Факторы роста и сдерживания на рынке спецтехники
В 2018 году российский рынок спецтехники резко пошёл вверх. Продажи за год выросли на 31 процент, хотя до докризисных цифр ещё далеко. Ряд экспертов отмечает, что потребители вышли из режима экономии и стали покупать новую технику вместо бывшей в эксплуатации. В 2014-2017 годах на рынке спецтехники наблюдалось падение спроса более чем на 70 процентов и повышение цен в два раза. В числе основных причин введение утилизационного сбора, падение курса рубля, череда экономических санкций, в том числе в отношении специализированной техники, технологий и запасных частей, которые очень больно ударили по этой импортозависимой отрасли. Как следствие, существенное снижение доступа к дешёвым кредитам и инвестиционной активности. Так, по данным Росстата, доля затрат на приобретение машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2017 году составила всего 28,3 процента, это на 4,2 процента меньше по сравнению с докризисным 2013 годом, на 15,5 процента ниже, чем 12 лет назад.
Начиная с 2014 года, потребители в условиях жесткой экономии были вынуждены либо поддерживать на ходу старую технику, либо покупать бывшую в эксплуатации. Однако уже к 2016 году бэушная техника в хорошем состоянии стала дефицитной. Главным образом из-за введения утилизационного сбора.
Так, если в 2015 году доля подержанной техники составляла 21 процент, то к 2016 году она снизилась до 8 процентов. В результате на фоне вынужденного снижения инвестиционной активности во многих отраслях изношенность некоторых видов спецтехники достигла 70-80 процентов. Таким образом сформировался отложенный спрос.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2018 году объем продаж импортной спецтехники в России увеличился на 31 процент. Тем не менее до показателей 2013 года еще далеко. Что касается российских производителей дорожно-строительной техники, то, по данным Росспецмаш, продажи за год выросли на 31,5 процента, а объем производства за два года на 52 процента. По данным ассоциации, больше всего было продано экскаваторов-погрузчиков, плюс 70 процентов, экскаваторов, плюс 49 процентов, дорожных катков, плюс 40 процентов.
По мнению участников рынка, на ситуацию повлияли меры государственной поддержки производителей и стимулирования внутреннего спроса. Льготное кредитование, частичная компенсация затрат на проведение НИОКР, субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на комплексные инвестпроекты.
Пожалуй, самое сильное позитивное влияние оказали субсидии на уплату утилизационного сбора российским предприятиям и льготный лизинг, благодаря которому в 2018 году было заключено в четыре раза больше лизинговых договоров, чем за год до того.
На наш взгляд, говорить о том, что потребители переключились на новую спецтехнику, некорректно. На вторичном рынке всегда был и будет свой покупатель, для которого покупка бэушной техники есть единственный способ решить проблему изношенности парка при ограниченном финансировании или сформировать его с нуля.
Прежде всего, это малые и средние предприятия. Крупным компаниям чаще всего также выгоднее продать технику, чем сдавать ее в аренду, поскольку арендодатели несут дополнительную нагрузку по техническому обслуживанию, кадровому обеспечению, комментирует Андрей Ковалев, руководитель компании Heavy Fair.
Эксперты в оценке прогноза на 2019 год достаточно осторожны. С одной стороны, в качестве стимула они называют отложенный спрос и большое количество запланированных инфраструктурных государственных проектов, которые потребуют качественной дорожно-строительной технике.
Также обсуждается возможность увеличения размера субсидий на компенсацию затрат на лизинг в удаленных регионах с 15 до 20 процентов. С другой стороны, многие участники рынка опасаются рисков изменения сценария государственной поддержки, а также введения новых санкций и ослабления рубля.
Неоднозначная ситуация сложилась в отношении импортных машин и оборудования. К примеру, в 2018 году на 15 процентов была повышена ставка утилизационного сбора, но на компенсацию государства могут претендовать компании с определенным процентом локализации производства в России.
Кроме того, 19 февраля было подписано постановление правительства России, согласно которому с 1 марта запрещается покупать в лизинг спецтехнику иностранного производства для нужд регионов и муниципалитетов в случае, если существуют отечественные аналоги.
