Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition
1 марта 2007 года в Минске прошла технологическая конференция «Oracle Business Intelligence. Хранилища данных, аналитические системы». Центральным событием на конференции стало объявление о выпуске Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition 10g Release 3 (Oracle Business Intelligence Suite EE), новой версии многофункционального, основанного на стандартах комплекса инфраструктуры и инструментов бизнес- анализа.
Поскольку продукт показался мне достаточно любопытным, а информации о нем в «Сетевых решениях» еще не проходило, предлагаю вашему вниманию развернутый материал на эту тему.
Пакет Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition включает набор продуктов, предоставляющих средства выполнения произвольных запросов и анализа, OLAP-анализа, интерактивные информационные панели, инструменты формирования отчетов, проактивной аналитики и оповещений, средства работы без подключения к серверу, а также другие средства.
Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition построен на следущих ключевых принципах:
Единый взгляд на всю информацию предприятия. Практически во всех организациях информация хранится в различных базах данных и корпоративных приложениях. Oracle BI Suite ЕЕ позволяет организациям создать единое и логичное представление всей корпоративной информации, содержащейся в различных хранилищах данных, многомерных источниках и оперативных системах.
Единая модель представления информации. Oracle BI Suite ЕЕ позволяет организации описать сложные информационные источники и в виде простой, понятной, логичной бизнес-модели. Он предоставляет средства описания таблиц, производных показателей и OLAP-кубов в бизнес-терминологии, позволяя пользователю абстрагироваться от физической структуры данных.
Доступ к информации для всех. Oracle BI Suite ЕЕ дает бизнес-пользователям возможность получения требуемой информации без необходимости привлечения специалистов-аналитиков. Пользователь может иметь доступ к аналитическим данным с различных устройств и по многим каналам доступа к информации.
Доступ к информации в режиме реального времени. При применении таких технологий, как непрерывные ETL-процессы, мониторинг деловой активности (Business Activity Monitoring), управление бизнес-событиями и доступ к данным в OLTP-системах напрямую, Oracle BI Suite ЕЕ позволяет пользователям сочетать исторические данные с данными, поступающими в реальном времени для того, чтобы можно было получить самую полную информацию о состоянии бизнеса в текущий момент.
Управляемый процесс принятия решений. Возможности проактивной аналитики Oracle Delivers и возможности управляемой аналитики Interactive Dashboards обеспечивают бизнес-пользователям быструю и эффективную навигацию для выявления и устранения проблем и принятия действий в зависимости от типа события. Это отличает Oracle BI Suite ЕЕ от других инструментов аналитики, которые ориентированы только на создание отчетов. Единая инфраструктура. Oracle BI Suite ЕЕ имеет унифицированные механизмы доступа к данным; единую аналитическую и вычислительную инфраструктуру; механизмы управления метаданными; единую семантическую бизнес-модель; единую модель системы безопасности и пользовательских привилегий; а также общие инструменты администрирования.
Готовые аналитические решения. Oracle BI Suite ЕЕ позволяет сделать разработку аналитических приложений (Analytic Applications) быстрой и легкой при помощи пакета готовых аналитических приложений.
Возможности подключения в «горячем» режиме. Oracle BI Suite ЕЕ располагает средствами подключения в «горячем» режиме к любым существующим источникам данных; основным бизнес-приложениям; любой инфраструктуре обеспечения безопасности; а также к уже существующим аналитическим инструментам, что позволяет организациям внедрить комплект Oracle Suite без необходимости модификации существующей инфраструктуры.
Oracle BI Server
Главный компонент Oracle BI Suite ЕЕ – аналитический сервер (Oracle BI Server). Именно в его задачу входит сбор данных из разнородных источников и представление ее в виде логической схемы данных, независимой от физической структуры данных в источнике. Именно эту логическую схему и видят клиенты Oracle BI.
Упрощенно, сервер выполняет две основных функции:
- разбор и компиляцию входящих запросов в исполняемый код;
- исполнение этого кода.
Клиенты Oracle BI сервера посылают упрощенный логический SQL-запрос, который преобразуется сервером в комбинацию запросов на «настоящем» SQL, посылаемую к различным СУБД — источникам данных и промежуточного кода, который выполняется внутри Oracle BI Server Execution Engine. Также Oracle BI Server имеет необходимую серверную инфраструктуру для управления сессиями и запросами, отменами, ведением журналов, мониторинга и другие административные серверные функции.
В качестве источников данных могут выступать самые разнообразные вещи – базы данных Oracle, Microsoft SQL Server, DB2, ODBC Data Sources, текстовые и XML-файлы, таблицы Excel, OLAP и др.
Отдельно следует упомянуть о системе выполнения Oracle BI Server. Это современная система параллельного выполнения SQL-запросов, расширенная аналитическими операторами. К основным функциям системы относится:
- пересылка функций – аналитический сервер пересылает к СУБД «родные» SQL-запросы, директивы для выполнения проходов агрегаций, а также директивы для разных видов фильтров в исходной базе данных;
- параллельное выполнение запросов - сервер допускает параллельное формирование и выполнение запросов, которое можно даже проводить на разных машинах. Отмена запросов также будет реализована параллельно;
- оптимизация сортировки – аналитический сервер располагает возможностью параллельной сортировки, что необходимо в случае, если, например, требуемая для FULL OUTER JOIN сортировка не может быть выполнена в СУБД;
- слияние – Oracle BI Server может соединять два или более набора результатов из нескольких параллельных запросов;
- ранжирование и фильтрация записей.
Oracle BI Server определяет и хранит все элементы аналитических вычислений в виде метаданных в центральном репозитории. Это позволяет обеспечить пользователей централизованной, согласованной системой описания показателей. В случае изменения определения показателя, необходимо внести исправления только в одном месте, после чего везде будет применяться уже новое определение. В противоположность этому, при использовании продуктов, которые фиксируют эти определения в описании конкретных отчетов, определяемый в одном отчете показатель может иметь такое же название, но другое определение в другом отчете - отсюда вероятность существования неправильного определения в отчетах. При изменении определений в отчетах, исправления придется вносить в каждый отчетный документ, что делает текущее сопровождение системы очень дорогостоящим. Аналитический сервер виден для других приложений как источник данных ODBC 2.0. Это означает, что фактически любой генератор отчетов или инструмент запроса, совместимый со стандартом ODBC, может использовать Oracle Analytics, как будто это база данных.
Oracle Analytics Web Server
Он создает пользовательский интерфейс для инструментов, использующихся для визуализации данных из Oracle BI Server, например Oracle Answers и Interactive Dashboards. Он взаимодействует с сервером Oracle BI Server как ODBC-клиент и выполняет ряд важных функций:
- создает пользовательский интерфейс;
- отвечает на выбор пользователя, формирует логические SQL-запросы для Oracle BI Server и отслеживает логические операторы SQL и их результаты; - записывает создаваемые пользователем описания того, каким образом должны быть представлены данные и взаимодействует с системой построения диаграмм для их генерации;
- ротирует и агрегирует данные после генерации результатов аналитическим сервером.
Когда начинается сеанс пользователя, Oracle Analytics Web представляет аналитическому серверу идентификационную информацию пользователя (имя пользователя/пароль), опознает пользователя, а затем запрашивает Oracle BI Server о предоставлении "баз данных", "таблиц" и "столбцов", к которым у пользователя есть доступ. Такие объекты отображаются пользовательским интерфейсом в виде предметных областей, папок и столбцов. Oracle BI Server также обеспечивает Oracle Analytics Web метаданными, включающими такие свойства столбцов, как вид данных, правила агрегации и может ли пользователь иметь доступ к детализации данных столбца - каждый из этих элементов также будет влиять на то, как будут отображаться данные в интерфейсе пользователя.
