итоги 2007-го: год слияний и поглощений
Уходящий год наверняка войдет в историю IT-индустрии как «год слияний и поглощений». Компьютерные и телекоммуникационные компании с каким-то невероятным азартом приобретали друг-друга, сливались и поглощали коллег-конкурентов. Рекордсменом в этом деле стала, конечно же, Google – подробнее об этом ниже. Хотя и чисто технологических новинок было немало.
Еще интересно, что IT-компании активно скупались не только другими такими компаниями, но и частными инвесторами. Рекордсменом стал японский мультимиллиардер Масайоси Сан, основатель и владелец корпораций Softbank, Vodafone и еще шестисот (!) компаний сектора высоких технологий. Впрочем, давайте обо всем по порядку – что же происходило в 2007 году?
Apple iPhone
Конечно, самым ярким событием уходящего года стала презентация iPhone – Apple даже не пришлось для организации фурора предпринимать сколько- нибудь значимые усилия. Новинка действительно впечатляла. Ложкой дегтя стала только привязка iPhone к конкретным операторам. Впрочем, народные умельцы буквально через пару дней сумели разблокировать аппарат, тем самым испортив настроение уже Apple.
Вообще, на протяжении всего года большинство мировых IT-компаний демонстрировало достаточно уверенный рост — как и большинство секторов IT- индустрии. Однако в целом в бизнесе информационных технологий обстановка временами царила довольно нервозная. Это связано, прежде всего, с общей экономической нестабильностью в мире (растущие цены на нефть, падающий доллар, финансовый кризис в США). Второй фактор нестабильности — то, что эксперты и аналитики не смогли предсказать целый ряд важных событий и тендеций в мире IT. Например, появления на рынке менее чем через полгода после выхода iPhone целого ряда аналогичных устройств, в основном, от производителей из Юго-Восточной Азии.
Microsoft и Vista
Для Microsoft 2007-й стал «годом Висты». Фактически, аккурат на протяжении всего года пользователи знакомились с новой ОС и решали для себя: ставить или нет. Ну а в Microsoft, не особо афишируя свои действия, всячески старалась «задвинуть» Windows XP, лишив пользователей свободы выбора.
Насчет Microsoft еще можно вспомнить, что 2007-й – это последний год правления Билла Гейтса. Уже в следующем году он окончательно передаст управленческие функции в руки Стива Баллмера. Впрочем, политика компании от этого вряд ли как-то изменится.
Вполне возможно, что в самом скором будущем корпорация Microsoft может натолкнуться в Европе на еще одно препятствие для своего бизнеса. В западных СМИ все чаще звучит тезис о том, что чиновники Евросоюза могут распространить антимонопольное расследование не только на ОС Windows, но и на офисные пакеты MS Office и MS Works, так как считают и их доминирующими и полагают, что Microsoft, пользуясь своим монопольным положением на рынке операционных систем, активно склоняет потребителей к использованию именно этих продуктов. Впервые подобная информация появилась в прессе летом нынешнего года.
Очевидно, что европейцы наносят по софтверному гиганту один удар за другим. Накопительный штраф, начисляемый Microsoft исполнительной властью ЕС с декабря 2004 года за завышенные цены на ПО и отказ открыть компаниям-конкурентам доступ к технической информации об операционных системах семейства Windows, уже вплотную приблизился к сумме в один миллиард евро. А 17 сентября этого года европейский суд первой инстанции вынес решение по жалобе Microsoft против требования Еврокомиссии выплатить этот штраф – жалобу не удовлетворили, штраф все равно придется выплачивать. Тут еще стоит напомнить, что в феврале 2006 года компании Sun и IBM пожаловались на Microsoft в Еврокомиссию, обвиняя софтверную корпорацию в намеренном отступлении от стандартов с тем, чтобы офисные продукты Microsoft Office не были полностью совместимы с аналогичными разработками конкурентов. После той истории еврочиновники постарались детально разобраться в ситуации и выяснить, были ли аналогичные прецеденты и с другими компаниями.
В качестве противовеса MS Office в Европе сейчас активно продвигается открытый бесплатный пакет OpenOffice. Справедливости ради должен сказать (в том числе и исходя из личного опыта), что OpenOffice начиная с версии 2.0 по функциональности ничуть не уступает MS Office, а кое в чем его даже превосходит. OpenOffice в Европе – безусловный фаворит среди свободного/бесплатного ПО, хотя в этой области начинают появляться и новые игроки. Такие, например, как пакет Lotus Symphony от IBM или аналогичная разработка от Google.
КПК как исчезающий вид
Драматические события происходили в 2007-м на мировом рынке КПК. По данным экспертов, объем продаж КПК снижается уже 15 кварталов подряд. В III квартале он составил всего 728894 устройства, что на 39,3% меньше, чем в том же периоде прошлого года. Аналитики связывают падение продаж карманных компьютеров с растущей популярностью коммуникаторов и смартфонов. При этом КПК продолжают занимать свою, хоть и небольшую, нишу: они используются сотрудниками различных предприятий для работы, а также востребованы на развивающихся рынках.
В пятерку лидеров мирового рынка КПК сейчас входят Palm, HP, Mio, Fujitsu-Siemens и Sharp. Palm остается лидером (44,6%), хотя не выпускает новых моделей КПК уже два года, сосредоточившись на смартфонах и новой ОС. У HP второе место (27,2%), компания Mio удерживает третье (11,2%), в большей степени за счет навигационных возможностей своих КПК. Fujitsu-Siemens в III квартале вернула себе четвертое место (5,4%) после окончательного выхода из игры компании Dell. Завершает Топ-5 крупнейших мировых производителей КПК компания Sharp (2,4%), хотя она показала самый большой спад по сравнению с прошлогодними показателями — 82%.
новое лицо Adobe
Компания Adobe Systems сообщила о назначении нового исполнительного директора Шантану Нарайена, который 1 декабря сменит на этом посту Брюса Чизена. Чизен проработал в Adobe около 14 лет. Под его руководством относительно простые программные решения компании для издателей и художников превратились в мощные инструменты, которыми пользуются профессионалы по всему миру. Именно при Чизене Adobe поглотила компанию Macromedia, создавшую технологию Flash. Благодаря слиянию Adobe Systems и Macromedia на рынке появилась одна из крупнейших в мире софтверных компаний. Брюс Чизен говорит, что покидает Adobe по собственному желанию. Но многие обозреватели связывают уход Чизена с тем, что компания Adobe планирует изменить бизнес-модель, внедряя концепцию «ПО как сервис». Доступ к своим приложениям Adobe станет предоставлять через веб-интерфейс по подписке. Кроме того, часть прибыли будет идти от демонстрации рекламы.
