IT-корпорации: феномен Huawei
Китайская компания Huawei Тесhnоlоgies — не просто один из крупнейших разработчиков и производителей телекоммуникационного оборудования, который сотрудничает с ведущими мировыми операторами связи. Это еще и один из самых молодых IT-гигантов в мире: компания была основана в 1988 году и лишь во второй половине 90-х заявила о себе на международном рынке. В общем, наглядная иллюстрация того, что принято называть «китайским экономическим чудом».
китайский подход
В последние двадцать лет Китай переживает эру стремительного экономического развития, и телекоммуникации играют в этом одну из ведущих ролей. В нынешнем десятилетии ежегодные темпы прироста телекоммуникационной отрасли превышают 15%. Доля отрасли связи в ВВП вплотную приблизилась к характерным для развитых стран 5%, а суммарный объем продукции хайтек, по официальным данным, преодолел отметку $280 млрд., что составляет более 20% годового ВНП. В стране около 270 млн. абонентов фиксированных и чуть больше (290 млн.) мобильных сетей связи — это свыше четверти всего мирового телефонного парка. На текущий год предсказывается дальнейший рост отрасли на 25% — в частности, предполагается произвести более 190 млн. мобильных телефонов, из которых 110 млн. предназначены на экспорт. Китай — второй по емкости в мире национальный телекоммуникационный рынок. Ежегодный объем инвестиций на нем достигает $25-$30 млрд. при доходе отрасли связи порядка $60 млрд. При этом примерно 95% оборота рынка приходится на заказы всего лишь четырех ведущих операторов. Во многом это способствует тому, что Китай начинает отгораживаться от остального мира, принимая, например, собственные стандарты в области беспроводных локальных сетей (WLAN) и мобильной связи технологии CDMA, а также ограничивая присутствие иностранных производителей на внутреннем рынке.
Типичный китайский подход к завоеванию рынка всем своим существованием иллюстрирует компания Huawei Technologies. Основанная в 1988 году, в последние несколько лет она уверенно держит первенство на китайском рынке и вошла в десятку крупнейших мировых производителей
телекоммуникационного оборудования. Штаб-квартира и основные ресурсы фирмы находятся в Шэньчжене — созданной в 1981 году свободной экономической зоне (СЭЗ) на юге Китая. Благодаря особым, намного более либеральным, чем в остальной стране, порядкам и соответственно большему притоку иностранных инвестиций (более $4 млрд. в год) это ничем не примечательное ранее рыбацкое поселение за 20 лет превратилось в современный мегаполис с небоскребами, многоуровневыми транспортными развязками и населением свыше 7 млн. человек. Невероятно: на долю одного лишь этого города приходится 13-14% всей экспортной продукции Китая.
выращивание брэнда ускоренными темпами
Сейчас в это уже не верится, но, когда в 1988 году основатели Huawei начинали свой бизнес, уставный капитал компании составлял всего $3 тыс. До 1992 года продолжался дилерский этап — компания зарабатывала, поставляя в Китай учрежденческие АТС одного гонконгского производителя. Почти все заработанные деньги были вложены в разработку собственной АТС емкостью до 800 тыс. телефонных линий. Но разработать новинку мало — нужно было обеспечить ее сбыт. И тут помог печальный случай. В 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь западные страны объявили эмбарго на поставки в Китай высокотехнологичной продукции. На китайском рынке возник вакуум, и у Huawei появилась прекрасная возможность для захвата практически всего национального рынка коммутационных станций. Компания получила огромный внутренний заказ на свои АТС. С этого момента ежегодные темпы роста составляли не менее 100%, а бывало и 200%. А в 1992 году компания получила официальное звание высокотехнологичного предприятия города Шэньчжэнь, который в то время играл для Китая роль окна в мир. Это была первая свободная экономическая зона — именно оттуда берут начало нынешние китайские экономические реформы. Такой статус автоматически означал мощную государственную поддержку для Huawei. Она выражалась в основном в банковской поддержке, выделении кредитов. Huawei никогда не испытывала нехватки денежных средств, и именно потому, в частности, долгое время не выходила на фондовый рынок. С 1995 года начался новый этап — была расширена номенклатура продуктов, компания стали заниматься оборудованием для сетей передачи данных, оптических и мобильных сетей. А в 1996 году Huawei вышла на международный рынок, и с тех пор темпы роста выражаются двузначными цифрами. В 2003 году, например, из более чем $3 млрд. общего оборота около $1 млрд. пришлось на мировой рынок.
