на дополнительные услуги приходится лишь 12% оборота мирового рынка широкополосного доступа
Исследовательская фирма Point Topic опубликовала результаты исследования сектора дополнительных услуг на мировом рынке широкополосного доступа.
По оценке Point Topic, сделанной на основе данных, собранных в конце 2003 г. и начале 2004 г., в настоящее время во всем мире корпоративные пользователи тратят в год на дополнительные услуги, предоставляемые по широкополосным каналам доступа (в основном DSL) $2,3 млрд., что составляет 5% от всего объема рынка. Годичные затраты частных лиц на дополнительные услуги измеряются $3,3 млрд. (7%). Главный доход поставщики услуг по-прежнему получают от непосредственного предоставления широкополосного доступа. Компании платят за это $13 млрд. в год (26% всего оборота рынка), частные лица - $32 млрд. (62%). Таким образом, согласно данным на начало 2004 г., суммарная емкость мирового рынка широкополосного доступа оценивается экспертами Point Topic в $50,6 млрд. в год. Основную долю доходов в секторе дополнительных услуг для корпоративных пользователей приносит сервис по организации виртуальных корпоративных IP-сетей (IP VPN) и по обеспечению безопасности связи. По данным Point Topic, на начало 2004 г. в мире более 250 тыс. офисов и других административно-хозяйственных единиц компаний были подключены к IP VPN. Этот сервис корпоративным пользователям обходится в $1,2 млрд. в год, причем 75% от этой суммы идет на оплату собственно доступа, а оставшиеся $300 млн. - на оплату дополнительных услуг по организации и сопровождению VPN.
Услуги по обеспечению безопасности являются неотъемлемой частью сервиса широкополосного доступа для корпоративных клиентов. При ежемесячном ARPU всего $10 за линию эти услуги приносят операторам в год $1,3 млрд.
К дополнительным услугам эксперты Point Topic относят также сервис в сферах ASP (например, предоставление онлайнового доступа к CRM-системам), дистанционного резервирования данных, видеоконференц-связи (ВКС), IP-телефонии и т.п.
Несмотря на большую шумиху вокруг этих сервисов, их вклад в годовой объем сектора дополнительных услуг остается небольшим. Наиболее доходным является сервис в области ASP - $500 млн., еще $125 млн. приходятся на услуги по резервированию данных, а сервис ВКС и IP-телефонии приносит лишь $40 млн. в год. Корпоративные пользователи сейчас расходуют гораздо больше денег на эти же услуги, предоставляемые традиционным способом - по выделенным каналам, по каналам Frame Relay, ISDN и даже ТфОП. Например, по оценке Point Topic, компании платят около $1,2 млрд. в год за услуги ВКС по линиям ISDN, которые обеспечивают более низкое качество, а стоят дороже, чем широкополосные каналы доступа. Также многие компании пока используют бесплатные программные средства IP-телефонной связи через общедоступный Интернет и приложения собственной разработки в своих корпоративных сетях.
По оценке Point Topic, сейчас в корпоративном секторе только 1% широкополосных каналов используется для получения дополнительных услуг от операторов. Однако, ситуация меняется очень быстро, и уже реальные итоги 2004 г. могут разительно отличаться от оценочных данных, полученных по результатам исследования, проведенного в конце прошлого - начале нынешнего годов.
По материалам "Телеком-Форум".
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 07 за 2004 год в рубрике бизнес