судьба нового президента США решится в Сети
В США Интернет в своей избирательной кампании первым использовал еще Билл Клинтон. Однако только сейчас, много лет спустя, Сеть начала по- настоящему ощутимо влиять на настроения американского электората. Причем влияние это временами оказывается довольно необычным. А все потому, что традиционные политтехнологии в Интернете работают, оказывается, совсем не так, как в оффлайне. Аналитики констатируют, что интернет смешивает пропагандистам все карты. Теперь ход избирательного процесса зависит не только от выделенных на агитацию бюджетов, но и от деятельности активистов-одиночек, произведения которых благодаря Сети доходят до миллионов пользователей-избирателей. Таким образом, количество факторов, действующих в виртуальном пространстве, уже не поддается учету. И во многом именно там будет решаться исход предвыборных баталий в 2008 году. А значит, политтехнологам придется осваивать принципиально новые методы воздействия на общественное мнение.
Все началось на самом деле еще в 1964 году, когда во время президентских выборов в США впервые активно использовалось телевидение. Классический пример пропаганды — телевизионный ролик 1964 года, который подготовил штаб Линдона Джонсона. Эта реклама называлась «Маргаритка» и была продемонстрирована всего один раз: маленькая девочка гадала, отрывая лепестки цветка, а на заднем плане шел обратный отсчет до запуска баллистической ракеты. Избирателям тем самым внушалось: если вы проголосуете за кандидата от Республиканской партии Барри Голдуотера, он может начать ядерную войну с Советским Союзом. Голдуотер тогда проиграл с незначительным отрывом. В то время телевидение было самой что ни на есть высокой технологией; тогда же и родилось словосочетание «электронные СМИ». Несколько десятилетий политическая борьба в США была делом весьма затратным, и президентские выборы порой превращались буквально в соревнование кошельков. Но в конце 90-х произошло резкое удешевление технологий компьютерной обработки видеоматериалов, а также появились доступные всем интернет-ресурсы для их размещения. И расстановка сил существенно изменилась.
Вот один из самых ярких примеров: на страницах популярного видеосервиса YouTube недавно появился отредактированный рекламный ролик компании Apple, который в 1984 году снял для нее режиссер Ридли Скотт. В оригинальном варианте речь шла всего лишь о продукции компании, которая должна составить конкуренцию монополии IBM. Однако в нынешней версии толпы зомбированных граждан слушают, затаив дыхание, предвыборные лозунги Хиллари Клинтон. Во время очередного сеанса промывания мозгов в зал вбегает спортсменка и разбивает огромный экран молотом, а затем на черном фоне всплывает стилизованный логотип Apple и адрес сайта конкурента Хиллари Барака Обамы. Обама, конечно, отрицает свою причастность, но нам сейчас интересно совсем не это. А то, что ролик, автор которого неизвестен, посмотрели уже более 500 тысяч пользователей сервиса, и число это постоянно растет. И это лишь один, самый безобидный, пример интернет-агитации, стоимость которой уже стала буквально мизерной, а влияние будет лишь расти. Тот же Барак Обама недавно был вынужден пообещать судебное разбирательство владельцам одного из сайтов, посвященных педофилии, так как на нем содержалась еще и подробная информация о его предвыборной кампании и контакты его штаба. А в 2006 году сенатор от штата Вирджиния Джордж Аллен проиграл выборы из-за подозрения в расовой нетерпимости. Тогда в Сети появилась любительская запись, демонстрирующая, как Аллен называет одного из темнокожих помощников своего противника «макакой». Все эти скандальные видеоролики никак не могли появиться на политкорректном до зубной боли американском телевидении. Более того, согласно опросам общественного мнения, уже сейчас большинство пользователей Интернета ищут политическую информацию не на сайтах участников выборов всех уровней, а на альтернативных ресурсах включая блоги.