всеядная Google
В середине осени акции Google на высокотехнологической бирже NASDAQ достигли максимума за всю историю компании, добравшись до отметки в $584,39, а затем разом прыгнув до $700. Таким образом, капитализация компании составила $182 млрд. Аналитики такому ходу событий, впрочем, не удивляются и говорят, что предпосылкой бизнес-успеха Google стали непрерывно возрастающие доходы от интернет-рекламы, продолжающееся увеличение популярности поискового сервиса и многочисленные покупки других компаний. Теперь ожидается, что до конца года котировки акций Google могут достигнуть отметки в $800. И все благодаря рынку интернет-рекламы, который (по данным eMarketer) в США в 2007 году вырос на 29% – до $21,7 млрд – и к 2011 году должен удвоить свой объем. Реклама в поисковых системах составляет около 40% рынка интернет-рекламы.
Стержень Google – поисковый сервис – продолжает занимать лидирующие позиции в мире и постепенно отбирает пользователей у своих конкурентов – Yahoo!, Ask и MSN. Сейчас на мировом рынке интернет-поиска сервис от Google занимает долю в 56,5% – это очень серьезно. Но все же главным стимулом для роста акций Google оказались многочисленные приобретения компании. Последней подтвержденной покупкой стала мобильная социальная сеть Zingku. Покупки – основа политики Google по расширению своего влияния и проникновению на новые рынки. В июне нынешнего года Эрик Шмидт – исполнительный директор компании – заявил, что Google намерен заняться активным приобретением небольших компаний для расширения своего портфеля инвестиций. И как раз на июнь-июль 2007 года пришелся пик поглощений. Приобретения Google за 2006-2007 годы составляют без малого три десятка различных компаний – больших и маленьких.
Между тем, Эрик Шмидт на конференции Zeitgeist рассказал об отношении интернет-гиганта к социальным сетям и планах по улучшению сервисов компании. Цитата: «Пользователи даже не представляют себе, как много просмотров страниц в Сети приходится на социальные сети. Они стали очень значительной частью интернета. Это действительно важное явление». В течение следующего года Google планирует существенно улучшить работу большинства своих сервисов благодаря информации о предпочтениях интернет-пользователей. Он также добавил, что Google хотел бы очень активно распространять свою рекламу через Facebook.
прогресс AMD
Компания AMD продолжает свою нескончаемую войну с Intel. Цены на процессоры AMD семейств Ahtlon 64 X2 и Athlon 64 буквально за один месяц (сентябрь-октябрь) значительно упали. Причем сам производитель заявил об отказе от дальнейшего выпуска Athlon 64 FX-72 и Sempron 3200+, а основные мощности сейчас сосредоточатся на выпуске Athlon X2 BE-2400, Athlon LE-1620, Athlon LE-1600, а также трех бюджетных решений серии Sempron LE-1xxx. Сейчас AMD занята не только конкуренцией с Intel и давлением на нее в области бюджетных решений (в первую очередь), особенно в преддверии появления четырехъядерных микрочипов Phenom. Есть и еще одно направление, в котором ожидается серьезнейшая битва, и ее участником также является AMD. В конце октября — середине ноября в продажу поступили сразу два ультрасовременных графических процессора: GeForce 8800 GT (кодовое обозначение G92, в продаже появился 29 октября) и ATI Radeon HD 2950 Pro (кодовое обозначение видеочипа RV670, в продаже появился 15 ноября).
гибридные накопители
Достаточно скоро и по большей части с подачи Seagate должны получить широкое распространение гибридные винчестеры, в которых используются микросхемы флэш-памяти общей емкостью 256 Мб. При таком совместном использовании со стандартными для HDD технологиями получается серьезный выигрыш в производительности, энергопотреблении и стоимости 1 Гб, хотя на данный момент такие решения являются достаточно дорогими и стоят больше, чем стандартные варианты. Словом, будущее за ними.
шустрые китайцы
Что лично меня поразило в 2007 году едва ли не больше всего, так это невероятные успехи китайских айтишников. Деление компьютерной техники на «белую» и «желтую» сборку давно не актуально – теперь практически все производися в Китае и Тайване. В Европе вообще один завод остался – фабрика Fujitsu-Siemens.
В Китае сейчас настоящий биржевой бум, больше всего напоминающий американскую интернет-лихорадку 1998-2000 годов. Совсем недавний пример: акции китайского ресурса Alibaba.com, который специализируется на предоставлении интернет-площадок для ведения малого и среднего бизнеса, выросли на 165% в первый же день торгов на бирже в Гонконге. Ранее Alibaba.com выручил от первичного размещения акций на фондовых биржах полтора миллиарда долларов, что стало вторым крупнейшим выходом интернет-компании на фондовый рынок со времени размещения акций Google в 2004 году. Сервис Alibaba.com, запущенный еще семь лет назад, — часть холдинга Alibaba Group, который включает управление сайтом Yahoo China! и Taobao.com — крупнейшим в Китае интернет-аукционом. Ранее сообщалось, что 10% Alibaba.com будут проданы Yahoo!, которой уже принадлежит 39% ценных бумаг китайского сайта. Количество зарегистрированных пользователей китайского сайта превышает 24,6 млн. человек.
А ведь можно еще вспомнить стремительный рост компании Lenovo, которая была основана в 1984 году на средства Китайской академии наук. В декабре 2004 года Lenovo приобрела подразделение по выпуску персональных компьютеров IBM за $1,25 млрд. По оценке Gartner Group, уже в I квартале 2007 года Lenovo продала 9,9 млн. ПК – это третий показатель в мире после HP и Dell. Выручка в финансовом году, завершившемся 31 марта 2007 года, - $14,6 млрд., чистая прибыль – $161 млн.
Acer
Тайваньская компания Acer, которая является одним из крупнейших производителей компьютеров в мире, во второй половине 2007-го объявила о грандиозной покупке – она приобретает четвертого по величине сборщика ПК в США, компанию Gateway. При этом покупка происходит в форме «дружественного поглощения», то есть с полного согласия как акционеров, так и топ-менеджеров Gateway. Топ-менеджеры Acer давно вели переговоры c руководством Gateway, так что это приобретение не стало слишком большой неожиданностью. Разве что никто не ожидал, что соглашение будет заключено ранее 2008 года.
Согласно условиям сделки, Acer заплатит за каждую акцию Gateway по $1,9, то есть на 57% больше рыночной стоимости. Похоже, именно такая большая сумма премии и помогла «уломать» акционеров американского производителя ПК. В результате общая сумма сделки, которая завершится к концу 2007 года, составит порядка $710 млн.
В США компания Gateway по итогам II квартала 2007 года уступала только HP и Dell, хотя на мировом рынке эта торговая марка малоизвестна. Внешне теперь мало что изменится: на территории США объединенная компания продолжит выпускать компьютеры под торговой маркой Gateway. При этом бренд Acer с американского рынка никуда не исчезнет: Gateway будет позиционироваться как более дорогая и престижная продукция, а Acer – более дешевая, бюджетного класса.
