почти все о Google

Интернет, сам будучи революционной технологией, дал возможность воплотиться в жизнь самым различным бизнес-моделям. Конечно, большинство из них оказались нежизнеспособными, но некоторые, наоборот, выжили и удивили мир. И одной из самых необычных компаний конечно же, оказалась Google. Само по себе название Google – это игра слов, производное от математического термина googol (гугол). Гугол – это единица со ста нулями. Как утверждают математики, во всей Вселенной не существует гугол хоть чего-нибудь. Создатели Google, выбрав такое название, продемонстрировали свое намерение охватить поиском все знания человечества, сколь бы много их не было.

стремительная история

История появления и развития компании Google уже стала классической. Во второй половине 1990-х двое аспирантов Стэндфордского университета – Ларри Пейдж и Сергей Брин – изучали проблему поиска необходимой информации в массивном наборе данных. Для этого Пейдж и Брин в 1996 году сотрудничали с поисковым сервером BackRub, который анализировал так называемые «обратные ссылки» (back links), т.е. количество ссылок в интернете, ведущих на тот или иной сайт. Созданная ими технология оказалась уникальной, и уже через год слава о талантливых разработчиках разошлась среди специалистов.

Между тем Ларри Пейдж и Сергей Брин продолжали совершенствовать свою технологию. В то время они обустроили первый центр данных Google прямо в комнате Пейджа в студенческом кампусе. Для первой поисковой базы данных они приобрели жесткие диски общим объемом в терабайт (1024 Гб). В то время Google никак не был ориентирован на «делание денег». Основной целью отцов-основателей было создание качественной бесплатной и общедоступной поисковой машины. Так продолжалось до первой половины 1998 года, когда Сергей Брин организовал деятельность делового центра и стал обращаться к потенциальным партнерам, готовым запатентовать новую технологию поиска. Произошло это после того, как друг Ларри и Сергея, основатель Yahoo Дэвид Фило, посоветовал молодым инженерам запустить свой собственный поисковый сервер.

На тот момент (начало 1998 года), когда в Стендфордском университете был запущен движок Google, в Сети уже работало достаточно много поисковых машин. Это быстро завоевавшая популярность AltaVista, Lycos (который разрабатывался как университетский проект), AOL и другие. Конкуренция присутствовала, но существовавшие тогда поисковые технологии были несовершенны. Они не всегда находили требуемое, а также недостаточно эффективно боролись с поисковым спамом, уже в то время наводнившим интернет. На их фоне поисковый алгоритм Google, основанный на ранжировании страниц, казался верхом совершенства.

Самую первую инвестицию – $100 тыс. – проект Google получил от Энди Бектольсхайма, одного из основателей Sun Microsystems. Произошло это, по легенде, через несколько минут после того, как Пейдж и Брин продемонстрировали «гуру IT» работу своего поискового движка и рассказали о дальнейших планах. Интересно, что в те годы интернет-бума многие стартапы получали финансирование, даже не имея внятного бизнес-плана, а поисковик Пейджа и Брина к моменту оформления Google как коммерческой компании отработал уже около двух лет.

К сентябрю 1998 года, собрав уже миллион долларов инвестиций, Ларри и Сергей зарегистрировали Google Inc. Их первый офис был открыт 7 сентября того же года в парке Menlo, в Калифорнии. Тогда же в молодую компанию пришел первый наемный сотрудник – Крейг Сильверстоун. Сегодня он – директор по технологиям Google.

Еще в бета-версии Google.com обрабатывал по 10.000 запросов в день. К февралю 1999 года офис Google переехал на Университетское Авеню в Пало Альто – тогда движок поисковика обрабатывал уже 500.000 запросов в день. Первым коммерческим клиентом стала компания Red Hat, попутно обязавшая Google поставить на часть серверов ОС Linux – под ее управлением серверы Google работают и сегодня.

Пресса обратила внимание на высокую релевантность результатов поиска, появились хвалебные статьи в USA Today и Le Monde. В декабре 1998-го журнал PC назвал Google одним из 100 лучших веб-сайтов и поисковых систем года. Вскоре Google заключил контракт с крупнейшим интернет-порталом Yahoo на предоставление результатов поиска. Кроме Yahoo, база данных поиска Google предоставлялась также корпорациям AOL, CNN и другим онлайновым медиагигантам.

В 1999-м молодая компания стала стремительно расширяться, а штат – быстро расти. Пришлось переехать в Mountain View (Калифорния), где и сейчас находится штаб-квартира Google. Тогда же AOL/Netscape выбрал Google в качестве своего поискового сервиса и помог преодолеть рубеж три миллиона поисковых запросов в день. Но только 21 сентября 1999 года приставку «beta» наконец убрали с сайта. Интересный момент: как раз в то время Google попыталась купить корпорация Microsoft. Однако какое-то шестое чувство уберегло Ларри Пейджа и Сергея Брина от заключения роковой сделки. В результате софтверный гигант принялся за разработку собственной поисковой системы MSN, а Google спустя несколько лет выставила свои акции на бирже.