Вместе с тем эксперты считают, что на сегодняшний день российская техника не может заместить импортную полностью, поскольку создание конкурентоспособной продукции требует времени. Также до конца не решены вопросы ее сервисного обслуживания и покупки запасных частей.
Таким образом, вероятность роста стоимости техники и снижения объема продаж остается. Андрей Ковалев считает, что в сложившихся условиях у потребителей вторичного рынка могут быть три варианта ответной реакции. Увеличение оборачиваемости импортной техники, переход на покупку вторичных российских машин и переход на покупку нового, но более дешевого оборудования.
В данной ситуации мы наблюдаем политику протекционизма со стороны государства. Она поддерживает локальных производителей. Запрет на взятие в лизинг импортной спецтехники и повышение ставок утилизационного сбора приняты с целью увеличения спроса на продукцию российского производства. При этом важно отметить, что пока что не вся отечественная техника способна конкурировать по функционалу и эффективности с импортной.
Поэтому у некоторых категорий клиентов нет возможности перехода на покупку машин исключительно российского производства. Реакцию рынка мы сможем проанализировать по результатам двух кварталов, после чего можно будет делать прогнозы на оставшееся полугодие.
По словам эксперта, при выборе бэушной техники следует остерегаться покупки с рук, поскольку на стихийном вторичном рынке нередки случаи мошенничества. Лучше обратиться к профессионалам, которые возьмут на себя диагностику оборудования, логистику, обеспечат юридическую чистоту сделки, подготовят документацию. Это поможет избежать незаконных сделок, завышения цен, а также покупки некачественной техники. Кроме того, на профессиональном вторичном рынке существует возможность покупки в лизинг.
Что касается инвестиционных настроений среди предпринимателей, то, по данным последнего исследования Федеральной службы государственной статистики, свыше 70 процентов руководителей компаний ожидают в 2019 году увеличения инвестиционной активности или сохранения её на прежнем уровне.
Более половины респондентов рассчитывают на то, что экономическая ситуация в организации сохранится, 37 процентов предполагают ее улучшение. Основными сдерживающими факторами названы высокий уровень инфляции и неопределённость экономической ситуации в стране, это 62 процента, недостаток собственных финансовых средств, 60 прцентов, инвестиционные риски, 58 процентов, высокий процент коммерческого кредита, 54 процента, а также параметры курсовой политики в стране, это 52 процента.
При этом 66 процентов респондентов заявили, что главной целью инвестирования в основной капитал по-прежнему останется замена изношенной техники и оборудования. А это означает, что с большой долей вероятности рост продаж специализированной техники продолжится.
www.rosspetsmash.ru
Начиная с 2014 года, потребители в условиях жесткой экономии были вынуждены либо поддерживать на ходу старую технику, либо покупать бывшую в эксплуатации. Однако уже к 2016 году бэушная техника в хорошем состоянии стала дефицитной. Главным образом из-за введения утилизационного сбора.
Так, если в 2015 году доля подержанной техники составляла 21 процент, то к 2016 году она снизилась до 8 процентов. В результате на фоне вынужденного снижения инвестиционной активности во многих отраслях изношенность некоторых видов спецтехники достигла 70-80 процентов. Таким образом сформировался отложенный спрос.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2018 году объем продаж импортной спецтехники в России увеличился на 31 процент. Тем не менее до показателей 2013 года еще далеко. Что касается российских производителей дорожно-строительной техники, то, по данным Росспецмаш, продажи за год выросли на 31,5 процента, а объем производства за два года на 52 процента. По данным ассоциации, больше всего было продано экскаваторов-погрузчиков, плюс 70 процентов, экскаваторов, плюс 49 процентов, дорожных катков, плюс 40 процентов.
По мнению участников рынка, на ситуацию повлияли меры государственной поддержки производителей и стимулирования внутреннего спроса. Льготное кредитование, частичная компенсация затрат на проведение НИОКР, субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на комплексные инвестпроекты.
Пожалуй, самое сильное позитивное влияние оказали субсидии на уплату утилизационного сбора российским предприятиям и льготный лизинг, благодаря которому в 2018 году было заключено в четыре раза больше лизинговых договоров, чем за год до того.