Вполне логично, что теперь все кандидаты в американские президенты уже завели себе персональные страницы на самых популярных сайтах вроде MySpace и того же YouTube. Для потенциальных президентов там были даже созданы специальные разделы, в которых размещены ссылки на их дневники и краткие биографии. Вот только разбираться в предпочтениях интернет-аудитории политики еще не научились, а потому нередко попадают впросак. Например, выложенное на YouTube заявление Хиллари Клинтон, в котором она излагает свою точку зрения на происходящие в Ираке события и предлагает пути выхода из кризиса, заинтересовало лишь 20.000 человек, в то время как запись исполнения ею национального гимна во время встречи с избирателями Айовы посмотрели более миллиона пользователей. Видеообращение другого кандидата в президенты Джона Эдвардса, подтверждающее его вступление в гонку, оказалось намного менее популярным, чем сюжет, в котором он в течение нескольких минут поправляет волосы перед записью. Наблюдая за всеми этими событиями, аналитики признают: развитие интернет-технологий практически сводит на нет контроль над информационным пространством и возможность активно манипулировать общественным мнением. Более того, процесс этот будет лишь набирать силу, ведь на очереди — широкое распространение новых медиатехнологий — таких, как телевизионное вещание в сетях мобильной связи, IPTV и т.д.
А вот о каком курьезном случае сообщило недавно издание TechCrunch. Основатель новостного портала NewsVine Майк Дэвидсон «взломал» блог сенатора и кандидата в президенты США Джона МакКейна. Дело в том, что Дэвидсон также является создателем популярного шаблона оформления для системы блогов MySpace. А сотрудники администрации и PR-менеджеры сенатора использовали разработку Дэвидсона в создании страницы МакКейна на MySpace, но не указали владельца авторских прав. Дэвидсон не запрещает использовать свои разработки, его даже не смутило отсутствие ссылки на автора в блоге сенатора. Но безвестный создатель дневника просто забыл скопировать графические изображения, которые использовались в шаблоне. В результате каждое открытие страницы онлайн-дневника МакКейна создавало дополнительную нагрузку на сервер Дэвидсона. Когда Дэвидсон обнаружил подозрительные исходящие соединения со своего сервера, он заменил запрашиваемый файл на изображение шуточного содержания. После этого любой пользователь, посетивший блог сенатора, обнаруживал на самом видном месте страницы провокационно-юмористический текст: «Я заявляю, что мое мнение по поводу однополых браков изменилось. Отныне я поддерживаю гомосексуальные свадьбы». Наблюдатели тут же вспомнили, как в прошлом году сотрудник Microsoft использовал чужой файл в оформлении сайта без указания авторства. Владелец файла и сервера, на котором он был расположен, заменил изображение, после чего на странице блога компании Microsoft появилась картинка порнографического содержания. Чувствуется, нынешняя избирательная компания в США принесет еще много сюрпризов, так или иначе связанных с Интернетом.
Антон Платов
Все началось на самом деле еще в 1964 году, когда во время президентских выборов в США впервые активно использовалось телевидение. Классический пример пропаганды — телевизионный ролик 1964 года, который подготовил штаб Линдона Джонсона. Эта реклама называлась «Маргаритка» и была продемонстрирована всего один раз: маленькая девочка гадала, отрывая лепестки цветка, а на заднем плане шел обратный отсчет до запуска баллистической ракеты. Избирателям тем самым внушалось: если вы проголосуете за кандидата от Республиканской партии Барри Голдуотера, он может начать ядерную войну с Советским Союзом. Голдуотер тогда проиграл с незначительным отрывом. В то время телевидение было самой что ни на есть высокой технологией; тогда же и родилось словосочетание «электронные СМИ». Несколько десятилетий политическая борьба в США была делом весьма затратным, и президентские выборы порой превращались буквально в соревнование кошельков. Но в конце 90-х произошло резкое удешевление технологий компьютерной обработки видеоматериалов, а также появились доступные всем интернет-ресурсы для их размещения. И расстановка сил существенно изменилась.