Oracle Analytics Web обеспечивает пользователей широким спектром возможностей благодаря 100% чистой веб-среде на основе HTML, DHTML и Javascript — пользователю не придется выполнять загрузку какого-либо клиента, использовать программные расширения, элементы управления на базе Active-X или апплеты. Это позволяет бизнес-пользователям при минимальном обучении выполнять новые виды анализа и создавать новые запросы, указывая и выбирая мышкой желаемое в логической модели информации, которая будет отображена в браузере.
Пользователи Answers и Dashboard могут персонализировать свой пользовательский веб-интерфейс, включая вид, описание формата, свойства отдельных диаграмм, таблиц и сводных таблиц. Oracle Analytics Web сохраняет эти персональные определения в каталоге метаданных, который называется веб- каталогом, являющимся схемой XML. Существуют средства администрирования через браузер, позволяющие управлять этим веб-каталогом. Администраторы могут контролировать доступ пользователей к различным информационным панелям, устанавливать привилегии пользователей, создавать и управлять группами и ролями, изменять списки членства в группе, менять название или удалять папки каталогов и сохраненные результаты анализа, а также просматривать и управлять сеансами.
Oracle Analytics Web предлагает API, который использует протокол Simple Object Access Protocol (SOAP). SOAP API может использоваться для построения персонализированного пользовательского интерфейса или интеграции функциональности Oracle Analytics с существующими приложениями. Этот API может применяться для запуска и управления веб-сеансами, загрузки результатов из Analytics Web в формате XML, интеграции результатов Analytics Web с любыми динамическими веб-страницами и портальными инфраструктурами, включая Oracle Portal и любые другие порталы, совместимые с JSR-168/WSRP, объединения параметров отчетов и логических запросов SQL для выполнения анализа и получения результатов, а также для навигации по веб-каталогу и управления им.
Можно объединять серверы в кластеры для масштабирования. Если производительность веб-сервера становится недостаточной, администратор может настроить конфигурацию множества Analytic Web и HTTP-серверов. Поддерживается большое количество возможностей балансирования нагрузки, которые позволяют распределять пользовательские сеансы и сохранять привязку сеанса к HTTP-серверу, который был выбран для этого сеанса.
Oracle BI Answers
Oracle Answers обеспечивает конечных пользователей полным спектром возможностей для выполнения произвольных запросов и анализа. Приложение работает в чистой веб-среде и разработано для пользователей, желающих создавать новые аналитические запросы с нуля или модифицировать и изменять уже существующие аналитические запросы, отображающиеся на странице информационной панели.
Пользователи взаимодействуют с логическим представлением информации, полностью огражденным от сложности структур данных, и могут с легкостью создавать диаграммы, сводные таблицы, отчеты, шаблоны и информационные панели, которые являются интерактивными, содержат детализацию данных, могут сохраняться, передаваться, изменяться, форматироваться или интегрироваться с персональной информационной панелью пользователя или корпоративным порталом.
Пользователи быстро обучаются работе с Answers. Они работают с понятными информационными моделями, использующими только бизнес-терминологию. Работа пользователя с Answers начинается с выделения предметной области — "Маркетинг", "Сбыт" или "Товарно-материальные ресурсы" - путем выбора папки из Answers. Выбрав конкретную предметную область, пользователь увидит в папке набор «бизнес-объектов», определяющих бизнес-термины, с помощью которых пользователем будут выполняться вычисления или анализ. Например, если пользователем будет выбрана предметная область "Сбыт", появятся такие объекты, как «Валовой доход», «Чистый доход», «Изменение чистого дохода в % относительно прошлого года» или «Уровень чистого дохода».
Конкретные бизнес-термины могут быть выбраны с помощью простого указания и щелчка мышью для формирования столбца при анализе. При выборе объектов «Регион», «Доход» и «Текущий месяц» будут выполнены вычисления типа «Показать доход по каждому региону за текущий месяц».
После выбора пользователем бизнес-терминов и столбцов, Oracle Answers сформирует запрос. Этот запрос называется «логическим SQL-запросом», так как он выражает логическое содержание запроса. Такой логический запрос будет послан аналитическому серверу, который проанализирует логический запрос и создаст последующие «правильные» запросы нижележащим источникам данным, в которых хранится информация.
Oracle BI Answers предлагает пользователям несколько способов просмотра данных — с помощью таблиц, диаграмм или сводных таблиц, — а также одновременного комбинированного просмотра данных. После сохранения результатов выполненного анализа, пользователи могут выбрать щелчком мышки редактор информационной панели для того, чтобы вставить изображения в страницы информационной панели.
Аналитические запросы после создания могут быть сохранены в целях личного пользования или опубликованы для применения широким кругом пользователей. В отличие от шаблонов отчетов других продуктов, сохраненные аналитические запросы могут изменяться без каких-либо ограничений. Для выполнения вычислений Oracle BI Answers позволяет пользователям выбирать сложные показатели — такие, как изменения доли рынка по сравнению с прошлым годом или изменения процента от общей величины продаж по сравнению с прошлым годом. Это представляет собой сложную задачу при вычислениях SQL или в большинстве продуктов для построения нерегламентированных отчетов, так как при этом или необходимо использовать междустрочные сравнения — то, для чего SQL не предназначался разработчиками, — или необходимо применить запросы, комбинирующие разные уровни агрегации. Oracle Answers позволяет вычислять сложные показатели во время выполнения запроса без необходимости выполнения предварительных вычислений и сохранения промежуточных результатов.
OracleBI Interactive Dashboard
Бизнес-пользователи получают доступ к возможностям бизнес-аналитики прежде всего через интерактивную информационную панель (Oracle BI Interactive Dashboard). Interactive Dashboard работает на основе чистой веб-архитектуры (на машине пользователя не нужно ничего, кроме браузера) и предлагает пользователю информацию, отфильтрованную и персонализированную в соответствии с идентификационными данными или ролью пользователя, делая информацию интуитивно и легко понимаемой и помогая пользователям принимать точные и эффективные решения. Пользователи могут работать с оперативными отчетами, подсказками, диаграммами, таблицами, сводными таблицами, графическими данными и индикаторами. Они имеют возможность быстро и легко переходить к требуемой информации, иметь доступ к детализации данных при необходимости дальнейшего анализа, изменять вычисления и работать с результатами.
Бизнес-пользователи могут формировать интерактивные информационные панели (Dashboards) без какой-либо помощи со стороны специалиста по информационным технологиям и не прибегая к программированию. Пользователи могут создавать страницы информационных панелей, выбирать и изменять содержание с помощью веб-редактора информационных панелей. Для того, чтобы добавить содержимое на веб-страницу, пользователю нужно просто перетащить аналитический запрос из web-каталога с левой панели. Web-каталог представляет собой перечень всех сохраненных объектов — подсказок, аналитических запросов и страниц информационной панели. При работе с каталогом, пользователи могут производить фильтрацию данных, щелчком мышки по диаграммам и таблицам получать доступ к детализированным данным, менять порядок сортировки или направление сортировки столбцов; переходить к другому аналитическому запросу, в зависимости от контекста и т.д.
Панели являются гибкими информационными контейнерами. В дополнение к содержанию Business Intelligence они могут встраивать информацию из корпоративного портала, веб-страницу или изображение из Интернета или внутренней сети, документ Word или рабочую книгу Excel.
Guided Analytics (управляемая аналитика) — функция Interactive Dashboard, позволяющая менять содержание и формат информационной панели динамически, в соответствии с изменениями анализируемой информации. В частности, разделы на странице информационной панели могут устанавливаться и появляться только тогда, когда в данных присутствует "интересная" информация. Например, информационная панель менеджера по продажам может содержать раздел, который будет появляться только при снижении объемов продаж основных продуктов в текущем квартале. Если же претензии потребителя стали представлять большую проблему, появится раздел, показывающий увеличение претензий со стороны заказчиков.
