Теория и практика построения компьютерных систем
Материал не остался незамеченным, и сегодня в рубрике "Мнение", в продолжение означенной темы, своими соображениями относительно роли информационных технологий в "корпоративной жизни" делится сотрудник одного из старейших и уважаемых системных интеграторов Беларуси. Шеф-редактор
Сегодня трудно себе представить нашу жизнь без компьютерных технологий, или, говоря более обобщенно, без Информационных Технологий (ИТ). Особенно бурное их развитие наблюдается в последние 15 лет, когда мы стали свидетелями триумфального шествия персональных компьютеров (ПК).
Некоторые итоги развития ИТ за последние 15 лет
Давайте непредвзято подведем некоторые итоги этих 15 лет:
• В ряде отраслей компьютерные системы стали движущей силой повышения производительности труда (например, в производстве фильмов). Также, можно говорить и об изменении качества жизни, в первую очередь, в странах с развитой сетью доступа к Internet (например, дистанционное обучение, медицинская диагностика, заказ товаров и услуг в Швеции, США, Эстонии).
• Создана глобальная сеть Internet, многократно расширившая возможности оперативного доступа к информационным ресурсам, и, как следствие, обострение конкурентной борьбы между производителями товаров и услуг за потребителя.
• По отдельным компонентам компьютерных систем наблюдается рост количественных параметров на 3-4 порядка (например, объем жестких дисков вырос с 5 MB до 73 000 MB).
• Возник и усиливается разрыв между темпами роста количественных параметров и темпами роста полезности компьютерных систем, их качественных показателей (сохранился давно известный парадокс — работа занимает все отведенное для нее время).
• Во многих случаях экономическая целесообразность применения ИТ незначительна, а в ряде случаев — отсутствует вообще (здесь на одном полюсе находятся гигантские расходы на поддержание "унаследованных" систем, на другом — непомерные расходы на постоянную модернизацию оборудования).
Типовые задачи организаций в плане ИТ
Для выяснения причин недостаточной эффективности применения ИТ определим основные задачи, стоящие перед организациями в этом плане:
1. Обеспечение сотрудников адекватным инструментарием для работы (технические средства, пользовательские операционные системы, прикладные приложения).
2. Создание среды для коллективной работы сотрудников (серверы, сетевое оборудование).
3. Разграничение прав доступа к информации и приложениям (сетевые операционные системы и их настройка).
4. Коммуникации с внешним миром, прием и передача информации, являющейся в ряде случаев единственным объектом и продуктом труда (каналы связи, коммуникационное оборудование, специализированные серверы и программное обеспечение).
5. Обеспечение сохранности критически важных данных (специализированные устройства хранения, соответствующие организационные мероприятия).
6. Защита внутренней сети и особенно данных от деструктивных посягательств извне (специализированные программные, программно-технические и технические средства, регламенты работы).
7. Эффективное функционирование организации в плане информационного взаимодействия — создание Информационной Системы (технологии групповой работы, маршруты прохождения данных, единые стандарты представления информации и обучение персонала).
8. Непрерывное и адекватное управление технологическими процессами, непрерывное и адекватное функционирование бизнес процессов, систем поддержки принятия управленческих решений. В крайнем случае, детерминированное время восстановления работоспособности систем (отказоустойчивые системы, промышленные компьютеры, технологии и регламенты работ).
9. Интеграция ИС организации с соответствующими системами партнеров-поставщиков и потребителей (технологии и программные средства межсетевого взаимодействия).
10. Эффективное функционирование организации в целом — оптимизация структуры бизнес процессов, среды их выполнения, возможно реинжениринг предприятия (организационный анализ, моделирование и консалтинг).
Применяемые организациями способы решения задач в плане ИТ
Не менее важным для выяснения причин низкой эффективности ИТ является определение типовых способов решения организациями ИТ задач:
• "Латание" дыр. Организации, решающие свои задачи подобным образом, даже не задумываются о роли ИТ в своем бизнесе. Соответственно, не выделяется подготовленные сотрудники, не говоря уже о службах ИТ, которые отвечали бы за эффективное функционирование технических и программных средств (не систем!). Решения принимаются спонтанно и в значительной мере не профессионально.