Вот один из самых ярких примеров: на страницах популярного видеосервиса YouTube недавно появился отредактированный рекламный ролик компании Apple, который в 1984 году снял для нее режиссер Ридли Скотт. В оригинальном варианте речь шла всего лишь о продукции компании, которая должна составить конкуренцию монополии IBM. Однако в нынешней версии толпы зомбированных граждан слушают, затаив дыхание, предвыборные лозунги Хиллари Клинтон. Во время очередного сеанса промывания мозгов в зал вбегает спортсменка и разбивает огромный экран молотом, а затем на черном фоне всплывает стилизованный логотип Apple и адрес сайта конкурента Хиллари Барака Обамы. Обама, конечно, отрицает свою причастность, но нам сейчас интересно совсем не это. А то, что ролик, автор которого неизвестен, посмотрели уже более 500 тысяч пользователей сервиса, и число это постоянно растет. И это лишь один, самый безобидный, пример интернет-агитации, стоимость которой уже стала буквально мизерной, а влияние будет лишь расти. Тот же Барак Обама недавно был вынужден пообещать судебное разбирательство владельцам одного из сайтов, посвященных педофилии, так как на нем содержалась еще и подробная информация о его предвыборной кампании и контакты его штаба. А в 2006 году сенатор от штата Вирджиния Джордж Аллен проиграл выборы из-за подозрения в расовой нетерпимости. Тогда в Сети появилась любительская запись, демонстрирующая, как Аллен называет одного из темнокожих помощников своего противника «макакой». Все эти скандальные видеоролики никак не могли появиться на политкорректном до зубной боли американском телевидении. Более того, согласно опросам общественного мнения, уже сейчас большинство пользователей Интернета ищут политическую информацию не на сайтах участников выборов всех уровней, а на альтернативных ресурсах включая блоги.
Вполне логично, что теперь все кандидаты в американские президенты уже завели себе персональные страницы на самых популярных сайтах вроде MySpace и того же YouTube. Для потенциальных президентов там были даже созданы специальные разделы, в которых размещены ссылки на их дневники и краткие биографии. Вот только разбираться в предпочтениях интернет-аудитории политики еще не научились, а потому нередко попадают впросак. Например, выложенное на YouTube заявление Хиллари Клинтон, в котором она излагает свою точку зрения на происходящие в Ираке события и предлагает пути выхода из кризиса, заинтересовало лишь 20.000 человек, в то время как запись исполнения ею национального гимна во время встречи с избирателями Айовы посмотрели более миллиона пользователей. Видеообращение другого кандидата в президенты Джона Эдвардса, подтверждающее его вступление в гонку, оказалось намного менее популярным, чем сюжет, в котором он в течение нескольких минут поправляет волосы перед записью. Наблюдая за всеми этими событиями, аналитики признают: развитие интернет-технологий практически сводит на нет контроль над информационным пространством и возможность активно манипулировать общественным мнением. Более того, процесс этот будет лишь набирать силу, ведь на очереди — широкое распространение новых медиатехнологий — таких, как телевизионное вещание в сетях мобильной связи, IPTV и т.д.
А вот о каком курьезном случае сообщило недавно издание TechCrunch. Основатель новостного портала NewsVine Майк Дэвидсон «взломал» блог сенатора и кандидата в президенты США Джона МакКейна. Дело в том, что Дэвидсон также является создателем популярного шаблона оформления для системы блогов MySpace. А сотрудники администрации и PR-менеджеры сенатора использовали разработку Дэвидсона в создании страницы МакКейна на MySpace, но не указали владельца авторских прав. Дэвидсон не запрещает использовать свои разработки, его даже не смутило отсутствие ссылки на автора в блоге сенатора. Но безвестный создатель дневника просто забыл скопировать графические изображения, которые использовались в шаблоне. В результате каждое открытие страницы онлайн-дневника МакКейна создавало дополнительную нагрузку на сервер Дэвидсона. Когда Дэвидсон обнаружил подозрительные исходящие соединения со своего сервера, он заменил запрашиваемый файл на изображение шуточного содержания. После этого любой пользователь, посетивший блог сенатора, обнаруживал на самом видном месте страницы провокационно-юмористический текст: «Я заявляю, что мое мнение по поводу однополых браков изменилось. Отныне я поддерживаю гомосексуальные свадьбы». Наблюдатели тут же вспомнили, как в прошлом году сотрудник Microsoft использовал чужой файл в оформлении сайта без указания авторства. Владелец файла и сервера, на котором он был расположен, заменил изображение, после чего на странице блога компании Microsoft появилась картинка порнографического содержания. Чувствуется, нынешняя избирательная компания в США принесет еще много сюрпризов, так или иначе связанных с Интернетом.
Антон Платов
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 07 за 2007 год в рубрике мнение