«времена Google»

На стыке тысячелетий Google продолжал стремительно расширять свой бизнес. Его клиентами стали итальянский портал Virgilio, ведущий онлайновый справочник Великобритании Virgin Net, а соглашение с Lycos Корея принесло поиск Google азиатским пользователям. Затем сотрудничество с Universo Online сделало Google главным поисковым сервером Латинской Америки. Новые офисы были открыты в Гамбурге и Токио.

В то время было сделано множество усовершенствований к поисковому серверу: добавили каталог Google Directory, основанный на проекте Netscape's Open Directory Project, и ввели десять языковых версий для пользователей, которые ищут на родном языке. Для привлечения малого бизнеса к рекламированию по ключевым словам была создана система AdWords. В конце 2000 года появился Google Toolbar, позволявший искать через Google, не заходя на сайт. Google официально стал самым большим поисковым сервером в мире, проиндексировав миллиард страниц.

Награды и признания сыпались, как из рога изобилия. Награда за новаторство в развитии сетевых приложений (Technical Excellence Award for Innovation in Web Application Development) от журнала PC, включение в несколько списков «лучший из», появление Google в десятке лучших кибертехнологий за 1999 год от журнала Time. В мае 2000 года Google получил Webby Award и награду People's Voice Award за технические достижения. В своей речи основатели компании сказали всего пять слов: «Мы любим вас, пользователи Google!» («We love you, Google users!»). Когда 2000 год закончился, Google уже обрабатывал более 100 млн. запросов в день. Поисковый сервер Google научился индексировать ряд новых типов файлов. В декабре 2001-го вышла бета-версия расширенного поиска по картинкам (обычный поиск начался еще летом с индексом в 250 млн. изображений). Индекс Google достиг 3 млрд. доступных для поиска документов. Попутно была решена задача по преобразованию наибольшего в интернете архива Usenet в поисковый формат. Google проиндексировал свыше полумиллиарда сообщений, оставленных за эти годы на досках Usenet.

вопрос денег

Сегодня это кажется невероятным, но только к началу IV квартала 2001 года компания Google смогла объявить о самоокупаемости. С тех пор она приносит исключительно прибыль. В феврале 2002 была преобразована рекламная система AdWords – один из основных источников прибыли Google. В сентябре 2002 в бета-версии были запущены Google News, предоставляющие доступ 4.500 ведущим новостным источникам по всему миру (с недавних пор работает и русскоязычная версия). В декабре 2002 года в тестовом режиме была запущена служба Froogle, помогающая пользователям найти нужный товар. Froogle анализирует миллионы релевантных сайтов и представляет пользователям множество источников с искомыми товарами, отображая к ним картинки и цены.

В 2003 году компания Yahoo! приобрела поисковую машину Inktomi, а годом позже запустила свой собственный поиск, отказавшись от сотрудничества с Google. Однако в итоге отказ от поиска Google «вышел боком» самой Yahoo. Конечно, база данных Inktomi, взятая порталом за основу, была одной из крупнейших в мире. Однако поисковая машина работала намного хуже, и в результате множество пользователей Yahoo перешло к Google.

Началось своего рода соревнование: за 2003 год Yahoo приобрела Overture, которой уже принадлежали поисковые системы AltaVista и AllTheWeb. А Google купила конкурирующую компанию Applied Semantics, разработчика систем AdWords и AdSense. К слову, именно Overture, прежде известная как GoTo, разработала систему Pay-Per-Click, которая сейчас обеспечивает основной поток доходов Google. Затем Google купила компанию Pyra Labs (разработчик системы персональных публикаций Blogger) и, в 2004 году, фирму Picasa. Впоследствии на базе технологий Picasa создали одноименный сервис хранения и обработки изображений. В марте 2005 года Google купила инструмент для отслеживания и сбора статистики веб-сайтов Urchin. Эта технология стала основой Google Analytics.

В IT-индустрии пошли разговоры о том, что компания Google начала превращаться в «черную дыру», поглощающую наиболее перспективные стартапы. Прошел слух о разработке таинственной GoogleOS. Акции росли, и общая стоимость активов Google за четыре года (2001-2005) выросла почти в 120 раз. При этом на собственные разработки по итогам 2005 года компанией было потрачено $484 млн. Доходы Google в 2005 году (за 2006 год данных еще нет) превысили $6 млрд., а за время, прошедшее с первого выпуска акций, их цена выросла более чем в четыре раза.

бизнес-модель

Название Google до сих пор прочно связано в умах пользователей с поиском в Сети, хотя собственно поисковая машина приносит компании уже менее половины дохода. Но вот главный вопрос: на чем зарабатывает и благодаря чему демонстрирует такие феноменальные темпы роста интернет-компания, предоставляющая пользователям почти исключительно бесплатные сервисы? В чем же заключается ведение бизнеса в информационную эпоху?