Что касается общемировых показателей, то Acer после присоединения Gateway будет выпускать 20 млн. ПК в год, а ее выручка превысит $15 млрд. Для сравнения: во II квартале 2007 года в мире было продано 59 млн. ПК. Корпорация Hewlett-Packard продала 11,1 млн., Dell – 9,1 млн., Lenovo – 4,9 млн., Acer – 4,4 млн., Toshiba – 2,4 млн. Теперь очевидно, что Acer к концу года уверенно займет третье место в списке крупнейших производителей персональных компьютеров, вытеснив из тройки лидеров китайскую Lenovo, рыночная доля которой оценивается в 8,3%.
Между тем, Lenovo явно и безусловно нацелена на мировое лидерство, и откат с третьего места на четвертое в ее планы наверняка не входит. После того, как Lenovo два года назад купила подразделение IBM по производству персональных компьютеров, эта корпорация развивалась такими темпами, что быстро стала одним из символов китайской экспансии в секторе hi-tech. И вот теперь – первое столкновение с равным по силе противником. Интрига заключается еще и в том, что Acer не только вытесняет Lenovo с третьего места в мировом рейтинге, но и лишает весьма многообещающей перспективы развития. В последнее время Lenovo серьезно нацелилась на богатый европейский рынок ПК и планировала начать свою экспансию на него с покупки регионального лидера – компании Packard Bell. Теперь же китайцам придется забыть об этих планах: Packard Bell – дочерняя компания Gateway, так что Acer получит крупнейшего европейского сборщика ПК автоматически, как один из активов американской корпорации. Каковы будут ответные действия Lenovo, лично я предсказать не берусь.
Ну и, наконец, большая политика. Acer – тайваньская компания, а Lenovo – китайская. Тайвань и Китай – злейшие враги, при этом Китай – прямой конкурент США на мировом рынке. Во многом из-за этого США уже полвека поддерживают Тайвань и даже не собираются выводить с острова свои войска. Кроме того, в США и ряде европейских стран (прежде всего в Германии) власти начали проводить политику по ограничению китайских инвестиций в свою экономику. Попросту говоря, вряд ли американское антимонопольное ведомство дало бы разрешение на покупку компании Gateway корпорацией Lenovo. Но свято место пусто не бывает, вот Gateway и досталась Acer.
Тут еще можно вспомнить, как год назад многие официальные лица в США выступали категорически против покупки американскими госструктурами и крупными корпорациями ПК производства Lenovo. Это мотивировалось тем, что коварные китайцы, дескать, могут установить в компьютерах «жучков» для электронного шпионажа. Сложно сказать, насколько обоснованы были те предположения, но свою роль в ограничении доступа продукции Lenovo на американский рынок они явно сыграли.
мобильная индустрия
По данным исследований компании Pyramid Research, уже через несколько лет мировой мобильный рынок претерпит беспрецедентные изменения, а к существующим 2,8 млрд. пользователей сотовых телефонов в ближайшие три года добавится миллиард новых. Из них 87% составят жители развивающихся стран. Причем большинство потенциальных потребителей добавит не Китай, а Индия. В целом в этих двух странах окажется около 35% из обещанного миллиарда новых пользователей, а остальные придутся на те части света, в которых уровень урбанизации составляет менее 50%. К 2010 году 74% абонентов будут жить в странах с развивающейся экономикой. Однако из-за низкого ARPU их доля составит 40% общемировых доходов сотовых операторов. И еще важный момент: большинство таких потребителей будут пользоваться сотовыми сетями для доступа к интернету.
А в компании Nokia с 1 января 2008 года будет проведена реструктуризация, в результате которой Nokia разделится на три части. Причем прагматичные скандинавы все предусмотрели заранее: между новыми подразделениями уже распределены направления деятельности, производственные мощности, финансы и персонал; также назначено и руководство. Интересно, что обычно подобные метаморфозы происходят по решению суда и/или антимонопольных органов, которые решают разделить того или иного промышленного гиганта на части в целях обеспечения свободной конкуренции. Но в данном случае решение о «растроении» принималось руководством самой Nokia исключительно с целью оптимизировать работу концерна и еще более увеличить занимаемую долю рынка.
Новообразованные подразделения будут называться Devices, Services & Software и Markets. Первое подразделение займется разработкой устройств; второе – созданием интернет-сервисов, корпоративных решений и программного обеспечения. Соответственно, подразделению Markets будет поручено управление рекламными кампаниями, каналами сбыта и продажами. Отдельно будет существовать специально создаваемый Chief Development Office. Его сотрудники займутся стратегической оптимизацией и оперативной поддержкой взаимодействия каждого подразделения с исполнительным директором.
Red Hat и ее Linux
Одна из самых известных Linux-компаний Red Hat планирует в течение ближайших двух-трех лет внести ряд принципиальных изменений в существующую модель ведения бизнеса. В настоящее время Red Hat получает основную часть прибыли от распространения и поддержки серверной версии ОС Linux. Компания также развивает направление виртуализации и продвигает Linux в сфере настольных компьютеров, однако пока доход от этих инициатив сравнительно невысок. Но уже в 2008 году Red Hat начнет делать основной упор именно на конечных пользователей – как офисных, так и домашних.
видеосервисы
Коммерческий успех видеосервиса YouTube по-прежнему не дает покоя телевизионщикам. Американские телекомпании Fox и NBC объявили о тестовом запуске нового видеопортала — очередного конкурента YouTube. На сайте Hulu.com будут размещаться полнометражные фильмы и телевизионные шоу. Тестовый запуск сайта состоялся 29 октября. Сейчас видеосервис работает в режиме условно-закрытого бета-тестирования: заявку на участие в тестировании проекта может подать любой желающий, однако письма с пригласительным кодом приходится ждать несколько часов. Окончательная версия сайта будет представлена интернет-аудитории в ближайшие месяцы. Контент для Hulu будут предоставлять, собственно, Fox и NBC, а также киностудии Sony и Metro-Goldwyn-Mayer.
Между тем, Fox и NBC – далеко не единственные, кто создает собственный онлайновый видеосервис. Нечно подобное за год организовали большинство крупных контент-провайдеров, телекомпаний и киностудий. Хотя, конечно, масштабы таких видеопорталов пока намного более скромные.
еще про Google
Разговоры о возможном создании компанией Google собственного сотового телефона – «Гуглофона» – велись, насколько я помню, как минимум с самого начала 2007 года. Подтверждение этим слухам появилось летом, когда стало известно о переговорах топ-менеджеров Google с рядом тайваньских ОЕМ- производителей мобильных устройств. А масла в огонь в начале осени подлило заявление Эрика Шмидта о том, что Google будет претендовать на спектр частот 700 МГц на территории США и Канады (эта частота станет доступной для использования не ранее 2009 года, когда будет свернуто аналоговое телевещание). Шмидт тогда также сказал, что «корпорация Google удовлетворена решением Федеральной комиссии по связи США проводить аукцион по частотам, не накладывая ограничений на типы устройств, которые могут пользоваться данным спектром». Выяснилось, что руководители Google готовы потратить на частоты до $4,6 млрд. но полагают, что телекоммуникационные компании Verizon и AT&T находятся в привилегированном положении. Наблюдатели интерес Google к спектру частот 700 МГц объясняли тем, что планы создания Wi-Fi-сети над крупными американскими городами не получили развития по разным причинам, а национальная лицензия на право использования частот позволит Google провести массированную интервенцию на рынок беспроводных коммуникационных устройств. Короче, заговорили уже не про «Гуглофон», а про фирменный коммуникатор под управлением загадочной GoogleOS.