• Поддерживающий. ИТ представляются обслуживающими и второстепенными. В этом случае, выделяется служба ИТ, зачастую состоящая из одного человека. Стратегических решений от такой службы никто не ожидает, системный подход в применении ИТ отсутствует.
• Проблемно-ориентированный. Такой способ характерен для банков и крупных организаций. В их работе ИТ являются составляющим компонентом производительности, но существуют как бы сами по себе, за деревьями не видно леса. Т.е. адекватное решение конкретные задачи ИТ происходит в отрыве от решения задач организации в целом.
• Системный. При таком способе перед ИТ службой ставится глобальная цель — эффективная работа предприятия в целом. Руководитель службы (подразделения, департамента или т.п.), как правило, входит в состав высшего руководства организации и напрямую влияет на принятие стратегических решений.
Причины низкой эффективности ИТ
Причины низкой эффективности применения ИТ на Беларуси, как мне видится, заключаются в следующем:
1. Практически повсеместное исчезновение этапа проектирования систем, отсутствие методологического подхода к построению Информационных Систем (и даже на более низком уровне, к построению компьютерных систем).
2. Не критическое употребление маркетинговой информации, которому способствуют недостаток специальных знаний, кажущаяся простота применения ПО и технических средств. (Неоправданное распространение лозунга "включи и работай" с отдельных компонент на систему в целом).
3. Ориентация, как правило, на наращивание мощностей отдельных компонентов системы (обычно ПК пользователей), вместо оптимизации ресурсов Информационной Сети предприятия. Под ресурсами понимаются как непосредственно вычислительные мощности серверов и пропускная способность сетевой инфраструктуры, так и технологии работы.
4. Пиратская "бесплатность", и как следствие, неоправданно быстрая смена версий системного и прикладного ПО. Вместо отладки технологий работы происходят модернизации технических средств под требования нового ПО. (Иногда, единственным мотивом для модернизации является стремление играть в современные игры.)
5. Хроническое неуважение интеллектуальной собственности. Выход новой редакции УК не изменил ситуацию с защитой авторских прав и использованием пиратского ПО.
Сложность оплаты проектных и иных интеллектуальных видов работ приводит к их "размазыванию" по стоимости видимых технических средств. Что в свою очередь стимулирует продажу более дорогих аппаратных решений.
6. Боязнь применения бесплатно распространяемого ПО с открытым кодом, зашоренность на продукции Microsoft.
Пути повышения эффективности ИТ
Пути повышения эффективности ИТ всем Вам хорошо известны. Я рискую вызвать негодование повторением прописных истин, основными среди которых являются:
• Разделение труда. Сконцентрируйте внимание на первичных бизнес-процессах своей организации, их упорядочивании и оптимизации.
• Профессионализм. Поручите решение технических задач в области компьютерных и особенно информационных систем квалифицированным специалистам.
• Коллективная работа. Делайте ставку на сотрудничество и совместную работу с устойчивыми профессиональными коллективами.
• Обучение персонала. Проводите регулярное обучение сотрудников эффективным приемам и методам работы с современными техническими и программными средствами.
Вся сложность заключается в том, как реализовать предлагаемые шаги в условиях хронической нехватки финансовых и людских ресурсов. Здесь мы предлагаем воспользоваться технологией аутсорсинга (outsourcing, дословный перевод с английского — внешний источник).
Основная идея — передача части выполняемых функций (работ) внешней организации на долговременной основе.
Основная задача — повышение качества и снижение издержек обслуживания бизнес-процессов.
Основные преимущества:
• Концентрация на первичном, основном бизнесе.
• Стабильное и качественное выполнение несвойственных работ, бизнес-процессов профессиональным коллективом.
• Наличие стратегии развития.
Юрий Александрович Ганчаронок, зам. нач. департамента компьютерных систем, ЗАО "НПП Белсофт"
Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 08 за 2001 год в рубрике технологии