город Huawei
У любого, кто посещает центр Huawei в Шэньчжене, неизбежно складывается впечатление, что все здесь построено с одной целью: окончательно и бесповоротно, в кратчайшие сроки, подчинить себе мировой рынок телекоммуникаций. Выстроенный Huawei собственный городок занимает участок в полтора квадратных километра, на котором находятся административные офисы, исследовательские лаборатории, производственные цеха, гигантское складское хозяйство, центр обработки данных и управления всемирной сетью филиалов, учебный центр, общежития для сотрудников. Особенно впечатляет своими размерами и четкой организацией движения товаров склад, вернее, логистический центр, в котором практически без участия человека формируются и готовятся к отправке заказы из более чем 12 тыс. наименований произведенной продукции. Люди здесь практически отсутствуют, а все управляется из центра обработки данных.
Производство — еще один город в городе, по любому из этажей которого необходимо ездить на специальном электромобиле, поскольку обойти его (один этаж!) невозможно и за несколько дней. Здесь уже люди встречаются чаще, хотя степень автоматизации тоже очень высока. Как в хирургических отделениях больниц, все обязаны носить белые халаты и специальную обувь, предотвращающую попадание пыли. В тренинг-центре Huawei, самом крупном в мире, одновременно могут обучаться около 3000 человек. А так называемое общежитие, где живут слушатели курсов и холостые сотрудники компании, скорее напоминает комфортабельную современную гостиницу. Да и сам учебный центр больше напоминает престижный американский университет, чем образовательное учреждение страны с социалистическим прошлым.
день сегодняшний
Несмотря на относительную молодость, компания смогла завоевать доверие 31 из 50 крупнейших операторов связи во всем мире — они выбрали Huawei своим стратегическим партнером. Выйдя на международный рынок в 1997 году, китайский производитель практически ежегодно удваивал объемы экспортных поставок. Тем не менее, более двух третей своей продукции Huawei по-прежнему поставляет на безразмерный внутренний рынок. В первую очередь это коммутационные системы (АТС) для городских сетей (АТС С&C08), оборудование для широкополосного доступа и оптических транспортных сетей. В последние годы все большая доля в доходах фирмы приходится на оборудование для мобильной связи (GSM и CDMA) и корпоративных компьютерных сетей (коммутаторы, маршрутизаторы, шлюзы IP-телефонии, WLAN и др.).
По данным исследовательской компании Dittberner Associates, а также исследований Gartner и RHK, китайская фирма лидирует на мировом рынке городских АТС c 35% от общего числа установленных линий (всего в мире насчитывается более 150 млн. портов ГАТС C&C08) и по проектам в области мобильной связи стандарта CDMA-450 входит в пятерку крупнейших поставщиков систем для оптических транспортных сетей (ей принадлежит 8% мирового рынка), занимает вторые места по выпуску устройств широкополосного доступа (на ее долю приходится 15%) и систем связи нового поколения (NGN, 13%).