Кошмар современных мобильных операторов сбывался на их глазах. Если компания Google действительно хотела войти на мобильный рынок как оператор, то все кусочки мозаики складывались идеально. Последним таким кусочком стало заявление Google о планах в ближайшее время запустить поиск мобильного контента. Казалось, все ясно: собственный мобильный телефон Google, который будет работать в мобильной сети Google, будет наполнен приложениями Google (мобильная почта, ежедневник, поиск), и будет абсолютно бесплатным (за счет мобильной рекламы).
Однако в реальности, как водится, все произошло немного иначе. В первых числах ноября компания Google выпустила собственное программное обеспечение на основе Linux для мобильных телефонов. Пакет программ для мобильников получил название Android. Представители компании заявили, что в пакет программ включено «все, что необходимо владельцу мобильника» – операционная система, пользовательский интерфейс и основные приложения. Android является основной платформой для всех приложений мобильника и поддерживает сторонние разработки. Программное обеспечение распространяется под открытой лицензией Apache License 2.0, позволяющей изменять и копировать ПО без ограничений при указании оригинального разработчика.
Оказалось, что разработка Android велась более двух лет и стартовала с момента покупки Google стартапа с аналогичным названием в 2005 году. Устройства на базе Android, по заверению Google, будут обладать уникальными возможностями; первые Android-мобильники появятся уже во второй половине 2008 года. Их разработкой займутся Samsung, Motorola, HTC и LG. Сервисы для такого рода устройств будут предоставлять Sprint Nextel и T- Mobile в США, а также China Mobile, Telecom Italia и Telefonica за пределами США.
Комментируя свое стремление сделать Android полностью открытой системой, представители Google заявили, что проприетарные компоненты – препятствие для развития инноваций. Компания намеревается с поддержкой других участников рынка сформировать «открытую экосистему в области мобильных технологий», основой которой и станет программная платформа Android.
А уже 5 ноября Google объявила о создании объединения Open Handset Alliance, которое будет развивать платформу Android. В объединение вошли свыше 30 участников IТ-рынка – eBay, Intel, Nvidia, Motorola, Samsung, LG и другие. Вскоре после рождения Open Handset Alliance соглашение о распространении ПО от Google и установке его на мобильные устройства подписали крупнейшие японские операторы сотовой связи KDDI и NTT DoCoMo. Однако среди партнеров интернет-гиганта не оказалось ряда сильнейших игроков рынка, таких как Nokia, Apple, Microsoft, Symbian и Palm. Все они продвигают собственные ОС и платформы для мобильных устройств.
12 ноября появилась Software development kit (SDK) для Android – средства разработки, утилиты и документация, необходимые для создания приложений. В середине ноября компания Google назначила награду в $10 миллионов для разработчиков, которые создадут наиболее успешные программные решения, способные улучшить новую мобильную платформу. В ходе конкурса 50 разработчиков получат по $25 тыс., десять – по сто тысяч, а еще десять создателей наиболее успешных решений заработают на Google по $250 тыс. В Google ожидают как эстетических нововведений (улучшения дизайна, имеется ввиду), так и повышения функциональности платформы.
Многие эксперты считают, что новая платформа сможет успешно конкурировать с главными игроками рынка мобильных ОС. Согласно данным консалтинговой компании Canalys, по итогам 2006 года платформа Symbian занимает 67% рынка, Microsoft удерживает второе место с 14%, RIM – 7%, системы на базе Linux – 6%, Garnet OS (разработка ACCESS/PalmSource) – 5%. Кроме того, Android-устройства составят конкуренцию продуктам таких производителей, как Nokia и Apple, помимо операционной системы включающим в себя дополнительные приложения и специализированные сервисы.
В свою очередь Сандип Аггарваль, аналитик компании Oppenheimer & Co., заявил газете Washington Post, что ежегодная выручка Google от мобильного рынка в течение двух-трех лет с момента начала продаж устройств на базе новой платформы может составить около $4,8 млрд. Для сравнения: по итогам 2006 года совокупная выручка интернет-гиганта составила $10,6 млрд.
И последнее. Недавно выяснилось, что уже 7 ноября появилось первое приложение для новой мобильной платформы. Отличился стартап WhatsOpen.com, до сих пор все еще скромно молчащий о своих достижениях. Компания создала веб-приложение, которое демонстрирует пользователям находящиеся неподалеку от них магазины и другие заведения, дополняя информацией о часах работы – «what's open» (что открыто), работающее на платформе Android. Утечка информации о готовящемся релизе приложения была организована по всем законам жанра – некий онлайновый новостной ресурс раздобыл инсайдера, сообщившего, что WhatsOpen.com готовят секретный проект, и предоставившего несколько мутноватых скриншотов. При этом автор сообщения вскользь упоминает о том, что Сергей Брин знает о проекте, но рекомендует до поры держать язык за зубами.
Приложение выглядит как Google maps mashup, на карте подсвечены магазины, открытые в настоящий момент. В описании к приложению сообщено, что пользователи смогут создавать обзоры этих магазинов («стань инсайдером» – так предлагает один из сопровождающих текстов). Быстро взглянув на экран своего мобильника, пользователь сможет выбрать местоположение, определить адрес, телефон, рабочие часы и приправить эту информацию изрядной долей user-generated content, включая изображения, рейтинги, обзоры. Нет больше проблем неизвестных направлений, нет проблем с опозданием к закрытию магазинов, обнадеживают WhatsOpen.com.
По этой утечке можно судить о том, на что будут похожи приложения в мобильном мире Android:
1. Поиск – везде, зачем ограничивать себя виртуальной средой?
2. Основа – уже существующие и разрабатываемые (перспективные) сервисы Google.
3. Движущая сила – активное участие пользователей в создании информационного поля (использование модели Web 2.0).
реклама в онлайне
Конечно, в таком обзоре нельзя не вспомнить про интернет-рекламу, которая в 2007 году переживала самый бурный рост за свою недолгую историю. Уже в следующем году затраты на рекламу в интернете окажутся выше, чем на радиорекламу, и вплотную приблизятся к бюджетам на рекламу в газетах (хотя до телевизионной рекламы еще останется очень далеко). Контекстная реклама, обогнав медийную в прошлом году, продолжила наращивать свою долю за счет массового притока представителей малого и среднего бизнеса. Но, по мнению ряда специалистов, контекст уже достиг пика, и в дальнейшем его доля будет снижаться, уступая новым видам онлайн-рекламы.
