Россия строит волоконно-оптические сети

Для многих американских семей широкополосный интернет все еще остается малодоступным — даже в таких технологически развитых районах, как Кремниевая долина. Зато в гораздо более бедной России миллионы людей скоро смогут получить его поистине в царских масштабах — если только проект московской волоконно-оптической сети не станет еще одним недорытым котлованом.

Московский проект
Москва — последняя из мировых столиц, решившаяся вскрыть свои мостовые для строительства телекоммуникационного кольца. Западные фирмы внимательно следят за этим проектом с государственным и частным участием, желая убедиться в том, что в этой стране можно планировать новые сделки в области волоконно-оптической связи. Вопрос не в том, будет ли построена волоконно-оптическая сеть, — 2500 км кабеля Corning уже зарыто в землю и подсоединено к оборудованию Fujikura. У частных партнеров другая проблема: удастся ли делать деньги, продавая такие услуги, как кабельное телевидение и высокоскоростной интернет-доступ, по сходной цене. Бремя доказательства того, что россияне готовы покупать услуги, поддерживаемые волоконно-оптическим кольцом, легло на компанию Comcor-TV — совместное предприятие российского сетевого оператора "Московская телекоммуникационная корпорация" (Comcor) и компании Moscow Broadband Communication. Последняя является дочерней фирмой нью-йоркской Andersen Group, малоизвестной финансовой фирмы, акции, которой, однако, торгуются на бирже. Этому совместному предприятию принадлежат эксклюзивные права на продажу услуг широкополосной связи, обеспечиваемых новой сетью.
Если Comcor-TV удастся добиться успеха, от города потянется множество новых кабелей, в том числе сеть протяженностью до самой Турции. Однако пока для частного предпринимательства это настоящий Дикий Запад: синдикаты организованной преступности, несовершенное законодательство и слабая защита интеллектуальной собственности превратили российский кабельный бизнес в темный лес.
Вероятно, Comcor-TV будет пробным камнем для многих новых проектов подобного типа. Успех или провал компании станет очевидным осенью этого года. Мэр Москвы Юрий Лужков требует подключения Центрального административного округа города уже к сентябрю 2001 года. Это не пустые слова: город финансирует строительство так называемой Московской волоконно-оптической сети (МВОС) и предоставляет частному оператору Comcor крупные заказы на обслуживание муниципального трафика данных. 
К тому же ситуация такова, что миллионы жителей Москвы не имеют возможности просматривать широковещательные ТВ-каналы из-за последствий пожара на Останкинской телебашне. "Мы уже изготовили плакаты с текстом: „Просим извинения за то, что задерживаем вас", так как наши строительные машины создают огромные пробки на дорогах", — объясняет председатель правления Comcor-TV Фрэнк Бейкер (Frank Baker).