Отдельные ссылки на информационной панели могут работать таким же образом. Например, при спаде объемов продаж на основные продукты может появиться ссылка вместе с сообщением, уведомляющим пользователя о наличии спада. При нажатии мышкой на ссылку будут загружены результаты аналитического запроса (или вся страница информационной панели) по этим продуктам.
OracleBI Publisher
Этот продукт генерирует отчеты разных форматов на основе данных из множества источников и распространяет эти отчеты по различным каналам доставки. Oracle BI Publisher помогает сократить высокие расходы, связанные с разработкой и сопровождением отчетов различных форматов, одновременно повышая эффективность управления отчетами. Кроме этого, он позволяет уменьшить зависимость компании от программных систем других производителей, которые требуются для форматирования документов.
При использовании таких известных инструментов, как Adobe Acrobat и Microsoft Office, пользователи могут создавать и поддерживать свои собственные форматы отчетов, основанные на данных, которые поступают из множества источников. Oracle Publisher обеспечивает разработчиков средствами точного контроля за форматом, разметкой и выводом отчетов, позволяя создавать и распространять отчеты полиграфического качаества, независимо от уровня графической сложности. Oracle BI Publisher полностью интегрирован с другими компонентами Oracle Business Intelligence Suite ЕЕ и использует общие метаданные, систему безопасности, вычисления, кэширование и сервисы генерации запросов.
Бизнес-пользователь может создавать отчеты в чистой веб-среде разработки клиентских приложений. Из веб-клиента пользователь получает доступ к различным источникам данных, включая OracleBI Server, и может определять данные, которые необходимо опубликовать в виде отчета. После того, как пользователем были определены данные для отчета, необходимо определить шаблон разметки отчета. Пользователи могут определить разметку шаблона с помощью таких стандартных инструментов, как Microsoft Word, Adobe Acrobat или Microsoft Excel. Затем пользователь должен перейти к «чистой» Web- консоли управления и определить ряд параметров — пользователей и роли, имеющие доступом к отчету, определить новые роли и присвоить этим ролям отчеты, а также определить способы доставки отчетов. Пользователь может указать множество форматов документов и каналов доставки для одного и того же отчета. Определив шаблон отчета, пользователь может указать, будет ли отчет сформирован сразу же или позже, назначить генерацию отчета по расписанию, просматривать существующие отчеты и их историю.
Oracle BI Publisher — высокопроизводительный J2EE-сервер. Он может быть развернут на любом сервере приложений, совместимом с J2EE 1.3, и будет использовать возможности масштабирования, распараллеливания и высокой доступности сервера приложений. Продукт позволяет использовать данные из множества структурированных источников данных — Oracle BI Server, базы данных Oracle (8i, 9i, l0gRl, 10gR2), IBM DB/2, Microsoft SQL-Server, базы данных Informix и Sybase — и из неструктурированных источников данных — файлов, XML, веб-сервисов, URL, — которые могут интегрироваться в одном отчете.
Oracle BI Publisher разделяет определение данных, которые должны быть объединены в отчет, и формат, в котором отчет должен быть опубликован. Поэтому один отчет может одновременно публиковаться в разных форматах документов, включая Microsoft Word, Excel, RTF, PDF, XML, EDI и т.д. Поддерживается целый ряд возможностей доставки генерируемых отчетов. Отчеты могут публиковаться в интерактивных папках посредством WebDAV, автоматически прикрепляться к сообщениям электронной почты для рассылки, посылаться на корпоративные серверы печати, а также размещаться на файловом сервере, с которого их можно забрать по протоколу FTP.
Предусмотрена интеграция с корпоративными серверами печати и принтерами (которые поддерживают протоколы IPP и LCUP), включая управление очередями. Возможно распределение нагрузки в зависимости от пропускной способности, переключение в случае отказа и восстановление.
Генерируемые отчеты могут храниться и управляться из интерактивных папок. Защита интерактивных папок обеспечена ролевой системой безопасности. Поиск документов, содержащихся в этих папках, выполняется с помощью мощных поисковых возможностей Oracle Secure Enterprise Search.
Oracle BI Publisher построен на основе открытых стандартов — Java, J2EE, XML, XSL-T, FO, RTF, PDF, — которые позволяют пользователям легко внедрять его и использовать наряду с существующими в организации информационными технологиями, а также инструментами бизнес-аналитики.
Oracle BI Briefing Books
Briefing Book (рабочая книга) — это решение, позволяющее сохранить содержание Oracle BI Interactive Dashboard (интерактивной информационной панели) и затем просматривать информацию с помощью специальной программы в офлайн-режиме. Рабочие книги выглядят так же, как страницы из информационных панелей. Многостраничные рабочие книги оснащены средствами управления страницами и могут быть использованы для представления информации другим. Рабочие книги также позволяют архивировать информацию панели. Пользователи имеют возможность сделать рабочие книги «обновляемыми» — их можно будет по мере необходимости дополнять новой информации из соответствующей информационной панели с помощью одного щелчка мыши. Персонализированные рабочие книги могут автоматически рассылаться в списки рассылки по электронной почте с помощью Oracle Delivers.
Oracle BI Delivers
Это решение проактивной, упреждающей аналитики, предназначенное для мониторинга бизнес-информации, выявления конкретных проблем, фильтрации данных на основе правил, оповещения пользователей по множеству каналов (электронная почта, информационные панели и мобильные устройства). Такие сообщения могут связываться вместе. Передавая информацию от одного сообщения к другому, можно выполнить многошаговую последовательность аналитических операций с вовлечением множества лиц и приложений. Более того, Oracle BI Delivers может динамически определять получателей и персонализированное содержание, что позволяет передавать требуемую информацию нужным пользователям в нужное время.
Delivers — это веб-приложение, позволяющее создать уведомления и подписки для пользователей, выбирать опции доставки уведомлений путем создания индивидуальных учетных записей доставки. Например, пользователь может определить способ доставки оповещений на время своего отсутствия. В учетных записях опции доставки могут изменяться в соответствии с тем, насколько отправка уведомления является срочной и важной. Уведомления могут посылаться отдельным лицам или группам. Пользователи могут сохранять аналитические запросы, созданные в Answers, планировать их автоматическую генерацию, устанавливать предельные величины показателей и указывать лиц, которые должны быть уведомлены в случае, если эти предельные величины будут превышены.
Oracle BI Delivers дает возможность любому пользователю (не только администраторам) очень легко определять свои собственные процессы с помощью автоматических программ, которые будут наблюдать за устанавливаемыми пользователем условиями и или предельными величинами и уведомлять пользователя. Oracle BI Delivers также может реагировать с использованием предварительно заданного дерева решений. Простой пример: "Если поставка продукта А сократится до уровня ниже 10,000 единиц, необходимо отправить электронное сообщение мне, товарному складу и поставщику." Пользователи могут создавать автоматические программы наблюдения за очень сложными условиями, сочетающими временные условия с условиями, определяющимися данными, поступающими в реальном времени, а также ранее полученными данными.
Oracle BI Delivers также может быть сконфигурирован для взаимодействия с Oracle BPEL Process Manager — решением по управлению бизнес-процессами Oracle. Бизнес-пользователь может организовывать процесс корпоративного документооборота, определяемый в Oracle BPEL Process Manager, в ответ на оповещение Oracle BI Delivers. OracleBI Delivers может также взаимодействовать с другими системами организации корпоративного документооборота в ответ на получение уведомления.
Oracle Business Intelligence Office Plug-In
Этот плагин интегрирует информацию бизнес-аналитики из Oracle BI Server и отчеты со средой Microsoft Office, используя последние корпоративные данные в документах Microsoft Word, Excel и PowerPoint.