По всем перечисленным направлениям Huawei лидирует и на внутреннем рынке. Среди производимой продукции — широкий спектр сетевых решений для беспроводных сетей (UMTS/HSDPA, CDMA, TD- SCDMA, GSM/GPRS, EDGE, WiMAX), сетевое оборудование для фиксированных сетей (NGN, xDSL), оптических сетей и сетей передачи данных, а также решения для предоставления различных услуг (передача данных по мобильной сети, CDN/SAN, OSS/BSS). Компания Huawei является мировым лидером в области решений для сетей связи нового поколения (NGN), CDMA WLL и интеллектуальных сетей, а также входит в число крупнейших поставщиков оборудования сетей доступа (IP DSLAM, MSAN), оборудования передачи данных и SMS (23,9% общемирового трафика). Объем продаж компании по итогам 2006 года составил $11 млрд. Большинство продуктов выпускается на базе микросхем ASIC собственной разработки. Ежегодно более 10% дохода компании инвестируется в научные исследования и инженерные разработки. Исследовательские лаборатории расположены и в семи китайских городах, и в четырех зарубежных странах — США, Швеции, Индии и России. В настоящее время штат Huawei Technologies насчитывает более 40 тыс. сотрудников, которые работают в более чем 80 региональных офисах, курируемых восемью региональными отделениями. 46% от общего числа сотрудников занимаются исследованиями и разработками (R&D). Менеджментом, продажами и сервисным обслуживанием клиентов занимается 33% персонала, численность административного аппарата — 9%, а в производстве занято всего 12% (потому что все, включая склад, автоматизировано).
пару слов напоследок
В случае с Китаем всегда все очень непросто. Власти этой страны делают все, чтобы Китай уже в достаточно близком будущем стал полноценной сверхдержавой, безусловным мировым лидером. И национальному бизнесу в этом деле отводится особая роль. В каждом секторе экономики правительство Китая отбирает две-три компании, которым совершенно не отказывается в ресурсах и всевозможных льготах. А затем эти компании начинают покорять мировой рынок, беззастенчиво демпингуя и попросту «выдавливая» конкурентов. Пару лет назад мы все это видели на ярком примере компании Lenovo, которая при поддержке китайского правительства купила подразделение по производству ПК корпорации IBM. Результат: Lenovo сегодня — четвертая по величине в мире компания — производитель ПК, а ведь еще пять лет назад эта марка вообще никому не была известна. Теперь аналогичную роль, только на рынке телекоммуникационного оборудования, играет компания Huawei Technologies.
Антон Платов
китайский подход
В последние двадцать лет Китай переживает эру стремительного экономического развития, и телекоммуникации играют в этом одну из ведущих ролей. В нынешнем десятилетии ежегодные темпы прироста телекоммуникационной отрасли превышают 15%. Доля отрасли связи в ВВП вплотную приблизилась к характерным для развитых стран 5%, а суммарный объем продукции хайтек, по официальным данным, преодолел отметку $280 млрд., что составляет более 20% годового ВНП. В стране около 270 млн. абонентов фиксированных и чуть больше (290 млн.) мобильных сетей связи — это свыше четверти всего мирового телефонного парка. На текущий год предсказывается дальнейший рост отрасли на 25% — в частности, предполагается произвести более 190 млн. мобильных телефонов, из которых 110 млн. предназначены на экспорт. Китай — второй по емкости в мире национальный телекоммуникационный рынок. Ежегодный объем инвестиций на нем достигает $25-$30 млрд. при доходе отрасли связи порядка $60 млрд. При этом примерно 95% оборота рынка приходится на заказы всего лишь четырех ведущих операторов. Во многом это способствует тому, что Китай начинает отгораживаться от остального мира, принимая, например, собственные стандарты в области беспроводных локальных сетей (WLAN) и мобильной связи технологии CDMA, а также ограничивая присутствие иностранных производителей на внутреннем рынке.