Кстати, в России в следующем году на онлайн-рекламу будет потрачено, по оценкам экспертов, более $300 млн.
Антон Платов
Еще интересно, что IT-компании активно скупались не только другими такими компаниями, но и частными инвесторами. Рекордсменом стал японский мультимиллиардер Масайоси Сан, основатель и владелец корпораций Softbank, Vodafone и еще шестисот (!) компаний сектора высоких технологий. Впрочем, давайте обо всем по порядку – что же происходило в 2007 году?
Apple iPhone
Конечно, самым ярким событием уходящего года стала презентация iPhone – Apple даже не пришлось для организации фурора предпринимать сколько- нибудь значимые усилия. Новинка действительно впечатляла. Ложкой дегтя стала только привязка iPhone к конкретным операторам. Впрочем, народные умельцы буквально через пару дней сумели разблокировать аппарат, тем самым испортив настроение уже Apple.
Вообще, на протяжении всего года большинство мировых IT-компаний демонстрировало достаточно уверенный рост — как и большинство секторов IT- индустрии. Однако в целом в бизнесе информационных технологий обстановка временами царила довольно нервозная. Это связано, прежде всего, с общей экономической нестабильностью в мире (растущие цены на нефть, падающий доллар, финансовый кризис в США). Второй фактор нестабильности — то, что эксперты и аналитики не смогли предсказать целый ряд важных событий и тендеций в мире IT. Например, появления на рынке менее чем через полгода после выхода iPhone целого ряда аналогичных устройств, в основном, от производителей из Юго-Восточной Азии.
Microsoft и Vista
Для Microsoft 2007-й стал «годом Висты». Фактически, аккурат на протяжении всего года пользователи знакомились с новой ОС и решали для себя: ставить или нет. Ну а в Microsoft, не особо афишируя свои действия, всячески старалась «задвинуть» Windows XP, лишив пользователей свободы выбора.
Насчет Microsoft еще можно вспомнить, что 2007-й – это последний год правления Билла Гейтса. Уже в следующем году он окончательно передаст управленческие функции в руки Стива Баллмера. Впрочем, политика компании от этого вряд ли как-то изменится.
Вполне возможно, что в самом скором будущем корпорация Microsoft может натолкнуться в Европе на еще одно препятствие для своего бизнеса. В западных СМИ все чаще звучит тезис о том, что чиновники Евросоюза могут распространить антимонопольное расследование не только на ОС Windows, но и на офисные пакеты MS Office и MS Works, так как считают и их доминирующими и полагают, что Microsoft, пользуясь своим монопольным положением на рынке операционных систем, активно склоняет потребителей к использованию именно этих продуктов. Впервые подобная информация появилась в прессе летом нынешнего года.
Очевидно, что европейцы наносят по софтверному гиганту один удар за другим. Накопительный штраф, начисляемый Microsoft исполнительной властью ЕС с декабря 2004 года за завышенные цены на ПО и отказ открыть компаниям-конкурентам доступ к технической информации об операционных системах семейства Windows, уже вплотную приблизился к сумме в один миллиард евро. А 17 сентября этого года европейский суд первой инстанции вынес решение по жалобе Microsoft против требования Еврокомиссии выплатить этот штраф – жалобу не удовлетворили, штраф все равно придется выплачивать. Тут еще стоит напомнить, что в феврале 2006 года компании Sun и IBM пожаловались на Microsoft в Еврокомиссию, обвиняя софтверную корпорацию в намеренном отступлении от стандартов с тем, чтобы офисные продукты Microsoft Office не были полностью совместимы с аналогичными разработками конкурентов. После той истории еврочиновники постарались детально разобраться в ситуации и выяснить, были ли аналогичные прецеденты и с другими компаниями.
В качестве противовеса MS Office в Европе сейчас активно продвигается открытый бесплатный пакет OpenOffice. Справедливости ради должен сказать (в том числе и исходя из личного опыта), что OpenOffice начиная с версии 2.0 по функциональности ничуть не уступает MS Office, а кое в чем его даже превосходит. OpenOffice в Европе – безусловный фаворит среди свободного/бесплатного ПО, хотя в этой области начинают появляться и новые игроки. Такие, например, как пакет Lotus Symphony от IBM или аналогичная разработка от Google.
КПК как исчезающий вид
Драматические события происходили в 2007-м на мировом рынке КПК. По данным экспертов, объем продаж КПК снижается уже 15 кварталов подряд. В III квартале он составил всего 728894 устройства, что на 39,3% меньше, чем в том же периоде прошлого года. Аналитики связывают падение продаж карманных компьютеров с растущей популярностью коммуникаторов и смартфонов. При этом КПК продолжают занимать свою, хоть и небольшую, нишу: они используются сотрудниками различных предприятий для работы, а также востребованы на развивающихся рынках.
В пятерку лидеров мирового рынка КПК сейчас входят Palm, HP, Mio, Fujitsu-Siemens и Sharp. Palm остается лидером (44,6%), хотя не выпускает новых моделей КПК уже два года, сосредоточившись на смартфонах и новой ОС. У HP второе место (27,2%), компания Mio удерживает третье (11,2%), в большей степени за счет навигационных возможностей своих КПК. Fujitsu-Siemens в III квартале вернула себе четвертое место (5,4%) после окончательного выхода из игры компании Dell. Завершает Топ-5 крупнейших мировых производителей КПК компания Sharp (2,4%), хотя она показала самый большой спад по сравнению с прошлогодними показателями — 82%.
новое лицо Adobe
Компания Adobe Systems сообщила о назначении нового исполнительного директора Шантану Нарайена, который 1 декабря сменит на этом посту Брюса Чизена. Чизен проработал в Adobe около 14 лет. Под его руководством относительно простые программные решения компании для издателей и художников превратились в мощные инструменты, которыми пользуются профессионалы по всему миру. Именно при Чизене Adobe поглотила компанию Macromedia, создавшую технологию Flash. Благодаря слиянию Adobe Systems и Macromedia на рынке появилась одна из крупнейших в мире софтверных компаний. Брюс Чизен говорит, что покидает Adobe по собственному желанию. Но многие обозреватели связывают уход Чизена с тем, что компания Adobe планирует изменить бизнес-модель, внедряя концепцию «ПО как сервис». Доступ к своим приложениям Adobe станет предоставлять через веб-интерфейс по подписке. Кроме того, часть прибыли будет идти от демонстрации рекламы.
всеядная Google
В середине осени акции Google на высокотехнологической бирже NASDAQ достигли максимума за всю историю компании, добравшись до отметки в $584,39, а затем разом прыгнув до $700. Таким образом, капитализация компании составила $182 млрд. Аналитики такому ходу событий, впрочем, не удивляются и говорят, что предпосылкой бизнес-успеха Google стали непрерывно возрастающие доходы от интернет-рекламы, продолжающееся увеличение популярности поискового сервиса и многочисленные покупки других компаний. Теперь ожидается, что до конца года котировки акций Google могут достигнуть отметки в $800. И все благодаря рынку интернет-рекламы, который (по данным eMarketer) в США в 2007 году вырос на 29% – до $21,7 млрд – и к 2011 году должен удвоить свой объем. Реклама в поисковых системах составляет около 40% рынка интернет-рекламы.
