беспроводные амбиции Google

Еще несколько лет назад компания Google декларировала исключительно намерение «упорядочить всю информацию в мире». Теперь, похоже, амбиции интернет-гиганта простираются намного дальше — и преимущественно в телекоммуникационную индустрию.

19 марта в США завершился исторический для телекоммуникационной отрасли страны аукцион — публичная распродажа аналоговых телечастот. Эти частоты (700-мегагерцевый диапазон) высвобождаются после того, как в феврале 2009 года вся страна переходит на цифровое телевещание. Освободившиеся частоты было решено распродать телекоммуникационным компаниям.
Это был действительно лакомый кусок: сигнал на телевизионных частотах может передаваться на большие расстояния и устойчиво принимается в зданиях. А значит, отлично подходит для организации сетей беспроводной передачи данных. И еще один момент: торги по телечастотам были последней возможностью для компаний-новичков войти на рынок беспроводной связи.
Понятно, что в роли самого заметного «новичка» выступала компания Google. Торги были организованы Федеральной комиссией по связи США (FCC), и организованы с размахом. Но результат все равно намного превзошел ожидания: вместо запланированных 10 миллиардов торги принесли более $19,5 млрд.
Сама технология проведения торгов выглядела довольно замысловато. Частоты были разбиты на отдельные блоки, каждый из которых можно было использовать на определенных условиях. Для телекоммуникационных операторов наибольший интерес представлял блок частот C, который позволяет развернуть сети связи четвертого поколения на территории всех 50 штатов США. Вот тут-то и разгорелась настоящая война.
Дело тут во многом в особенностях американского национального рынка сотовой связи. В США сотовые операторы продают телефоны, которые работают только с их сетями. Более того, в каждой компании действуют свои ограничения на то, какие приложения и рингтоны можно скачивать на подключенные телефоны. Но такая исторически сложившаяся ситуация очень не нравилась руководству Google — она серьезно осложняет рекламный бизнес компании на рынке мобильных медиа. Говоря конкретнее, Google довольно сложно продвигать свои приложения и рекламные блоки на мобильные телефоны и смартфоны американцев. В общем, в Google посчитали, что на рынке настало время сделать революцию. А аукцион по телечастотам вполне может сыграть роль выстрела «Авроры».
Компания Google предложила FCC обязать будущего владельца блока C выполнить четыре условия, причем условия, весьма непривычные для
телекоммуникационного бизнеса США:
— «открытые приложения»: дать потребителям возможность скачивать любые приложения, любой контент и пользоваться любыми услугами любых операторов и контент-провайдеров;
— «открытые устройства»: позволить потребителям выбирать, к какой беспроводной сети они хотят подключать свои телефоны и коммуникаторы, купленные у независимых продавцов;
— «открытые услуги»: при продаже права на использование частот владелец лицензии на блок C не должен дискриминировать другие компании, соблюдая приведенные выше правила;
— «открытые сети»: провайдеры-субарендаторы должны иметь техническую возможность передачи данных через беспроводную сеть владельца лицензии на частоты блока C.
Эти условия были приняты — слишком уж сильно влияние Google. Американские чиновники приняли условия, заявив, что, если блок частот C будет продан более чем за $4,6 млрд, то потребители смогут подключаться к этой сети так, как того потребовал Google. Когда в 2009 году телевизионные частоты начнут применяться для дешевой беспроводной передачи данных, монополия сотовых операторов окажется подорвана в корне.
Замечу, кстати, что торги по частотам аналогового телевидения длились довольно долго — они начались еще в конце января. Они проходили анонимно, и в них участвовало более 200 компаний. Правила выглядели не самым стандартным образом: аукцион должен был закончиться только в том случае, если ни один участник не повысит в очередной раз ставку. Однако в самом начале за частоты предложили $18 млрд., после чего торги почти два месяца шли очень вяло.
Как и предполагалось, в центре всеобщего внимания оказался блок частот C — за него уже через несколько дней после начала аукциона было предложено более $4,6 млрд. Через полтора месяца, 20 марта, стало известно, что главными покупателями на аукционе были IT-гиганты AT&T и Verizon Wireless.
В общей сложности эти две компании потратили на приобретение частот $16 млрд. из собранных $19,5 млрд. Причем эти траты были сделаны во многом для того, чтобы не допустить вхождения на рынок новых игроков — весьма возможных конкурентов.
А что Google? А Google в итоге при любом раскладе оказывается в выигрыше. AT&T и Verizon Wireless освободят американских абонентов от «кабалы» сотовых операторов, но контент и сервисы для пользователей мобильных устройств поставлять будет все равно Google. У телекоммуникационных гигантов просто нет возможностей конкурировать с интернет-корпорацией на этом поле. Значит, будут сотрудничать. А где контент и сервисы — там и реклама. Google получит то, что так желает.