Типичный китайский подход к завоеванию рынка всем своим существованием иллюстрирует компания Huawei Technologies. Основанная в 1988 году, в последние несколько лет она уверенно держит первенство на китайском рынке и вошла в десятку крупнейших мировых производителей
телекоммуникационного оборудования. Штаб-квартира и основные ресурсы фирмы находятся в Шэньчжене — созданной в 1981 году свободной экономической зоне (СЭЗ) на юге Китая. Благодаря особым, намного более либеральным, чем в остальной стране, порядкам и соответственно большему притоку иностранных инвестиций (более $4 млрд. в год) это ничем не примечательное ранее рыбацкое поселение за 20 лет превратилось в современный мегаполис с небоскребами, многоуровневыми транспортными развязками и населением свыше 7 млн. человек. Невероятно: на долю одного лишь этого города приходится 13-14% всей экспортной продукции Китая.
выращивание брэнда ускоренными темпами
Сейчас в это уже не верится, но, когда в 1988 году основатели Huawei начинали свой бизнес, уставный капитал компании составлял всего $3 тыс. До 1992 года продолжался дилерский этап — компания зарабатывала, поставляя в Китай учрежденческие АТС одного гонконгского производителя. Почти все заработанные деньги были вложены в разработку собственной АТС емкостью до 800 тыс. телефонных линий. Но разработать новинку мало — нужно было обеспечить ее сбыт. И тут помог печальный случай. В 1989 году после событий на площади Тяньаньмэнь западные страны объявили эмбарго на поставки в Китай высокотехнологичной продукции. На китайском рынке возник вакуум, и у Huawei появилась прекрасная возможность для захвата практически всего национального рынка коммутационных станций. Компания получила огромный внутренний заказ на свои АТС. С этого момента ежегодные темпы роста составляли не менее 100%, а бывало и 200%. А в 1992 году компания получила официальное звание высокотехнологичного предприятия города Шэньчжэнь, который в то время играл для Китая роль окна в мир. Это была первая свободная экономическая зона — именно оттуда берут начало нынешние китайские экономические реформы. Такой статус автоматически означал мощную государственную поддержку для Huawei. Она выражалась в основном в банковской поддержке, выделении кредитов. Huawei никогда не испытывала нехватки денежных средств, и именно потому, в частности, долгое время не выходила на фондовый рынок. С 1995 года начался новый этап — была расширена номенклатура продуктов, компания стали заниматься оборудованием для сетей передачи данных, оптических и мобильных сетей. А в 1996 году Huawei вышла на международный рынок, и с тех пор темпы роста выражаются двузначными цифрами. В 2003 году, например, из более чем $3 млрд. общего оборота около $1 млрд. пришлось на мировой рынок.
город Huawei
У любого, кто посещает центр Huawei в Шэньчжене, неизбежно складывается впечатление, что все здесь построено с одной целью: окончательно и бесповоротно, в кратчайшие сроки, подчинить себе мировой рынок телекоммуникаций. Выстроенный Huawei собственный городок занимает участок в полтора квадратных километра, на котором находятся административные офисы, исследовательские лаборатории, производственные цеха, гигантское складское хозяйство, центр обработки данных и управления всемирной сетью филиалов, учебный центр, общежития для сотрудников. Особенно впечатляет своими размерами и четкой организацией движения товаров склад, вернее, логистический центр, в котором практически без участия человека формируются и готовятся к отправке заказы из более чем 12 тыс. наименований произведенной продукции. Люди здесь практически отсутствуют, а все управляется из центра обработки данных.
Производство — еще один город в городе, по любому из этажей которого необходимо ездить на специальном электромобиле, поскольку обойти его (один этаж!) невозможно и за несколько дней. Здесь уже люди встречаются чаще, хотя степень автоматизации тоже очень высока. Как в хирургических отделениях больниц, все обязаны носить белые халаты и специальную обувь, предотвращающую попадание пыли. В тренинг-центре Huawei, самом крупном в мире, одновременно могут обучаться около 3000 человек. А так называемое общежитие, где живут слушатели курсов и холостые сотрудники компании, скорее напоминает комфортабельную современную гостиницу. Да и сам учебный центр больше напоминает престижный американский университет, чем образовательное учреждение страны с социалистическим прошлым.
