государство и предпринимательство: перспективы организации информационного взаимодействия в РБ
Развитие информационных технологий стало ведущей мировой тенденцией в различных сферах жизни общества. Одной из наиболее приоритетных сфер становится область государственного управления развитием предпринимательства, представители которого в решающей степени должны превосходить по уровню информированности, точности, полноте доступа к источникам информации.
Сегодня Интернет оказывает заметное влияние на все новые и старые экономические структуры, помогая предприятиям снижать материальные затраты, по-новому строить взаимоотношения с партнерами, выходить на новые рынки сбыта и создавать дополнительные источники дохода.
В соответствии с правительственными программами модернизации государственные организации принимают сегодня меры по реформированию и оптимизации своих систем закупок, стремясь сформировать рынок государственного сектора, который будет более эффективным и привлекательным как для покупателей, так и для поставщиков. Государство все чаще ставит задачу повышения эффективности закупок с помощью контрактов, учитывающих качество работ, использования лучшего опыта и обмена знаниями о коммерческой деятельности государственных служб. Достижение этих целей требует тесной привязки режима закупок к финансовым и логистическим системам и разработки процедур стратегического управления взаимодействием с основными поставщиками и бизнес-партнерами.
Использование новых и прогрессивных информационных технологий в государственных закупках может стать важным катализатором адаптации государства к меняющейся среде. Онлайновые каталоги с оплатой по кредитным или закупочным картам и системы электронных государственных закупок, например торговые площадки и обратные аукционы на базе веб-технологий, совершенствуют процесс государственных закупок, основанный ранее на сетях электронного обмена данными, которые являлись единственным электронным связующим звеном между государством и его поставщиками. Объявление тендеров и получение предложений цены в электронной форме улучшает качество информации, ускоряет процесс закупки и делает его более прозрачным. Кроме того, это снижает расходы поставщиков и повышает их интерес к государственному рынку.
Связывая операции в Интернете с внутренними бухгалтерскими и финансовыми системами, государственные организации могут исключить из процедуры закупок необходимость использования бумажных форм и повторное введение данных. Накапливая и исследуя данные о тысячах приобретений, они могут лучше понять, что покупают их сотрудники, а затем использовать эти знания, чтобы делать покупки эффективнее.
Отношения государства с частным сектором подразумевают не только приобретение товаров и услуг. Их цель – усиление конкурентоспособности страны, сохранение доверия инвесторов и предпринимателей, поддержка малого бизнеса и ключевых отраслей промышленности, обеспечение честной конкуренции и создание рабочих мест.
Государство может способствовать формированию здоровой среды для ведения электронной коммерции, обеспечив создание необходимой инфраструктуры, которая упростит компаниям выход в Интернет. Компании, ведущие онлайновые операции при высокоскоростном подключении к сети по разумной цене, могут использовать информационные технологии для перехода к электронной коммерции, нахождения новых возможностей для бизнеса, увеличения гибкости работы и укрепления своих связей с миром. Дальнейшее стимулирование экономического роста и развития местных инициатив связано с такими шагами государства, как прекращение регулирования телекоммуникаций, продвижение совместных проектов и активное содействие формированию уверенности у потребителей и предпринимателей за счет оказания помощи ключевым секторам экономики по выходу в сеть.
Онлайновые службы типа G2B (государство-бизнес) позволяют частным компаниям упростить прохождение процедур регистрации, уменьшить бюрократическую волокиту, обеспечить соблюдение соответствия своей деятельности с нормами закона, а также ускорить и упростить период своего становления благодаря подаче налоговых деклараций и статистических отчетов в электронной форме. Возможность оперативно и в любое время продлить лицензию на предпринимательство дает малым компаниям больше свободы для концентрации на своей основной деятельности, обеспечивая им дополнительное преимущество для вступления в конкурентную борьбу на мировых рынках.
Предоставление интегрированных, централизованных услуг для населения также расширяет возможности для партнерства бизнеса и государства. Сегодня уже стало обычным делом, когда компании частного сектора имеют концессии государства на выполнение общественных работ или предоставление услуг для населения в традиционной форме. Такая система концессий может сохраняться и в отношении услуг для населения в сети. В настоящее время банки принимают оплату различных штрафов и счетов за коммунальные услуги, а их служащие представляют налоговые декларации от лица компаний и частных лиц. Поэтому тот, кто пользуется банком по сети Интернет, должен иметь возможность оплачивать свои счета и платить налоги через онлайновое финансовое учреждение. Существующая сеть государственных служб, высоко зарекомендовавшая себя благодаря качественному обслуживанию граждан в традиционной форме, наилучшим образом подойдет и для оказания услуг в мире виртуальном. Местные интернет-компании и другие предприниматели должны получить возможность обращаться в государственные организации с той или иной идеей и превращать ее в полноценный бизнес. Для развития местного электронного предпринимательства требуется гибкий подход, когда государство выдает онлайновую концессию любому числу компаний, а не предоставляет одной из них эксклюзивный контракт на оказание той или иной электронной услуги.
Государство всегда стремилось содействовать установлению коммерческих взаимоотношений с частным сектором, но сегодня это приобретает еще большую значимость, поскольку частным компаниям предлагается участвовать в осуществлении более широкого круга государственных задач. Партнерство государства и частного сектора – начиная от программ профессионального обучения и заканчивая разработкой ИТ-приложений – все шире используется для проектирования, планирования, финансирования, построения и управления инфраструктурой, которая ранее создавалась традиционными средствами.
В рамках партнерства государства и частного сектора каждая сторона делает свой вклад в совершенствование обслуживания граждан – так, например, государственные службы могут использовать в своей работе опыт, накопленный частным сектором и наоборот. Коллективный подход к предоставлению государственных услуг, разделению ответственности за все связанные с этим риски и получению совместных выгод позволяет устранить некоторые давно существующие разделительные линии между государственным и частным секторами, что было невозможным при действующих ранее моделях проведения закупок.
В итоге и государственный, и частный сектор будут оцениваться клиентами по одним и тем же критериям, поскольку обычно людей не интересует, кто предоставляет ту или иную услугу, если это делается хорошо. Оба сектора нуждаются друг в друге, чтобы обеспечить получение гражданами все более качественных и надежных услуг в соответствии с их требованиями.
Государственные службы должны идти в ногу с процессом перехода от индустриального к информационному веку. Во многих случаях именно государственным органам предстоит возглавить переход к новой информационной эре. Организации государственного сектора должны будут видоизменить свои взаимоотношения с гражданами, частными компаниями, другими государственными учреждениями и со своими служащими.
Таким образом, основная задача реализации информационной модели государственного управления в Республике Беларусь - создание национального портала, через который граждане, частные компании и государственные служащие смогут оперативно и качественно взаимодействовать как между собой, так и с самим государством посредством использования традиционной и беспроводной телекоммуникационной инфраструктуры.
Дмитрий Марушко, ИПП, dam@tut.by.
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 07 за 2004 год в рубрике бизнес