Office Plug-In позволяет легко вставлять корпоративные данные в документы Office. Бизнес-пользователь создает шаблон документа, в который необходимо добавить корпоративные данные с помощью Microsoft Word или Microsoft Excel. Пользователь может также быстро и легко изменять расположение, менять формат вывода и региональные установки (язык, временную зону).
После того, как пользователем был установлен формат, определяется источник данных — или объект в базе данных или показатель или информационная панель в Oracle BI Server, — из которого будут вставляться данные в Office. Возможности инструментальной панели параметров (Parameters Toolbar) позволяют сохранять аналитические параметры в Microsoft Office.
В отличие от многих других инструментов бизнес-аналитики, Oracle Office Plug-In создает 100% стандартный документ Microsoft Office. Это позволяет пользователям форматировать, реорганизовывать документ, использовать макросы, выполнять клеточные вычисления в Microsoft Office и интегрировать данные из других источников в тот же самый документ.
Пользователи могут также по мере необходимости модифицировать фильтры данных, хранимые выборки, правила и формулы, сохраняя при этом все существующее форматирование и вычисления в Microsoft Office.
Office Plug-In также предлагает несколько способов обмена документами для совместного принятия решений:
- интерактивное размещение в специальных информационных панелях;
- обмен через интерактивные папки;
- обмен через корпоративный портал (Oracle Portal и другие);
- обмен через приложения к сообщениям электронной почты.
Oracle BI Disconnected Analytics
Обеспечивает полную функциональность для мобильных профессионалов, включая работу с интерактивными информационными панелями и средствами выполнения нерегламентированного анализа при работе на портативном компьютере в офлайн-режиме. Пользователям предлагается один и тот же интуитивный интерфейс, независимо от того, работают ли они в онлайн- или офлайн-режиме.
Oracle BI Disconnected Analytics использует возможности синхронизации данных и метаданных, позволяющие перемещать данные, аналитические метаданные, информационные панели, хранимые выборки, фильтры, а также другую информацию в мобильную среду. Продукт выполняет полную и инкрементальную синхронизацию данных с корпоративными источниками данных. Данные индивидуализируются для каждого пользователя, обеспечивая все возможности по ограничению доступа и видимости данных, в зависимости от роли. Данные сжимаются во время синхронизации, позволяя достичь минимального размера набора данных и быстрой синхронизации.
Oracle Analytics Adapters
Oracle BI Server имеет открытый и расширяемый набор адаптеров, отвечающих за связь с источниками данных. Oracle Analytics Adapter – это динамически загружаемая библиотека, которая может быть сконфигурирована для использования в серверном процессе OracleBI Server или во внешнем процессе. Были созданы индивидуальные адаптеры для работы со следующими системами:
- реляционные СУБД: Oracle7, Oracle8, Oracle 9i, Oracle 10GR1, Oracle 10GR2, Oracle 10G RAC, UDB DB2, OS390 DB2, AS400DB2, SQL Server, Teradata, Red Brick, Informix, Sybase и Microsoft SQL-Server;
- различные источники данных, включающие VSAM, IDMS, IMS и CICS;
- корпоративные приложения: Oracle, Peoplesoft Enterprise, JD Edwards Enterprise One, Oracle e-Business Suite, а также SAP R/3 и mySAP; - OLAP-источники: Oracle Database OLAP Option, Microsoft Analysis Services Cubes, Hyperion и SAP BW Infocubes;
- XML-источники данных, включающие доступ к другим типам серверов данных (например, другим нереляционным серверам), электронным таблицам Microsoft Excel и веб-сервисам.
Oracle Analytics Adapters обновляются для того, чтобы обеспечить совместимость по версиям баз данных и использования новой функциональности.
Oracle Business Intelligence Administrator
При инсталляции системы администратор бизнес-аналитики Oracle определяет содержание различных источников физических таблиц с помощь графического инструмента администрирования. Во время работы навигатор будет использовать такие описания содержания физических таблиц для соединения данных из физических таблиц в ответ на логический запрос.
Инструмент администрирования включает мастера, утилиты и элементы дизайна интерфейса, которые позволяют администратору эффективно работать с метаданными масштаба крупного предприятия.
Мастер вычислений помогает администраторам в написании формул и проверяет их правильность. Мастер временных рядов (Time Series Wizard) позволяет администратору за несколько секунд создать один из сотен показателей, основнных на времени (например, объем продаж за прошлый год, процентное изменение в сравнении с прошлым годом, объем продаж по отношению к прошлому году и т.д.). Функции управления проектами позволяют нескольким администраторам одновременно работать с хранилищем метаданных.
Oracle Business Intelligence Administrator поддерживает ряд сервисов по управлению изменениями. Например, мастер переименовывания позволяет легко и быстро одновременно изменять названия многих объектов, подставляя текст, меняя регистр, а также добавляя префиксы и суффиксы. Это облегчает перетаскивание физических столбцов на уровень бизнес-модели для того, чтобы дать им более осмысленные и читаемые логические имена. Администратор может устанавливать правило агрегации для всех групп логических столбцов сразу, а не по одной группе за раз.
Инструмент администрирования позволяет администратору структурировать и организовывать метаданные (например, структурировать объекты с помощью папок), что помогает облегчить работу с большими репозиториями. Администратор может поместить все измерения в единую папку и все все иерархии в другую папку или, наоборот, поместить измерение и связанные с ним иерархии в одну и ту же папку, а также использовать графические иконки для того, чтобы в определенных целях пометить объекты.
Администратор может искать объекты метаданных по типу при использовании фильтров свойств и отношений к другим объектам. Например, администратор может найти все логические столбцы, зависящие от конкретной физической таблицы или столбца, чтобы определить, на каких «бизнес объектах» отразится удаление в базе данных определенного физического столбца.
Инструмент администрирования обеспечивает возможности экспорта и импорта метаданных при переносе систем из среды разработки в продуктивную среду, а также экспортировать метаданные в файлы с целью документирования. Утилита документирования репозитория генерирует список столбцов представления, соответствующих им столбцов бизнес-модели, формул и отображаемых физических источников.
Инструмент администрирования может использоваться как в режиме офлайн, так и в онлайн-режиме. Изменения, внесенные интерактивно, выполняются сразу же после их фиксации, без необходимости перезагрузки сервера. Офлайн-режим позволяет множеству администраторов параллельно работать с репозиторием метаданных и вносить изменения. После того, как были выбраны объекты для внесения изменений, эти объекты, а также зависимые от них объекты, будут автоматически заблокированы и станут доступными администраторам только для чтения. После разблокирования они будут снова доступны для внесения изменений. Инструмент администрирования и Oracle BI Server могут использоваться вместе с любыми популярными системами управления исходным кодом.
Инструмент администрирования также позволяет просматривать (или прерывать) текущие сеансы пользователя; следить за используемыми в каждом сеансе переменными; организовывать список текущих записей в кэш-памяти по предметной области, пользователю или физической таблице; а также сообщать об истории использования кэш-памяти. Протоколы использования, записываемые сервером Oracle BI Server, могут помочь понять характер интенсивности использования, время реакции системы и колебания загрузки. Такая информация полезна для диагностирования и настройки систем.
заключение
Пакет Oracle BI Suite ЕЕ объединяет средства выполнения произвольных запросов и анализа, OLAP-анализа, интерактивные информационные панели, инструменты формирования и обмена отчетами, упреждающей аналитики и оповещений, мобильной аналитики, а также другие средства. Он обеспечивает единое представление корпоративной информации, предоставляет возможность бизнес пользователям и аналитикам улучшить понимание бизнеса, а также позволяет использовать аналитическую информацию, поступающую в реальном времени, одновременно с ранее накопленной информацией и благодаря упреждающим уведомлениям принимать соответствующие меры, направленные на повышение эффективности бизнеса.