На заре интернета, если так уместно выразиться, существовали бизнес-модели, основанные на предоставлении компаниями платных данных в режиме онлайн. Но очень скоро информация и сервисы по большей части стали бесплатными, а сайты стали зарабатывать на рекламе, «продвинутых» версиях услуг и ПО. Google действует именно так – основные деньги компания зарабатывает на рекламе, а другие направления (вроде предоставления корпоративного поиска) приносят мизерный доход. Если судить по структуре доходов, то Google – просто большая рекламная компания (227-я в мире и 1-я в интернете).

Вся грандилзная рекламная система Google основана на двух программах – AdWords и AdSense. AdWords размещает контекстные рекламные ссылки в результатах поиска. AdSense – партнерская программа для владельцев сайтов. По тому же принципу работают баннерообменные сети, однако в случае Google речь идет о текстовых ссылках, точно попадающих в целевую аудиторию.

Бесплатные сервисы Google очень качественны, перспективны и часто не имеют прямых аналогов. «Заполучив» пользователей при помощи бесплатных услуг, Google понемногу «привязывает» их к своим платным сервисам. Эта бизнес-модель когда-то использовалась Microsoft против Netscape: при выходе на рынок выпускается бесплатный продукт, по качеству не уступающий платным аналогам, и конкуренция с ним оказывается бессмысленной. При этом, в отличие от Microsoft, Google постоянно выводит на рынок новые сервисы. Предельно агрессивная бизнес-модель Google позволяет ей вытеснять с рынка крупных и поглощать мелких конкурентов. В результате на сегодняшний день только Yahoo и MSN могут соперничать с Google в сфере предоставления поисковых услуг, тогда как еще лет пять назад существовало множество хороших поисковиков. А одной из основ стратегии Google сегодня стало завоевание региональных рынков.

«Приручение» пользователей и потенциальных бизнес партнеров идет очень мягко. Любой желающий может бесплатно зарегистрироваться на Google и получить свой персональный ключ Google API, который позволяет разрабатывать собственное ПО ия на основе сервисов Google и делать прямые запросы к базе данных Google, обходя веб-интерфейс. Разработать, к примеру, приложение для поиска по блогам или поиска товаров в сервисе Froogle, использовать Google Maps для поиска недвижимости и т.д., и т.п. Все сервисы, как правило, работают в формате XML и отлично задокументированы. Но ограничены тысячей запросов в сутки. То есть разработчик может беспрепятственно создавать, тестировать и рекламировать свой продукт. Но коммерческое использование (т.е. без ограничения числа запросов) – только в бизнес-партнерстве с Google! Так работает долговременная стратегия компании.

медиа: один против всех

К началу 2007 года концерн Google остался верен себе: осваивает все новые услуги, привлекая на свои сайты все больше пользователей и рекламодателей. Более того, теперь Google уже «играет на чужом поле», конкурируя с телекоммуникационными компаниями вроде Deutsche Telekom и с медиа-гигантами – такими, как Bertelsmann. Конкурентная борьба становится все более ожесточенной, в Европе стремления того же Deutsche Telekom все чаще сталкиваются с интересами медиаконцерна Bertelsmann. А наблюдатели отмечают, что на их поле активную экспансию предпринимает интернет- концерн Google, который перенимает стратегию медийных и телекоммуникационных концернов.

Секрет Google в том, что компания старается предложить потребителю все виды контента, которые пользуются спросом: возможность скачивать книги, фильмы, песни, интернет-телевидение, викторины. Google оцифровал уже сотни тысяч книг и выставил их для пользования в Сети. В США Google проводит интересный эксперимент: клиенты получили возможность заказывать через Google рекламные площади в крупнейших газетах, от The New York Times и The Washington Post до Boston Globe. Газеты, давно страдающие от падения тиражей и доходов от рекламы, с удовольствием идут на сотрудничество.

Ну и, конечно же, приобретение за $1,65 млрд. видеопортала YouTube. Эта сделка позвола Google в одночасье стать мировым лидером на
быстрорастущем рынке онлайн-видео. Другой серьезный удар по медийным концернам Google нанес, открыв собственный новостной портал Google News. На нем бесплатно используются тексты из наиболее популярных газет и журналов, что уже вызвало возмущение игроков рынка – однако на этот раз юристы Google подготовились к возможным конфликтам заранее. Между тем, пользователь Google News получает возможность сформировать собственный профиль в соответствии со своими интересами и склонностями. Выбор самых различных новостей на Google News – просто шикарный, так что в большинстве случаев пользователь, зайдя на сайт один раз, становится его постоянным посетителем.

Экспансия продолжается.



Антон Платов


Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 02 за 2007 год в рубрике бизнес

©1999-2024 Сетевые решения