опыт российского пингвиноводства: успехи, проблемы, перспективы

Рынок свободного программного обеспечения, как всякий интенсивно растущий рынок, — по-прежнему популярная тема в специализированной прессе. Однако российская специфика внедрений свободного ПО часто остается за кадром. Так же, как и обоснованная критика свободного программного обеспечения. А ведь свободное ПО, в отличие от проприетарного, критики не боится, становясь от нее только лучше.

Многие публикации о Linux в компьютерной прессе страдают одним общим недостатком — изначальной предрасположенностью авторов к восхвалению системы или попытками изобразить беспристрастность. Часто эта «беспристрастность» вызвана привычкой писать на информационно-технологические темы в однозначно-положительном ключе. Ведь если рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются заказчики при использовании бизнес-софта компании X, баз данных компании Y или общении с интегратором Z, то X, Y и Z могут обидеться, обвинить в предвзятом отношении, связях с конкурентами и т. д. Свободное же программное обеспечение ни в восхвалениях, не в беспристрастности не нуждается. Наоборот, чем больше критики в его адрес, тем лучше. Собственно, этой критикой и обусловлены наблюдаемые сегодня успехи свободного программного обеспечения с Linux во главе.
Поэтому основной тезис данной статьи — платформа Linux в России развивается медленно. Она обладает серьезными недостатками по сравнению с проприетарным ПО известных производителей, а усилия транснациональных компьютерных гигантов по продвижению системы в России — пока лишь скорее отзвуки международной маркетинговой политики (на Западе этот маркетинг имеет мощную обратную связь, но в России до недавних пор он лишь в очень редких случаях опирался на реальные потребности местных заказчиков). Но все это не страшно, ибо Linux, следуя известной армейской поговорке, только крепчает от обоснованной критики.
Приходится, однако, признать, что свободно распространяемое ПО обладает не только недостатками, но и определенными достоинствами, благодаря которым достигло впечатляющих успехов в отдельных областях применения. Одной из таких областей (которых пока еще мало) является предоставление доступа к Интернету. Согласно февральскому исследованию компании Netcraft, осуществляющей наиболее полный мониторинг сайтов в мире, веб-сервер Apache, который используется в подавляющем большинстве на свободных платформах FreeBSD и Linux, сегодня работает на 67% веб-серверов в мире, доля следующего за Apache сервера Internet Information Server от Microsoft составляет 21%. В России свободное ПО распространено еще сильнее: компания Netstat.ru намеряла доли FreeBSD и Linux в домене «ru» соответственно в 45% и 33%, что в сумме составляет 78%, Microsoft отстает с показателем 11%.
Использование свободного ПО интернет-провайдерами вызвано органическими причинами, в первую очередь необходимостью строить защищенные интернет-системы в больших количествах, а значит, максимально снижать затраты на них. Кроме того, используемое ими программное обеспечение во всем мире в значительной степени одно и то же, что снижает сегментацию рынка. По этой же самой причине доля Linux-платформ также очень заметна в сетевых решениях, в том числе в корпоративных интранетах. Не то что в других областях бизнес-ПО: разнообразие потребностей создает многочисленные рыночные ниши, в которых уютно себя чувствуют производители проприетарного ПО. Однако прогресс заметен и здесь.
«Зоны, которые не закрыты, находятся в основном на пользовательской, а не на серверной стороне. Во-первых, это отсутствие хороших систем оптического распознавания (хотя разработчик таких систем ABBYY и выпустила ядро распознающей системы для Linux, готовой программы до сих пор нет). Во-вторых, рынок бухгалтерских программ для Linux практически отсутствует, хотя они уже на подходе. Ряд поставщиков работают над бухгалтерскими программами для Linux», — комментирует генеральный директор компании ALT Linux Алексей Смирнов.
Проникновение Linux в информационные системы российских предприятий идет как «снизу», так и «сверху». В первом случае рост начинается с небольших систем, которые появляются с целью быстро и недорого решить какую-либо задачу (например, поставить почтовый сервер). Часто системные администраторы предлагают решения на Linux и FreeBSD по своей инициативе, причем руководствуясь не только стремлением скорее решить производственную задачу, но и желанием разобраться в UNIX-подобных системах и тем самым повысить свою собственную квалификацию и стоимость на рынке труда. Если руководство видит, что системы работают нормально и нареканий нет, то дает согласие на дальнейшее внедрение свободного ПО, а при расширении штата подразделения ИТ — и на набор новых специалистов по Linux.
Движение Linux в корпоративные системы «сверху» организуется крупными транснациональными компаниями, такими, как Hewlett-Packard, IBM, Sun Microsystems. Эта активность только начинается, и в ней становится все более заметен вклад компании Novell, которая после приобретения SuSE и Ximian является обладателем хотя и не свободных, но весьма интересных и работающих под Linux бизнес-приложений, решающих, например, проблему взаимодействия Linux-систем с серверами Microsoft Exchange. По словам технического директора компании ASPLinux Кирилла Конягина, «в настоящий момент основная масса обращений заказчиков касается введения в эксплуатацию „простых“ серверов — почтовых, файловых, ftp, веб, серверов печати, доступа к Интернету. Подобные заказы, в основном, присущи сектору малого и среднего бизнеса. Если говорить о „больших“ клиентах, то сейчас они задумываются о Linux при необходимости модификации или замены платформы, уже используемой для конкретных задач, например, когда система не справляется с возросшей нагрузкой и ее модификация становится неизбежной. Вот тогда и появляется выбор: остаться на Solaris/Windows Server, но заплатить весьма значительную сумму на первом этапе за лицензии, либо развернуть систему на Linux, с меньшими начальными затратами, но при сохранении функционала».