Поскольку продукт показался мне достаточно любопытным, а информации о нем в «Сетевых решениях» еще не проходило, предлагаю вашему вниманию развернутый материал на эту тему.
Пакет Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition включает набор продуктов, предоставляющих средства выполнения произвольных запросов и анализа, OLAP-анализа, интерактивные информационные панели, инструменты формирования отчетов, проактивной аналитики и оповещений, средства работы без подключения к серверу, а также другие средства.
Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition построен на следущих ключевых принципах:
Единый взгляд на всю информацию предприятия. Практически во всех организациях информация хранится в различных базах данных и корпоративных приложениях. Oracle BI Suite ЕЕ позволяет организациям создать единое и логичное представление всей корпоративной информации, содержащейся в различных хранилищах данных, многомерных источниках и оперативных системах.
Единая модель представления информации. Oracle BI Suite ЕЕ позволяет организации описать сложные информационные источники и в виде простой, понятной, логичной бизнес-модели. Он предоставляет средства описания таблиц, производных показателей и OLAP-кубов в бизнес-терминологии, позволяя пользователю абстрагироваться от физической структуры данных.
Доступ к информации для всех. Oracle BI Suite ЕЕ дает бизнес-пользователям возможность получения требуемой информации без необходимости привлечения специалистов-аналитиков. Пользователь может иметь доступ к аналитическим данным с различных устройств и по многим каналам доступа к информации.
Доступ к информации в режиме реального времени. При применении таких технологий, как непрерывные ETL-процессы, мониторинг деловой активности (Business Activity Monitoring), управление бизнес-событиями и доступ к данным в OLTP-системах напрямую, Oracle BI Suite ЕЕ позволяет пользователям сочетать исторические данные с данными, поступающими в реальном времени для того, чтобы можно было получить самую полную информацию о состоянии бизнеса в текущий момент.
Управляемый процесс принятия решений. Возможности проактивной аналитики Oracle Delivers и возможности управляемой аналитики Interactive Dashboards обеспечивают бизнес-пользователям быструю и эффективную навигацию для выявления и устранения проблем и принятия действий в зависимости от типа события. Это отличает Oracle BI Suite ЕЕ от других инструментов аналитики, которые ориентированы только на создание отчетов. Единая инфраструктура. Oracle BI Suite ЕЕ имеет унифицированные механизмы доступа к данным; единую аналитическую и вычислительную инфраструктуру; механизмы управления метаданными; единую семантическую бизнес-модель; единую модель системы безопасности и пользовательских привилегий; а также общие инструменты администрирования.
Готовые аналитические решения. Oracle BI Suite ЕЕ позволяет сделать разработку аналитических приложений (Analytic Applications) быстрой и легкой при помощи пакета готовых аналитических приложений.
Возможности подключения в «горячем» режиме. Oracle BI Suite ЕЕ располагает средствами подключения в «горячем» режиме к любым существующим источникам данных; основным бизнес-приложениям; любой инфраструктуре обеспечения безопасности; а также к уже существующим аналитическим инструментам, что позволяет организациям внедрить комплект Oracle Suite без необходимости модификации существующей инфраструктуры.
Oracle BI Server
Главный компонент Oracle BI Suite ЕЕ – аналитический сервер (Oracle BI Server). Именно в его задачу входит сбор данных из разнородных источников и представление ее в виде логической схемы данных, независимой от физической структуры данных в источнике. Именно эту логическую схему и видят клиенты Oracle BI.
Упрощенно, сервер выполняет две основных функции:
- разбор и компиляцию входящих запросов в исполняемый код;
- исполнение этого кода.
Клиенты Oracle BI сервера посылают упрощенный логический SQL-запрос, который преобразуется сервером в комбинацию запросов на «настоящем» SQL, посылаемую к различным СУБД — источникам данных и промежуточного кода, который выполняется внутри Oracle BI Server Execution Engine. Также Oracle BI Server имеет необходимую серверную инфраструктуру для управления сессиями и запросами, отменами, ведением журналов, мониторинга и другие административные серверные функции.
В качестве источников данных могут выступать самые разнообразные вещи – базы данных Oracle, Microsoft SQL Server, DB2, ODBC Data Sources, текстовые и XML-файлы, таблицы Excel, OLAP и др.
Отдельно следует упомянуть о системе выполнения Oracle BI Server. Это современная система параллельного выполнения SQL-запросов, расширенная аналитическими операторами. К основным функциям системы относится:
- пересылка функций – аналитический сервер пересылает к СУБД «родные» SQL-запросы, директивы для выполнения проходов агрегаций, а также директивы для разных видов фильтров в исходной базе данных;
- параллельное выполнение запросов - сервер допускает параллельное формирование и выполнение запросов, которое можно даже проводить на разных машинах. Отмена запросов также будет реализована параллельно;
- оптимизация сортировки – аналитический сервер располагает возможностью параллельной сортировки, что необходимо в случае, если, например, требуемая для FULL OUTER JOIN сортировка не может быть выполнена в СУБД;
- слияние – Oracle BI Server может соединять два или более набора результатов из нескольких параллельных запросов;
- ранжирование и фильтрация записей.
Oracle BI Server определяет и хранит все элементы аналитических вычислений в виде метаданных в центральном репозитории. Это позволяет обеспечить пользователей централизованной, согласованной системой описания показателей. В случае изменения определения показателя, необходимо внести исправления только в одном месте, после чего везде будет применяться уже новое определение. В противоположность этому, при использовании продуктов, которые фиксируют эти определения в описании конкретных отчетов, определяемый в одном отчете показатель может иметь такое же название, но другое определение в другом отчете - отсюда вероятность существования неправильного определения в отчетах. При изменении определений в отчетах, исправления придется вносить в каждый отчетный документ, что делает текущее сопровождение системы очень дорогостоящим. Аналитический сервер виден для других приложений как источник данных ODBC 2.0. Это означает, что фактически любой генератор отчетов или инструмент запроса, совместимый со стандартом ODBC, может использовать Oracle Analytics, как будто это база данных.
Oracle Analytics Web Server
Он создает пользовательский интерфейс для инструментов, использующихся для визуализации данных из Oracle BI Server, например Oracle Answers и Interactive Dashboards. Он взаимодействует с сервером Oracle BI Server как ODBC-клиент и выполняет ряд важных функций:
- создает пользовательский интерфейс;
- отвечает на выбор пользователя, формирует логические SQL-запросы для Oracle BI Server и отслеживает логические операторы SQL и их результаты; - записывает создаваемые пользователем описания того, каким образом должны быть представлены данные и взаимодействует с системой построения диаграмм для их генерации;
- ротирует и агрегирует данные после генерации результатов аналитическим сервером.
Когда начинается сеанс пользователя, Oracle Analytics Web представляет аналитическому серверу идентификационную информацию пользователя (имя пользователя/пароль), опознает пользователя, а затем запрашивает Oracle BI Server о предоставлении "баз данных", "таблиц" и "столбцов", к которым у пользователя есть доступ. Такие объекты отображаются пользовательским интерфейсом в виде предметных областей, папок и столбцов. Oracle BI Server также обеспечивает Oracle Analytics Web метаданными, включающими такие свойства столбцов, как вид данных, правила агрегации и может ли пользователь иметь доступ к детализации данных столбца - каждый из этих элементов также будет влиять на то, как будут отображаться данные в интерфейсе пользователя.