день сегодняшний
Несмотря на относительную молодость, компания смогла завоевать доверие 31 из 50 крупнейших операторов связи во всем мире — они выбрали Huawei своим стратегическим партнером. Выйдя на международный рынок в 1997 году, китайский производитель практически ежегодно удваивал объемы экспортных поставок. Тем не менее, более двух третей своей продукции Huawei по-прежнему поставляет на безразмерный внутренний рынок. В первую очередь это коммутационные системы (АТС) для городских сетей (АТС С&C08), оборудование для широкополосного доступа и оптических транспортных сетей. В последние годы все большая доля в доходах фирмы приходится на оборудование для мобильной связи (GSM и CDMA) и корпоративных компьютерных сетей (коммутаторы, маршрутизаторы, шлюзы IP-телефонии, WLAN и др.).
По данным исследовательской компании Dittberner Associates, а также исследований Gartner и RHK, китайская фирма лидирует на мировом рынке городских АТС c 35% от общего числа установленных линий (всего в мире насчитывается более 150 млн. портов ГАТС C&C08) и по проектам в области мобильной связи стандарта CDMA-450 входит в пятерку крупнейших поставщиков систем для оптических транспортных сетей (ей принадлежит 8% мирового рынка), занимает вторые места по выпуску устройств широкополосного доступа (на ее долю приходится 15%) и систем связи нового поколения (NGN, 13%).
По всем перечисленным направлениям Huawei лидирует и на внутреннем рынке. Среди производимой продукции — широкий спектр сетевых решений для беспроводных сетей (UMTS/HSDPA, CDMA, TD- SCDMA, GSM/GPRS, EDGE, WiMAX), сетевое оборудование для фиксированных сетей (NGN, xDSL), оптических сетей и сетей передачи данных, а также решения для предоставления различных услуг (передача данных по мобильной сети, CDN/SAN, OSS/BSS). Компания Huawei является мировым лидером в области решений для сетей связи нового поколения (NGN), CDMA WLL и интеллектуальных сетей, а также входит в число крупнейших поставщиков оборудования сетей доступа (IP DSLAM, MSAN), оборудования передачи данных и SMS (23,9% общемирового трафика). Объем продаж компании по итогам 2006 года составил $11 млрд. Большинство продуктов выпускается на базе микросхем ASIC собственной разработки. Ежегодно более 10% дохода компании инвестируется в научные исследования и инженерные разработки. Исследовательские лаборатории расположены и в семи китайских городах, и в четырех зарубежных странах — США, Швеции, Индии и России. В настоящее время штат Huawei Technologies насчитывает более 40 тыс. сотрудников, которые работают в более чем 80 региональных офисах, курируемых восемью региональными отделениями. 46% от общего числа сотрудников занимаются исследованиями и разработками (R&D). Менеджментом, продажами и сервисным обслуживанием клиентов занимается 33% персонала, численность административного аппарата — 9%, а в производстве занято всего 12% (потому что все, включая склад, автоматизировано).
пару слов напоследок
В случае с Китаем всегда все очень непросто. Власти этой страны делают все, чтобы Китай уже в достаточно близком будущем стал полноценной сверхдержавой, безусловным мировым лидером. И национальному бизнесу в этом деле отводится особая роль. В каждом секторе экономики правительство Китая отбирает две-три компании, которым совершенно не отказывается в ресурсах и всевозможных льготах. А затем эти компании начинают покорять мировой рынок, беззастенчиво демпингуя и попросту «выдавливая» конкурентов. Пару лет назад мы все это видели на ярком примере компании Lenovo, которая при поддержке китайского правительства купила подразделение по производству ПК корпорации IBM. Результат: Lenovo сегодня — четвертая по величине в мире компания — производитель ПК, а ведь еще пять лет назад эта марка вообще никому не была известна. Теперь аналогичную роль, только на рынке телекоммуникационного оборудования, играет компания Huawei Technologies.
Антон Платов
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 11 за 2007 год в рубрике бизнес