А теперь про развитие истории с телевизионными частотами.
24 марта была обнародована информация о том, что Google планирует в ближайшее время создать новое поколение беспроводных устройств для выхода в интернет. И подключение этих гаджетов к сети будет осуществляться как раз в ТV- диапазоне, по которому только что закончился аукцион. Первые такие устройства появятся уже к концу 2009 года. Новый тип связи Google называет «Wi-Fi 2.0», или «Wi-Fi на стероидах». Соответствующие документы компания уже направила в Федеральную комиссию связи США.
Как рассказал журналистам Рик Витт, консультант Google по вопросам связи в Вашингтоне, этот класс устройств сможет предложить скорость передачи данных до нескольких гигабит в секунду. Это намного больше, чем современные сети беспроводной связи, причем по несравненно более низкой цене. Пользователи таких устройств смогут смотреть телевизионные передачи и фильмы в режиме онлайн, что в современных сетях невозможно по причине их ограниченной пропускной способности.

Предполагается, что мобильные телефоны и интернет-устройства (Mobile Internet Device, MID), использующие данный тип связи, будут основаны на платформе Google Android. Соответственно, компания Google сможет зарабатывать на рекламе, размещаемой в процессе веб- серфинга на таких устройствах. Однако данный вид связи вызывает опасения у телерадиокомпаний и производителей беспроводных микрофонов, которые полагают, что он будет способен вызывать интерференцию. В настоящий момент FCC исследует вопрос пересечения волн и готовит официальное постановление по данному вопросу.
В свою очередь, Google предлагает использовать для беспроводных микрофонов, медицинского и астрономического оборудования, служебных средств связи другую группу частот, которые не будут использоваться технологией Wi-Fi 2.0.
Впрочем, прямых конкурентов у Google на данном рынке хватает. В частности, собственные планы использования освобождающихся телевизионных частот строят Microsoft, HP, Dell и североамериканское отделение Philips. Менее двух недель назад об использовании телевизионного диапазона говорил Билл Гейтс.

А корпорации Comcast и Time Warner Cable обсуждают финансирование совместного предприятия, организованного Spring Nextel и Crearwire. Эта инициатива позволит создать общеамериканскую сеть, построенную на основе скоростной беспроводной технологии передачи данных WiMax. Согласно плану, Comcast, крупнейший оператор кабельных коммуникаций в США, вложит в совместное предприятие $1 млрд, тогда как Time Warner — $500 млн. Еще один оператор — Bright House Networks — вложит от 100 до 200 миллионов долларов.
Представители Comcast и Sprint пока отказываются давать комментарии на этот счет. Но известно, что Sprint уже проводит испытания услуг связи на основе WiMax в некоторых регионах, а Clearwire обладает в США собственной сетью, построенной по этой технологии. По информации издания Wall Street Journal, Google также может принять участие в финансировании проекта, но в то же время стороны пока окончательно не договорились об условиях соглашения, и вся сделка еще может не состояться.



Антон Платов


Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 05 за 2008 год в рубрике бизнес

©1999-2024 Сетевые решения