Стержень Google – поисковый сервис – продолжает занимать лидирующие позиции в мире и постепенно отбирает пользователей у своих конкурентов – Yahoo!, Ask и MSN. Сейчас на мировом рынке интернет-поиска сервис от Google занимает долю в 56,5% – это очень серьезно. Но все же главным стимулом для роста акций Google оказались многочисленные приобретения компании. Последней подтвержденной покупкой стала мобильная социальная сеть Zingku. Покупки – основа политики Google по расширению своего влияния и проникновению на новые рынки. В июне нынешнего года Эрик Шмидт – исполнительный директор компании – заявил, что Google намерен заняться активным приобретением небольших компаний для расширения своего портфеля инвестиций. И как раз на июнь-июль 2007 года пришелся пик поглощений. Приобретения Google за 2006-2007 годы составляют без малого три десятка различных компаний – больших и маленьких.
Между тем, Эрик Шмидт на конференции Zeitgeist рассказал об отношении интернет-гиганта к социальным сетям и планах по улучшению сервисов компании. Цитата: «Пользователи даже не представляют себе, как много просмотров страниц в Сети приходится на социальные сети. Они стали очень значительной частью интернета. Это действительно важное явление». В течение следующего года Google планирует существенно улучшить работу большинства своих сервисов благодаря информации о предпочтениях интернет-пользователей. Он также добавил, что Google хотел бы очень активно распространять свою рекламу через Facebook.
прогресс AMD
Компания AMD продолжает свою нескончаемую войну с Intel. Цены на процессоры AMD семейств Ahtlon 64 X2 и Athlon 64 буквально за один месяц (сентябрь-октябрь) значительно упали. Причем сам производитель заявил об отказе от дальнейшего выпуска Athlon 64 FX-72 и Sempron 3200+, а основные мощности сейчас сосредоточатся на выпуске Athlon X2 BE-2400, Athlon LE-1620, Athlon LE-1600, а также трех бюджетных решений серии Sempron LE-1xxx. Сейчас AMD занята не только конкуренцией с Intel и давлением на нее в области бюджетных решений (в первую очередь), особенно в преддверии появления четырехъядерных микрочипов Phenom. Есть и еще одно направление, в котором ожидается серьезнейшая битва, и ее участником также является AMD. В конце октября — середине ноября в продажу поступили сразу два ультрасовременных графических процессора: GeForce 8800 GT (кодовое обозначение G92, в продаже появился 29 октября) и ATI Radeon HD 2950 Pro (кодовое обозначение видеочипа RV670, в продаже появился 15 ноября).
гибридные накопители
Достаточно скоро и по большей части с подачи Seagate должны получить широкое распространение гибридные винчестеры, в которых используются микросхемы флэш-памяти общей емкостью 256 Мб. При таком совместном использовании со стандартными для HDD технологиями получается серьезный выигрыш в производительности, энергопотреблении и стоимости 1 Гб, хотя на данный момент такие решения являются достаточно дорогими и стоят больше, чем стандартные варианты. Словом, будущее за ними.
шустрые китайцы
Что лично меня поразило в 2007 году едва ли не больше всего, так это невероятные успехи китайских айтишников. Деление компьютерной техники на «белую» и «желтую» сборку давно не актуально – теперь практически все производися в Китае и Тайване. В Европе вообще один завод остался – фабрика Fujitsu-Siemens.
В Китае сейчас настоящий биржевой бум, больше всего напоминающий американскую интернет-лихорадку 1998-2000 годов. Совсем недавний пример: акции китайского ресурса Alibaba.com, который специализируется на предоставлении интернет-площадок для ведения малого и среднего бизнеса, выросли на 165% в первый же день торгов на бирже в Гонконге. Ранее Alibaba.com выручил от первичного размещения акций на фондовых биржах полтора миллиарда долларов, что стало вторым крупнейшим выходом интернет-компании на фондовый рынок со времени размещения акций Google в 2004 году. Сервис Alibaba.com, запущенный еще семь лет назад, — часть холдинга Alibaba Group, который включает управление сайтом Yahoo China! и Taobao.com — крупнейшим в Китае интернет-аукционом. Ранее сообщалось, что 10% Alibaba.com будут проданы Yahoo!, которой уже принадлежит 39% ценных бумаг китайского сайта. Количество зарегистрированных пользователей китайского сайта превышает 24,6 млн. человек.
А ведь можно еще вспомнить стремительный рост компании Lenovo, которая была основана в 1984 году на средства Китайской академии наук. В декабре 2004 года Lenovo приобрела подразделение по выпуску персональных компьютеров IBM за $1,25 млрд. По оценке Gartner Group, уже в I квартале 2007 года Lenovo продала 9,9 млн. ПК – это третий показатель в мире после HP и Dell. Выручка в финансовом году, завершившемся 31 марта 2007 года, - $14,6 млрд., чистая прибыль – $161 млн.
Acer
Тайваньская компания Acer, которая является одним из крупнейших производителей компьютеров в мире, во второй половине 2007-го объявила о грандиозной покупке – она приобретает четвертого по величине сборщика ПК в США, компанию Gateway. При этом покупка происходит в форме «дружественного поглощения», то есть с полного согласия как акционеров, так и топ-менеджеров Gateway. Топ-менеджеры Acer давно вели переговоры c руководством Gateway, так что это приобретение не стало слишком большой неожиданностью. Разве что никто не ожидал, что соглашение будет заключено ранее 2008 года.
Согласно условиям сделки, Acer заплатит за каждую акцию Gateway по $1,9, то есть на 57% больше рыночной стоимости. Похоже, именно такая большая сумма премии и помогла «уломать» акционеров американского производителя ПК. В результате общая сумма сделки, которая завершится к концу 2007 года, составит порядка $710 млн.
В США компания Gateway по итогам II квартала 2007 года уступала только HP и Dell, хотя на мировом рынке эта торговая марка малоизвестна. Внешне теперь мало что изменится: на территории США объединенная компания продолжит выпускать компьютеры под торговой маркой Gateway. При этом бренд Acer с американского рынка никуда не исчезнет: Gateway будет позиционироваться как более дорогая и престижная продукция, а Acer – более дешевая, бюджетного класса.
Что касается общемировых показателей, то Acer после присоединения Gateway будет выпускать 20 млн. ПК в год, а ее выручка превысит $15 млрд. Для сравнения: во II квартале 2007 года в мире было продано 59 млн. ПК. Корпорация Hewlett-Packard продала 11,1 млн., Dell – 9,1 млн., Lenovo – 4,9 млн., Acer – 4,4 млн., Toshiba – 2,4 млн. Теперь очевидно, что Acer к концу года уверенно займет третье место в списке крупнейших производителей персональных компьютеров, вытеснив из тройки лидеров китайскую Lenovo, рыночная доля которой оценивается в 8,3%.