Что даст волоконно-оптическое кольцо
Предприятие взяло энергичный старт. "Идея в том, чтобы обеспечить заказчиков базовыми услугами и предоставить им информацию об остальных", — говорит Бейкер. Абоненты кабельной сети должны будут единовременно заплатить по $23, а затем платить по $2 в месяц за базовый пакет услуг, включающий доставку всех российских телеканалов и 26 радиоканалов. Дополнительный пакет за $10 в месяц охватывает российскую службу CNN, рубрики FoxKids и т.п. Подключение к интернету стоит $30 в месяц при ограниченном объеме доставки контента (около гигабайта) и 60 $ в месяц за неограниченный доступ. Аренда кабельного модема стоит $8 в месяц. Эти цены выгодно отличаются от цен на услуги других провайдеров: неограниченный доступ через местную телефонную сеть стоит в среднем $70.
Два городских района уже подключены и демонстрируют хороший охват населения. Ожидается, что из 90 тыс. жителей подключенных многоквартирных домов — в таких домах проживает 99,9% населения Москвы — 50 тыс. подпишутся на услуги кабельной сети. Три тысячи жителей, по расчету, установят кабельные модемы. С момента пуска службы в эксплуатацию в сентябре на интернет-услуги подписались 300 человек. Число подписавшихся на кабельное ТВ не известно.
Следующая задача компании — обеспечить интернет-телефонию через специальные адаптеры, которые будут выдаваться напрокат. Это позволит пользоваться междугородней и международной связью за невысокую плату. Цены на этот вид услуг будут зависеть не от объема переданной информации, а от числа звонков. Кроме того, Comcor-TV предполагает открыть портал "Москва", содержащий справочник "Желтые страницы" и обеспечивающий дополнительные услуги, такие как бронирование мест для туристов и доставка продуктов.
Судя по предложениям Comcor-TV для инвесторов, компания рассчитывает выйти на окупаемость в мае 2002 года. К тому времени она планирует охватить половину 12-миллионного населения Москвы, подписав на базовые услуги кабельного ТВ 65% жителей этих районов. Если план провалится, то на городскую администрацию и Юрия Лужкова ляжет еще одно черное пятно.
Москве необходимо добиться успеха в оптоволоконном проекте, так как она надеется доказать частным инвесторам, что деньги в город вкладывать можно, и привлечь дополнительный иностранный капитал для новых проектов. Но те инвесторы, которые уже имеют опыт игры в российский интернет, советуют проявлять осторожность. С учетом неблагоприятного инвестиционного климата и низких доходов граждан защита капиталов и продажа передовых интернет-услуг москвичам станут большими проблемами для Comcor-TV. "На Западе, где широкополосная инфраструктура развита значительно лучше, и то есть проблемы. Так что в ближайшее время вряд ли можно рассчитывать на счастливое будущее услуг широкополосной связи в России", — говорит Виктор Хуако (Victor Huaco), руководитель финансовой компании Orion Capital Advisors, которая приобрела контрольный пакет акций Rambler, российского аналога Yahoo!.
Эта инвестиция в российскую интернет-собственность считается крупнейшей — она оценивается в 30 млн $. В совет директоров Orion входит Эстер Дайсон (Esther Dyson), один из крупнейших частных инвесторов российского интернет-сектора. С момента перехода в руки Хуако трафик Rambler вырос с 1,2 млн уникальных посещений весной 2000 года до более чем 2 млн осенью. Однако, как и другие отрасли российской экономики, интернет переживает трудные времена и такие инвесторы, как Хуако, настороженно относятся к поддержке новых предприятий, в которых есть хотя бы малейший риск. "Все игроки попали под холодный душ", — говорит он.

Кабельные пираты и другие конкуренты
По крайней мере одна из проблем, с которой Comcor-TV не должен столкнуться в столице, это конкуренция со стороны нелегальных кабельных операторов. В регионах же, в условиях слабой защиты интеллектуальной собственности и прав потребителей, многие местные операторы, по слухам, контролируются преступными группировками — а этот способ ведения бизнеса не вполне соответствует международным стандартам телекоммуникационной индустрии. "У моей мамы в Ульяновске восемь ТВ-каналов, за которые она платит 22 рубля в месяц. Их предоставляет нелегальная спутниковая служба, — рассказывает один московский бизнесмен. — Это реальная конкуренция для легальных кабельных проектов".
Тем не менее в России есть широкие перспективы для волоконной оптики, если она окажется менее дорогим и более прибыльным средством связи по сравнению со спутниками и окупит инвестиции городских властей, которые всегда контролируют подобные проекты. До сих пор попытки создать крупные частные быстродействующие волоконно-оптические сети предпринимались интернет-сервис-провайдерами с развитой региональной сетью, такими как Golden Telecom, и "дочками" телекоммуникационных компаний, такими как Systema, принадлежащая московскому оператору местной телефонной связи MTS. "Несколько государственных и частных компаний сделали крупные инвестиции в развитие инфраструктуры, — говорит Джейсон Доунс (Jason Downes), вице-президент по развитию бизнеса интернет-инкубатора Ru-Net Holdings. — Мы знаем, например, что российская система железных дорог имеет свою обширную волоконно-оптическую сеть, а Газпром — свою, которая тянется от Турции до Владивостока".
Московский проект, по мнению Доунса, может стать катализатором для создания аналогичных крупномасштабных предприятий. В Рунете известно по крайней мере о двух подобных сетях, проектируемых в Челябинске и Ростове. "Если московский проект удастся, то можно ожидать вложения новых средств в региональные проекты", — предполагает Доунс. 
Такие проекты уже два года лежат на столе и у Бейкера, но он не намерен предпринимать ничего нового, пока не начнет окупаться его московское предприятие. 
После запуска сервисов в московской сети он планирует оценить такие возможности и в других городах, включая Санкт-Петербург. "Тише едешь — дальше будешь", — говорит он.



Сетевые решения. Статья была опубликована в номере 02 за 2001 год в рубрике бизнес

©1999-2024 Сетевые решения