Oracle Analytics Web обеспечивает пользователей широким спектром возможностей благодаря 100% чистой веб-среде на основе HTML, DHTML и Javascript — пользователю не придется выполнять загрузку какого-либо клиента, использовать программные расширения, элементы управления на базе Active-X или апплеты. Это позволяет бизнес-пользователям при минимальном обучении выполнять новые виды анализа и создавать новые запросы, указывая и выбирая мышкой желаемое в логической модели информации, которая будет отображена в браузере.
Пользователи Answers и Dashboard могут персонализировать свой пользовательский веб-интерфейс, включая вид, описание формата, свойства отдельных диаграмм, таблиц и сводных таблиц. Oracle Analytics Web сохраняет эти персональные определения в каталоге метаданных, который называется веб- каталогом, являющимся схемой XML. Существуют средства администрирования через браузер, позволяющие управлять этим веб-каталогом. Администраторы могут контролировать доступ пользователей к различным информационным панелям, устанавливать привилегии пользователей, создавать и управлять группами и ролями, изменять списки членства в группе, менять название или удалять папки каталогов и сохраненные результаты анализа, а также просматривать и управлять сеансами.
Oracle Analytics Web предлагает API, который использует протокол Simple Object Access Protocol (SOAP). SOAP API может использоваться для построения персонализированного пользовательского интерфейса или интеграции функциональности Oracle Analytics с существующими приложениями. Этот API может применяться для запуска и управления веб-сеансами, загрузки результатов из Analytics Web в формате XML, интеграции результатов Analytics Web с любыми динамическими веб-страницами и портальными инфраструктурами, включая Oracle Portal и любые другие порталы, совместимые с JSR-168/WSRP, объединения параметров отчетов и логических запросов SQL для выполнения анализа и получения результатов, а также для навигации по веб-каталогу и управления им.
Можно объединять серверы в кластеры для масштабирования. Если производительность веб-сервера становится недостаточной, администратор может настроить конфигурацию множества Analytic Web и HTTP-серверов. Поддерживается большое количество возможностей балансирования нагрузки, которые позволяют распределять пользовательские сеансы и сохранять привязку сеанса к HTTP-серверу, который был выбран для этого сеанса.
Oracle BI Answers
Oracle Answers обеспечивает конечных пользователей полным спектром возможностей для выполнения произвольных запросов и анализа. Приложение работает в чистой веб-среде и разработано для пользователей, желающих создавать новые аналитические запросы с нуля или модифицировать и изменять уже существующие аналитические запросы, отображающиеся на странице информационной панели.
Пользователи взаимодействуют с логическим представлением информации, полностью огражденным от сложности структур данных, и могут с легкостью создавать диаграммы, сводные таблицы, отчеты, шаблоны и информационные панели, которые являются интерактивными, содержат детализацию данных, могут сохраняться, передаваться, изменяться, форматироваться или интегрироваться с персональной информационной панелью пользователя или корпоративным порталом.
Пользователи быстро обучаются работе с Answers. Они работают с понятными информационными моделями, использующими только бизнес-терминологию. Работа пользователя с Answers начинается с выделения предметной области — "Маркетинг", "Сбыт" или "Товарно-материальные ресурсы" - путем выбора папки из Answers. Выбрав конкретную предметную область, пользователь увидит в папке набор «бизнес-объектов», определяющих бизнес-термины, с помощью которых пользователем будут выполняться вычисления или анализ. Например, если пользователем будет выбрана предметная область "Сбыт", появятся такие объекты, как «Валовой доход», «Чистый доход», «Изменение чистого дохода в % относительно прошлого года» или «Уровень чистого дохода».
Конкретные бизнес-термины могут быть выбраны с помощью простого указания и щелчка мышью для формирования столбца при анализе. При выборе объектов «Регион», «Доход» и «Текущий месяц» будут выполнены вычисления типа «Показать доход по каждому региону за текущий месяц».
После выбора пользователем бизнес-терминов и столбцов, Oracle Answers сформирует запрос. Этот запрос называется «логическим SQL-запросом», так как он выражает логическое содержание запроса. Такой логический запрос будет послан аналитическому серверу, который проанализирует логический запрос и создаст последующие «правильные» запросы нижележащим источникам данным, в которых хранится информация.
Oracle BI Answers предлагает пользователям несколько способов просмотра данных — с помощью таблиц, диаграмм или сводных таблиц, — а также одновременного комбинированного просмотра данных. После сохранения результатов выполненного анализа, пользователи могут выбрать щелчком мышки редактор информационной панели для того, чтобы вставить изображения в страницы информационной панели.
Аналитические запросы после создания могут быть сохранены в целях личного пользования или опубликованы для применения широким кругом пользователей. В отличие от шаблонов отчетов других продуктов, сохраненные аналитические запросы могут изменяться без каких-либо ограничений. Для выполнения вычислений Oracle BI Answers позволяет пользователям выбирать сложные показатели — такие, как изменения доли рынка по сравнению с прошлым годом или изменения процента от общей величины продаж по сравнению с прошлым годом. Это представляет собой сложную задачу при вычислениях SQL или в большинстве продуктов для построения нерегламентированных отчетов, так как при этом или необходимо использовать междустрочные сравнения — то, для чего SQL не предназначался разработчиками, — или необходимо применить запросы, комбинирующие разные уровни агрегации. Oracle Answers позволяет вычислять сложные показатели во время выполнения запроса без необходимости выполнения предварительных вычислений и сохранения промежуточных результатов.
OracleBI Interactive Dashboard
Бизнес-пользователи получают доступ к возможностям бизнес-аналитики прежде всего через интерактивную информационную панель (Oracle BI Interactive Dashboard). Interactive Dashboard работает на основе чистой веб-архитектуры (на машине пользователя не нужно ничего, кроме браузера) и предлагает пользователю информацию, отфильтрованную и персонализированную в соответствии с идентификационными данными или ролью пользователя, делая информацию интуитивно и легко понимаемой и помогая пользователям принимать точные и эффективные решения. Пользователи могут работать с оперативными отчетами, подсказками, диаграммами, таблицами, сводными таблицами, графическими данными и индикаторами. Они имеют возможность быстро и легко переходить к требуемой информации, иметь доступ к детализации данных при необходимости дальнейшего анализа, изменять вычисления и работать с результатами.
Бизнес-пользователи могут формировать интерактивные информационные панели (Dashboards) без какой-либо помощи со стороны специалиста по информационным технологиям и не прибегая к программированию. Пользователи могут создавать страницы информационных панелей, выбирать и изменять содержание с помощью веб-редактора информационных панелей. Для того, чтобы добавить содержимое на веб-страницу, пользователю нужно просто перетащить аналитический запрос из web-каталога с левой панели. Web-каталог представляет собой перечень всех сохраненных объектов — подсказок, аналитических запросов и страниц информационной панели. При работе с каталогом, пользователи могут производить фильтрацию данных, щелчком мышки по диаграммам и таблицам получать доступ к детализированным данным, менять порядок сортировки или направление сортировки столбцов; переходить к другому аналитическому запросу, в зависимости от контекста и т.д.
Панели являются гибкими информационными контейнерами. В дополнение к содержанию Business Intelligence они могут встраивать информацию из корпоративного портала, веб-страницу или изображение из Интернета или внутренней сети, документ Word или рабочую книгу Excel.
Guided Analytics (управляемая аналитика) — функция Interactive Dashboard, позволяющая менять содержание и формат информационной панели динамически, в соответствии с изменениями анализируемой информации. В частности, разделы на странице информационной панели могут устанавливаться и появляться только тогда, когда в данных присутствует "интересная" информация. Например, информационная панель менеджера по продажам может содержать раздел, который будет появляться только при снижении объемов продаж основных продуктов в текущем квартале. Если же претензии потребителя стали представлять большую проблему, появится раздел, показывающий увеличение претензий со стороны заказчиков.