Между тем, Lenovo явно и безусловно нацелена на мировое лидерство, и откат с третьего места на четвертое в ее планы наверняка не входит. После того, как Lenovo два года назад купила подразделение IBM по производству персональных компьютеров, эта корпорация развивалась такими темпами, что быстро стала одним из символов китайской экспансии в секторе hi-tech. И вот теперь – первое столкновение с равным по силе противником. Интрига заключается еще и в том, что Acer не только вытесняет Lenovo с третьего места в мировом рейтинге, но и лишает весьма многообещающей перспективы развития. В последнее время Lenovo серьезно нацелилась на богатый европейский рынок ПК и планировала начать свою экспансию на него с покупки регионального лидера – компании Packard Bell. Теперь же китайцам придется забыть об этих планах: Packard Bell – дочерняя компания Gateway, так что Acer получит крупнейшего европейского сборщика ПК автоматически, как один из активов американской корпорации. Каковы будут ответные действия Lenovo, лично я предсказать не берусь.
Ну и, наконец, большая политика. Acer – тайваньская компания, а Lenovo – китайская. Тайвань и Китай – злейшие враги, при этом Китай – прямой конкурент США на мировом рынке. Во многом из-за этого США уже полвека поддерживают Тайвань и даже не собираются выводить с острова свои войска. Кроме того, в США и ряде европейских стран (прежде всего в Германии) власти начали проводить политику по ограничению китайских инвестиций в свою экономику. Попросту говоря, вряд ли американское антимонопольное ведомство дало бы разрешение на покупку компании Gateway корпорацией Lenovo. Но свято место пусто не бывает, вот Gateway и досталась Acer.
Тут еще можно вспомнить, как год назад многие официальные лица в США выступали категорически против покупки американскими госструктурами и крупными корпорациями ПК производства Lenovo. Это мотивировалось тем, что коварные китайцы, дескать, могут установить в компьютерах «жучков» для электронного шпионажа. Сложно сказать, насколько обоснованы были те предположения, но свою роль в ограничении доступа продукции Lenovo на американский рынок они явно сыграли.
мобильная индустрия
По данным исследований компании Pyramid Research, уже через несколько лет мировой мобильный рынок претерпит беспрецедентные изменения, а к существующим 2,8 млрд. пользователей сотовых телефонов в ближайшие три года добавится миллиард новых. Из них 87% составят жители развивающихся стран. Причем большинство потенциальных потребителей добавит не Китай, а Индия. В целом в этих двух странах окажется около 35% из обещанного миллиарда новых пользователей, а остальные придутся на те части света, в которых уровень урбанизации составляет менее 50%. К 2010 году 74% абонентов будут жить в странах с развивающейся экономикой. Однако из-за низкого ARPU их доля составит 40% общемировых доходов сотовых операторов. И еще важный момент: большинство таких потребителей будут пользоваться сотовыми сетями для доступа к интернету.
А в компании Nokia с 1 января 2008 года будет проведена реструктуризация, в результате которой Nokia разделится на три части. Причем прагматичные скандинавы все предусмотрели заранее: между новыми подразделениями уже распределены направления деятельности, производственные мощности, финансы и персонал; также назначено и руководство. Интересно, что обычно подобные метаморфозы происходят по решению суда и/или антимонопольных органов, которые решают разделить того или иного промышленного гиганта на части в целях обеспечения свободной конкуренции. Но в данном случае решение о «растроении» принималось руководством самой Nokia исключительно с целью оптимизировать работу концерна и еще более увеличить занимаемую долю рынка.
Новообразованные подразделения будут называться Devices, Services & Software и Markets. Первое подразделение займется разработкой устройств; второе – созданием интернет-сервисов, корпоративных решений и программного обеспечения. Соответственно, подразделению Markets будет поручено управление рекламными кампаниями, каналами сбыта и продажами. Отдельно будет существовать специально создаваемый Chief Development Office. Его сотрудники займутся стратегической оптимизацией и оперативной поддержкой взаимодействия каждого подразделения с исполнительным директором.
Red Hat и ее Linux
Одна из самых известных Linux-компаний Red Hat планирует в течение ближайших двух-трех лет внести ряд принципиальных изменений в существующую модель ведения бизнеса. В настоящее время Red Hat получает основную часть прибыли от распространения и поддержки серверной версии ОС Linux. Компания также развивает направление виртуализации и продвигает Linux в сфере настольных компьютеров, однако пока доход от этих инициатив сравнительно невысок. Но уже в 2008 году Red Hat начнет делать основной упор именно на конечных пользователей – как офисных, так и домашних.
видеосервисы
Коммерческий успех видеосервиса YouTube по-прежнему не дает покоя телевизионщикам. Американские телекомпании Fox и NBC объявили о тестовом запуске нового видеопортала — очередного конкурента YouTube. На сайте Hulu.com будут размещаться полнометражные фильмы и телевизионные шоу. Тестовый запуск сайта состоялся 29 октября. Сейчас видеосервис работает в режиме условно-закрытого бета-тестирования: заявку на участие в тестировании проекта может подать любой желающий, однако письма с пригласительным кодом приходится ждать несколько часов. Окончательная версия сайта будет представлена интернет-аудитории в ближайшие месяцы. Контент для Hulu будут предоставлять, собственно, Fox и NBC, а также киностудии Sony и Metro-Goldwyn-Mayer.
Между тем, Fox и NBC – далеко не единственные, кто создает собственный онлайновый видеосервис. Нечно подобное за год организовали большинство крупных контент-провайдеров, телекомпаний и киностудий. Хотя, конечно, масштабы таких видеопорталов пока намного более скромные.
еще про Google
Разговоры о возможном создании компанией Google собственного сотового телефона – «Гуглофона» – велись, насколько я помню, как минимум с самого начала 2007 года. Подтверждение этим слухам появилось летом, когда стало известно о переговорах топ-менеджеров Google с рядом тайваньских ОЕМ- производителей мобильных устройств. А масла в огонь в начале осени подлило заявление Эрика Шмидта о том, что Google будет претендовать на спектр частот 700 МГц на территории США и Канады (эта частота станет доступной для использования не ранее 2009 года, когда будет свернуто аналоговое телевещание). Шмидт тогда также сказал, что «корпорация Google удовлетворена решением Федеральной комиссии по связи США проводить аукцион по частотам, не накладывая ограничений на типы устройств, которые могут пользоваться данным спектром». Выяснилось, что руководители Google готовы потратить на частоты до $4,6 млрд. но полагают, что телекоммуникационные компании Verizon и AT&T находятся в привилегированном положении. Наблюдатели интерес Google к спектру частот 700 МГц объясняли тем, что планы создания Wi-Fi-сети над крупными американскими городами не получили развития по разным причинам, а национальная лицензия на право использования частот позволит Google провести массированную интервенцию на рынок беспроводных коммуникационных устройств. Короче, заговорили уже не про «Гуглофон», а про фирменный коммуникатор под управлением загадочной GoogleOS.
