почем Windows для народа?

В связи с ростом в последнее время популярности операционных систем семейства Linux, IT-администраторы все чаще задаются вопросом, какова же реальная стоимость Linux. Во что обойдется предприятию обучение, поддержка и т.п.? Некоторые утверждают, что стоимость Linux на самом деле велика за счет дополнительных затрат на обучение пользователей (утверждение, с которым можно поспорить). А как насчет обучения администраторов и специалистов по техобслуживанию системы Windows?

Как показывает практика, программные продукты, призванные обеспечивать защиту компьютеров, на самом деле ненадежны и требуют постоянного обновления. Несмотря на то, что Windows пытается держать марку в этом вопросе благодаря Windows Update, следует кое-что прояснить.
Во-первых, Microsoft за последние несколько лет крайне медленно обновляла свою политику безопасности (вплоть до критического снижения степени защищенности системы).
Во-вторых, Windows Update позволяет обновлять только «родной» софт, а именно Office и сам Windows.
В-третьих, существует несколько критических дырок в безопасности системы, таких, например, как команда «net user», на которые давно уже следовало обратить внимание. С другой стороны, большинство широко известных вариантов GNU/Linux снабжены усовершенствованными пакетными менеджерами, которые заботятся об обновлениях всего установленного ими программного обеспечения в рамках одного процесса. Лучшие пакетные менеджеры мне приходилось видеть в Ubuntu и Gentoo. APT из Debian/Ubuntu, возможно, лучший вариант для каждого, благодаря его скорости и простоте. Но Gentoo Portage предлагает большую адаптируемость кода и процесса сборки по сравнению с другими пакетными менеджерами. Благодаря централизованному администрированию приложений, обновления всех пакетов системы могут быть строго распланированы, что сократит издержки администрирования.

У некоторых людей, обладающих достаточной компьютерной грамотностью, есть неправильное представление, что пакетные менеджеры – это слишком сложная технология. Они считают, что лучше действовать методом Windows – скачивать софт с того сайта, который им больше нравится и которому они больше доверяют, будучи уверенными в его надежности и в отсутствии вирусов. Был у меня опыт такого администрирования – могу вам точно сказать, что это не совсем верный подход. Вместе с загруженными с так называемого «надежного» сайта программным обеспечением мне навешали еще кучу дополнительных программ, включая рекламу и шпионящий софт. Сомнительное удовольствие, надо признаться. Что касается пакетных менеджеров Linux, они весьма осторожны и снабжены механизмом верификации «на месте», нейтрализующим действия администраторов-чайников. Ubuntu APT использует систему подписей для подтверждения того, что версия и содержимое пакета соответствуют хранимой в официальном репозитарии копии. Таким образом предотвращаются действия зловредных серверных администраторов или хакеров-злоумышленников, помещающих в репозитарии фальшивые пакеты, которые могут содержать вирусы. Пакетные менеджеры – это, пожалуй, одно из величайших изобретений в области вычислительной техники.

В школе при центре информационных технологий, которую мне периодически приходится посещать (как вы догадались, не в качестве ученика), учащиеся должны были заботиться о содержании и техническом обслуживании техники. Однажды они проводили полную генеральную «чистку» всех компьютеров в школе. Процесс занял у них весь день (при том, что их было 25 человек), да и то они не успели вычистить все 250 школьных компьютеров. Мне тогда пришло в голову, что все эти антивирусные и антишпионские программы, чистильщики реестра, утилиты для очистки и дефрагментации диска занимают слишком большую часть времени, уходящего на обслуживание техники. Тратить такое количество времени на выполнение одного задания – это не для меня. Понятно, что некоторые задачи могут выполняться автоматически, но их все равно нужно стартовать вручную и потом проверить. Сколько времени средние IT-шники тратят на еженедельное сервисное обслуживание компьютеров? И заботятся ли они вообще о том, чтобы проводить это обслуживание каждую неделю? Если нет, как быть с риском заражения вирусами?

Я ненавижу заниматься техобслуживанием в школе главным образом потому, что мне никогда не приходится заниматься этим дома. Дома у меня уже около 10 лет стоят Linux-системы (последний Windows был удален 5 лет назад), и за это время у меня никогда не было ни одного вируса и прочего вредоносного софта! Файловые системы Linux далеко не так сильно фрагментированы, как, например, NTFS, и мне никогда не приходилось производить дефрагментацию диска на машине, работающей под Linux. С моей точки зрения, все выше сказанное ясно говорит о том, чего же на самом деле стоит Linux. Эта тема находится сейчас в центре внимания, в то время, как реальная стоимость Windows никого не беспокоит. Мало того, что цены на лицензии слишком, на мой взгляд, завышены, но и заботы об обслуживании системы должным образом требуют слишком больших временных затрат IT- отдела. В то время как они занимаются этими занудными маленькими проблемками, большая проблема может скрыться от их взглядов. Хотелось бы услышать мнение некоторых IT-шников по этому поводу, чтобы выяснить, сколько же времени они тратят на техобслуживание компьютеров на своем предприятии.



Перевод linux-digg.ru.


Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 09 за 2007 год в рубрике мнение

©1999-2024 Сетевые решения