Сисадминские страшилки
План А заключается в том, чтобы убежать оттуда сломя голову для, как говориться, save ass. Но ведь вы не для этого туда пришли? Лично мне даже нравится разгребать большие завалы. Это, с одной стороны, достаточно сложно, но с другой стороны весьма полезно. Давайте рассмотрим возможные пути выхода из сложившейся ситуации.
сортировка
Чем больше вы находитесь на работе, тем больше находите всяких недочетов и недоделок прошлых админов. Поэтому посвятите несколько первых дней тому, чтобы полностью разобраться в ситуации и в том, как работает та или иная часть вашей сети. Мне нравится следующий порядок:
- серверы;
- файрволлы
- коммутаторы/концентраторы;
- маршрутизаторы;
- рабочие станции;
- принтеры, сканнеры и прочая периферия.
Пока у вас есть время, займитесь составлением схемы сети в чем-нибудь вроде Visio или вообще на бумаге. Составьте план сети, а затем займитесь инвентаризацией. В идеале, вы должны провести вышеописанные работы до того, как на вас свалится какая-нибудь беда. Желательно задокументировать все настолько детально, насколько это возможно. Решение многих проблем станет очевидным после того, как вы разберетесь в том, как работает аппаратура и в том, как она должна работать.
Следует также четко разделить те системы, которые плохо, но работают и те, которые не работают вообще. В первую очередь, разумеется, надо заняться теми, что не работают вообще.
общение с начальством
Самой важной частью является донесение до сведения начальства информации о сложившейся ситуации. Как правило, боссы являются людьми, далекими от компьютеров. Если начальство знает о сложившейся неразберихе в сети – хорошо. Но скорей всего на ваши плечи ляжет ответственность принести ему плохие новости. Ни в коем случае не ругайте своих предшественников – просто выложите ситуацию как есть. Это необходимо, если вы хотите чтобы оно поддержало ваши предложения. Если вы найдете взаимопонимание, то в дальнейшем сможете совместно составить выполнимый план действий.
В данном случае ключевым словом является «выполнимый». Все мы, конечно, хотим работать с современным софтом на новейшем железе, но это не всегда реально. Как правило, в реальной жизни приходится работать на том, что есть. Так что улучшайте все понемногу, приняв за основу ваших решений максимальную пользу для бизнеса.
Знания персонала – самое важное направление, которому хороший админ должен уделять максимум внимания. Наша работа заключается в том, чтобы хорошо работалось людям, а не машинам. Техническая сторона стоит уже после него. Я не знаю, почему появился стереотип гика в виде эдакого заносчивого, трудного в общении и вечно немытого-нечесанного человека. В реальной жизни нет никого, кому бы прощалась невежливость. Вежливость, опрятность и общительность как правило помогает решать любые проблемы. Разумеется не всегда нужно быть добреньким. Вам часто придется для выполнения своей работы вставать на защиту разных ограничений для пользователей или отстаивать свою точку зрения.
Также вам необходимо завести нечто вроде дневника для записи проделанных действий, важной информации и т.д. В него, разумеется, не нужно заносить многостраничные сочинения. Достаточно будет заметок о каких-либо значительных этапах работы. Если вдруг при выполнении какой-либо работы случиться что-то плохое, то дневник поможет вам быстрее восстановить события в памяти и найти решение проблемы. Вдобавок он облегчит вам составление отчетов для начальства о проделанной работе.
Старайтесь правильно подбирать лексику при разговоре с коллегами. Не-техническому менеджеру явно не будет интересно выслушивать истории про то, как много скриптов вы написали или как много маршрутизаторов перепрограммировали. Старайтесь составлять ваши отчеты в виде: « Электронная почта группы А теперь работает как часы, так как я отладил(а) сервер, и он больше не ломается. Теперь у группы А не будет никаких потерь драгоценного рабочего времени ». Это будет бальзамом на душу начальства.
управление пользователями
В любом бизнесе существуют люди, оказывающие большое влияние на других. Они могут стать вашими помощниками или врагами – все зависит от вас. Это, как правило, секретари, или заместители начальников. Они знают гораздо больше о положении дел в конторе, чем кто-либо другой. Поэтому старайтесь обращать на них даже больше внимания, чем на само начальство. Постарайтесь подружиться с ними. Поверьте мне, вы не пожалеете об этом. С другой стороны, интерес также представляют уборщики или другой обслуживающий персонал. Они знают вещи, о которых никто другой даже не догадывается.
Когда вы только пришли на работу, не вздумайте кидаться на помощь пользователям при первом же телефонном звонке. Приучите их излагать свои проблемы в письменной форме, например, по электронной почте или на стикере. Это поможет вам заранее узнать полезную информацию о проблеме и даст вам некоторый запас времени.
управление удаленными пользователями
Напротив, если на вашем попечении находятся еще и удаленные пользователи, то телефон может избавить вас от лишних путешествий. Как правило, в каждом офисе найдется хоть один сотрудник, разбирающийся в компьютерах. Посему постарайтесь сделать его вашим союзником и помощником. В крайнем случае, этот человек сможет дать вам вразумительное описание проблемы.
получение помощи
Все мы знаем, как пользоваться Google, Usenet или другими он-лайн ресурсами для получения помощи по какому-либо вопросу. В любом случае, каким бы простым вам не казался вопрос, если не знаете на него ответ – не стесняйтесь и спросите. Правда при этом все же не стоит использовать свое реальное имя или имя вашей компании. Не существует никаких причин, чтобы делать это. Напротив, существует много причин, чтобы не делать этого. Если вы выложили подобную информацию — считайте что привлекли к себе внимание различных кул-хацкеров, а также рассказали всем, какая плохая ваша компания что наняла такого незнайку как вы.
Как было отмечено вначале, эти стратегии поведения помогли мне избежать множества проблем.
Карла Шредер, перевод Дмитрия Герусса.
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 03 за 2003 год в рубрике sysadmin