Среди основных факторов, тормозящих внедрение свободного ПО, специалисты отмечают известный (и очень часто оправданный) консерватизм заказчиков, которые опасаются оказаться в роли подопытного кролика. «Несмотря на то, что Linux набирает обороты и заказчики понимают, что за этой системой будущее, никто не хочет экспериментировать на себе. А поскольку наработанных решений в области бизнес-ПО еще практически нет, каждый проект по сути является уникальным и целиком лежит на совести разработчиков», — комментирует Роман Зейбот, заместитель директора департамента вычислительных систем компании «Крок».
На Linux и FreeBSD смотрят не только как на замену Windows, но и как на замену коммерческих UNIX-платформ, с которыми свободное ПО роднит сходство в идеологии. Сектор крупных UNIX-систем по понятным причинам всегда был очень консервативен, однако определенные сдвиги уже наметились, в том числе и в России. «Разрыв в вычислительной мощности между Intel-совместимыми машинами и UNIX-серверами в последнее время сильно сократился, и если банк, например, ставит какую-нибудь серьезную базу данных Oracle на Linux, это тот, кто мог бы быть потенциальным пользователем UNIX-системы, — отмечает Алексей Смирнов. — Это касается и кластеризации. Linux-кластеры часто используются как замена мощных UNIX-машин». Linux-кластеры дают относительно недорогую вычислительную мощность, и это начинает понимать не только нуждающаяся в мощных компьютерах материально обделенная наука, но и инженерный сектор. «Традиционными заказчиками Linux-систем всегда были ученые, которых не нужно было агитировать использовать эту платформу. Сейчас к ней, как к платформе для инженерного анализа и моделирования, начинает проявлять интерес промышленность: машиностроительные и металлургические предприятия, ВПК, а также нефтяной бизнес, — рассказывает генеральный директор компании „ДАТА- технологии“ Леонид Клюев, — в частности, у двух известных поставщиков такого ПО, MSC Software (ее наиболее известные продукты — Nastran и Patran) и LSTC (пакет LS_DYNA), ближе к лету можно ожидать появления завершенных инсталляций в России».
Сдвиг в сознании разработчиков нишевого (и очень дорогого, в десятки и сотни тысяч долларов) ПО в отношении платформы, по словам Леонида Клюева, наглядно демонстрирует компания Paradigm Geophysical, выпускающая приложения для геологической разведки и бурения: «Тема переноса приложений Paradigm с проприетарных вычислительных систем на Linux-кластеры еще в прошлом году серьезно не рассматривалась этой компанией. Но буквально перед Новым годом мы получили информацию, что их израильский центр тестирования приступает к такого рода экспериментам, а в феврале стали поступать известия о том, что портирование программ идет полным ходом и вскоре можно ожидать внедрений их ПО на Linux-кластерах и в России». Интерес Paradigm к Linux обусловлен еще и тем, что компания зарабатывает не только на продаже своего ПО — значительную долю дохода она получает от предоставления услуг аренды приложений и вычислительных ресурсов, и, таким образом, весьма заинтересована в снижении расходов на оборудование.
Экономия — не единственный резон перехода на свободное ПО. «Среди американских заказчиков одним из важных мотивов приобретения Linux-систем является независимость от конкретного поставщика ПО. Особенно это касается проектов в области оборонных систем», — говорит Андрей Филиппов, президент базирующейся в штате Юта компании Elphel. Та же самая картина наблюдается и в России. Примером является, например, межсетевой экран с дополнительной функциональностью, совместно разработанный компаниями ИВК и ALT Linux. Одна из модификаций экрана рассчитана «в основном на государственные организации, силовые ведомства и коммерческие структуры, деятельность которых связана с обработкой информации, составляющей государственную тайну (2-й класс защищенности от НСД (для МЭ), 3-й класс защищенности от НСД (для СВТ) и 3-й уровень контроля НДВ)». НСД, МЭ, СВТ и НДВ (несанкционированный доступ, межсетевой экран, средство вычислительной техники, недекларированная возможность) в маркетинговых материалах ИВК даже не расшифровываются — материалы предназначены для заказчиков, которые ориентируются в этих аббревиатурах как рыба в воде.
«Корпоративные заказчики компании ИВК — это, в основном, крупные государственные учреждения, силовые ведомства, предприятия оборонного комплекса. Все эти категории заказчиков уделяют серьезное внимание серверным решениям на базе Linux, хотя в последнее время растет и интерес к использованию этой ОС на рабочих станциях. В области серверных решений первое место занимают задачи, связанные с созданием высокопроизводительной, надежной и экономичной в обслуживании серверной инфраструктуры для безопасного подключения локальных сетей к Интернету и организации корпоративного интранета. Именно для решения этих задач наша компания совместно с ALT Linux разработала ПО „ИВК Кольчуга“, с технической точки зрения являющееся серверным дистрибутивом Linux. На втором месте — использование ОС Linux на серверах баз данных и серверах приложений. Наконец, все чаще именно Linux наши заказчики выбирают для серверов ПО промежуточного слоя „ИВК Юпитер“», — рассказывает Иван Коровин, начальник информационного отдела компании ИВК.
Успехи свободного ПО в России несомненны. Но и трудностей пока еще более чем достаточно. Одна из них, лежащая на поверхности — вопрос персонала, как у самого заказчика, так и у ведущих серверных компаний, объявивших о поддержке Linux. Еще одна трудность — системным интеграторам невыгодно продавать решения на основе свободного ПО из-за того, что плата за консультационные услуги в России обычно прячется в маржу от продажи оборудования и программ.

Михаил Попов



Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 04 за 2004 год в рубрике бизнес

©1999-2025 Сетевые решения