Кошмар современных мобильных операторов сбывался на их глазах. Если компания Google действительно хотела войти на мобильный рынок как оператор, то все кусочки мозаики складывались идеально. Последним таким кусочком стало заявление Google о планах в ближайшее время запустить поиск мобильного контента. Казалось, все ясно: собственный мобильный телефон Google, который будет работать в мобильной сети Google, будет наполнен приложениями Google (мобильная почта, ежедневник, поиск), и будет абсолютно бесплатным (за счет мобильной рекламы).
Однако в реальности, как водится, все произошло немного иначе. В первых числах ноября компания Google выпустила собственное программное обеспечение на основе Linux для мобильных телефонов. Пакет программ для мобильников получил название Android. Представители компании заявили, что в пакет программ включено «все, что необходимо владельцу мобильника» – операционная система, пользовательский интерфейс и основные приложения. Android является основной платформой для всех приложений мобильника и поддерживает сторонние разработки. Программное обеспечение распространяется под открытой лицензией Apache License 2.0, позволяющей изменять и копировать ПО без ограничений при указании оригинального разработчика.
Оказалось, что разработка Android велась более двух лет и стартовала с момента покупки Google стартапа с аналогичным названием в 2005 году. Устройства на базе Android, по заверению Google, будут обладать уникальными возможностями; первые Android-мобильники появятся уже во второй половине 2008 года. Их разработкой займутся Samsung, Motorola, HTC и LG. Сервисы для такого рода устройств будут предоставлять Sprint Nextel и T- Mobile в США, а также China Mobile, Telecom Italia и Telefonica за пределами США.
Комментируя свое стремление сделать Android полностью открытой системой, представители Google заявили, что проприетарные компоненты – препятствие для развития инноваций. Компания намеревается с поддержкой других участников рынка сформировать «открытую экосистему в области мобильных технологий», основой которой и станет программная платформа Android.
А уже 5 ноября Google объявила о создании объединения Open Handset Alliance, которое будет развивать платформу Android. В объединение вошли свыше 30 участников IТ-рынка – eBay, Intel, Nvidia, Motorola, Samsung, LG и другие. Вскоре после рождения Open Handset Alliance соглашение о распространении ПО от Google и установке его на мобильные устройства подписали крупнейшие японские операторы сотовой связи KDDI и NTT DoCoMo. Однако среди партнеров интернет-гиганта не оказалось ряда сильнейших игроков рынка, таких как Nokia, Apple, Microsoft, Symbian и Palm. Все они продвигают собственные ОС и платформы для мобильных устройств.
12 ноября появилась Software development kit (SDK) для Android – средства разработки, утилиты и документация, необходимые для создания приложений. В середине ноября компания Google назначила награду в $10 миллионов для разработчиков, которые создадут наиболее успешные программные решения, способные улучшить новую мобильную платформу. В ходе конкурса 50 разработчиков получат по $25 тыс., десять – по сто тысяч, а еще десять создателей наиболее успешных решений заработают на Google по $250 тыс. В Google ожидают как эстетических нововведений (улучшения дизайна, имеется ввиду), так и повышения функциональности платформы.
Многие эксперты считают, что новая платформа сможет успешно конкурировать с главными игроками рынка мобильных ОС. Согласно данным консалтинговой компании Canalys, по итогам 2006 года платформа Symbian занимает 67% рынка, Microsoft удерживает второе место с 14%, RIM – 7%, системы на базе Linux – 6%, Garnet OS (разработка ACCESS/PalmSource) – 5%. Кроме того, Android-устройства составят конкуренцию продуктам таких производителей, как Nokia и Apple, помимо операционной системы включающим в себя дополнительные приложения и специализированные сервисы.
В свою очередь Сандип Аггарваль, аналитик компании Oppenheimer & Co., заявил газете Washington Post, что ежегодная выручка Google от мобильного рынка в течение двух-трех лет с момента начала продаж устройств на базе новой платформы может составить около $4,8 млрд. Для сравнения: по итогам 2006 года совокупная выручка интернет-гиганта составила $10,6 млрд.
И последнее. Недавно выяснилось, что уже 7 ноября появилось первое приложение для новой мобильной платформы. Отличился стартап WhatsOpen.com, до сих пор все еще скромно молчащий о своих достижениях. Компания создала веб-приложение, которое демонстрирует пользователям находящиеся неподалеку от них магазины и другие заведения, дополняя информацией о часах работы – «what's open» (что открыто), работающее на платформе Android. Утечка информации о готовящемся релизе приложения была организована по всем законам жанра – некий онлайновый новостной ресурс раздобыл инсайдера, сообщившего, что WhatsOpen.com готовят секретный проект, и предоставившего несколько мутноватых скриншотов. При этом автор сообщения вскользь упоминает о том, что Сергей Брин знает о проекте, но рекомендует до поры держать язык за зубами.
Приложение выглядит как Google maps mashup, на карте подсвечены магазины, открытые в настоящий момент. В описании к приложению сообщено, что пользователи смогут создавать обзоры этих магазинов («стань инсайдером» – так предлагает один из сопровождающих текстов). Быстро взглянув на экран своего мобильника, пользователь сможет выбрать местоположение, определить адрес, телефон, рабочие часы и приправить эту информацию изрядной долей user-generated content, включая изображения, рейтинги, обзоры. Нет больше проблем неизвестных направлений, нет проблем с опозданием к закрытию магазинов, обнадеживают WhatsOpen.com.
По этой утечке можно судить о том, на что будут похожи приложения в мобильном мире Android:
1. Поиск – везде, зачем ограничивать себя виртуальной средой?
2. Основа – уже существующие и разрабатываемые (перспективные) сервисы Google.
3. Движущая сила – активное участие пользователей в создании информационного поля (использование модели Web 2.0).
реклама в онлайне
Конечно, в таком обзоре нельзя не вспомнить про интернет-рекламу, которая в 2007 году переживала самый бурный рост за свою недолгую историю. Уже в следующем году затраты на рекламу в интернете окажутся выше, чем на радиорекламу, и вплотную приблизятся к бюджетам на рекламу в газетах (хотя до телевизионной рекламы еще останется очень далеко). Контекстная реклама, обогнав медийную в прошлом году, продолжила наращивать свою долю за счет массового притока представителей малого и среднего бизнеса. Но, по мнению ряда специалистов, контекст уже достиг пика, и в дальнейшем его доля будет снижаться, уступая новым видам онлайн-рекламы.
Кстати, в России в следующем году на онлайн-рекламу будет потрачено, по оценкам экспертов, более $300 млн.
Антон Платов
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 12 за 2007 год в рубрике бизнес