Отдельные ссылки на информационной панели могут работать таким же образом. Например, при спаде объемов продаж на основные продукты может появиться ссылка вместе с сообщением, уведомляющим пользователя о наличии спада. При нажатии мышкой на ссылку будут загружены результаты аналитического запроса (или вся страница информационной панели) по этим продуктам.
OracleBI Publisher
Этот продукт генерирует отчеты разных форматов на основе данных из множества источников и распространяет эти отчеты по различным каналам доставки. Oracle BI Publisher помогает сократить высокие расходы, связанные с разработкой и сопровождением отчетов различных форматов, одновременно повышая эффективность управления отчетами. Кроме этого, он позволяет уменьшить зависимость компании от программных систем других производителей, которые требуются для форматирования документов.
При использовании таких известных инструментов, как Adobe Acrobat и Microsoft Office, пользователи могут создавать и поддерживать свои собственные форматы отчетов, основанные на данных, которые поступают из множества источников. Oracle Publisher обеспечивает разработчиков средствами точного контроля за форматом, разметкой и выводом отчетов, позволяя создавать и распространять отчеты полиграфического качаества, независимо от уровня графической сложности. Oracle BI Publisher полностью интегрирован с другими компонентами Oracle Business Intelligence Suite ЕЕ и использует общие метаданные, систему безопасности, вычисления, кэширование и сервисы генерации запросов.
Бизнес-пользователь может создавать отчеты в чистой веб-среде разработки клиентских приложений. Из веб-клиента пользователь получает доступ к различным источникам данных, включая OracleBI Server, и может определять данные, которые необходимо опубликовать в виде отчета. После того, как пользователем были определены данные для отчета, необходимо определить шаблон разметки отчета. Пользователи могут определить разметку шаблона с помощью таких стандартных инструментов, как Microsoft Word, Adobe Acrobat или Microsoft Excel. Затем пользователь должен перейти к «чистой» Web- консоли управления и определить ряд параметров — пользователей и роли, имеющие доступом к отчету, определить новые роли и присвоить этим ролям отчеты, а также определить способы доставки отчетов. Пользователь может указать множество форматов документов и каналов доставки для одного и того же отчета. Определив шаблон отчета, пользователь может указать, будет ли отчет сформирован сразу же или позже, назначить генерацию отчета по расписанию, просматривать существующие отчеты и их историю.
Oracle BI Publisher — высокопроизводительный J2EE-сервер. Он может быть развернут на любом сервере приложений, совместимом с J2EE 1.3, и будет использовать возможности масштабирования, распараллеливания и высокой доступности сервера приложений. Продукт позволяет использовать данные из множества структурированных источников данных — Oracle BI Server, базы данных Oracle (8i, 9i, l0gRl, 10gR2), IBM DB/2, Microsoft SQL-Server, базы данных Informix и Sybase — и из неструктурированных источников данных — файлов, XML, веб-сервисов, URL, — которые могут интегрироваться в одном отчете.
Oracle BI Publisher разделяет определение данных, которые должны быть объединены в отчет, и формат, в котором отчет должен быть опубликован. Поэтому один отчет может одновременно публиковаться в разных форматах документов, включая Microsoft Word, Excel, RTF, PDF, XML, EDI и т.д. Поддерживается целый ряд возможностей доставки генерируемых отчетов. Отчеты могут публиковаться в интерактивных папках посредством WebDAV, автоматически прикрепляться к сообщениям электронной почты для рассылки, посылаться на корпоративные серверы печати, а также размещаться на файловом сервере, с которого их можно забрать по протоколу FTP.
Предусмотрена интеграция с корпоративными серверами печати и принтерами (которые поддерживают протоколы IPP и LCUP), включая управление очередями. Возможно распределение нагрузки в зависимости от пропускной способности, переключение в случае отказа и восстановление.
Генерируемые отчеты могут храниться и управляться из интерактивных папок. Защита интерактивных папок обеспечена ролевой системой безопасности. Поиск документов, содержащихся в этих папках, выполняется с помощью мощных поисковых возможностей Oracle Secure Enterprise Search.
Oracle BI Publisher построен на основе открытых стандартов — Java, J2EE, XML, XSL-T, FO, RTF, PDF, — которые позволяют пользователям легко внедрять его и использовать наряду с существующими в организации информационными технологиями, а также инструментами бизнес-аналитики.
Oracle BI Briefing Books
Briefing Book (рабочая книга) — это решение, позволяющее сохранить содержание Oracle BI Interactive Dashboard (интерактивной информационной панели) и затем просматривать информацию с помощью специальной программы в офлайн-режиме. Рабочие книги выглядят так же, как страницы из информационных панелей. Многостраничные рабочие книги оснащены средствами управления страницами и могут быть использованы для представления информации другим. Рабочие книги также позволяют архивировать информацию панели. Пользователи имеют возможность сделать рабочие книги «обновляемыми» — их можно будет по мере необходимости дополнять новой информации из соответствующей информационной панели с помощью одного щелчка мыши. Персонализированные рабочие книги могут автоматически рассылаться в списки рассылки по электронной почте с помощью Oracle Delivers.
Oracle BI Delivers
Это решение проактивной, упреждающей аналитики, предназначенное для мониторинга бизнес-информации, выявления конкретных проблем, фильтрации данных на основе правил, оповещения пользователей по множеству каналов (электронная почта, информационные панели и мобильные устройства). Такие сообщения могут связываться вместе. Передавая информацию от одного сообщения к другому, можно выполнить многошаговую последовательность аналитических операций с вовлечением множества лиц и приложений. Более того, Oracle BI Delivers может динамически определять получателей и персонализированное содержание, что позволяет передавать требуемую информацию нужным пользователям в нужное время.
Delivers — это веб-приложение, позволяющее создать уведомления и подписки для пользователей, выбирать опции доставки уведомлений путем создания индивидуальных учетных записей доставки. Например, пользователь может определить способ доставки оповещений на время своего отсутствия. В учетных записях опции доставки могут изменяться в соответствии с тем, насколько отправка уведомления является срочной и важной. Уведомления могут посылаться отдельным лицам или группам. Пользователи могут сохранять аналитические запросы, созданные в Answers, планировать их автоматическую генерацию, устанавливать предельные величины показателей и указывать лиц, которые должны быть уведомлены в случае, если эти предельные величины будут превышены.
Oracle BI Delivers дает возможность любому пользователю (не только администраторам) очень легко определять свои собственные процессы с помощью автоматических программ, которые будут наблюдать за устанавливаемыми пользователем условиями и или предельными величинами и уведомлять пользователя. Oracle BI Delivers также может реагировать с использованием предварительно заданного дерева решений. Простой пример: "Если поставка продукта А сократится до уровня ниже 10,000 единиц, необходимо отправить электронное сообщение мне, товарному складу и поставщику." Пользователи могут создавать автоматические программы наблюдения за очень сложными условиями, сочетающими временные условия с условиями, определяющимися данными, поступающими в реальном времени, а также ранее полученными данными.
Oracle BI Delivers также может быть сконфигурирован для взаимодействия с Oracle BPEL Process Manager — решением по управлению бизнес-процессами Oracle. Бизнес-пользователь может организовывать процесс корпоративного документооборота, определяемый в Oracle BPEL Process Manager, в ответ на оповещение Oracle BI Delivers. OracleBI Delivers может также взаимодействовать с другими системами организации корпоративного документооборота в ответ на получение уведомления.
Oracle Business Intelligence Office Plug-In
Этот плагин интегрирует информацию бизнес-аналитики из Oracle BI Server и отчеты со средой Microsoft Office, используя последние корпоративные данные в документах Microsoft Word, Excel и PowerPoint.
