@gmail.com
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 07 за 2008 год в рубрике software