На наш взгляд, говорить о том, что потребители переключились на новую спецтехнику, некорректно. На вторичном рынке всегда был и будет свой покупатель, для которого покупка бэушной техники есть единственный способ решить проблему изношенности парка при ограниченном финансировании или сформировать его с нуля.
Прежде всего, это малые и средние предприятия. Крупным компаниям чаще всего также выгоднее продать технику, чем сдавать ее в аренду, поскольку арендодатели несут дополнительную нагрузку по техническому обслуживанию, кадровому обеспечению, комментирует Андрей Ковалев, руководитель компании Heavy Fair.
Эксперты в оценке прогноза на 2019 год достаточно осторожны. С одной стороны, в качестве стимула они называют отложенный спрос и большое количество запланированных инфраструктурных государственных проектов, которые потребуют качественной дорожно-строительной технике.
Также обсуждается возможность увеличения размера субсидий на компенсацию затрат на лизинг в удаленных регионах с 15 до 20 процентов. С другой стороны, многие участники рынка опасаются рисков изменения сценария государственной поддержки, а также введения новых санкций и ослабления рубля.
Неоднозначная ситуация сложилась в отношении импортных машин и оборудования. К примеру, в 2018 году на 15 процентов была повышена ставка утилизационного сбора, но на компенсацию государства могут претендовать компании с определенным процентом локализации производства в России.
Кроме того, 19 февраля было подписано постановление правительства России, согласно которому с 1 марта запрещается покупать в лизинг спецтехнику иностранного производства для нужд регионов и муниципалитетов в случае, если существуют отечественные аналоги.
Вместе с тем эксперты считают, что на сегодняшний день российская техника не может заместить импортную полностью, поскольку создание конкурентоспособной продукции требует времени. Также до конца не решены вопросы ее сервисного обслуживания и покупки запасных частей.
Таким образом, вероятность роста стоимости техники и снижения объема продаж остается. Андрей Ковалев считает, что в сложившихся условиях у потребителей вторичного рынка могут быть три варианта ответной реакции. Увеличение оборачиваемости импортной техники, переход на покупку вторичных российских машин и переход на покупку нового, но более дешевого оборудования.
В данной ситуации мы наблюдаем политику протекционизма со стороны государства. Она поддерживает локальных производителей. Запрет на взятие в лизинг импортной спецтехники и повышение ставок утилизационного сбора приняты с целью увеличения спроса на продукцию российского производства. При этом важно отметить, что пока что не вся отечественная техника способна конкурировать по функционалу и эффективности с импортной.
Поэтому у некоторых категорий клиентов нет возможности перехода на покупку машин исключительно российского производства. Реакцию рынка мы сможем проанализировать по результатам двух кварталов, после чего можно будет делать прогнозы на оставшееся полугодие.
По словам эксперта, при выборе бэушной техники следует остерегаться покупки с рук, поскольку на стихийном вторичном рынке нередки случаи мошенничества. Лучше обратиться к профессионалам, которые возьмут на себя диагностику оборудования, логистику, обеспечат юридическую чистоту сделки, подготовят документацию. Это поможет избежать незаконных сделок, завышения цен, а также покупки некачественной техники. Кроме того, на профессиональном вторичном рынке существует возможность покупки в лизинг.
Что касается инвестиционных настроений среди предпринимателей, то, по данным последнего исследования Федеральной службы государственной статистики, свыше 70 процентов руководителей компаний ожидают в 2019 году увеличения инвестиционной активности или сохранения её на прежнем уровне.
Более половины респондентов рассчитывают на то, что экономическая ситуация в организации сохранится, 37 процентов предполагают ее улучшение. Основными сдерживающими факторами названы высокий уровень инфляции и неопределённость экономической ситуации в стране, это 62 процента, недостаток собственных финансовых средств, 60 прцентов, инвестиционные риски, 58 процентов, высокий процент коммерческого кредита, 54 процента, а также параметры курсовой политики в стране, это 52 процента.
При этом 66 процентов респондентов заявили, что главной целью инвестирования в основной капитал по-прежнему останется замена изношенной техники и оборудования. А это означает, что с большой долей вероятности рост продаж специализированной техники продолжится.
www.rosspetsmash.ru