Office Plug-In позволяет легко вставлять корпоративные данные в документы Office. Бизнес-пользователь создает шаблон документа, в который необходимо добавить корпоративные данные с помощью Microsoft Word или Microsoft Excel. Пользователь может также быстро и легко изменять расположение, менять формат вывода и региональные установки (язык, временную зону).
После того, как пользователем был установлен формат, определяется источник данных — или объект в базе данных или показатель или информационная панель в Oracle BI Server, — из которого будут вставляться данные в Office. Возможности инструментальной панели параметров (Parameters Toolbar) позволяют сохранять аналитические параметры в Microsoft Office.
В отличие от многих других инструментов бизнес-аналитики, Oracle Office Plug-In создает 100% стандартный документ Microsoft Office. Это позволяет пользователям форматировать, реорганизовывать документ, использовать макросы, выполнять клеточные вычисления в Microsoft Office и интегрировать данные из других источников в тот же самый документ.
Пользователи могут также по мере необходимости модифицировать фильтры данных, хранимые выборки, правила и формулы, сохраняя при этом все существующее форматирование и вычисления в Microsoft Office.
Office Plug-In также предлагает несколько способов обмена документами для совместного принятия решений:
- интерактивное размещение в специальных информационных панелях;
- обмен через интерактивные папки;
- обмен через корпоративный портал (Oracle Portal и другие);
- обмен через приложения к сообщениям электронной почты.
Oracle BI Disconnected Analytics
Обеспечивает полную функциональность для мобильных профессионалов, включая работу с интерактивными информационными панелями и средствами выполнения нерегламентированного анализа при работе на портативном компьютере в офлайн-режиме. Пользователям предлагается один и тот же интуитивный интерфейс, независимо от того, работают ли они в онлайн- или офлайн-режиме.
Oracle BI Disconnected Analytics использует возможности синхронизации данных и метаданных, позволяющие перемещать данные, аналитические метаданные, информационные панели, хранимые выборки, фильтры, а также другую информацию в мобильную среду. Продукт выполняет полную и инкрементальную синхронизацию данных с корпоративными источниками данных. Данные индивидуализируются для каждого пользователя, обеспечивая все возможности по ограничению доступа и видимости данных, в зависимости от роли. Данные сжимаются во время синхронизации, позволяя достичь минимального размера набора данных и быстрой синхронизации.
Oracle Analytics Adapters
Oracle BI Server имеет открытый и расширяемый набор адаптеров, отвечающих за связь с источниками данных. Oracle Analytics Adapter – это динамически загружаемая библиотека, которая может быть сконфигурирована для использования в серверном процессе OracleBI Server или во внешнем процессе. Были созданы индивидуальные адаптеры для работы со следующими системами:
- реляционные СУБД: Oracle7, Oracle8, Oracle 9i, Oracle 10GR1, Oracle 10GR2, Oracle 10G RAC, UDB DB2, OS390 DB2, AS400DB2, SQL Server, Teradata, Red Brick, Informix, Sybase и Microsoft SQL-Server;
- различные источники данных, включающие VSAM, IDMS, IMS и CICS;
- корпоративные приложения: Oracle, Peoplesoft Enterprise, JD Edwards Enterprise One, Oracle e-Business Suite, а также SAP R/3 и mySAP; - OLAP-источники: Oracle Database OLAP Option, Microsoft Analysis Services Cubes, Hyperion и SAP BW Infocubes;
- XML-источники данных, включающие доступ к другим типам серверов данных (например, другим нереляционным серверам), электронным таблицам Microsoft Excel и веб-сервисам.
Oracle Analytics Adapters обновляются для того, чтобы обеспечить совместимость по версиям баз данных и использования новой функциональности.
Oracle Business Intelligence Administrator
При инсталляции системы администратор бизнес-аналитики Oracle определяет содержание различных источников физических таблиц с помощь графического инструмента администрирования. Во время работы навигатор будет использовать такие описания содержания физических таблиц для соединения данных из физических таблиц в ответ на логический запрос.
Инструмент администрирования включает мастера, утилиты и элементы дизайна интерфейса, которые позволяют администратору эффективно работать с метаданными масштаба крупного предприятия.
Мастер вычислений помогает администраторам в написании формул и проверяет их правильность. Мастер временных рядов (Time Series Wizard) позволяет администратору за несколько секунд создать один из сотен показателей, основнных на времени (например, объем продаж за прошлый год, процентное изменение в сравнении с прошлым годом, объем продаж по отношению к прошлому году и т.д.). Функции управления проектами позволяют нескольким администраторам одновременно работать с хранилищем метаданных.
Oracle Business Intelligence Administrator поддерживает ряд сервисов по управлению изменениями. Например, мастер переименовывания позволяет легко и быстро одновременно изменять названия многих объектов, подставляя текст, меняя регистр, а также добавляя префиксы и суффиксы. Это облегчает перетаскивание физических столбцов на уровень бизнес-модели для того, чтобы дать им более осмысленные и читаемые логические имена. Администратор может устанавливать правило агрегации для всех групп логических столбцов сразу, а не по одной группе за раз.
Инструмент администрирования позволяет администратору структурировать и организовывать метаданные (например, структурировать объекты с помощью папок), что помогает облегчить работу с большими репозиториями. Администратор может поместить все измерения в единую папку и все все иерархии в другую папку или, наоборот, поместить измерение и связанные с ним иерархии в одну и ту же папку, а также использовать графические иконки для того, чтобы в определенных целях пометить объекты.
Администратор может искать объекты метаданных по типу при использовании фильтров свойств и отношений к другим объектам. Например, администратор может найти все логические столбцы, зависящие от конкретной физической таблицы или столбца, чтобы определить, на каких «бизнес объектах» отразится удаление в базе данных определенного физического столбца.
Инструмент администрирования обеспечивает возможности экспорта и импорта метаданных при переносе систем из среды разработки в продуктивную среду, а также экспортировать метаданные в файлы с целью документирования. Утилита документирования репозитория генерирует список столбцов представления, соответствующих им столбцов бизнес-модели, формул и отображаемых физических источников.
Инструмент администрирования может использоваться как в режиме офлайн, так и в онлайн-режиме. Изменения, внесенные интерактивно, выполняются сразу же после их фиксации, без необходимости перезагрузки сервера. Офлайн-режим позволяет множеству администраторов параллельно работать с репозиторием метаданных и вносить изменения. После того, как были выбраны объекты для внесения изменений, эти объекты, а также зависимые от них объекты, будут автоматически заблокированы и станут доступными администраторам только для чтения. После разблокирования они будут снова доступны для внесения изменений. Инструмент администрирования и Oracle BI Server могут использоваться вместе с любыми популярными системами управления исходным кодом.
Инструмент администрирования также позволяет просматривать (или прерывать) текущие сеансы пользователя; следить за используемыми в каждом сеансе переменными; организовывать список текущих записей в кэш-памяти по предметной области, пользователю или физической таблице; а также сообщать об истории использования кэш-памяти. Протоколы использования, записываемые сервером Oracle BI Server, могут помочь понять характер интенсивности использования, время реакции системы и колебания загрузки. Такая информация полезна для диагностирования и настройки систем.
заключение
Пакет Oracle BI Suite ЕЕ объединяет средства выполнения произвольных запросов и анализа, OLAP-анализа, интерактивные информационные панели, инструменты формирования и обмена отчетами, упреждающей аналитики и оповещений, мобильной аналитики, а также другие средства. Он обеспечивает единое представление корпоративной информации, предоставляет возможность бизнес пользователям и аналитикам улучшить понимание бизнеса, а также позволяет использовать аналитическую информацию, поступающую в реальном времени, одновременно с ранее накопленной информацией и благодаря упреждающим уведомлениям принимать соответствующие меры, направленные на повышение эффективности бизнеса.
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 03 за 2007 год в рубрике software